Автор: Володина Татьяна Васильевна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: Детский сад 101 ОАО "РЖД" Населённый пункт: город Воронеж Наименование материала: Проект Тема: "ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ" ( средняя группа) Раздел: дошкольное образование
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: «Здоровый образ жизни»
2.Проект реализован: воспитателем Володиной Т.В.
3. Вид проекта: познавательно-игровой
по характеру координации: открытый
по количеству участников: групповой
4. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители
воспитанников.
5. Срок проекта: краткосрочный – 1 (один) месяц. Риски при реализации проекта
минимальные, так как практически отсутствует зависимость от внешних
факторов. Проект доступен в реализации, но требует привлечение
специализированных кадров.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОЕКТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ
Одним из направлений работы в образовательном учреждении является -
создание и развитие здоровьесберегающей среды.
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов,
медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей –
подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде
всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в
разных регионах Российской Федерации.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от
всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.
С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться,
заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, -
словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов более
тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то
родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей,
предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического
закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого
соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки
«кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые
согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без
активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала
детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением
уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения
дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего
детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей
среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у
каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым,
активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и
другим.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного
процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям
выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа
жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы
их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в зимний период, когда у
детей наблюдается значительное увеличение количества случаев
заболеваемости, что требует необходимость использования современных,
инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Основа проекта была взята из интернет- ресурса для апробирования и
реализации с целью сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у
них привычки к здоровому образу жизни.
В течении месяца с детьми группы проводились тематические беседы о
здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух
на хороший аппетит и крепкий сон и т. д.
Во время ознакомления с художественной литературой обращалось внимание
ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни.
Разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека.
В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось
поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие
вопросы здоровья человека.
В течение реализации проекта проводилась работа по закаливанию ребят:
умывание контрастной водой, хождение босиком по коврикам-массажёрам,
полоскание рта водой комнатной температуры, проведение подвижных игр на
свежем воздухе.
Совместно с родителями были оформлены выставки детских рисунков,
аппликаций, творческих работ. Кроме этого, для родителей проводились
специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей
старшего возраста, мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования
оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и
здорового питания для детей, организовывались праздники и соревнования
"Папа , мама , я - спортивная семья", "Веселые старты", "Зимняя олимпиада".
I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Цель проекта:
сохранение и укрепление здоровья детей, способствовать формированию
сознательного отношения к здоровью, как к главной ценности у всех участников
проекта.
Задачи проекта:
повышать интерес детей к здоровому образу жизни черезразнообразные
формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
способствовать укреплению здоровья детей через систему
оздоровительных мероприятий;
повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка;
привитие интереса к разным видам спорта через познавательную
деятельность;
организация совместной культурно- досуговой деятельности (педагоги,
дети, родители);
мотивация к ведению здорового образа жизни в рамках проекта и вне его;
воспитание нравственного поведения;
внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.;
организация здоровьесберегающей среды для благотворного физического
развития детей.
Здоровьесберегающая образовательная среда
включает в себя следующие компоненты:
1.
Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
2.
Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима
учебной нагрузки.
3.
Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном
учреждении.
4.
Совершенствование системы физического воспитания.
5.
Обеспечение психологического комфорта всем участникам
образовательного процесса.
6.
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
7.
Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
8.
Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных
мероприятий.
9.
Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного
консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
10.
Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
11.
Проведение мониторинга здоровья.
Предполагаемые результаты проекта:
Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной
физкультурно-оздоровительной работы;
Создание предметной развивающей среды,
обеспечивающейэффективность оздоровительной работы;
Активное вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу
ДОУ;
Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.
План работы над проектом:
Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений
различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног,
спины), знакомство с методической литературой по вопросам
здоровьесбережения.
Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение
бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и
здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом
занимается».
Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика после сна,
пребывание на свежем воздухе, полоскание горла , умывание контрастной
водой, воздушные ванны, хождение по коврикам-массажерам с
использованием нестандартного оборудования.
Совместная и самостоятельная деятельность: физкультурный уголок «Мы
хотим быть здоровыми!», совместные дидактические игры, спортивные
упражнения на все виды мышц, самостоятельная двигательная активность
детей.
Работа с родителями: выставка познавательной литературы по
физическому
развитию детей и укреплению здоровья детского организма, консультации
по темам «Семейные виды спорта», «О соблюдении детского режима»,
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Игра в жизни ребенка»,
«Занимайся гимнастикой по утрам», «Для чего нужны коврики-
массажеры», оформление презентации«Здоровый образ жизни»,
изготовление нестандартного оборудования.
II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Поставленные задачи реализуются через применение здоровьесберегающих
образовательных технологий, таких как:
Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру
воспитательно-образовательного процесса, способствующие
предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других
дезадаптационных состояний;
Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной
работой педагога с детьми;
Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по
обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья
.
Тематические беседы с детьми:
«Как можно заботиться о своем здоровье».
«Чистота и здоровье».
«Полезно – не полезно».
«Как надо закаляться».
«Личная гигиена».
«О здоровой пище».
Ознакомление с литературой:
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Стихотворения о здоровье
А. Барто «Девочка чумазая»
К. Чуковский «Мойдодыр»
Александрова «Купание»
Г. Зайцев «Дружи с водой»
Загадки и пословицы о здоровом образе жизни
Интегрированная образовательная деятельность:
Тема, цель
1
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Цель: дать знания о значимости зарядки для
здоровья детского организма, заинтересовать детей выполнением упражнений,
вызвать положительные
эмоции.
2
«Добрый доктор Айболит в гостях у детей»
Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе
жизни. Напомнить детям, что болеть – плохо и что нужно делать, чтобы не
болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах.
3
«Кукла купается!»
Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных
принадлежностей, способствовать формированию привычки к
здоровому образу жизни.
4
«Дружим с водой»
Цель: познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры,
укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского
организма. Вода – залог чистоты и здоровья.
Игровая деятельность:
Название игры, цель
1
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать двигательную активность детей.
2
«Озорной мяч»
Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.
3
«Воробышки и автомобиль»
Цель: закрепление бега в разных направлениях.
4
Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови
овощи»
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
5
«Кошки - мышки»
Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на
носках.
6
Подвижная игра «Кошечка»
Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног.
7
«Быстрые ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.
8
«Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных
движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.
Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять
равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности.
9
«Развитие движения у детей среднего возраста»
Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные
эмоции, формировать умение правильной осанки.
10
«В стране здоровья»
Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о
своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная
деятельность:
Рисование карандашами, фломастерами , мелками.
Творческая работа в нетрадиционных техниках.
Игры с водой (при благоприятных температурных условиях) в группе.
Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные
ванны, хождение босиком по коврикам - массажерам;
Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
Наблюдения:
Наблюдение за играми других детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей
к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
Здоровьсберегаюшие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости
детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления.
Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной
гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на
прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени
подвижности.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от
состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский,
Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая - рекомендуется всем детям, особенно с
речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое
удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в
зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется
использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения,
педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа
перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной
задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в
качестве профилактики болезней опорного свода стоп.
Формы организации здоровьесберегающей работы :
физкультурные занятия
самостоятельная деятельность детей
подвижные игры
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
двигательно-оздоровительные физкультминутки
физические упражнения после дневного сна
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
физкультурные досуги
спортивные праздники
оздоровительные процедуры и т.д.
Ожидаемые результаты:
Систематизация взаимодействия ДОУ со спортивно-оздоровительными
организациями города.
Разработка и публикация комплекса закаливающих мероприятий.
Создание и публикация брошюр по распространению результатов
проекта.
Рост процент занятости воспитанников в спортивных секциях, участие в
конкурсах разного уровня и мероприятиях спортивно-оздоровительного
направления.
Рост индекса здоровья воспитанников.
Диссеминация педагогического опыта.
III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА
Проведение итогового собрания с родителями:
Проведение итогового собрания с родителями по теме «Что дал проект
«Здоровый образ жизни» моему ребенку» осуществлялось в форме круглого
стола.
Родителям воспитанников было рассказано о методах реализации проекта, о
каждом конкретном ребенке (с какими трудностями мы столкнулись в течение
прошедшего года, каких результатов добились).
Показана презентация «Здоровый образ жизни» с использованием фотографий
детей в разных режимных моментах. Некоторые из родителей выступили по
теме собрания.
В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были
получены следующие результаты:
У детей группы появился интерес и желание вести здоровый образ жизни.
Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по
коврикам - массажерам, самостоятельно овладели методикой полоскания
рта, охотно используют тренажеры изготовленные родителями, испытывая
при этом удовольствие, умывают руки по локоть, полощут рот, играют с
водой.
Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают,
прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на
улице.
Резко снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта:
У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой,
физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта:
У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни.
Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.
Перспектива проектной деятельности в данном
направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо
продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и
реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием
интегрированного подхода в этом направлении. Продолжать внедрять в
педагогическую практику здоровьесберегательные технологии, направленные на
охрану и укрепление здоровья дошкольников.