Напоминание

"ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ" ( средняя группа)


Автор: Володина Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: Детский сад 101 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Проект
Тема: "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ" ( средняя группа)
Раздел: дошкольное образование





Назад





Детский сад 101 ОАО «РЖД»

Проект по теме:

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

( средняя группа)
.
Проект реализован

воспитателем Володиной Т.В

г. Воронеж

2016 год


ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: «Здоровый образ жизни» 2.Проект реализован: воспитателем Володиной Т.В. 3. Вид проекта: познавательно-игровой  по характеру координации: открытый  по количеству участников: групповой 4. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников. 5. Срок проекта: краткосрочный – 1 (один) месяц. Риски при реализации проекта минимальные, так как практически отсутствует зависимость от внешних факторов. Проект доступен в реализации, но требует привлечение специализированных кадров.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОЕКТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ
Одним из направлений работы в образовательном учреждении является - создание и развитие здоровьесберегающей среды. Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей,
предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма». Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью. Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в зимний период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимость использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Основа проекта была взята из интернет- ресурса для апробирования и реализации с целью сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни. В течении месяца с детьми группы проводились тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий сон и т. д. Во время ознакомления с художественной литературой обращалось внимание ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека. В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.
В течение реализации проекта проводилась работа по закаливанию ребят: умывание контрастной водой, хождение босиком по коврикам-массажёрам, полоскание рта водой комнатной температуры, проведение подвижных игр на свежем воздухе. Совместно с родителями были оформлены выставки детских рисунков, аппликаций, творческих работ. Кроме этого, для родителей проводились специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей старшего возраста, мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей, организовывались праздники и соревнования "Папа , мама , я - спортивная семья", "Веселые старты", "Зимняя олимпиада".
I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Цель проекта:
сохранение и укрепление здоровья детей, способствовать формированию сознательного отношения к здоровью, как к главной ценности у всех участников проекта.
Задачи проекта:
 повышать интерес детей к здоровому образу жизни черезразнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;  продолжать знакомить детей с правилами гигиены;  способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;  повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;  привитие интереса к разным видам спорта через познавательную деятельность;  организация совместной культурно- досуговой деятельности (педагоги, дети, родители);  мотивация к ведению здорового образа жизни в рамках проекта и вне его;
 воспитание нравственного поведения;  внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.;  организация здоровьесберегающей среды для благотворного физического развития детей.
Здоровьесберегающая образовательная среда

включает в себя следующие компоненты:
1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения. 2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки. 3. Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении. 4. Совершенствование системы физического воспитания. 5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса. 6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий. 7. Широкое использование программ образования в сфере здоровья. 8. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий. 9. Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей. 10. Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей. 11. Проведение мониторинга здоровья.
Предполагаемые результаты проекта:
 Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
 Создание предметной развивающей среды, обеспечивающейэффективность оздоровительной работы;  Активное вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ;  Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.
План работы над проектом:
 Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины), знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.  Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается».  Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика после сна, пребывание на свежем воздухе, полоскание горла , умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение по коврикам-массажерам с использованием нестандартного оборудования.  Совместная и самостоятельная деятельность: физкультурный уголок «Мы хотим быть здоровыми!», совместные дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей.  Работа с родителями: выставка познавательной литературы по физическому развитию детей и укреплению здоровья детского организма, консультации по темам «Семейные виды спорта», «О соблюдении детского режима», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Игра в жизни ребенка», «Занимайся гимнастикой по утрам», «Для чего нужны коврики- массажеры», оформление презентации«Здоровый образ жизни», изготовление нестандартного оборудования.

II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Поставленные задачи реализуются через применение здоровьесберегающих образовательных технологий, таких как:  Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;  Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;  Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья .
Тематические беседы с детьми:
 «Как можно заботиться о своем здоровье».  «Чистота и здоровье».  «Полезно – не полезно».  «Как надо закаляться».  «Личная гигиена».  «О здоровой пище».
Ознакомление с литературой:
 К. Чуковский «Доктор Айболит»  Стихотворения о здоровье  А. Барто «Девочка чумазая»  К. Чуковский «Мойдодыр»  Александрова «Купание»  Г. Зайцев «Дружи с водой»
 Загадки и пословицы о здоровом образе жизни
Интегрированная образовательная деятельность:

Тема, цель

1
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке» Цель: дать знания о значимости зарядки для здоровья детского организма, заинтересовать детей выполнением упражнений, вызвать положительные эмоции.
2
«Добрый доктор Айболит в гостях у детей» Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть – плохо и что нужно делать, чтобы не болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах.
3
«Кукла купается!» Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни.
4
«Дружим с водой» Цель: познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода – залог чистоты и здоровья.
Игровая деятельность:


Название игры, цель
1 Подвижная игра «Солнышко и дождик» Цель: развивать двигательную активность детей. 2 «Озорной мяч» Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме. 3 «Воробышки и автомобиль» Цель: закрепление бега в разных направлениях. 4 Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи» Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде. 5 «Кошки - мышки» Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках. 6 Подвижная игра «Кошечка» Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног. 7 «Быстрые ножки бегут по дорожке» Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал. 8
«Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр. Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности. 9 «Развитие движения у детей среднего возраста» Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки. 10 «В стране здоровья» Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная

деятельность:
 Рисование карандашами, фломастерами , мелками.  Творческая работа в нетрадиционных техниках.  Игры с водой (при благоприятных температурных условиях) в группе.  Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по коврикам - массажерам;  Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
Наблюдения:
 Наблюдение за играми других детей на прогулке. Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
Здоровьсберегаюшие технологии,


технологии сохранения и стимулирования здоровья:
 Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.  Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.  Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.  Гимнастика пальчиковая - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).  Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.  Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.  Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.  Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.  Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стоп.
Формы организации здоровьесберегающей работы
:
 физкультурные занятия  самостоятельная деятельность детей  подвижные игры  утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)  двигательно-оздоровительные физкультминутки  физические упражнения после дневного сна  физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами  физкультурные досуги  спортивные праздники  оздоровительные процедуры и т.д.
Ожидаемые результаты:
 Систематизация взаимодействия ДОУ со спортивно-оздоровительными организациями города.  Разработка и публикация комплекса закаливающих мероприятий.  Создание и публикация брошюр по распространению результатов проекта.  Рост процент занятости воспитанников в спортивных секциях, участие в конкурсах разного уровня и мероприятиях спортивно-оздоровительного направления.  Рост индекса здоровья воспитанников.  Диссеминация педагогического опыта.
III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА

Проведение итогового собрания с родителями:
Проведение итогового собрания с родителями по теме «Что дал проект «Здоровый образ жизни» моему ребенку» осуществлялось в форме круглого стола.
Родителям воспитанников было рассказано о методах реализации проекта, о каждом конкретном ребенке (с какими трудностями мы столкнулись в течение прошедшего года, каких результатов добились). Показана презентация «Здоровый образ жизни» с использованием фотографий детей в разных режимных моментах. Некоторые из родителей выступили по теме собрания.
В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были

получены следующие результаты:
 У детей группы появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.  Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по коврикам - массажерам, самостоятельно овладели методикой полоскания рта, охотно используют тренажеры изготовленные родителями, испытывая при этом удовольствие, умывают руки по локоть, полощут рот, играют с водой.  Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.  Резко снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта:
У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта:
 У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.  Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.


Перспектива проектной деятельности в данном

направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегательные технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.


В раздел образования