Автор: Николаенко Светлана Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ-Лицей структурное подразделение детский сад №2 Населённый пункт: город Маркс Саратовская область Наименование материала: Статья Тема: "Дети и книги" Раздел: дошкольное образование
МОУ – Лицей сп д\с №2 г. Маркса
Еще недавно книга была для человека основным источником информации, а
чтение – любимым способом проведения досуга. К сожалению, в наш век
отношение
детей
к
книге
изменилось,
интерес
к
чтению
стал
падать.
Социологические
исследования
в
нашей
стране
выявили
негативные
тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и
подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени
детей. Теперь у нее появились многочисленные соперники - телевидение,
компьютер, интернет, видеоигры.
К сожалению, в наше время почти исчезла
традиция семейного вечернего чтения. Не сыграли ли здесь роковую роль
телевизор, интернет и занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки?
Наверное,
есть
и
объективные
причины,
объясняющие
это
явление.
Но
главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих
малышей пользоваться ложкой и ходить на горшок. И находили для этого и
время,
и
силы,
и
терпение.
Приучать
ребенка
к
книге
тоже
следует
с
малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное,
место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или
бабушкой, – самыми счастливыми часами детства.
Тема «Дети и книги» остается всегда актуальной. И именно наша, родителей
и педагогов, задача сделать так, чтобы на вопрос «Что тебе подарить ко дню
рождения?», ребёнок мог уверенно ответить: «Книгу!». Любовь к книгам
приходит, когда читают вокруг, и когда ребенка к книге приучают с детства.
Книга вводит ребёнка в жизнь - в мир человеческих чувств, радостей и
страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга
учит
«вглядываться»
в
человека,
видеть
и
понимать
его,
воспитывает
человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след,
чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. В книге для детей заключено
много
прекрасного,
героического,
таинственного,
поэтому
им
страстно
хочется научиться читать, а пока не научились – слушать чтение старших.
Родителям надо только не заглушать этот пробудившийся интерес, а идти
навстречу детским желаниям: читать, покупать им интересные книги, брать
книги в библиотеке.
Как же помочь ребёнку превратить чтение в удовольствие.
1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он
станет читать сам, сохраняйте ритуал чтения «на ночь».
2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»:
читая вслух, остановитесь на самом интересном месте и оставьте ребенка
наедине с книгой… а через некоторое время спросите: « Ну, расскажи, что
там было дальше, мне это очень интересно!»
3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это
нравится.
Иногда
именно
так
возникает
желание
тоже
познать
это
удовольствие.
4. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение
приятелей значит больше, чем советы родителей.
5.
Попробуйте
разные
жанры:
юмор,
детективы,
ф а н т а с т и ку,
сентиментальные истории. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему
по вкусу.
6. Дайте ребенку выбрать ту книгу, которая заинтересовала его, а не вас.
7. Никогда не заставляйте слушать или дочитывать книгу, над которой он
скучает. Ни
в
коем
случае
не
заставляйте
читать
из-под
палки,
это
не
приведет к желаемому результату. И помните, что очень важен в этом вопросе
личный пример. Дети всегда стараются копировать поведение родителей.
8. Сюрприз в книге. Предложите произведение, которым вы сами
зачитывались в детстве. Положите в книгу красивую закладку, открытку или
просто записку со словами, как вы любите свое дитя.
Для самых маленьких чтение — это, прежде всего, общение с родителями.
Ребенок ценит то время, когда папа или мама откладывают все дела, сажают
его на колени, и они вместе читают любимую книгу. Можно крепко-крепко
прижаться к маме, слышать ее голос, вместе с ней сопереживать любимым
героям, смеяться над их приключениями.
Приобщая детей к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой,
долговременной работе, которая в будущем обязательно, даст свои плоды.
Так, в чём причина нежелания детьми читать книги?
Чаще всего причина нежелания читать – семейная. При отсутствии читающей
модели,
то
есть
близкого
человека,
увлеченного
чтением,
ребенок
практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его
родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. Никогда не
будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. Родитель,
который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.
Что вы получите, приучая детей к чтению?
Главное что мы получим, приучая детей к чтению — умение размышлять,
анализировать. Чем больше ребенок читает, тем грамотнее он пишет и
говорит. Чтение учит его правильно выражать свои мысли, стимулирует на
мыслительный процесс. Тренировка памяти, развитие речи. Если ребенок
любит читать, умеет работать с книгой, то особого затруднения в учебе у него
не будет.
Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно
потрудиться.
Чтение должно быть ежедневным. Продолжительность чтения зависит от
усидчивости ребенка, его интереса к читаемым произведениям, красочные
иллюстрации.
Советы для родителей.
Чаще говорите о ценности книги;
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные
реликвии своей семьи;
Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок
читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
Чаще устраивайте семейные чтения.
Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать
необходимостью.
Итак, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения, а
сформировать у них потребность в чтении книг. Тогда в младшем школьном
возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умение читать. Таким
образом, положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное
в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в
школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка .
Словом, научив ребенка читать книги, приучив его к этому на всю жизнь, вы
вырастите умного, порядочного, самостоятельного и трезво мыслящего
человека, которым вы будете гордиться.