Авторы: Панфиленко Ольга Александровна, Ольга Александровна Панфиленко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС№413 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: БОСОХОЖДЕНИЕ – КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ ЗАКАЛИВАНИЯ
Раздел: дошкольное образование
О.А. Панфиленко
МБДОУ «Детский сад № 413»
г. Челябинск
БОСОХОЖДЕНИЕ – КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ВИДОВ
ЗАКАЛИВАНИЯ
В статье описывается опыт применения и использования здоровьесберегающей
технологии босохождения (хождение босиком),
позволяющей успешно укреплять
здоровье ребенка дошкольного возраста. Предлагается интересный материал, который
может быть использован педагогами и родителями при организации двигательной
активности с детьми дошкольниками.
В качестве эффективного средства профилактики и лечения многих
заболеваний босохождение впервые было предложено в научной медицине
немецким ученым – гигиенистом конца XIX века Себастьяном Кнейпом. Он
приводил примеры излечения различных заболеваний водными процедурами
в сочетании с ходьбой босиком по росе, мокрым камням, выпавшему снегу.
Для чего нужно
босохождение? Дело в том, что на коже стоп
находится большое количество рецепторов, реагирующих на тепло и холод.
Постоянное ношение обуви создает особый микроклимат для ног, при
нарушении которого организм реагирует заболеванием. Вот почему лишь
стоит переохладиться или промочить ноги – и простуда тут как тут.
Закаливание делает стопы ног менее чувствительными к колебаниям
температуры, и следствие этого – снижение заболеваемости.
Кроме этого, современные учёные приходят к выводу, что постоянная
изоляция человека (резиновая подошва, синтетические ткани) приводят к
тому, что в теле накапливается значительный электрический заряд, что
приводит к хронической усталости, неврозам, бессоннице. Это еще плюс в
пользу босохождения.
Так
же
не
следует
забывать,
что
хождение
босиком
может
предупредить, а иногда и вылечить плоскостопие, которым сейчас страдают
очень многие дети.
Как
и
любой
вид
закаливания,
босохождение
должно
быть
постепенным и систематическим. Особо осторожным нужно быть с детьми
раннего возраста. Начинать лучше с хождения по ковру или половику в
теплой
комнате.
Рекомендуется
приобрести
в
магазине
специальные
резиновые
коврики
с
рифленой
поверхностью,
которые
служат
замечательным тонизирующим средством. Дополнительно можно делать
массаж стоп с помощью скакалки, круглой палки, катая её по подошвам и
каждый день по нескольку минут. Но не забывайте о ходьбе босиком по
траве или земле. Исследования электроэнцефалографа показали, что характер
почвы по-разному действует на нервные центры. Горячий песок, асфальт,
острые
камни,
шлак,
шишки
и
хвоя
действуют,
как
сильные
раздражители. Теплый
песок,
трава,
дорожная
пыль,
ковер
на
полу успокаивают.
При
босохождении
увеличивается
интенсивность
деятельности
практически
всех
мышц
организма,
стимулируется
кровообращение,
улучшается умственная деятельность. Поэтому используйте хождение
босиком для укрепления здоровья:
- Если у вашего ребенка стопы постоянно холодные на ощупь и мерзнут -
значит, у него высока предрасположенность к гриппу и ОРВИ.
- Начните с ребенком заниматься ходьбой босиком, так как это
своеобразные сеансы точечного массажа и закаливания.
- Старайтесь, чтобы ребенок занимался дозированным босохождением
регулярно, так как настоящий закаливающий эффект обычно наступает лишь
при длительных систематических тренировках..
- Начинайте закаливание детей ходьбой босиком с раннего возраста:
сначала с хождения в теплой комнате по ковру или половику, затем — по
деревянному полу.
- Используйте специальные резиновые коврики с шиповым рифлением,
которые можно приобрести в хозяйственных или спортивных магазинах.
Каждое утро вместе со своим ребенком начинайте зарядку с ходьбы
босиком на таком коврике. Предложите ребенку помассировать стопы ног с
помощью скалки или круглой палки, катая их подошвами по нескольку
минут в день. Одновременно совмещайте этот вид закаливания малыша с
ежедневными ножными ваннами, последовательно снижая температуру
воды.
При занятиях на природе желательно, если есть такая возможность,
после ходьбы по теплому песку перейти на траву, затем потерпеть
покалывание свежескошенной стерни и завершить прогулку на земляной
тропинке и в мягкой дорожной пыли.
В домашних условиях занятия надо начинать с ходьбы по ковру или
полу, затем продолжить их на коврике с шиповым рифлением и заканчивать
следует на ковре.
Физиологи доказали, что подошвы ног — одна из самых мощных
рефлексогенных зон человека. На стопах представлены точки всего
организма и имеются закаливающие зоны.
По
мнению
некоторых
специалистов,
подошвы
ног
—
это
своеобразный распределительный щит с 72 тыс. нервных окончаний, через
который можно подключиться к любому органу — головному мозгу, легким
и верхним дыхательным путям, печени и почкам, эндокринным железам и
другим органам.
При ходьбе босиком увеличивается интенсивность
деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем
организме, улучшается умственная деятельность.
Вот почему ходьба
босиком тонизирует организм и способствует поддержанию его в здоровом
состоянии.
Закаливание в детском саду – это один из способов формирования
здорового образа жизни детей дошкольного возраста, а это и есть
использование
массажных
ковриков
и
дорожек.
В нашей группе упражнения с массажными ковриками и дорожками создают
положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости и
энергии. Мы применяем массажные коврики и дорожки с целью:
1. Закаливание организма.
2. Восполнение нехватки тактильных ощущений.
3. Профилактика и коррекция плоскостопия.
4. Развития чувства равновесия и координации движений.
5. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к
здоровому образу жизни.
6.
Представление
каждому
ребенку
возможности
радостно
и
содержательно
прожить
период
дошкольного
детства.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без
веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований,
интересных
игр
и
увлекательных
аттракционов.
Одни
развивают
сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но
объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и
эмоциональном восприятии жизни. Одной из основных задач физического
воспитания дошкольников является использование разнообразных форм
работы
с
детьми,
которые
способствуют
функциональному
совершенствованию
детского
организма,
повышению
его
работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим
высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней
среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Для профилактики и в комплексном лечении плоскостопия массажные
коврики подходят идеально. Сегодня дети очень редко ходят босиком по
земле. С раннего детства мы ходим по ровному полу, но, как отмечают
ортопеды, это скорее вредно для профилактики плоскостопия.
Для
предотвращения развития плоскостопия, поверхность, по которой мы ходим
босиком, должна быть неровной. Лучше всего – земля, песок или прибрежная
галька. Применение массажных ковриков для профилактики плоскостопия
даже лучше природных помощников. Наши массажные коврики имеют
несколько видов рифленой поверхности, а, следовательно, отличаются
степенью воздействия на стопы ребенка. Занятия будут проходить
интересно и результативно, если малышам представится возможность
регулярно ходить, бегать или делать упражнения по таким «дорожкам
здоровья».
Они обеспечивают глубокий терапевтический эффект и
незабываемое удовольствие малышам,
великолепный массаж стоп и
профилактика различных заболеваний и хорошее настроение.
Массажный коврик – гениальное изобретение. Массируя стопу, мы
оказываем оздоровляющее воздействие на внутренние органы. Именно
поэтому медики рекомендуют чаще ходить босиком. Массажный коврик
чудесным
образом
имитирует
морской
берег.
Благодаря
рифленой
поверхности, коврик обеспечивает массаж стоп, способствует укреплению
голеностопного сустава и предотвращает появление и развитие плоскостопия
у
детей.
Возникает
приятное
ощущение
легкости.
Приобщение к миру физической культуры, здоровому образу жизни
начинается с создания условий для достижения оптимального уровня
двигательной
активности
детей.
Эффективность
реализации
задач
и
содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом
зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды: спортивно-
игровой материал, различные тренажеры, нестандартное оборудование.
Интерес, игра, предметная среда являются главным побудительными
стимулами для детей. Профилактические упражнения с применением
профилактических ковриков направлены на формирование правильного
свода стопы, массажа стоп, корректировки осанки.
Для формирования
мотивации
и
повышения
интереса
к
двигательной
активности,
профилактическим упражнениям, было изготовлено авторское нестандартное
оборудование,
которое
способствует:
общему
укреплению
организма,
поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне; профилактике
нарушения
осанки;
исправлению
имеющейся
деформации
стопы;
укреплению
мышц,
формирующих
свод
стопы;
формированию
и
закреплению навыка правильной ходьбы.
Упражнения
с
нестандартным
оборудованием
способствуют
совершенствованию
функции
равновесия
и
двигательного
контроля,
формируют правильную осанку, укрепляют мышцы свода стопы.
Основные принципы использования массажных ковриков и дорожек:
1. Оборудование используется во время гимнастики после сна и в
самостоятельной двигательной деятельности с учетом индивидуальных
возможностей детей и уровня их физической подготовки.
2. Упражнения выполнять от простых к сложным, добавлять новые
движения. Полезно использовать дыхательные упражнения на расслабления
мышц.
3. Развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке
стопы при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины передней
большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1
пальца,
коротких
мышц
стоп;
увеличение
длины;
улучшение
кровообращения стоп; улучшение координации движений.
4. С целью развития воображения, памяти и речи необходимо
предлагать детям самим придумывать упражнения и игры с нестандартным
оборудованием.
Упражнения
с
массажными
ковриками
и
дорожками
создают
положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости и
энергии. Ходьба по дорожкам и коврикам - обычная, на носках, на пяточках,
на
внешней
и
внутренней
стороне
стопы,
прыжки,
бег.
При ходьбе, на ножку ребенка действуют разные раздражители – мягкие и
жесткие,
давая
различные
ощущения
стопе.
Коврики обычно используются в гимнастике после сна. Ребенок встает на
коврик и выполняет действия, озвученные словами, вот некоторые из них:
«Лужа»
-Я иду, я иду. Поднимаю ножки,
У меня на ногах новые сапожки.
Ой-ой-ой, посмотри,
Лужа–то какая,
Ай-ай-ай, ай-ай-ай
Лужа-то большая
Высоко-высоко-высоко,
Подпрыгну,
Не боюсь, не боюсь,
Лужу перепрыгну!
Да-да-да, да-да-да,
Высоко подпрыгну
Да-да-да, да-да-да
Лужу перепрыгну.
Гоп! (прыжок)
Бурый мишка
Бурый мишка топал,
Топал, топал,
Громко ножками стучал,
Он стучал так!
Мишка головой вертел,
Все вертел, все вертел.
Во все стороны смотрел,
Он смотрел так!
Бурый мишка расшалился,
И на месте закружился,
Закружился, закружился,
И свалился – бах!
«Кошкина зарядка»
Посмотрите, у окошка,
Разминает лапки кошка.
Тянется – потянется,
Малюткой не останется.
Спинку горбит, словно мостик,
Поднимает к верху хвостик.
Когти выпускает,
Царапает, играет.
Ушко лапкой почесала,
И тихонечко сказала «Мяу...»
«Весёлая полянка»
К этой дорожке из линолеума рядами пришиты: искусственная трава,
цветы и приклеена галька. Такое чередование вызывает желание наступить
на каждый ряд. Эту дорожку можно использовать для разного вида ходьбы,
особенно детям нравится ходьба боком приставными шагами. Ходьбу можно
сопровождать четверостишием:
Наши маленькие ножки
дружно ходят по дорожке
раз, два, три, четыре, пять
пойдём по полю гулять.
«Дорожка из пробок»
Эта дорожка используется для ходьбы прямо, боком, сохраняя
равновесие, осанку; для перепрыгивания прямо, боком; для подлезания, в
подвижных играх.
«Цветочки и листики»
Эту дорожку хорошо использовать для развития равновесия и
координации. Идти можно прямо, наступая на каждый камушек и цветочек
или, наступая только на листики, перешагивая через камушки, или только по
камушкам, перешагивая через листики. Также через эту дорожку хорошо
прыгать боком. Можно использовать в подвижных играх.
«Бабочки»
Каждая бабочка выполнена из приятной на ощупь ткани и наполнена
разными крупами: горохом, пшеном, фасолью. Подразумевается не только
хождение, но и топтание для того, чтобы ребёнок смог ощутить полное
воздействие на стопы различных материалов. Также дети любят трогать
«бабочек»
руками, пытаясь понять, что внутри, а это воздействует на
мелкую моторику.
В нашей группе особое внимание уделяется босохождению во время
физкультурных занятий, летних прогулок, закаливающих процедур после
дневного сна.
Кроме этого, ребята босиком ходят по шнуру, по ребристой доске.
Сидя на полу, дети прокатывают ногами округлые бочонки,
тем самым
массируя стопы ног.
Таким образом, при босохождении укрепляется здоровье ребенка:
увеличивается
интенсивность
деятельности
практически
всех
мышц
организма,
стимулируется
кровообращение,
улучшается
умственная
деятельность.
Список литературы:
1. Иващенко, О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности
детей на прогулке.//Дошкольное воспитание. [Текст] ∕ О.Н., Иващенко. - №
11. – 2007. -223 с.
2. Рунова,
М. Формирование оптимальной двигательной активности.
//Дошкольное воспитание. [Текст] ∕ М., Рунова. - № 6. - 2000.- 142 с.
3. Лескова, Н.К., Ноткина, Н.А. Оценка физической подготовленности
дошкольников. //. Журнал Дошкольное воспитание. [Текст] / Н.К., Лескова. -
№ 10 – 1999. – 25 с.
4. Шишкина, В.А. Движение + движения: Книга для воспитателей д/сада
[Текст] / В.А., Шишкина. - М.: Просвещение. -1992. -96 с.
5. В.А. Шишкина, М.В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику»,
М., 2000. 116 с.