Напоминание

Сущность понятия "Педагогическая технология"


Автор: Асташова Юлия Анатольевна
Должность: старший преподаватель кафедры "мировые языки"
Учебное заведение: Каспийский университет технологии и инжиниринга им.Ш.Есенова
Населённый пункт: г.Актау, Мангистауская область, Республика Казахстан
Наименование материала: статья
Тема: Сущность понятия "Педагогическая технология"
Раздел: высшее образование





Назад




Сущность понятия «Педагогическая технология»

Анализ

научно-методической

литературы

в

области

методики

преподавания указывает на отсутствие конкретных методов, подходов и

технологий организации СРСП (самостоятельная работа студента под

руководством преподавателя) по иностранному языку, что аргументировано

отсутствием четкого определения СРСП как формы организации учебного

процесса в вузе при кредитной технологии обучения. Также термину СРСП

присущ широкий ряд характеристик СРСП как вида аудиторного занятия.

Данный факт дает возможность более глубоко рассмотреть процесс

организации

СРСП,

перейти

к

разработке

конкретной

технологии

организации СРСП по иностранному языку на младших курсах языковых

специальностей в соответствии с требованиями к организации данного вида

занятий.

Анализ показывает, что в толковых словарях, а также в источниках по

педагогике и методике преподавания иностранных языков существуют

различные трактовки понятия «технология». Термин «технология» (от греч.

techne – искусство, мастерство  и  logos – понятие, учение) означает:

группу

методов

обработки,

изменения

состояния,

свойств,

изготовления, форм сырья, материала в процессе производства, например,

технология металлов, химическая технология, технология строительных

работ;

 – научная область о способах воздействия на материалы, сырье или

полуфабрикаты соответствующими техниками производства [1].

«Технология – комплекс производственных процессов в определенной

отрасли производства, а также научное описание способов производства».

Данное

определение

приводится

в

толковом

словаре

русского

языка С. И. Ожегова [2].

Поначалу понятие «технология» относилось к производству и возникло

с развитием технического прогресса. С середины 50-х годов XX века

появился новый технологический подход к построению учебного процесса,

именно с этого периода времени в педагогику вошло новое понятие

«технология обучения», и связано оно было с применением технических

средств обучения (ТСО). Наряду с понятием «технология обучения» также

используются

такие

понятия,

как

«педагогическая

технология»

и

«образовательная

технология».

Наибольший

вклад

в изучение

данной

проблематики внесли как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди

них можно отметить труды В. П. Беспалько, М. В. Кларина, Б. Т. Лихачева,

В. М. Монахова,

Г. К. Селевко,

С. А. Сластенина

и т. д.

Взгляды

исследователей не всегда совпадают, а это значит, что понятие «технология

обучения» («педагогическая технология») многообразно. В доказательство

к выше сказанному, приведем несколько примеров.

Так, В. И. Боголюбов исследовал эволюцию понятия «педагогическая

технология»

(от

«технологии

в образовании» –

к

«педагогической

технологии») [3]. В. П. Беспалько рассматривает педагогическую технологию

как

совокупность

средств

и методов

воспроизведения

теоретически

обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно

реализовывать поставленные образовательные цели, а также как проект

педагогической системы, реализуемый на практике [4]. Б. Т. Лихачев

полагает, что педагогическая технология –

это совокупность психолого-

педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку

форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она

есть

организационно-методический

инструментарий

педагогического

процесса [5].

Педагогическая технология –

это последовательная взаимосвязанная

система действий педагога, направленная на решение педагогических задач;

планомерное

и последовательное

воплощение

на

практике

заранее

спроектированного

педагогического

процесса;

строго

научное

проектирование

и точное

воспроизведение

гарантирующих

успех

педагогических действий [6].

По М. В. Кларину, педагогическая технология означает системную

совокупность

и порядок

функционирования

всех

личностных,

инструментальных

и методологических

средств,

используемых

для

достижения педагогических целей [7]. Также он добавляет, что понятие

«педагогическая

технология»

соотносится

в отечественной

педагогике

с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно

ограничено сферой обучения.

Педагогическая технология –

продуманная во всех деталях модель

совместной педагогической деятельности по проектированию, организации

и поведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных

условий для учащихся и учителя [8].

Исходя из вышепредставленных определений понятия «технология» и

«педагогическая технология» можно подчеркнуть важность повторяющихся

характеристик,

а

именно

то,

что

технология

представляет

собой

определенную систему, состоящую из компонентов, направленных на

осуществление какой-либо цели.

Так как в основе нашего исследования лежат педагогический и

психологические аспекты организации учебного процесса в вузе, мы

обратимся к «педагогической технологии» для последующего раскрытия

понятия «технология организации».

Так, «педагогическая технология» имеет широкий ряд характеристик

разноплановой направленности. Г.К. Селевко выделяет три аспекта в

раскрытии содержания «педагогической технологии». Описание данных

аспектов можно увидеть на рисунке (рисунок 4).

Рисунок 4 – Аспекты «педагогической технологии» по Г.К. Селевко

Все

вышепредставленные

аспекты

«педагогической

технологии»

взаимосвязаны между собой, так как направлены на осуществление одной

цели.

Источники:

1.Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1980. – 624 с.

2.Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57 тыс. слов. / под ред.

Н. Ю. Шведовой. – 2-е изд. стереотип. – М.: Рус.яз., 1988. – 750 с.

3.Боголюбов В. И. Педагогическая

технология:

эволюция

понятия

//

Советская педагогика. – 1991. – № 9. С. 123-128.

4.Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии. – М.: Педагогика,

1989. – 192 с.

5.Лихачев Б. Г. Педагогика. – М.: Просвещение, 1992. – 464 с.

6.Сластенин В. А. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

7.Кларин М. В. Педагогическая технология. – М.: Просвещение, 1989. – 75 с.

8.Монахов В. М. Технологические

основы

проектирования

и конструирования учебного процесса: Монография. – Волгоград: Перемена,

1995. – 152с.

Аспекты

«педагогической

технологии»

Научный

Педагогические технологии — часть

педагогической науки, изучающая

и разрабатывающая цели,

содержание и методы обучения

и проектирующая педагогические

процессы

Процессуально-описательный

Описание (алгоритм) процесса,

совокупность целей, содержания,

методов и средств для достижения

планируемых результатов обучения

Процессуально-действенный

Осуществление технологического

(педагогического) процесса,

функционирование всех

личностных, инструментальных

и методологических педагогических

средств



В раздел образования