Автор: Умаргалиева Айгуль Ислямовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Гмелинская СШ им. В.П. Агаркова"
Населённый пункт: с. Гмелинка
Наименование материала: Музейная педагогика
Тема: Музей
Раздел: полное образование
Музейная педагогика
В последние годы в связи с общей демократизаций культурной жизни в отечественном
музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость
исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в
этой связи представляет история становления нового для России понятия «музейная
педагогика».
Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в
научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Утвердившаяся в
1980 - 90-е годы в российском музееведении дефиниция «музейная педагогика»
обозначила как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и
новую научную дисциплину. Этому способствовало соединение в музейной педагогике
черт теории и методики, ее тесные связи с практикой. Предметом изучения новой научной
дисциплины является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея
со своей аудиторией.
Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты
коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным
диалоговым процессам, ставящий задачу участия в оформлении свободной, творческой,
инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Таким образом,
музейная педагогика по объекту в основном совпадает с теорией музейной коммуникации,
по
методу
-
с
педагогикой
и
шире
-
с психологией. Подобно общей педагогике, музейная педагогика не только обобщает
опыт, но и прогнозирует новые методики, создает музейно-педагогические программы. В
силу
своего
междисциплинарного
характера
музейная
педагогика
как
научная
дисциплина,
прежде
всего,
оперирует
категориями
музееведения
и
психолого-
педагогических дисциплин (например: «музейный предмет», «музейная культура»,
«музейная
коммуникация»,
«воспитание»,
«дидактика»,
«музейное
образование»,
«музейный педагог», «визуальное мышление»). Войдя в понятийный аппарат музейной
педагогики, они зачастую приобретают дополнительную интерпретацию или новые
аспекты.
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале
XX
века
в Германии.
Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности и было
ориентировано преимущественно на работу с учащимися.
В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И
постепенно получало все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 г.
на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой
научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящееся на стыке целого комплекса
наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной
практической задачей». Для разработки музейной педагогики имелись серьёзные
исторические предпосылки. По существу, отечественная теория музейной педагогики
начала
формироваться
в конце XIX - начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах
основоположников экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков) и
сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и
детских
музеев
(М.В.
Новорусский,
М.С.
Страхова,
Н.А.
Флеров
и др.) [1]. В период становления музейной педагогики как научной дисциплины их
взгляды, обогащенные сформировавшейся к концу 1980-х годов концепцией нового
педагогического
мышления,
в
основе
которого
лежали
идеи
гуманизации
и
гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным
ценностям, стали особенно актуальными.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации
и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей
личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в
школе, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе.
Зачем же нужна музейная педагогика в школах?
Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку
стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других
жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не
разрушать, а созидать.
Отличительные
черты
обучения
в
музейной
педагогике
-
неформальность
и
добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать
свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью,
разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в
форме экскурсий, занятий, музейных уроков.
Музейная педагогика дает возможность:
1.
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе
детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
2.
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
3.
раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
4.
попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
5.
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
6.
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные
занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе [2].
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная
педагогика
–
область
науки,
изучающая
историю,
особенности
культурной
образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные
категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Предметом музейной педагогики
являются проблемы, связанные с содержанием,
методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого
воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе
учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке
музееведения, педагогики, психологии.
Методология,
как
система
принципов
и
способов
организации
и
построения
теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное
значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной
среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную
постановку её целей и задач.
Объект
музейной
педагогики
–
культурно-образовательные
аспекты
музейной
коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам,
ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной
личности, способной стать активным участником диалога.
Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации
деятельности школьного музея, являются:
1.
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной,
мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в
определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки»,
«рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-
символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким
образом,
музейный
предмет
выступает
здесь
как
то,
что
значимо
для
воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но
и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
2.
Музейная культура
представлена, с одной стороны, как хранилище, набор
музейных
предметов,
с
другой
–
как
культура,
втягивающая
в
себя,
рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и
хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет
культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном
расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна
музейная культура.
3.
Музейная коммуникация
– такая необходимая соорганизация определённых
позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь
необходимо обозначить следующие позиции:
- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов
культуры, претендующих на статус музейных предметов;
- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;
-
позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям
определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и
вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в
некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом.
Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между
творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.
Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.
Это взаимодействие строится на следующих принципах:
1.
Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает
необходимость формирования позиции интерпретатора.
2.
Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие
форм жизни, традиций, и равное право на существование.
3.
Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в
том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно
культурным и историческим персонажам.
Структура модели музейной педагогики:
цель,
задачи,
направления,
специальные требования,
формы и методы работы,
принципы,
музейные педагогические технологии.
По
данному
алгоритму
можно
составить
такую
модель
и
апробировать
её
результативность.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения
её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения
успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие
творческих
и
организаторских
способностей,
предоставление
возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами,
выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной
практики;
Освоение нового
типа
учебных занятий,
формирование
профессиональной
компетентности музейного педагога;
Формирование
системы критериев и механизмов
оценки образовательного
результата музейной педагогики.
Направления деятельности школьного музея:
- Поисково-собирательское.
Важным этапом в процессе комплектования школьных
музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт
возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои
исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему,
интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по
литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также
получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее,
архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или
участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется
справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать,
перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах
работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.).
Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность.
Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться
связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные
черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в
этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об
изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках
истории и культуры.
Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности
(полевой
дневник,
тетрадь
для
записи
воспоминаний
и
рассказов,
фиксация
фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых
различным способами отражены сведения по одной и той же теме. Все памятники истории
и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы должны быть
переданы в фонды школьного музея.
В
процессе
исследовательской
работы
происходит
социальная
адаптация
юного
поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме
выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в
том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с
помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И
поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники,
художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий
несколько этапов:
Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её
создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе
художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и
экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное
представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-
экспозиционного
плана
и
архитектурно-художественного
проекта
можно
приступать к монтажу экспозиции. Если, например, вся школа увлечётся созданием
экспозиции, то решение отдельных задач этой работы можно включить и в
предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-
исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения –
выполнять
чертежи
и
эскизы
стендов,
витрин,
подиумов
и
другого
экспозиционного оборудования; на урока труда – его изготавливать; на уроках
рисования – составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих
текстов; на уроках математики – осуществлять расчеты необходимых материалов и
их стоимость; на уроках информатики – заниматься компьютерным дизайном и
оформлением экспозиции.
- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности
музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по
заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии
является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия,
которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек
зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-
ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка
(рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать,
стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее –
непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков.
Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под
руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные
требования:
Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам
темы;
Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых
экспонатов;
Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно,
необходимо
собрать
группу
учащихся,
желающих
освоить
экскурсионное
дело,
познакомить учащихся с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и
её проведение.
- Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке
работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной
работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой
Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с
местным населением. Школьный музей должен органично вписываться в план работы
всего общеобразовательного учреждения.
Формы и методы работы.
Дополнительное образование, в основе которого лежит
личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие
образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися не подменяет
собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её
социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и
крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме
того,
реализовать
их
в
одном
из
видов
практической
деятельности,
получить
профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.
Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и
музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде
всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей –
на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество,
новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьных музеев
можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием
музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми
формами,
подсказанными
современностью.
Так
появились
музейные
проекты,
интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия в школе.
При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках
школьного
музея
необходимо
учитывать
следующие
исторически
сложившиеся
принципы:
Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
Комплексность – включение всех типов восприятия;
Программность,
которая обеспечивает усвоение информации и приобретение
умений и навыков на основе специально разработанных программ.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения
принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям
каждого ученика.
Немецкий учёный Г.
Фройденталь
сформулировал
совокупность требований к
проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную,
воспитательную, развивающую) цель;
- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная
работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных
занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для
сознания ребёнка, но и взрослого»;
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов
ребёнка;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок,
сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).
Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий,
становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога
времён, людей и музейных предметов.
Должно быть выстроено образовательное пространство, содержание которого движется по
цепочке «музей – школа – музей». Музейные формы работы являются местом
деятельности профессионального (в том числе экспертного) сообщества, культурной
формой, в которой может быть востребован результат. Это позволяет вовлечь в проект
профессионалов,
способных
выступать
экспертами,
консультантами
и
создавать
культурную форму, в которой результат деятельности школьников перестаёт быть чисто
учебным результатом (и в этом смысле – его личным делом).
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются
массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам относятся: театрализованные
экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и
свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции,
дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.
Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей,
журналов,
составление
видеофильмов,
создание
музейных
экскурсионных
и
индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или
устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога,
снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем
использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.
Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов,
подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом
изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ,
переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-
образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу,
области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего
ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.
Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает
кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера,
конференции и т.д.
Принцип активности
ребёнка в процессе обучения остаётся одним из основных в
дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое
характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении
знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность не проявляется сама по себе,
а является
следствием
целенаправленных
управленческих
педагогических
воздействий
в
организации
педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Любая технология обладает
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в
некоторых
же
технологиях
эти
средства
составляют
главную
идею
и
основу
эффективности результатов.
В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги
реализуют
специальные
музейно-образовательные,
культуротворческие
программы,
экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические
технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной
педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и
проектов, проводника в мир культуры, являются:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е.
оценивать их с точки зрения развития культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к
современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
-
формировать
устойчивую
потребность
и
навыки
общения,
взаимодействия
с
памятниками культуры, музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, –
создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего
наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в
отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько
механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и
эмоционально-нравственной оценки.
Особенно
эффективны
в
музейной
педагогике
игровые
технологии,
технология
коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован
метод
проектов.
Это
комплексный
обучающий
метод,
который
позволяет
индивидуализировать
учебный
процесс,
даёт
возможность
ребёнку
проявить
самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами
работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых
совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти
консультантом.
Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать,
приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть
скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как
в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное,
интересное.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока,
которые могут
применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной
практике:
исследование,
изобретательство,
анализ
первоисточников,
комментарий,
мозговая атака, репортаж;
- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала:
урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд,
следствие, дебаты в парламенте.
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет
педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать
атмосферу
творчества,
групповой
ответственности.
Характер
педагогической
деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления
качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким
качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к
сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта,
интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют
гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому
развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность
педагогического взаимодействия,
повышение качества образования,
формирование
гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели
современной школы, выполняющей социальный заказ общества.