Автор: Асташова Юлия Анатольевна
Должность: старший преподаватель кафедры "мировые языки"
Учебное заведение: Каспийский университет технологии и инжиниринга им.Ш.Есенова
Населённый пункт: г.Актау, Мангистауская область, Республика Казахстан
Наименование материала: статья
Тема: Сущность понятия "Педагогическая технология"
Раздел: высшее образование
Сущность понятия «Педагогическая технология»
Анализ
научно-методической
литературы
в
области
методики
преподавания указывает на отсутствие конкретных методов, подходов и
технологий организации СРСП (самостоятельная работа студента под
руководством преподавателя) по иностранному языку, что аргументировано
отсутствием четкого определения СРСП как формы организации учебного
процесса в вузе при кредитной технологии обучения. Также термину СРСП
присущ широкий ряд характеристик СРСП как вида аудиторного занятия.
Данный факт дает возможность более глубоко рассмотреть процесс
организации
СРСП,
перейти
к
разработке
конкретной
технологии
организации СРСП по иностранному языку на младших курсах языковых
специальностей в соответствии с требованиями к организации данного вида
занятий.
Анализ показывает, что в толковых словарях, а также в источниках по
педагогике и методике преподавания иностранных языков существуют
различные трактовки понятия «технология». Термин «технология» (от греч.
techne – искусство, мастерство и logos – понятие, учение) означает:
–
группу
методов
обработки,
изменения
состояния,
свойств,
изготовления, форм сырья, материала в процессе производства, например,
технология металлов, химическая технология, технология строительных
работ;
– научная область о способах воздействия на материалы, сырье или
полуфабрикаты соответствующими техниками производства [1].
«Технология – комплекс производственных процессов в определенной
отрасли производства, а также научное описание способов производства».
Данное
определение
приводится
в
толковом
словаре
русского
языка С. И. Ожегова [2].
Поначалу понятие «технология» относилось к производству и возникло
с развитием технического прогресса. С середины 50-х годов XX века
появился новый технологический подход к построению учебного процесса,
именно с этого периода времени в педагогику вошло новое понятие
«технология обучения», и связано оно было с применением технических
средств обучения (ТСО). Наряду с понятием «технология обучения» также
используются
такие
понятия,
как
«педагогическая
технология»
и
«образовательная
технология».
Наибольший
вклад
в изучение
данной
проблематики внесли как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди
них можно отметить труды В. П. Беспалько, М. В. Кларина, Б. Т. Лихачева,
В. М. Монахова,
Г. К. Селевко,
С. А. Сластенина
и т. д.
Взгляды
исследователей не всегда совпадают, а это значит, что понятие «технология
обучения» («педагогическая технология») многообразно. В доказательство
к выше сказанному, приведем несколько примеров.
Так, В. И. Боголюбов исследовал эволюцию понятия «педагогическая
технология»
(от
«технологии
в образовании» –
к
«педагогической
технологии») [3]. В. П. Беспалько рассматривает педагогическую технологию
как
совокупность
средств
и методов
воспроизведения
теоретически
обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно
реализовывать поставленные образовательные цели, а также как проект
педагогической системы, реализуемый на практике [4]. Б. Т. Лихачев
полагает, что педагогическая технология –
это совокупность психолого-
педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку
форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она
есть
организационно-методический
инструментарий
педагогического
процесса [5].
Педагогическая технология –
это последовательная взаимосвязанная
система действий педагога, направленная на решение педагогических задач;
планомерное
и последовательное
воплощение
на
практике
заранее
спроектированного
педагогического
процесса;
строго
научное
проектирование
и точное
воспроизведение
гарантирующих
успех
педагогических действий [6].
По М. В. Кларину, педагогическая технология означает системную
совокупность
и порядок
функционирования
всех
личностных,
инструментальных
и методологических
средств,
используемых
для
достижения педагогических целей [7]. Также он добавляет, что понятие
«педагогическая
технология»
соотносится
в отечественной
педагогике
с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно
ограничено сферой обучения.
Педагогическая технология –
продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации
и поведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных
условий для учащихся и учителя [8].
Исходя из вышепредставленных определений понятия «технология» и
«педагогическая технология» можно подчеркнуть важность повторяющихся
характеристик,
а
именно
то,
что
технология
представляет
собой
определенную систему, состоящую из компонентов, направленных на
осуществление какой-либо цели.
Так как в основе нашего исследования лежат педагогический и
психологические аспекты организации учебного процесса в вузе, мы
обратимся к «педагогической технологии» для последующего раскрытия
понятия «технология организации».
Так, «педагогическая технология» имеет широкий ряд характеристик
разноплановой направленности. Г.К. Селевко выделяет три аспекта в
раскрытии содержания «педагогической технологии». Описание данных
аспектов можно увидеть на рисунке (рисунок 4).
Рисунок 4 – Аспекты «педагогической технологии» по Г.К. Селевко
Все
вышепредставленные
аспекты
«педагогической
технологии»
взаимосвязаны между собой, так как направлены на осуществление одной
цели.
Источники:
1.Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1980. – 624 с.
2.Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57 тыс. слов. / под ред.
Н. Ю. Шведовой. – 2-е изд. стереотип. – М.: Рус.яз., 1988. – 750 с.
3.Боголюбов В. И. Педагогическая
технология:
эволюция
понятия
//
Советская педагогика. – 1991. – № 9. С. 123-128.
4.Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии. – М.: Педагогика,
1989. – 192 с.
5.Лихачев Б. Г. Педагогика. – М.: Просвещение, 1992. – 464 с.
6.Сластенин В. А. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
7.Кларин М. В. Педагогическая технология. – М.: Просвещение, 1989. – 75 с.
8.Монахов В. М. Технологические
основы
проектирования
и конструирования учебного процесса: Монография. – Волгоград: Перемена,
1995. – 152с.
Аспекты
«педагогической
технологии»
Научный
Педагогические технологии — часть
педагогической науки, изучающая
и разрабатывающая цели,
содержание и методы обучения
и проектирующая педагогические
процессы
Процессуально-описательный
Описание (алгоритм) процесса,
совокупность целей, содержания,
методов и средств для достижения
планируемых результатов обучения
Процессуально-действенный
Осуществление технологического
(педагогического) процесса,
функционирование всех
личностных, инструментальных
и методологических педагогических
средств