Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности
Автор: Соболева Наталья Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ гимназия № 6 Населённый пункт: г.Новороссийск Краснодарского края Наименование материала: презентация Тема: Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности Раздел: среднее образование
Тема: Развитие творческих
способностей учащихся на
уроках литературы и во
внеклассной деятельности
Соболева Н.И., учитель русского языка и
литературы МОУ СОШ №12
г.Новороссийск
Направление: « Система выявления, развития,
поддержки и поощрения одаренных детей»
•
«Если ученик не научится в
школе сам ничего творить,
•
то и в жизни он всегда будет
только подражать, копировать,
•
так как мало таких, которые,
научившись копировать,
•
умели делать самостоятельное
приложение этих сведений».
•
Л.Н.Толстой
Цель работы – организация преподавания,
способствующего повышению эффективности обучения и
развитию творческих способностей учащихся
Цель работы – организация преподавания,
способствующего повышению эффективности обучения и
развитию творческих способностей учащихся
Задачи:
• систематически, целенаправленно развивать у
детей подвижность и гибкость мышления;
• стимулировать процессы переключения,
поисковой активности;
• учить детей рассуждать, гибко подходить к
проблемам, мыслить, самим делать выводы;
• находить новые, оригинальные подходы, красивые
решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Задачи:
• систематически, целенаправленно развивать у
детей подвижность и гибкость мышления;
• стимулировать процессы переключения,
поисковой активности;
• учить детей рассуждать, гибко подходить к
проблемам, мыслить, самим делать выводы;
• находить новые, оригинальные подходы, красивые
решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Основные направления в развитии
творческих способностей детей:
.
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления,
которые формируют творческую
личность.
Технология реализации идеи
•
Творческая деятельность учащихся при изучении
литературы складывается из: 1) литературно-
творческих заданий; 2) творческих сочинений; 3)
заданий, развивающих творческого
интерпретатора литературных произведений; 4)
заданий, развивающих творческого читателя; 5)
участия в творческих формах урока.
Технология реализации идеи
1.Презентации к урокам
2.Документальные фильмы
3.Видеоклипы, созданные по
песням на стихи
.
ОТГОВОРИЛА РОЩА
ЗОЛОТАЯ
сл.С. Есенина
Сергей Никитин
«Никого не будет в
доме»
(М.Таривердиев -
Б.Пастернак)
4.Создание заочных экскурсий
Внеклассная работа
•
Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой
частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой
обязательный элемент оптимально организованного учебного
процесса. Это мощное дополнительное средство
формирования у школьников интереса к предмету, расширения
и углубления знаний, приобретаемых школьниками на уроках.
•
Внеклассной работе я уделяю большое внимание, так как она
способствует более глубокому осознанию приобретенных на
уроке знаний, помогая тем самым качественнее усвоить
программный материал, совершенствовать полученные навыки,
расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие
возможности, повышает общую культуру.
1.Литературно-музыкальные вечера
•
Традиционным видом внеклассной работы является
проведение литературно - музыкальных вечеров.
Вечера проводим во время недели русского языка и
литературы. Тщательно подбираем музыкальное
оформление, готовим выразительное чтение
стихотворений, отрывков из литературных
произведений. В кабинете стараемся создать
праздничную, торжественную атмосферу.
Запомнились ребятам вечера: « Любовь в жизни и
творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета» , «Вечер
русского романса», «Стихи, рожденные войной»
«Стихи,
рожденные
войной»
2.Инсценирование
литературныхпроизведений
•
Живой интерес вызывает у детей инсценирование
литературных произведений. Ребята с увлечением
подбирают костюмы и декорации, репетируют,
преломляя через себя и свое творчество русскую
классику. Такая работа помогает сделать
литературное произведение «своим», способствует
не только развитию творческих способностей, но и
художественно – эстетического вкуса, учит культуре
сценического поведения
.
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
3.Творческая мастерская
•
Творческая мастерская – это совокупность игрового,
учебного и художественно-творческого начала.
Главное условие мастерской – свободное
самовыражение. Для работы на таком занятии беру
небольшие рассказы, предлагаю по названию
догадаться, о ком и о чем пойдет речь, прошу
записать свои предположения в тетрадь. Далее
каждый озвучивает свой вариант. Затем читаю
рассказ по частям и прошу написать продолжение.
После того, как ребята прочтут то, что получилось у
них, читаю авторский текст. Такая работа приводит к
размышлениям, дает возможность заглянуть в свой
внутренний мир.
4.Проба пера
•
Свои мысли и чувства школьники
пытаются изложить в поэтической
форме. Эти стихи часто несовершенны,
но искренни.
Взирает солнце благосклонно
С чистейших голубых небес
В густую зелень горных склонов
–
Проснувшийся весенний лес
.
Среди зеленых нежных листьев
Гуляет свежий ветерок.
Журчит родник. Лесные птицы
Опять поют – ведь вышел срок
Молчанья, зимнего унынья,
Деревьев голых и немых.
Зима свои сложила крылья,
И зимний злой норд-ост утих.
Теперь все радостно и ярко,
Обновлено, озарено
Весной, как лучшим из подарков.
Как хорошо, что нам дано
Пройти по мшистым горным склонам
И посмотреть, как после сна
Лес стал душистым и зеленым,
Как, наконец, пришла весна.
Буллах Альбина ученица 10 «А» кл.
Научное общество учащихся
•
В основе концепции образования важное место
занимает включение старшеклассников в процесс
активного творчества. Наиболее эффективно это
осуществляется при помощи организации
исследовательской работы через научные общества
учащихся. НОУ в нашей школе было создано в этом
учебном году, но оно уже активно работает.
•
Сейчас мои ученики работают над мини –
проектами « Молодёжный сленг», «Микротопонимика
г.Новороссийска», которые в апреле будут
представлены на научной школьной конференции.
Литературные игры
•
Литературные игры. Участие в игре требует от
учащихся не только знания текста художественного
произведения, но и общей эрудиции,
осведомленности в области музыки, живописи и,
конечно, находчивости и смекалки. Очень нравятся
детям игры «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы»,
«Своя игра», «Кто хочет стать отличником?»
Литературные игры
Сроки реализации:
в течение учебного года.
•
КритКритерии оценки деятельности:
•
Критерии оценки деятельности:
•
убедительная аргументация собственной точки зрения по
обсуждаемым вопросам;
•
-результативность поиска информации в различных источниках
(в т.ч. Интернет).
•
Результаты реализации опыта:
•
-предполагаемые: воспитание творческого человека ;
•
-промежуточные: умение выразить и обосновать свою точку
зрения;
•
-итоговые:
Результатом работы в данном направлении
является качества знаний учащихся по русскому языку и
литературе.
•
Мои ученики постоянные участники районных олимпиад,
различных конкурсов.
•
Перспектива развития опыта
Использование ИКТ на уроке пробуждает интерес
школьников к изучаемому предмету, рассеивает
ученические страхи, враждебную
настороженность и нежелание некоторых
учеников работать и, конечно же, развивает
творческие способности учащихся.
Высший уровень развития способностей, идеал