Напоминание

Совершенствование качества современного урока физической культуры, повышение его эффективности, применение средств современного обучения


Автор: Постовалов Сергей Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Куртамышская СОШ №1"
Населённый пункт: г. Куртамыш
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование качества современного урока физической культуры, повышение его эффективности, применение средств современного обучения
Раздел: среднее образование





Назад




Совершенствование качества современного урока, повышение его эффективности,

применение средств современного обучения

Повышение качества образования – актуальная проблема современного образования. Ее

решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий

организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата

образования.

Это в полной мере касается и школьного физкультурного образования. Однако современная

система общего и среднего физкультурного образования России в настоящее время переживает

серьезный кризис, который проявляется в следующем:

- в недостаточной образованности населения в области физической культуры;

- в низком уровне здоровья и физической подготовки учащихся;

- в малом числе людей систематически занимающихся физической культурой и спортом (10-15%).

Основными причинами кризиса в физкультурном образовании является следующее:

1. Подмена образовательного содержания учебных занятий по физической культуре содержанием

из других форм физического воспитания: общей физической подготовкой, тренировочных,

оздоровительных, ЛФК, превращение урока в одну из форм активного отдыха.

2. Явная недооценка и недостаточное внимание к формированию специальных физкультурных

знаний у школьников.

3. Недостаточное внимание к созданию условий для перерастания образовательного процесса в

процессы самообразования и самосовершенствования.

4. Отсутствие четко сформулированной и общепризнанной цели по физической культуре в школе.

5. Явно недостаточный объем учебного времени, отводимого на обязательные учебные занятия.

6. Недостаточное использование научных достижений в спортивной области, средств и методов

спортивной тренировки, адаптированных к условиям массовых форм физического воспитания.

7. Слабое владение учителями физического воспитания современными педагогическими и

здоровьесберегающими технологиями.

Кризис системы общего и среднего физкультурного образования вызывает острую необходимость

модернизации системы.

Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни,

объёмом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными

исследованиями, которые свидетельствуют о том, что «оптимальная физическая нагрузка в

сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в

предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни».

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так,

чтобы были решены следующие задачи:

- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных

возможностей организма;

-

формирование

культуры

движений,

обогащение

двигательного

опыта

физическими

упражнениями

с

общеразвивающей

и

корригирующей

направленностью,

техническими

действиями и приемами базовых видов спорта;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в

формировании здорового образа жизни;

- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной

деятельности, самостоятельной организации занятий

- воспитание положительных качеств личности,

норм коллективного взаимодействия и

сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Из школы должны выходить здоровые, образованные, всесторонне развитые люди,

которым предстоит решать сложные задачи и им понадобится и развитый интеллект, и большой

багаж знаний и, конечно же – здоровье. Важную роль в сохранении здоровья, в приобщении к

здоровому образу жизни должна играть не только семья, но и школа. Ведь ребенок 6-7 часов в

день (практически рабочий день взрослого человека!) проводит в стенах учебного заведения.

Опираясь на

данные

педагогического

мониторинга обучающихся,

учитывая

заказ

родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным при построении воспитательно-

образовательного процесса включать в него современные образовательные технологии.

Одним из приоритетных направлений работы школы, является повышение качества

образования через использование здоровьсберегающих технологий.

Здоровьсберегающие технологии

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить детям возможность сохранения здоровья за

период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому

образу

жизни,

научить

использовать

полученные

знания

в

повседневной

жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех

технологий, по степени влияния на здоровье обучающихся, так как основаны на возрастных

особенностях познавательной деятельности обучающихся, оптимальном сочетании двигательных

и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании

различных форм предоставления информации.

При планировании и проведении урока следует опираться на основные современные требования к

уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:

- рациональная плотность урока;

- включение в занятие вопросов, связанных со здоровьем учащихся,

способствующих

формированию у студентов ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

- оптимальное сочетание различных видов деятельности;

- выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого

самовыражения учащихся;

- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

- осуществление индивидуального подхода к обуучающимся с учетом личностных возможностей;

- создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной

разрядки;

Здоровьесберегающая

технология

включает

в

себя:

знакомство

с

результатами

медицинских осмотров учащихся; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в

построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для

заинтересованного отношения к учёбе.

Контрольные испытания, задания, тестирование дают мне исходную (и текущую)

информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в

каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее

тестирование. Во время занятия я чередую различные виды учебной деятельности; использую

методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения моих учащихся.

И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол

учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях

обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

(освещение, характеристика воздуха, температурный режим).

Результат использования технологии: улучшение показателей физического развития,

эмоционального состояния; формирование стремления вести здоровый образ жизни; повышение

уровня физической подготовленности.

Технология уровневой дифференциации.

Цель использования технологии: создание условий личностного развития, оптимального уровня

физической активности учащихся, независимо от индивидуальных способностей и особенностей.

Задачи:

- сохранить интерес к предмету на протяжении всей учебы;

- обеспечить индивидуальный уровень овладения знаниями, умениями, навыками;

- создать условия для определенной степени самостоятельности детей в обучении

В классе часто обучаются ребята с разным уровнем физической подготовленности и

психологическими качествами. Это является причиной понижения эффективности уроков

физической культуры при условии использования единообразных требований и методов работы

со всеми обучащимися. Применяя современную обучающую технологию дифференцированного

обучения мной на уроках физической культуры применяются элементы технологии уровневой

дифференциации:

- на уроке детям дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и

познавательного интереса к предмету;

- при оценивании учитывается не только достигнутый результат, но и динамика изменений

физической подготовленности ученика;

- для учащихся специальной медицинской группы дается отдельное задание;

- для детей, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны и утверждены темы

рефератов;

- ежегодно в начале и конце учебного года проводится тестирование всех учащихся с целью

определения уровня физических способностей для дифференциации;

- одаренные учащиеся участвуют в соревнованиях муниципального уровня.

Результат использования технологии: данный подход к обучению на уроках физкультуры нацелен

прежде всего на укрепление здоровья и развития двигательной активности учащихся. Основные

результаты занятий – профилактика заболеваемости у обучающихся, а также повышение интереса

к занятиям физическими упражнениями, возможность каждому реализоваться, добиваться успеха.

Информационно-коммуникационные технологии.

Цель использования технологии:

повышение качества образования через использование

информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными

формами обучения.

Основные задачи обучения:

- приобрести базовый набор знаний и расширить кругозор по информационным технологиям;

- сформировать практические навыки использования информационных технологий в области

физической культуры и спорта;

- развить творческие способности в решении профессионально-педагогических задач;

На уроках физической культуры использую электронные презентации. Это разрешает сделать

урок более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения

разучиваемых

движений,

исторические

события,

биографии

спортсменов,

освещение

теоретических вопросов различных направлений.

Обязательные

инструктажи,

проводимые

перед

каждым

новым

разделом

программы,

разрабатыватся в виде презентаций. Дети с интересом воспринимают ту же самую информацию,

которая ранее

предъявлялась в традиционной устной форме. В презентации обязательно

включаются фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что

позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы,

а также получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по

физкультуре.

Учащиеся, освобожденные от практических занятий физической культурой по состоянию

здоровья, по желанию делают презентации на теоретические темы и выступают с докладами перед

одноклассниками.

Результат использования технологии: интенсификация всех уровней учебно-воспитательного

процесса за счет применения средств современных информационных технологий. ИКТ позволило

значительно расширить и разнообразить содержание обучения на уроке.

Игровая технология.

Цель использования технологии: активизация и совершенствование основных психических

процессов, лежащих в основе двигательной.

Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном

процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-

педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игровая деятельность

на уроках дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет

усвоить большее количество информации, помогает ребятам в процессе игры научиться

принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий

ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и

быстрому освоению материала. Ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под

давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся

двигаться, играть. Игра – это проявление желания действовать.

На каждом уроке физической культуры применяются элементы игровой технологии:

- для обучения двигательным действиям (подвижные игры, спортивные игры – баскетбол,

волейбол, футбол)

- для развития различных физических качеств (эстафеты, подвижные игры)

- для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков

поведения

- для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и тем самым

повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом

Результат использования технологии: активная двигательная деятельность игрового характера и

вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме,

улучшают работу всех органов и систем.

Соревновательная технология.

Цель использования технологии:

стимулировать максимальное проявление двигательных

способностей.

Соревновательная технология исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и

соревнование. Он способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых

качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности.

Поэтому на уроках и внеклассных занятиях применяю самый эффективный метод в физическом

воспитании – соревновательно - игровой. Он многогранен и является проверенным средством

активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на внеурочных занятиях.

Важным достоинством данного метода является возможность введения его во все виды учебной

программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки.

Применение соревновательно - игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию

позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии, а сами занятия сделать

более интересными.

При совершенствовании различных двигательных действий применяются соревновательные

методы – ребенок применяет разученное действие для повышения показателей физической

подготовленности. Так, например, освоенная техника высокого старта, стартового разгона, бега по

дистанции и финиширования позволяет повысить скорость прохождения своего этапа на

соревнованиях в эстафете.

- на занятиях по волейболу, баскетболу и т.д. обязательно применяется соревновательный метод в

процессе учебной игры для:

- повышения эмоциональной направленности урока,

- увеличения интереса к игре,

- повышения мотивации к совершенствованию технико-тактических навыков и развитию

физических качеств.

- соревновательный метод очень эффективен в привлечении учащихся к занятиям физической

культурой и спортом во внеурочное время – учащиеся охотно участвуют в соревнованиях, активно

болеют за свои команды, что способствует более ответственному отношению к предмету

«Физическая культура» и повышению стремления обучающихся к самосовершенствованию;

- во время сдачи контрольных тестов применение соревновательной технологии позволяет

добиться более высоких показателей физической подготовленности, помогает студентам обрести

уверенность в своих силах.

Результат использования технологии: повышение мотивации к изучению предмета.

Благодаря

использованию

различных

технологий

учащимся

прививаются

такие

важные

личностные

качества,

как

толерантность

и

коллективизм,

совершенствуется

физическое

мастерство, укрепляется здоровье, отбираются сильнейшие для участия в муниципальных

соревнованиях.

Повышение качества уроков физической культуры должно основываться на учете таких

компонентов образовательного процесса, как обучение, воспитание, оздоровление, развитие

учащихся. Такой же подход, очевидно, должен иметь место и при разработке критериев оценки

качества проводимых занятий по физической культуре.

Основными организационно-педагогическими условиями повышения качества уроков физической

культуры в современной школе являются:

1. Изменение действующей вариативной части программы за счёт внесения в её содержание

коррективов, учитывающих индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы

учащихся к урокам физической культуры, а также образовательные возможности школы и

региона.

2. Усиление и расширение образовательной направленности школьной физической культуры за

счет её ориентации на качественные показатели обучения, воспитания, развития, оздоровления

детей.

3.

Внедрение

в

систему

уроков

физической

культуры

современных

информационных

образовательных технологий.

4. Формирование и развитие у педагогов физической культуры теоретической составляющей

профессиональной компетентности в соответствии с современными достижениями теории и

практики физической культуры.

5. Оснащение образовательного учреждения современными средствами материально-технического

обеспечения школьных уроков, обеспечивающих учащимся качественно освоить программный

материал по предмету «Физическая культура».

Повышение качества урока физической культуры в русле обновления содержания школьного

образования возможно при его ориентации на достижение показателей, характеризующих уровень

обученности, воспитанности, развития и здоровья школьников и основанных на учете

индивидуальных особенностей, потребностей, отношения к занятиям физической активностью и

мотивации всех участников образовательного процесса.

В качестве основных показателей качества уроков физической культуры целесообразно выделить

следующие:

1) показатели качества обучения школьников (уровень знаний учащихся; успеваемость учащихся

по предмету «Физическая культура»);

2) показатели качества воспитания школьников (дисциплинированность учащихся на уроках

физической культуры; отношение учащихся к предмету «Физическая культура»; интерес

учащихся к физкультурно-спортивной деятельности;

3) показатели качества развития школьников (уровень развития у учащихся физических

способностей)4) показатели качества оздоровления школьников (число учащихся, имеющих

подготовительную группу здоровья; число учащихся, болеющих простудными заболеваниями в

течение учебного года; уровень травматизма среди учащихся на уроках физической культуры).



В раздел образования