Напоминание

Значение Коми национальных подвижных игр в социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования


Автор: Абрамова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 40" компенсирующего вида
Населённый пункт: город Ухта, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Значение Коми национальных подвижных игр в социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение Коми национальных подвижных игр в социализации детей с

нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного

образования

Ни для кого не секрет, что игра является ведущим видом деятельности для

дошкольников. Она расширяет кругозор ребенка, уточняет его представления об

окружающем мире, помогает корректировать психические процессы.

Коми национальные игры

тоже являются традиционным средством

педагогики. Происхождение этих игр уходит корнями в далекое прошлое, ведь в

них отражаются обычаи, быт, национальные устои, представления о смелости,

чести Коми народа. Игры побуждают проявлять смекалку, находчивость и волю к

победе. Заботясь о воспитании и образовании современных детей возникла

необходимость собирать и описывать Коми национальные игры, чтобы донести

до каждого ребенка весь спектр обычаев и традиции

Коми культуры. Все

вышеперечисленное помогает формировать уважительное отношение к культуре

и истории родного края.

В нашем современном обществе, в условиях инклюзивного образования,

возникла потребность адаптировать виды деятельности, в том числе и игровые,

для детей с различны нарушениями. В первую очередь речь идет о детях с НОДА.

В абсолютном большинстве сюда относятся дети с ДЦП. Особенностью ребенка с

церебральным параличом является нарушение двигательной активности. Иными

словами у ребенка ограничены движения, а поддержание вертикальной позы и

ходьбы затруднено. Такой ребенок испытывает трудности при установлении

контактов со своими сверстниками.

Коми национальные игры пестрят своим разнообразием детских игр. Есть

игры, которые способствуют развитию физических данных, интеллекта, памяти,

речи. Играя вместе в эти игры дети без особенностей по здоровью и дети с НОДА

устанавливают тесный контакт между собой.

Игра: «Ловля оленей» («Кöръясöс куталöм»)

Традиционно играющие делятся на две команды: олени и пастухи. Пастухи

становятся с двух сторон, а между ними на поле, шириной 1,5 метра, бегают

олени. В руках у каждого пастуха аркан. Он старается заарканить (поймать)

оленя. Чтобы перевоплотиться в оленей, детям достаточно скрестить руки над

головой, широко раскрыв пальцы или использовать обычные веточки, соблюдая

меры предосторожности.

Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем

играть в эту игру, надо научиться правильным приемам броска аркана (веревки с

широкой петлей на конце). Набрасывать петлю на рога оленя следует по

сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Исходя из вышесказанного, игра подразумевает использование ловкости и

физической силы. В данном случае, детям с НОДА будет трудно принять

активное участие в ней. В соответствие с изложенным, необходимо адаптировать

ее под ребенка с особенностями здоровья. Предлагается следующая версия игры.

Ребенок с НОДА, играя роль пастуха, стоит в центре полукруга один или со

взрослым, в зависимости от степени заболевания. В полукруг встают остальные

дети, скрестив руки над головой в виде рогов и подрыгивают. Играет веселая

музыка. После резкой остановки музыки пастух самостоятельно или пи помощи

взрослого накидывает на рога оленей аркан. Также ребенку с НОДА можно

играть роль оленя, исходя из физических особенностей.

Игра «Кот и воробьи» («Кань да пышкай»)

Дети становятся в круг. Внутри круга 2-3 воробья, сидят на корточках и

имитируют клевание зерен, а кот с внешней стороны круга и ходит вдоль него.

Дети в кругу медленно проговаривают или попевают:

« Прилетели воробьи и запели как соловьи».

Затем быстро: «Эй, вы, птички не зевайте, кот крадется, улетайте!»

В этот момент кот проникает в круг, а воробьи взлетают и становятся в круг. Кто

не успел, тот становится котом.

Эта игра также может быть адаптирована под ребенка или детей с НОДА.

Она может проходить за столом. Дети садятся вокруг него. Выбирается кот. Ему

завязывают глаза шарфиком. Остальные дети ставят на стол свои кулачки,

имитируют воробьев и поют «Прилетели воробьи и запели как соловьи».

Затем

быстро: «Эй, вы, птички не зевайте, кот крадется, улетайте!» В этот момент все

должны быстро убрать кулачки, имитируя взлет. А ребенок, играющий роль кота,

должен схватить одной рукой первого попавшегося воробья.

Второй вариант этой игры

«Воробышек» («Пышкай»)

По жребию выбирают водящего – воробья, завязывают глаза, остальные

становятся в круг и поют:

Прилетел к нам воробей и запел как соловей.

- Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу». Если угадает правильно, то

становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то

продолжает водить дальше.

«Кукушка» («Кöк»)

Дети стоят в кругу. В центре круга стоит ребенок с завязанными глазами,

которого выбрали по жребию. Дети хором:

«К нам кукушка в огород

Залетела и поет

Эй, кукушка, не зевай

Кто окликнул, отгадай».

Затем кто-то из детей произносит «Ку-Ку» - 3 раза. Ребенок. Стоящий в

центре круга, должен узнать по голосу. Кто куковал. Если угадывает, то на его

место становится тот, чей голос был отгадан. Если нет, то продолжает дальше

отгадывать.

В эту игру можно играть с детьми с особенностями физического здоровья. В

зависимости от степени заболевания, ее можно также проводить, используя

стулья для всех участников игры.

«Медведь» («Ош»)

Выбирают медведя по жребию, остальные – сборщики ягод. Медведь на

четвереньках в центре круга. Его накрывают шубой. Сборщики ходят по кругу,

собирая ягоды и при этом поют:

« Медведушка, медведушка

Твою чернику собираем, твою бруснику собираем,

Хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем».

Медведь сбрасывает шубу и ловит ягодников.

Игра в данном варианте тоже подразумевает участие только для тех детей,

которые не имеют ограничений по физическому здоровью. Предлагаются две

адаптированные версии этой игры. В первом варианте в роли медведя ребенок с

ограниченным физически здоровьем. При помощи мела или длинных веревок

создаются два круга. Маленький по центру для медведя, большой (внешний) для

остальных участников. Главное условие, дети на внешнем круге должны

передвигаться на корточках, для того, чтобы у медведя была максимальная

возможность их поймать. Во втором – дети с НОДА могут быть тоже

«убегающими от медведя», но для этого достаточно будет высунут руку либо

ногу за линию внешнего круга.

«Злая щука» («Скöр сир»)

По жребию выбирается щука. Сидит в сторонке. Остальные дети рыбки. Под

музыку плавают.

Щука в озере живет,

В камышах таится.

Там добычу она ждет,

Будто бы волчица.

По звуковому сигналу водящего рыбки застывают в позе, а щука ходит и

ищет того, кто пошевелится. Кого поймает, тот становится щукой.

В этой игре ребенок с НОДА может принять активное участие. Но при

невозможности передвигаться можно игру перенести в круг из стульев.

Участники имитируют рукой плавающих рыб, затем по сигналу замирают в

разных позах. В центре круга щука ищет, того, кто пошевелится и ловит его.

«Поймай лося» («Кутам йöраöс»)

Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются три

охотника, они за кругом. По сигналу «Раз, два, три – лося лови» охотники по

очереди бросают мяч в лосей. Лось, в которого попал мяч, считается пойманным,

отбитым от стада. Обязательное условие игры - бросать мяч можно только в ноги

и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Ребенок с особенностями физического здоровья в это игре может быть

охотником, сидя на стуле. Самостоятельно либо при помощи взрослого он может

отбить мячом бегущие цели.

«Важенка и оленята» («Кöр-мам да кöр-пиян»)

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся

важенка оленят. Волк сидит за сопкой (на конце площадки. На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею — оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины — играющие оленята свободно бегают по тундре,

наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!», оленята и важенки

убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает

ловить только по сигналу и только вне домика.

В этой игре ребенок с НОДА также может принять активное участие. Если он

будет в роли олененка, то достаточно будет наступить в круг или зафиксировать

руку над ним. При этом ему не нужно бегать по всей территории, достаточно

находиться рядом с кругом.

«Построим чум» (Чум Стр

ӦИТӦМ

)

Играющие делятся на две команды, встают в круг поднимают руки над

головой. По сигналу бегают врассыпную, высоко поднимая колени, изображая

оленей (скрестив руки над головой), по второму сигналу должны быстро

построить чум т.е. занять свои места. Тот олень, который последним встал в чум,

выходит из игры.

В этой игре достаточно сложно представить участие ребенка с НОДА. Для

того, чтобы он смог вступить в активное взаимодействие со сверстниками, игру

нужно подкорректировать. Для этого ребенка с особенностями здоровья, можно

обозначить «хранителем чума», вокруг которого остальные дети соорудят стенки

чума. Если в группе один ребенок с особенностью здоровья, во втором чуме

хранителем может быть любой ребенок. В течении вей игры хранители могут

меняться.

«Невод» («Тыв»)

По жребию выбирается один рыбак. Он находится в центре круга или

полукруга, в зависимости от количества детей. В руках у него веточка или

веревочка. Рыбак круговым движением на уровне пола пытается задеть рыбок из

круга. Чтобы не попасть в сеть, достаточно подпрыгнуть и не задеть на веревочку.

Ребенок с ДЦП тоже может принять участие. Для этого. Если он в кругу с

остальными, необходимо игру проводить на стульях. Чтобы не попасть в невод,

все игрокам необходимо просто приподнять ногу. В зависимости от степени

тяжести заболевания ребенка с НОДА, можно дать ему в руку палочку, которую

он должен слегка приподнять, чтобы ее не задели.

Коми национальных подвижных игр много. Он хороши тем, что дети,

самостоятельно либо при помощи воспитателя, могут регулировать нагрузку в

соответствии со своими возможностями, либо в соответствии с особенностями

здоровья их сверстника.

Не стоит забывать, что Коми национальная игра – это также массовое,

общедоступное средство физического и нравственного воспитания детей, через

призму которого транслируется самобытная культура народа Коми.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что Коми национальная игра позволяет

создать условия для организации работы с детьми в условиях инклюзивного

образования.



В раздел образования