Вербальные и невербальные средства в педагогическом общении на уроках в начальной школе
Автор: Александрова Елена Валериевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 36" Населённый пункт: Белгородская область Наименование материала: Статья Тема: Вербальные и невербальные средства в педагогическом общении на уроках в начальной школе Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
“средняя общеобразовательная школа № 36”
Методический кабинет
Вербальные
и
невербальные
средства
в
педагогическом
общении
на
уроках
в
начальной
школе
Подготовила:
учитель начальной школы
Александрова Е. В.
г. Старый Оскол
2016 год
Человеческая
жизнь
на
всем
ее
протяжении
проявляется
прежде всего в общении.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и
р а з в и т и я
ко н т а кт о в
м еж ду
л ю д ь м и ,
п о р ож д а ем ы й
потребностями в совместной деятельности и включающий в себя
обм е н
и н ф о рм а ц и е й ,
в ы р а бо т к у
ед и н о й
с т р а т е г и и
взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Виды
общения
можно
классифицировать
по
различным
признакам:
1.
функционально-рулевой;
2.
личностный;
3.
информационный.
Однако
педагогическое
общение,
т.
е.
общение
учителя
с
учеником практически невозможно отнести к какому-либо из этих
типов: учитель и ученик – это носители социальных ролей, их
отношения имеют личностный характер, основным компонентом
содержания
их
общения
является
обмен
информацией.
Таким
образом, педагогическое общение в одинаковой мере относится к
любому из этих трех типов.
Основное
предназначение
общения
в
жизни
людей
–
это
преодоление ограниченности индивидуального опыта.
Существуют
следующие
основные функции педагогического
общения:
Нормативная функция педагогического общения – обеспечение
освоение
норм
и
правил
поведения
и
формирования
умений
и
навыков правильного поведения.
Эмоциональная
функция
педагогического
общения
–
это
обогащение
всего
спектра
положительных,
прежде
всего
эмоциональных,
состояний
учащихся
в
ходе
любого
вида
воспитательной работы, как на уроках, так и на переменах.
Познавательная функция
педагогического
общения
–
обеспечение
усвоения
детьми
знаний
об
окружающем
мире,
о
природных и общественных явлениях и процессах.
Актуализирующая функция
педагогического
общения
–
это
реализация личности, самоутверждение ученика и учителя.
Эти важные функции педагогического общения реализуются
в обучении с помощью вербальных и невербальных средств.
В педагогическом общении, как и в других его видах, велика
роль слова – вербальных средств педагогического общения . С его
помощью
учитель
объясняет
и
спрашивает,
убеждает,
направляет и стимулирует, а ученик сообщает о своих проблемах,
успехах и переживаниях.
Богатство
речевого
оформления
мысли,
свобода
владения
речью, отсутствие в них лишних слов и слов паразитов, позволяет
учителю привлечь внимание учеников, даже к казалось бы, мало
интересному материалу, понятно и доступно объяснить трудное,
вовремя найти нужное слово для одобрения и утешения. Вместе с
тем, слово оказывается мощнейшим физиологическим фактором.
Уметь самому правильно и красиво выражать свои мысли и учить
этому учеников – важная задача учителя, которая решается в
педагогическом общении.
В зависимости от того, как мы используем слова, выделяют
различные виды речи, которые учитель и учащиеся используют на
уроках.
Речь
внутренняя
внешняя
письменная
восклицательная
диалог
монолог
Внутренняя
речь
–
речь
про
себя.
Ребенок
у
доски
анализирует
у
доски
решение
задачи.
Никто
не
слышит
его
рассуждений; эта речь не понятна никому, кроме самого ребенка.
Внешняя речь – устная ,слышимая речь, предназначенная для
людей,
находящихся
рядом
с
вами.
Такой
вид
речи
чаще
всего
и с п ол ьзу ет с я
н а
ур о ка х .
В н е ш н я я
р еч ь
д ел и т с я
н а
восклицательную,
которая
служит
для
выражения
эмоций
человека; диалогическую речь и монолог.
Диалогическая
речь ,
которую
также
называют
разговорной, поддерживается взаимными репликами собеседников.
Диалогическая речь часто применяется на уроках во время бесед,
дискуссий ,обсуждения изученного и нового материала.
Монолог
произносится
одним
человеком
при
обращении
к
другому или многим людям. В нашем случае – учитель к ученикам.
Такая речь должна быть подготовлена, грамматически правильно,
логически
завершена,
выразительна
(особенно
в
начальных
классах). Монолог часто используется при объяснении новой темы
учителем, и учениками -
при чтении заранее подготовленных
докладов.
Еще один вид речи – письменная речь , появилась намного
позднее устной. Очень часто используется на уроках, особенно при
конспектировании. если она не направлена на общение учителя с
учащимися,
то
благодаря
такой
речи
учитель
часто
поддерживает контакт с родителями ребенка.
Действительно, слово в общении именует исключительно важное
значение.
Нельзя
не
согласиться
с
характеристикой,
данной
великим мастером поэтического выражения чувств А. А. Фетом:
Иные странно действуют слова :
Услышишь их и сердце вдруг сожмется.
Однако,
как
не
велики
возможности
слова
в
качестве
общения,
оно
не
может
передать
всей
гаммы
чувств
и
настроений, а значит и всей глубины смысла того, с чем человек
обращается к другому. Недаром тот же мастер художественного
слова заметил:
Что скажет звук, движенье или вздор,
Упрямое не перескажет слово.
В
отечественной
педагогике
проблеме
использования
невербальных средств педагогического общения большое внимание
уделяли С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко.
С. Т. Шацкий обращал внимание учителей на необходимость
заботиться не только о содержании своих требований, но и о
форме и тоне их предъявления. Рассматривая внешность учителя,
манеры поведения, интонацию речи, мимику и пантомимику как
важные средства воздействия на общающихся, А. С. Макаренко
считал необходимым обучать учителей педагогической технике.
Ученые считают, что в каждом высказывании, обращенном к
другому человеку, есть две части – содержание
и отношение.
Информация, передаваемая в словах, содержит только значение.
Отношение выражается в тоне, тембре, громкости, скорости
речи,
в
мимике,
жестах.
Особое
проявление
и
использование
невербальных средств выявлено на уроках литературного чтения
(чтение
стихотворений,
чтение
произведения
по
ролям),
на
риторике, на уроках православной культуры.
Учителю важно знать как можно глубже и разносторонне
различные
способы
передачи
информации
и
отношения
к
ней,
чтобы
умело
ими
пользоваться
в
учебной
и
воспитательной
работе,
а
также
для
того,
чтобы
научиться
своевременно
и
правильно оценивать реакцию учеников, отношение к сообщаемому
учителем.
Сложность в том, что учащихся в классе, как правило, 20-25
человек и каждый выражает свое отношение по-своему, хотя у
многих есть что-то общее. Поэтому учителю важно развивать у
себя объем внимания, способность одновременно видеть всех в
классе, рационально распределять внимание.
В
психологии
выделяют
следующие виды
невербальных
средств общения:
1) Визуальные:
a.
движения рук, головы, ног, туловища;
b.
выражение лица, выражение глаз;
c.
поза, осанка, положение головы;
d.
направление взгляда, визуальные контакты;
e.
кожные реакции: покраснение, побледнение;
f.
пространственная
и
временная
организация
общения;
g.
вспомогательные
средства
общения:
признаки
пола, возраста, расы;
h.
внешний вид: прическа, телосложение…
2) Акустические:
a.
качества
голоса,
его
диапазон,
тональность,
громкость, тембр, ритм;
b.
речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель…
3) Тактильные:
a.
прикосновения, пожатие руки.
4) Ольфакторные:
a.
запахи окружающей среды;
b.
запахи человека.
Основными
задачами
невербального
общения
считают
следующие:
1) создание
и
поддержка
психологического
контакта,
регуляция процесса общения;
2) придание
новых
смысловых
оттенков
словесному
тексту, правильное толкование слов;
3) выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации.
Невербальные
средства,
как
правил о,
не
м о г у т
самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка
глухонемых). Они скоординированы как между собой, так и со
словами в целом.
Литература
1) Рогов Е. И. Психология общения. М. – “Владос”. – 2003г.
2) Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика
воспитания. М. – “Академа”. – 2002г.
3) Морозов
А.
В.
Психология
влияния.
–
Санкт-Петербург.
–
“Питер”. – 2001г.
4) Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М. -
“Владос-пресс”. – 2002г.