Напоминание

Музей


Автор: Умаргалиева Айгуль Ислямовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Гмелинская СШ им. В.П. Агаркова"
Населённый пункт: с. Гмелинка
Наименование материала: Музейная педагогика
Тема: Музей
Раздел: полное образование





Назад




Музейная педагогика

В последние годы в связи с общей демократизаций культурной жизни в отечественном

музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость

исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в

этой связи представляет история становления нового для России понятия «музейная

педагогика».

Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в

научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в

1980 - 90-е годы в российском музееведении дефиниция «музейная педагогика»

обозначила как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и

новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в музейной педагогике

черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Предметом изучения новой научной

дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея

со своей аудиторией.

Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты

коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным

диалоговым процессам, ставящий задачу участия в оформлении свободной, творческой,

инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Таким образом,

музейная педагогика по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации,

по

методу

-

с

педагогикой

и

шире

-

с психологией. Подобно общей педагогике, музейная педагогика не только обобщает

опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно-педагогические программы. В

силу

своего

междисциплинарного

характера

музейная

педагогика

как

научная

дисциплина,

прежде

всего,

оперирует

категориями

музееведения

и

психолого-

педагогических дисциплин (например: «музейный предмет», «музейная культура»,

«музейная

коммуникация»,

«воспитание»,

«дидактика»,

«музейное

образование»,

«музейный педагог», «визуальное мышление»). Войдя в понятийный аппарат музейной

педагогики, они зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые

аспекты.

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале

XX

века

в Германии.

Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности и было

ориентировано преимущественно на работу с учащимися.

В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И

постепенно получало все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 г.

на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой

научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящееся на стыке целого комплекса

наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной

практической задачей». Для разработки музейной педагогики имелись серьёзные

исторические предпосылки. По существу, отечественная теория музейной педагогики

начала

формироваться

в конце XIX - начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах

основоположников экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков) и

сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и

детских

музеев

(М.В.

Новорусский,

М.С.

Страхова,

Н.А.

Флеров

и др.) [1]. В период становления музейной педагогики как научной дисциплины их

взгляды, обогащенные сформировавшейся к концу 1980-х годов концепцией нового

педагогического

мышления,

в

основе

которого

лежали

идеи

гуманизации

и

гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным

ценностям, стали особенно актуальными.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации

и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей

личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в

школе, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе.

Зачем же нужна музейная педагогика в школах?

Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку

стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других

жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не

разрушать, а созидать.

Отличительные

черты

обучения

в

музейной

педагогике

-

неформальность

и

добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать

свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью,

разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в

форме экскурсий, занятий, музейных уроков.

Музейная педагогика дает возможность:

1.

осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе

детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

2.

сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

3.

раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

4.

попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

5.

объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

6.

организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные

занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе [2].

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная

педагогика

область

науки,

изучающая

историю,

особенности

культурной

образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные

категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

Предметом музейной педагогики

являются проблемы, связанные с содержанием,

методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого

воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе

учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке

музееведения, педагогики, психологии.

Методология,

как

система

принципов

и

способов

организации

и

построения

теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное

значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной

среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную

постановку её целей и задач.

Объект

музейной

педагогики

культурно-образовательные

аспекты

музейной

коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам,

ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной

личности, способной стать активным участником диалога.

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации

деятельности школьного музея, являются:

1.

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной,

мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в

определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки»,

«рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-

символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким

образом,

музейный

предмет

выступает

здесь

как

то,

что

значимо

для

воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но

и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.

2.

Музейная культура

представлена, с одной стороны, как хранилище, набор

музейных

предметов,

с

другой

как

культура,

втягивающая

в

себя,

рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и

хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет

культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном

расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна

музейная культура.

3.

Музейная коммуникация

– такая необходимая соорганизация определённых

позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь

необходимо обозначить следующие позиции:

- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов

культуры, претендующих на статус музейных предметов;

- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;

-

позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям

определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и

вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в

некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом.

Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между

творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.

Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

Это взаимодействие строится на следующих принципах:

1.

Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает

необходимость формирования позиции интерпретатора.

2.

Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие

форм жизни, традиций, и равное право на существование.

3.

Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в

том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно

культурным и историческим персонажам.

Структура модели музейной педагогики:

цель,

задачи,

направления,

специальные требования,

формы и методы работы,

принципы,

музейные педагогические технологии.

По

данному

алгоритму

можно

составить

такую

модель

и

апробировать

её

результативность.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения

её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи музейной педагогики:

Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;

Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения

успешно адаптироваться в окружающем мире;

Развитие

творческих

и

организаторских

способностей,

предоставление

возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами,

выявить свою неповторимую индивидуальность;

Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной

практики;

Освоение нового

типа

учебных занятий,

формирование

профессиональной

компетентности музейного педагога;

Формирование

системы критериев и механизмов

оценки образовательного

результата музейной педагогики.

Направления деятельности школьного музея:

- Поисково-собирательское.

Важным этапом в процессе комплектования школьных

музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт

возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои

исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему,

интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по

литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также

получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее,

архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или

участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется

справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать,

перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах

работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.).

Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность.

Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться

связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные

черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в

этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об

изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках

истории и культуры.

Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности

(полевой

дневник,

тетрадь

для

записи

воспоминаний

и

рассказов,

фиксация

фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых

различным способами отражены сведения по одной и той же теме. Все памятники истории

и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы должны быть

переданы в фонды школьного музея.

В

процессе

исследовательской

работы

происходит

социальная

адаптация

юного

поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме

выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в

том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с

помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И

поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники,

художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий

несколько этапов:

Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её

создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;

Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе

художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и

экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное

представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-

экспозиционного

плана

и

архитектурно-художественного

проекта

можно

приступать к монтажу экспозиции. Если, например, вся школа увлечётся созданием

экспозиции, то решение отдельных задач этой работы можно включить и в

предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-

исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения –

выполнять

чертежи

и

эскизы

стендов,

витрин,

подиумов

и

другого

экспозиционного оборудования; на урока труда – его изготавливать; на уроках

рисования – составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих

текстов; на уроках математики – осуществлять расчеты необходимых материалов и

их стоимость; на уроках информатики – заниматься компьютерным дизайном и

оформлением экспозиции.

- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности

музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по

заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии

является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия,

которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек

зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-

ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка

(рисунок, лепка, моделирование).

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать,

стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее –

непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков.

Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под

руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные

требования:

Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам

темы;

Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых

экспонатов;

Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно,

необходимо

собрать

группу

учащихся,

желающих

освоить

экскурсионное

дело,

познакомить учащихся с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и

её проведение.

- Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке

работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной

работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой

Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с

местным населением. Школьный музей должен органично вписываться в план работы

всего общеобразовательного учреждения.

Формы и методы работы.

Дополнительное образование, в основе которого лежит

личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие

образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися не подменяет

собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её

социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и

крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме

того,

реализовать

их

в

одном

из

видов

практической

деятельности,

получить

профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и

музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде

всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей –

на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество,

новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьных музеев

можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием

музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми

формами,

подсказанными

современностью.

Так

появились

музейные

проекты,

интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия в школе.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках

школьного

музея

необходимо

учитывать

следующие

исторически

сложившиеся

принципы:

Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

Комплексность – включение всех типов восприятия;

Программность,

которая обеспечивает усвоение информации и приобретение

умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения

принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям

каждого ученика.

Немецкий учёный Г.

Фройденталь

сформулировал

совокупность требований к

проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную,

воспитательную, развивающую) цель;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная

работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных

занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для

сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов

ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок,

сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий,

становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога

времён, людей и музейных предметов.

Должно быть выстроено образовательное пространство, содержание которого движется по

цепочке «музей – школа – музей». Музейные формы работы являются местом

деятельности профессионального (в том числе экспертного) сообщества, культурной

формой, в которой может быть востребован результат. Это позволяет вовлечь в проект

профессионалов,

способных

выступать

экспертами,

консультантами

и

создавать

культурную форму, в которой результат деятельности школьников перестаёт быть чисто

учебным результатом (и в этом смысле – его личным делом).

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются

массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные

экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и

свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции,

дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.

Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей,

журналов,

составление

видеофильмов,

создание

музейных

экскурсионных

и

индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или

устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога,

снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем

использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов,

подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом

изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ,

переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-

образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу,

области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего

ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.

Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает

кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера,

конференции и т.д.

Принцип активности

ребёнка в процессе обучения остаётся одним из основных в

дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое

характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении

знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность не проявляется сама по себе,

а является

следствием

целенаправленных

управленческих

педагогических

воздействий

в

организации

педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Любая технология обладает

средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в

некоторых

же

технологиях

эти

средства

составляют

главную

идею

и

основу

эффективности результатов.

В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги

реализуют

специальные

музейно-образовательные,

культуротворческие

программы,

экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические

технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной

педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и

проектов, проводника в мир культуры, являются:

- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е.

оценивать их с точки зрения развития культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к

современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

-

формировать

устойчивую

потребность

и

навыки

общения,

взаимодействия

с

памятниками культуры, музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, –

создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего

наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в

отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько

механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и

эмоционально-нравственной оценки.

Особенно

эффективны

в

музейной

педагогике

игровые

технологии,

технология

коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован

метод

проектов.

Это

комплексный

обучающий

метод,

который

позволяет

индивидуализировать

учебный

процесс,

даёт

возможность

ребёнку

проявить

самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами

работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых

совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти

консультантом.

Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать,

приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть

скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как

в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное,

интересное.

К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока,

которые могут

применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной

практике:

исследование,

изобретательство,

анализ

первоисточников,

комментарий,

мозговая атака, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала:

урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд,

следствие, дебаты в парламенте.

Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет

педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать

атмосферу

творчества,

групповой

ответственности.

Характер

педагогической

деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления

качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким

качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к

сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта,

интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют

гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому

развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность

педагогического взаимодействия,

повышение качества образования,

формирование

гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели

современной школы, выполняющей социальный заказ общества.



В раздел образования