Автор: Королева Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №26 им.А.С.Пушкина"
Населённый пункт: город Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: Технология проблемного обучения как средство повышения эффективности современного урока
Раздел: среднее образование
Технология проблемного обучения как средство повышения эффектив-
ности современного урока
Технология проблемного обучения – одна из базовых технологий ФГОС. Это
поистине универсальная технология, позволяющая формировать учебную
мотивацию, осуществлять системно-деятельностный подход в обучении.
Почему же в моей педагогической деятельности эта технология занимает
центральное место? Прежде всего, благодаря результату: знания, добытые
обучающимися путем исследования, преодоления проблемы, становятся глу-
бокими и осмысленными, приносят им радость творчества, способствуют
развитию личностных качеств.
Удобным для учителя является то, что основные элементы технологии
проблемного обучения (проблемное изложение материала; постановка
проблемного вопроса, создание проблемной ситуации, поисковая беседа,
самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся
)
со-
ответствуют этапам урока по ФГОС, поэтому модель урока выглядит следу-
ющим образом:
- актуализация знаний.
- мотивация.
- создание проблемной ситуации.
- определение темы исследования.
- формулирование цели исследования.
- выдвижение гипотезы.
- проверка гипотезы (чтение литературы, размышления)
- интерпретация полученных данных
- вывод по результатам исследовательской работы.
- применение новых знаний в учебной деятельности.
- рефлексия (подведение итогов урока, домашнее задание)
Универсальность проблемного обучения заключается также и в том,
что в рамках этой технологии можно использовать элементы и методы дру-
гих базовых технологий: диалогической, информационной, проектной, игро-
вой и др. Кроме того, технология проблемного обучения позволяет развивать
метапредметные учебно-информационные умения: умение выражать свое
мнение и аргументировать его; умение оформлять научно-исследовательские
работы; умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато); умение
вести дискуссию; умение извлекать информацию из различных источников,
составлять письменные тезисы по заданной теме, умение подбирать цитаты,
составлять таблицы, схемы.
Моделируя урок в рамках этой технологии, как, впрочем, и любой дру-
гой урок, необходимо чётко продумать его структуру. Он должен быть
своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой, кульминацией
и развязкой.
Во-первых, урок нужно вовремя, четко и красиво начать, и так же вовре-
мя, четко и красиво закончить. Продумать оптимальный темп урока, рас-
считать время каждого его этапа. Важным в начале урока является созда-
ние благоприятной психологической и рабочей атмосферы. Урок должен
проходить в режиме сотрудничества учителя и ученика.
Затем приступаем к постановке цели урока. Хорошо, если её смогут опре-
делить сами учащиеся. Поставленная цель должна пронизывать весь ход
урока: от его начала и до конца. Цель урока может быть сформулирована
не только в начале урока, но и в ходе решения проблемной задачи. Глав-
ное, чтобы целеполагание не было формальным. Оно должно мотивиро-
вать учащихся на получение новых знаний.
Если позволяет содержание урока, то объяснение нового материала я ста-
раюсь дать с помощью создания проблемной ситуации, использовать такие
методы и приёмы, которые формируют умения самостоятельно добывать
знания, выдвигать гипотезы, дискутировать, делать выводы. При изучении
взаимосвязанных тем я использую блоковую подачу теоретического мате-
риала в виде опорных конспектов, схем, таблиц. Это позволяет экономить
время для закрепления, дает возможность более полно осознавать взаимо-
связь между языковыми фактами и явлениями.
Важной и неотъемлемой составляющей каждого этапа урока является ре-
флексия. Направляемая учителем рефлексия позволяет корректировать де-
ятельность учащихся, позволяет им чувствовать себя комфортно и успеш-
но на уроке. Вообще, рефлексия – благодатный прием развития речи для
учителей-словесников. Рефлексию учащихся я осуществляю в разных фор-
мах: в виде мини-сочинения, устной самооценки, в оценочном листе, с по-
мощью приема кластера, составления синквейна.
На определенных уроках русского языка и литературы рефлексия стано-
вится главной итоговой работой, если она предлагается в виде письменно-
го мини-рассуждения.
Эффективный современный урок должен быть многофункциональным, с
перспективным замыслом. Я отдаю предпочтение тем урокам, на которых
можно решить несколько дидактических задач.
Приведу пример такого урока в рамках проблемно-диалогической техно-
логии в 9 классе. Это заключительный урок в изучении комедии А.С. Гри-
боедова «Горе от ума». Тема урока: «Чацкий – победитель или побеждён-
ный?» Тип урока – урок-диспут, который совмещает в себе и урок обобще-
ния и систематизации полученных знаний, и урок изучения нового матери-
ала, и урок развития речи по подготовке к контрольному сочинению. Сама
тема урока - «Чацкий – победитель или побеждённый?» - является
проблемной. Учащиеся без труда формулируют цель урока: выяснит, по-
терпел ли Чацкий поражение в столкновении с фамусовским обществом.
В начале урока девятиклассникам предлагается в письменной форме аргу-
ментировано ответить на вопрос, обозначенный в теме урока. Затем выяс-
няется, что мнения учащихся противоположны. Класс делится на 2 группы.
Учащимся предлагаются основные параметры, по которым они могут
определить, является ли Чацкий победителем или побежденным. Выстраи-
вается проблемный диалог, в ходе которого каждая из сторон доказывает
свое мнение. Перед началом диалога учащимся дается установка: подо-
брать как можно больше доказательств для защиты своей точки зрения.
В результате идет повторение содержания комедии, выявление её идей-
ного замысла. Помимо этого, учащиеся знакомятся с новой информацией,
которая также подается в проблемной форме. Это противоречивые отзывы
критиков о главном герое комедии. Учащимся предлагается выбрать, точка
зрения какого из критиков им ближе.
На этом уроке мы рассуждаем и о вневременном, философском конфлик-
те комедии – вечном и неизбежном столкновении реакционного и передо-
вого; личности и общества, проводим параллели с историческими событи-
ями, с современной жизнью.
В качестве рефлексии учащимся было предложено вернуться к теме уро-
ка: «Чацкий – победитель или побежденный?» - и посмотреть, изменилась
ли их точка зрения в ходе обсуждения проблемы. Оказалось, что одна
часть учащихся изменила свое мнение на прямо противоположное, другая
– внесла корректировку в свой ответ. В итоге урока у школьников получи-
лись аргументированные мини-рассуждения.
Этот урок позволил не только активизировать повторение изученного и
знакомство с новым материалом, но и подготовить девятиклассников к
следующему уроку – контрольному сочинению по комедии «Горе от ума».
Учащиеся получили план рассуждения, материал для аргументации своей
точки зрения, то есть основу своего будущего сочинения на этом уроке-
диспуте.
Таким образом, исходя из собственного опыта, я могу сделать вывод о том,
что наиболее продуктивными и эффективными являются уроки, в основе ко-
торых лежит поисковая, исследовательская деятельность школьников.