Напоминание

"Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта"


Автор: Непеина Анна Михайловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: СП "Центр ПМСС" МОУ СОШ №2
Населённый пункт: АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, КОРЯЖМА
Наименование материала: Стендовый доклад
Тема: "Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Стендовый доклад

Из опыта работы учителя-дефектолога

структурного подразделения «Центр ПМСС» МОУ «СОШ № 2» А.М.

Непеиной

по теме:

«Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие познавательной

деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Это правда! Ну что же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне!

Э. Успенский.

Актуальность

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что

изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она

представляет

большие

возможности

для

умственного,

эмоционально-

эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования

всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков,

пространственной организации и т.д. (О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, И.А.

Грошенков, Е.А. Екжанова, Т.П. Кудрина и др.) Но для детей с интеллектуальной

недостаточностью в большинстве случаев характерно отсутствие интереса к

рисованию.

Это

объясняется

их

выраженной

неловкостью,

в

частности

имеющимися нарушениями мелкой моторики и зрительно - двигательной

координации. Графическая деятельность аномальных детей носит неосмысленный

и беспорядочный характер, рисунки отличаются схематичностью изображения,

отсутствием целостного образа, упрощением и искажением форм, неправильной

передачей пространственных отношений между элементами одного предмета,

отсутствием

цветовых характеристик.

Техника

рисования так

же

весьма

примитивна. Дети не могут правильно удерживать инструмент в ведущей руке

длительное время, производить точные согласованные движения, контролировать

и регулировать их скорость, ритм, силу. Попытки взрослых работать с ребенком в

русле только традиционных техник рисования приводит с одной стороны к

шаблонности в исполнении, а с другой стороны - к неудаче в изображении и к

потере ребенком уверенности в своих силах и способностях в этой области

деятельности.

Отсутствие готовности к самостоятельной изобразительной деятельности

дошкольников данной категории – та главная причина, которая побудила меня

взять эту тему для более глубокого изучения и внедрения в практику.

Нетрадиционные техники рисования

– это способы создания нового,

оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и

линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,

экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Цель работы

выявить возможности использования нетрадиционных техник рисования в

коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с интеллектуальной

недостаточностью.

Задачи работы

Адаптировать

нетрадиционные

техники

рисования

к

условиям

коррекционно

развивающей

работы

с

детьми

с

ограниченными

возможностями здоровья.

Осуществлять

коррекцию

имеющихся

отклонений

в

моторной,

эмоционально – волевой, познавательной и речевой сферах в процессе

рисования.

Расширить

возможности

в

воспроизведении

знакомого

изображения,

отражения своего жизненного, бытового, игрового и познавательного

опыта.

Методы нетрадиционного рисования

Метод наблюдения

представляет собой «примеривание» возможных

действий,

осуществляемых в плане восприятия, к свойствам и отношениям

объектов (форме, величине, цвете), позволяет выполнить реальное действие без

практического « нащупывания». Обращая внимание на красоту природы, малыш

выражает удивление и восхищение и проявляет больший интерес к изображаемым

предметам и явлениям.

Метод обследования предметов

позволяет более тщательно изучить

объекты природы и обратить внимание детей не только на общие формы, но и

отдельные детали (например, форму и цвет каждой веточки дерева). Способность

к анализу и умение видеть целое и части является своего рода толчком для

перехода ребенка от ассоциаций и первых опытов на изобразительный этап.

Благодаря этим нехитрым действиям формируется важнейшее интеллектуальное

понятие о строении вещества, его одновременной цельности и дискретности.

Путем проб и ошибок ребенок делает важнейшие открытия.

Метод

сравнения

образов используется

с

целью

установления

идентичности или неидентичности каждого из предъявленных для выбора детям

объектов.

Начальные

моменты

процесса

познания:

«Сначала

мелькают

впечатления, затем выделяется нечто, - потом развиваются понятия качества и

количества (определения предметов или явлений)» - способствуют развитию

восприятия у ребёнка.

Выявить уровень знаний воспитанников поможет метод опроса. Это даёт

возможность не спеша поговорить с детьми, выяснить, что привлекает их

внимание, нравится.

Метод пояснения и вопросы педагога используются наряду с наглядными

методами. Продумываются вопросы для беседы о предметах и явлениях природы

во время их рассматривания, которые помогают выделить существенные

особенности их в определённой последовательности. Вопросы направляют

внимание детей не только на внешние признаки, но и на связи одних предметов с

другими.

Метод постановки задач проблемного характера требует нахождения

самостоятельного решения. Необходимо создавать проблемные ситуации, чтобы

активизировать поисковую деятельность ребенка. Например, можно показать

пару различных по форме предметов. В самостоятельных занятиях у ребенка

развиваются инициатива, умение преодолевать затруднения, настойчивость в

достижении цели и другие ценные качества. Необходимо следить за тем, чтобы

самостоятельная деятельность воспитанников была целенаправленной, чтобы они

доводили начатую работу до конца.

Метод

объяснения

последовательности

и

способов

выполнения

работы. Показ и анализ образца, выполнение педагогом всех действий получения

композиции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта рисования

или впервые выполняют художественную композицию и способы действий им

незнакомы.

Наглядность при

объяснении

задания

расширяет

кругозор

ребенка,

развивает

его

память,

сосредоточенное

внимание,

умение

рассматривать,

подмечать детали, вызывает воспоминания (узнают в изображении то, что когда-

то видели, повторяют, что им рассказывали).

Метод анализа. При обсуждении детских работ используются стихи,

игровые методы и приёмы. Рассматривая с детьми их рисунки, педагог использует

метод поощрения – отмечает тех, у кого интересные темы, кто придумал что-то

новое, свое. Доброжелательная оценка, поощрение творческих проявлений

положительно влияют на развитие способностей детей.

В некоторых случаях используется метод «пассивных движений», т. е.

выполняет действия рукой ребёнка. При этом не следует торопиться, малыш

должен усвоить отдельные движения, входящие в состав данных действий. Ведь

ребёнку необходимо дать почувствовать радость достижения, которая возникает в

результате удавшегося действия, правильно выполненного задания. Но они не

всегда могут самостоятельно выполнить действие, показанное педагогом.

Метод повторения - практическое овладение операцией. В процессе

многократных упражнений ребёнок практически осваивает операцию (овладевает

навыком).

Происходит

постепенная

отработка

моторной

системы

путём

оттормаживания лишних движений и фиксации правильных, адекватных.

Чтобы

детям

было

интересно

выполнять

задание,

педагог

использует игровые методы. Так, например, игрушечный котик в сапожках

любит «грибной» дождик – нужно порадовать его и нарисовать дождик. Игровые

моменты на занятиях (сюрпризные моменты, физ. минутки) имеют большое

значение для физического и умственного развития ребенка. При этом он много

двигается, разговаривает, действуя различными предметами, знакомится с их

свойствами.

В

игре

развиваются

его

память,

внимание,

воображение,

сообразительность.

В

играх-занятиях

педагог

целенаправленно

воздействует

на

детей,

придумывает

содержание

игр,

методические

приемы

их

проведения.

Систематически

усложняя

материал

и

учитывая

требования

программы,

воспитатель через игры-занятия сообщает доступные возрасту малышей знания,

формирует

необходимые

умения,

совершенствует

психические

процессы

(восприятие, мышление, речь и т.д.) Особенность занятий в игровой форме

заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в

практической, интересной деятельности и не требует приложения больших

усилий,

т.к.

задействованными

оказываются

непроизвольное

внимание

и

запоминание.

Таким образом, используя эти методы на каждом занятии, в различных

сочетаниях,

подбор

их

определяет

форму

организации

изобразительной

деятельности на занятии: рисование по образцу, по замыслу, по теме, условиям,

использование того или иного метода рисования обуславливается, во- первых,

задачами обучения, во-вторых, опытом детей, их умениями.

Новизна опыта

заключается в

использовании нетрадиционных техник

рисования и методов, позволяющих формировать, корректировать и развисать

психические процессы детей с ОВЗ.

Механизм действия НТР при ОВЗ

В

период

различных

нарушений

и

ухудшения

психоэмоционального

состояния эта методика позволяет воздействовать на полушарие головного мозга

через

различные

движения,

картинки,

звуки,

ритмы.

Все

это

помогает

сформировать здоровый образ внутри головного мозга, что как следствие

оказывает восстанавливающее и налаживающее воздействие на работу головного

мозга. Щадящая и поэтапная методика с использованием художественно-

творческой деятельности позволяет добиться нужного результата.

ВИДЫ НТР В РАБОТЕ С ОВЗ

Рисование ватными палочками.

Одним

из

наиболее

распространенных

видов

нетрадиционных

техник

рисования является рисование ватными палочками – лечебное воздействие,

коррекция посредством изобразительной деятельности. Во многих случаях

рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку

справиться со своими психологическими проблемами. Любая деятельность, в том

числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Изобразительная

деятельность

напрямую

связана

с

важнейшими

функциями

зрением,

двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не

просто развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Отпечатки предметов.

Рисование пальчиками.

В педагогической практике самыми успешными считаются занятия рисованием

руками, кончиками пальцев. Ведь они доставляют ребенку много новых и

положительных

эмоций.

Для

ребенка открывается прекрасная

возможность для самовыражения и

передачи

своих

эмоций

и

переживаний.

Отпечатки листьев.

В

настоящее

время

нетрадиционные

техники

рисования

считаются

успешными, наряду с традиционными, особенно для детей, страдающих

гиперактивностью, синдромом недостатка внимания, аутизма. Разница между

обычным рисованием и «необычным» заключается в том, что игра направлена на

усовершенствование именно тех качеств ребёнка, с которыми есть трудности.

В процессе игры у ребенка развивается внимание, малыш становится более

усидчивым. Он способен спокойней воспринимать неудачи, быть настойчивым в

достижении своей цели.

Вывод: нетрадиционные

техники

рисования

раскрывают

перед

моими

воспитанниками большие возможности для выражения разнообразных эмоций,

способствуют формированию у детей предпосылок изобразительной деятельности

и

игры,

проявлений

в

деятельности

элементов

творчества,

оказывают

благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.

Рекомендации:

1. Запомните: ребенок делает в искусстве первые шаги. Это очень ответственный

момент. Взрослый должны быть всегда рядом — ведь может возникнуть

множество неожиданностей, когда важна подсказка старшего. Иначе, в случае

неудачи, ребенок надолго потеряет к занятиям изобразительной деятельностью

всякий интерес. К тому же вместе «творить» веселее.

2. Учитесь обучать не просто показывая, а тесно сотрудничая с ребенком в

процессе работы. Старайтесь пробудить фантазию ребенка, а для этого обратите

занятия в увлекательную игру.

3. Устраивайте соревнования: кто больше увидит фантастических животных, или

кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.

4. Устраивайте с детьми выставки. Выставка —важный момент сравнения

ребенком своих работ с чужими. Он видит, что у других получается иначе. В это

время он очень хорошо видит свои работы и понимает другие.

5. Ребенок должен испытывать радость от каждого занятия. Следовательно,

задачами, которые вы ставите перед ним, должны быть доступны ему, и

усложнять их можно только постепенно.

6. Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться от

однообразия, не затягивайте время занятий.

7. Предоставьте ребенку возможность работать «самому». Если каждый раз

подсказывать, что рисовать, какие брать краски, ребенок в дальнейшем не сможет

действовать самостоятельно. Он каждый раз будет ждать подсказки.

8. Как только ребенок охладел к одному и тому же приему, технике, забудьте о

них и покажите новую технику, новый поворот работы. Увлечения детей,

особенно в дошкольном возрасте проходят волнами, а, следовательно, спустя

некоторое время ребенок вернется к забытому с новым энтузиазмом.

9. Чтобы увлечь ребенка рисованием нужно встать на его позицию, то есть

понять, что его радует, огорчает, к чему он стремится.

10. Прежде, чем преподнести ребенку ту или другую технику, тщательно освойте

ее сами. Тогда не возникнет неожиданных ситуаций на занятиях, которые не

всегда желательны.

13. Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник следует

планировать так, чтобы они перекликались по своим целям с другими видами

изобразительной деятельности, с занятиями по ознакомлению с окружающим

миром, музыкой, ритмикой.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет

детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает

воображение, дает полную свободу для самовыражения.



В раздел образования