Напоминание

"Дети и книги"


Автор: Николаенко Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ-Лицей структурное подразделение детский сад №2
Населённый пункт: город Маркс Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Дети и книги"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «
Дети и книги»

Воспитатель: Николаенко Светлана михайловна

МОУ – Лицей сп д\с №2 г. Маркса
Еще недавно книга была для человека основным источником информации, а чтение – любимым способом проведения досуга. К сожалению, в наш век отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Социологические исследования в нашей стране выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Теперь у нее появились многочисленные соперники - телевидение, компьютер, интернет, видеоигры. К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор, интернет и занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки? Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой и ходить на горшок. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой, – самыми счастливыми часами детства. Тема
«Дети и книги»
остается всегда актуальной. И именно наша, родителей и педагогов, задача сделать так, чтобы на вопрос «Что тебе подарить ко дню рождения?», ребёнок мог уверенно ответить: «Книгу!». Любовь к книгам приходит, когда читают вокруг, и когда ребенка к книге приучают с детства. Книга вводит ребёнка в жизнь - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. В книге для детей заключено много прекрасного, героического, таинственного, поэтому им страстно хочется научиться читать, а пока не научились – слушать чтение старших. Родителям надо только не заглушать этот пробудившийся интерес, а идти навстречу детским желаниям: читать, покупать им интересные книги, брать книги в библиотеке.
Как же помочь ребёнку превратить чтение в удовольствие.
1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал чтения «на ночь».
2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте и оставьте ребенка наедине с книгой… а через некоторое время спросите: « Ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!» 3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие. 4. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей. 5. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, ф а н т а с т и ку, сентиментальные истории. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу. 6. Дайте ребенку выбрать ту книгу, которая заинтересовала его, а не вас. 7. Никогда не заставляйте слушать или дочитывать книгу, над которой он скучает. Ни в коем случае не заставляйте читать из-под палки, это не приведет к желаемому результату. И помните, что очень важен в этом вопросе личный пример. Дети всегда стараются копировать поведение родителей. 8. Сюрприз в книге. Предложите произведение, которым вы сами зачитывались в детстве. Положите в книгу красивую закладку, открытку или просто записку со словами, как вы любите свое дитя. Для самых маленьких чтение — это, прежде всего, общение с родителями. Ребенок ценит то время, когда папа или мама откладывают все дела, сажают его на колени, и они вместе читают любимую книгу. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать ее голос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями. Приобщая детей к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой, долговременной работе, которая в будущем обязательно, даст свои плоды.
Так, в чём причина нежелания детьми читать книги?
Чаще всего причина нежелания читать – семейная. При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.
Что вы получите, приучая детей к чтению?

Главное что мы получим, приучая детей к чтению — умение размышлять, анализировать. Чем больше ребенок читает, тем грамотнее он пишет и говорит. Чтение учит его правильно выражать свои мысли, стимулирует на мыслительный процесс. Тренировка памяти, развитие речи. Если ребенок любит читать, умеет работать с книгой, то особого затруднения в учебе у него не будет.
Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно

потрудиться.
Чтение должно быть ежедневным. Продолжительность чтения зависит от усидчивости ребенка, его интереса к читаемым произведениям, красочные иллюстрации.
Советы для родителей.
 Чаще говорите о ценности книги;  Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;  Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;  Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;  Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;  Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;  Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;  Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;  Чаще устраивайте семейные чтения.
Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать

необходимостью.
Итак, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения, а сформировать у них потребность в чтении книг. Тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умение читать. Таким образом, положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка .
Словом, научив ребенка читать книги, приучив его к этому на всю жизнь, вы вырастите умного, порядочного, самостоятельного и трезво мыслящего человека, которым вы будете гордиться.


В раздел образования