Автор: Постовалов Сергей Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Куртамышская СОШ №1"
Населённый пункт: г. Куртамыш
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование качества современного урока физической культуры, повышение его эффективности, применение средств современного обучения
Раздел: среднее образование
Совершенствование качества современного урока, повышение его эффективности,
применение средств современного обучения
Повышение качества образования – актуальная проблема современного образования. Ее
решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий
организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата
образования.
Это в полной мере касается и школьного физкультурного образования. Однако современная
система общего и среднего физкультурного образования России в настоящее время переживает
серьезный кризис, который проявляется в следующем:
- в недостаточной образованности населения в области физической культуры;
- в низком уровне здоровья и физической подготовки учащихся;
- в малом числе людей систематически занимающихся физической культурой и спортом (10-15%).
Основными причинами кризиса в физкультурном образовании является следующее:
1. Подмена образовательного содержания учебных занятий по физической культуре содержанием
из других форм физического воспитания: общей физической подготовкой, тренировочных,
оздоровительных, ЛФК, превращение урока в одну из форм активного отдыха.
2. Явная недооценка и недостаточное внимание к формированию специальных физкультурных
знаний у школьников.
3. Недостаточное внимание к созданию условий для перерастания образовательного процесса в
процессы самообразования и самосовершенствования.
4. Отсутствие четко сформулированной и общепризнанной цели по физической культуре в школе.
5. Явно недостаточный объем учебного времени, отводимого на обязательные учебные занятия.
6. Недостаточное использование научных достижений в спортивной области, средств и методов
спортивной тренировки, адаптированных к условиям массовых форм физического воспитания.
7. Слабое владение учителями физического воспитания современными педагогическими и
здоровьесберегающими технологиями.
Кризис системы общего и среднего физкультурного образования вызывает острую необходимость
модернизации системы.
Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни,
объёмом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными
исследованиями, которые свидетельствуют о том, что «оптимальная физическая нагрузка в
сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в
предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни».
Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так,
чтобы были решены следующие задачи:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных
возможностей организма;
-
формирование
культуры
движений,
обогащение
двигательного
опыта
физическими
упражнениями
с
общеразвивающей
и
корригирующей
направленностью,
техническими
действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в
формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной
деятельности, самостоятельной организации занятий
- воспитание положительных качеств личности,
норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Из школы должны выходить здоровые, образованные, всесторонне развитые люди,
которым предстоит решать сложные задачи и им понадобится и развитый интеллект, и большой
багаж знаний и, конечно же – здоровье. Важную роль в сохранении здоровья, в приобщении к
здоровому образу жизни должна играть не только семья, но и школа. Ведь ребенок 6-7 часов в
день (практически рабочий день взрослого человека!) проводит в стенах учебного заведения.
Опираясь на
данные
педагогического
мониторинга обучающихся,
учитывая
заказ
родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным при построении воспитательно-
образовательного процесса включать в него современные образовательные технологии.
Одним из приоритетных направлений работы школы, является повышение качества
образования через использование здоровьсберегающих технологий.
Здоровьсберегающие технологии
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить детям возможность сохранения здоровья за
период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу
жизни,
научить
использовать
полученные
знания
в
повседневной
жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех
технологий, по степени влияния на здоровье обучающихся, так как основаны на возрастных
особенностях познавательной деятельности обучающихся, оптимальном сочетании двигательных
и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании
различных форм предоставления информации.
При планировании и проведении урока следует опираться на основные современные требования к
уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока;
- включение в занятие вопросов, связанных со здоровьем учащихся,
способствующих
формированию у студентов ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- оптимальное сочетание различных видов деятельности;
- выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого
самовыражения учащихся;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
- осуществление индивидуального подхода к обуучающимся с учетом личностных возможностей;
- создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной
разрядки;
Здоровьесберегающая
технология
включает
в
себя:
знакомство
с
результатами
медицинских осмотров учащихся; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в
построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для
заинтересованного отношения к учёбе.
Контрольные испытания, задания, тестирование дают мне исходную (и текущую)
информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в
каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее
тестирование. Во время занятия я чередую различные виды учебной деятельности; использую
методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения моих учащихся.
И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол
учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях
обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
(освещение, характеристика воздуха, температурный режим).
Результат использования технологии: улучшение показателей физического развития,
эмоционального состояния; формирование стремления вести здоровый образ жизни; повышение
уровня физической подготовленности.
Технология уровневой дифференциации.
Цель использования технологии: создание условий личностного развития, оптимального уровня
физической активности учащихся, независимо от индивидуальных способностей и особенностей.
Задачи:
- сохранить интерес к предмету на протяжении всей учебы;
- обеспечить индивидуальный уровень овладения знаниями, умениями, навыками;
- создать условия для определенной степени самостоятельности детей в обучении
В классе часто обучаются ребята с разным уровнем физической подготовленности и
психологическими качествами. Это является причиной понижения эффективности уроков
физической культуры при условии использования единообразных требований и методов работы
со всеми обучащимися. Применяя современную обучающую технологию дифференцированного
обучения мной на уроках физической культуры применяются элементы технологии уровневой
дифференциации:
- на уроке детям дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и
познавательного интереса к предмету;
- при оценивании учитывается не только достигнутый результат, но и динамика изменений
физической подготовленности ученика;
- для учащихся специальной медицинской группы дается отдельное задание;
- для детей, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны и утверждены темы
рефератов;
- ежегодно в начале и конце учебного года проводится тестирование всех учащихся с целью
определения уровня физических способностей для дифференциации;
- одаренные учащиеся участвуют в соревнованиях муниципального уровня.
Результат использования технологии: данный подход к обучению на уроках физкультуры нацелен
прежде всего на укрепление здоровья и развития двигательной активности учащихся. Основные
результаты занятий – профилактика заболеваемости у обучающихся, а также повышение интереса
к занятиям физическими упражнениями, возможность каждому реализоваться, добиваться успеха.
Информационно-коммуникационные технологии.
Цель использования технологии:
повышение качества образования через использование
информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными
формами обучения.
Основные задачи обучения:
- приобрести базовый набор знаний и расширить кругозор по информационным технологиям;
- сформировать практические навыки использования информационных технологий в области
физической культуры и спорта;
- развить творческие способности в решении профессионально-педагогических задач;
На уроках физической культуры использую электронные презентации. Это разрешает сделать
урок более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения
разучиваемых
движений,
исторические
события,
биографии
спортсменов,
освещение
теоретических вопросов различных направлений.
Обязательные
инструктажи,
проводимые
перед
каждым
новым
разделом
программы,
разрабатыватся в виде презентаций. Дети с интересом воспринимают ту же самую информацию,
которая ранее
предъявлялась в традиционной устной форме. В презентации обязательно
включаются фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что
позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы,
а также получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по
физкультуре.
Учащиеся, освобожденные от практических занятий физической культурой по состоянию
здоровья, по желанию делают презентации на теоретические темы и выступают с докладами перед
одноклассниками.
Результат использования технологии: интенсификация всех уровней учебно-воспитательного
процесса за счет применения средств современных информационных технологий. ИКТ позволило
значительно расширить и разнообразить содержание обучения на уроке.
Игровая технология.
Цель использования технологии: активизация и совершенствование основных психических
процессов, лежащих в основе двигательной.
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном
процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-
педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игровая деятельность
на уроках дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет
усвоить большее количество информации, помогает ребятам в процессе игры научиться
принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий
ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и
быстрому освоению материала. Ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под
давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся
двигаться, играть. Игра – это проявление желания действовать.
На каждом уроке физической культуры применяются элементы игровой технологии:
- для обучения двигательным действиям (подвижные игры, спортивные игры – баскетбол,
волейбол, футбол)
- для развития различных физических качеств (эстафеты, подвижные игры)
- для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков
поведения
- для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и тем самым
повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом
Результат использования технологии: активная двигательная деятельность игрового характера и
вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме,
улучшают работу всех органов и систем.
Соревновательная технология.
Цель использования технологии:
стимулировать максимальное проявление двигательных
способностей.
Соревновательная технология исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и
соревнование. Он способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых
качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности.
Поэтому на уроках и внеклассных занятиях применяю самый эффективный метод в физическом
воспитании – соревновательно - игровой. Он многогранен и является проверенным средством
активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на внеурочных занятиях.
Важным достоинством данного метода является возможность введения его во все виды учебной
программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки.
Применение соревновательно - игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию
позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии, а сами занятия сделать
более интересными.
При совершенствовании различных двигательных действий применяются соревновательные
методы – ребенок применяет разученное действие для повышения показателей физической
подготовленности. Так, например, освоенная техника высокого старта, стартового разгона, бега по
дистанции и финиширования позволяет повысить скорость прохождения своего этапа на
соревнованиях в эстафете.
- на занятиях по волейболу, баскетболу и т.д. обязательно применяется соревновательный метод в
процессе учебной игры для:
- повышения эмоциональной направленности урока,
- увеличения интереса к игре,
- повышения мотивации к совершенствованию технико-тактических навыков и развитию
физических качеств.
- соревновательный метод очень эффективен в привлечении учащихся к занятиям физической
культурой и спортом во внеурочное время – учащиеся охотно участвуют в соревнованиях, активно
болеют за свои команды, что способствует более ответственному отношению к предмету
«Физическая культура» и повышению стремления обучающихся к самосовершенствованию;
- во время сдачи контрольных тестов применение соревновательной технологии позволяет
добиться более высоких показателей физической подготовленности, помогает студентам обрести
уверенность в своих силах.
Результат использования технологии: повышение мотивации к изучению предмета.
Благодаря
использованию
различных
технологий
учащимся
прививаются
такие
важные
личностные
качества,
как
толерантность
и
коллективизм,
совершенствуется
физическое
мастерство, укрепляется здоровье, отбираются сильнейшие для участия в муниципальных
соревнованиях.
Повышение качества уроков физической культуры должно основываться на учете таких
компонентов образовательного процесса, как обучение, воспитание, оздоровление, развитие
учащихся. Такой же подход, очевидно, должен иметь место и при разработке критериев оценки
качества проводимых занятий по физической культуре.
Основными организационно-педагогическими условиями повышения качества уроков физической
культуры в современной школе являются:
1. Изменение действующей вариативной части программы за счёт внесения в её содержание
коррективов, учитывающих индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы
учащихся к урокам физической культуры, а также образовательные возможности школы и
региона.
2. Усиление и расширение образовательной направленности школьной физической культуры за
счет её ориентации на качественные показатели обучения, воспитания, развития, оздоровления
детей.
3.
Внедрение
в
систему
уроков
физической
культуры
современных
информационных
образовательных технологий.
4. Формирование и развитие у педагогов физической культуры теоретической составляющей
профессиональной компетентности в соответствии с современными достижениями теории и
практики физической культуры.
5. Оснащение образовательного учреждения современными средствами материально-технического
обеспечения школьных уроков, обеспечивающих учащимся качественно освоить программный
материал по предмету «Физическая культура».
Повышение качества урока физической культуры в русле обновления содержания школьного
образования возможно при его ориентации на достижение показателей, характеризующих уровень
обученности, воспитанности, развития и здоровья школьников и основанных на учете
индивидуальных особенностей, потребностей, отношения к занятиям физической активностью и
мотивации всех участников образовательного процесса.
В качестве основных показателей качества уроков физической культуры целесообразно выделить
следующие:
1) показатели качества обучения школьников (уровень знаний учащихся; успеваемость учащихся
по предмету «Физическая культура»);
2) показатели качества воспитания школьников (дисциплинированность учащихся на уроках
физической культуры; отношение учащихся к предмету «Физическая культура»; интерес
учащихся к физкультурно-спортивной деятельности;
3) показатели качества развития школьников (уровень развития у учащихся физических
способностей)4) показатели качества оздоровления школьников (число учащихся, имеющих
подготовительную группу здоровья; число учащихся, болеющих простудными заболеваниями в
течение учебного года; уровень травматизма среди учащихся на уроках физической культуры).