Напоминание

Технология проблемного обучения как средство повышения эффективности современного урока


Автор: Королева Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №26 им.А.С.Пушкина"
Населённый пункт: город Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: Технология проблемного обучения как средство повышения эффективности современного урока
Раздел: среднее образование





Назад




Технология проблемного обучения как средство повышения эффектив-

ности современного урока

Технология проблемного обучения – одна из базовых технологий ФГОС. Это

поистине универсальная технология, позволяющая формировать учебную

мотивацию, осуществлять системно-деятельностный подход в обучении.

Почему же в моей педагогической деятельности эта технология занимает

центральное место? Прежде всего, благодаря результату: знания, добытые

обучающимися путем исследования, преодоления проблемы, становятся глу-

бокими и осмысленными, приносят им радость творчества, способствуют

развитию личностных качеств.

Удобным для учителя является то, что основные элементы технологии

проблемного обучения (проблемное изложение материала; постановка

проблемного вопроса, создание проблемной ситуации, поисковая беседа,

самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся

)

со-

ответствуют этапам урока по ФГОС, поэтому модель урока выглядит следу-

ющим образом:

- актуализация знаний.

- мотивация.

- создание проблемной ситуации.

- определение темы исследования.

- формулирование цели исследования.

- выдвижение гипотезы.

- проверка гипотезы (чтение литературы, размышления)

- интерпретация полученных данных

- вывод по результатам исследовательской работы.

- применение новых знаний в учебной деятельности.

- рефлексия (подведение итогов урока, домашнее задание)

Универсальность проблемного обучения заключается также и в том,

что в рамках этой технологии можно использовать элементы и методы дру-

гих базовых технологий: диалогической, информационной, проектной, игро-

вой и др. Кроме того, технология проблемного обучения позволяет развивать

метапредметные учебно-информационные умения: умение выражать свое

мнение и аргументировать его; умение оформлять научно-исследовательские

работы; умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато); умение

вести дискуссию; умение извлекать информацию из различных источников,

составлять письменные тезисы по заданной теме, умение подбирать цитаты,

составлять таблицы, схемы.

Моделируя урок в рамках этой технологии, как, впрочем, и любой дру-

гой урок, необходимо чётко продумать его структуру. Он должен быть

своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой, кульминацией

и развязкой.

Во-первых, урок нужно вовремя, четко и красиво начать, и так же вовре-

мя, четко и красиво закончить. Продумать оптимальный темп урока, рас-

считать время каждого его этапа. Важным в начале урока является созда-

ние благоприятной психологической и рабочей атмосферы. Урок должен

проходить в режиме сотрудничества учителя и ученика.

Затем приступаем к постановке цели урока. Хорошо, если её смогут опре-

делить сами учащиеся. Поставленная цель должна пронизывать весь ход

урока: от его начала и до конца. Цель урока может быть сформулирована

не только в начале урока, но и в ходе решения проблемной задачи. Глав-

ное, чтобы целеполагание не было формальным. Оно должно мотивиро-

вать учащихся на получение новых знаний.

Если позволяет содержание урока, то объяснение нового материала я ста-

раюсь дать с помощью создания проблемной ситуации, использовать такие

методы и приёмы, которые формируют умения самостоятельно добывать

знания, выдвигать гипотезы, дискутировать, делать выводы. При изучении

взаимосвязанных тем я использую блоковую подачу теоретического мате-

риала в виде опорных конспектов, схем, таблиц. Это позволяет экономить

время для закрепления, дает возможность более полно осознавать взаимо-

связь между языковыми фактами и явлениями.

Важной и неотъемлемой составляющей каждого этапа урока является ре-

флексия. Направляемая учителем рефлексия позволяет корректировать де-

ятельность учащихся, позволяет им чувствовать себя комфортно и успеш-

но на уроке. Вообще, рефлексия – благодатный прием развития речи для

учителей-словесников. Рефлексию учащихся я осуществляю в разных фор-

мах: в виде мини-сочинения, устной самооценки, в оценочном листе, с по-

мощью приема кластера, составления синквейна.

На определенных уроках русского языка и литературы рефлексия стано-

вится главной итоговой работой, если она предлагается в виде письменно-

го мини-рассуждения.

Эффективный современный урок должен быть многофункциональным, с

перспективным замыслом. Я отдаю предпочтение тем урокам, на которых

можно решить несколько дидактических задач.

Приведу пример такого урока в рамках проблемно-диалогической техно-

логии в 9 классе. Это заключительный урок в изучении комедии А.С. Гри-

боедова «Горе от ума». Тема урока: «Чацкий – победитель или побеждён-

ный?» Тип урока – урок-диспут, который совмещает в себе и урок обобще-

ния и систематизации полученных знаний, и урок изучения нового матери-

ала, и урок развития речи по подготовке к контрольному сочинению. Сама

тема урока - «Чацкий – победитель или побеждённый?» - является

проблемной. Учащиеся без труда формулируют цель урока: выяснит, по-

терпел ли Чацкий поражение в столкновении с фамусовским обществом.

В начале урока девятиклассникам предлагается в письменной форме аргу-

ментировано ответить на вопрос, обозначенный в теме урока. Затем выяс-

няется, что мнения учащихся противоположны. Класс делится на 2 группы.

Учащимся предлагаются основные параметры, по которым они могут

определить, является ли Чацкий победителем или побежденным. Выстраи-

вается проблемный диалог, в ходе которого каждая из сторон доказывает

свое мнение. Перед началом диалога учащимся дается установка: подо-

брать как можно больше доказательств для защиты своей точки зрения.

В результате идет повторение содержания комедии, выявление её идей-

ного замысла. Помимо этого, учащиеся знакомятся с новой информацией,

которая также подается в проблемной форме. Это противоречивые отзывы

критиков о главном герое комедии. Учащимся предлагается выбрать, точка

зрения какого из критиков им ближе.

На этом уроке мы рассуждаем и о вневременном, философском конфлик-

те комедии – вечном и неизбежном столкновении реакционного и передо-

вого; личности и общества, проводим параллели с историческими событи-

ями, с современной жизнью.

В качестве рефлексии учащимся было предложено вернуться к теме уро-

ка: «Чацкий – победитель или побежденный?» - и посмотреть, изменилась

ли их точка зрения в ходе обсуждения проблемы. Оказалось, что одна

часть учащихся изменила свое мнение на прямо противоположное, другая

– внесла корректировку в свой ответ. В итоге урока у школьников получи-

лись аргументированные мини-рассуждения.

Этот урок позволил не только активизировать повторение изученного и

знакомство с новым материалом, но и подготовить девятиклассников к

следующему уроку – контрольному сочинению по комедии «Горе от ума».

Учащиеся получили план рассуждения, материал для аргументации своей

точки зрения, то есть основу своего будущего сочинения на этом уроке-

диспуте.

Таким образом, исходя из собственного опыта, я могу сделать вывод о том,

что наиболее продуктивными и эффективными являются уроки, в основе ко-

торых лежит поисковая, исследовательская деятельность школьников.



В раздел образования