Напоминание

"Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5-7-х классов"


Автор: Филиппенкова Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Новомихайловская СШ"
Населённый пункт: село Новомихайловка
Наименование материала: Статья
Тема: "Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5-7-х классов"
Раздел: среднее образование





Назад




Речевой портрет коллективной языковой

личности школьников 5-7-х классов

Филиппенкова Н.Н., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Новомихайловская СШ»

Данная

работа

посвящена

описанию

коллективного

языкового

(речевого) портрета школьников 5–7 классов.

Ценность речевых портретов в том, что они отражают не только

характерные черты языковой личности портретируемого, но и, как отметил

Л.П. Крысин в статье «Современный русский интеллигент: попытка речевого

портрета»,

черты

определенной

общественной

среды,

которую

портретируемый представляет.

Материалом

исследования

послужили

творческие

работы

школьников, написанные ими за I, II и III четверти 2021–2022 учебного

года.

Исследование проведено на базе МБОУ «Новомихайловская СШ».

На фонетическом уровне речь школьников 5–7 классов характеризуется

рядом особенностей –

в частности позиционными и комбинаторными

изменениями звуков в потоке речи. Отметим общие особенности в

создаваемом нами речевом портрете школьников.

В области вокализма и консонантизма мы отметили ослабленную

артикуляцию, выпадение звуков внутри слова: [ш’а

́

с] (сейчас), [с’а

́

] (себя);

стяжение гласных звуков, выпадение согласного с последующим стяжением

гласных звуков [в˄пш’э

́

] (вообще), [ска

́

т’] (сказать), [ска

́

л’и] (сказали).

Также мы отметили случаи отклонения от литературного произношения:

зво

́

нит, торты

́

, красиве

́

е, ба

́

луюсь, коне[чн]о, [ч]то, ску[чн]о.

Лексические особенности. Для школьников 5–7 классов характерно

употребление лексических единиц главным образом из нейтральной лексики.

Книжные

слова

слабо

представлены

в

словарном

запасе

данной

коллективной

языковой

личности.

Кроме

нейтральной

лексики,

распространены разговорные и просторечные лексемы: «скинуть» (неол.,

разг. в значении «послать по интернету, СМС»), «вышвырнуть» (разг.),

«паршивый» (разг. в значении «плохой»), «валить» (разг. в значении

«убегать», «сбегать»), «ерунда» (разг.), «болтун» (разг.), «дворняга» (разг.),

«белиберда» (разг.); «ляпнуть» (прост.), «рожа» (прост.), «морда» (прост.),

«лопать» (прост.).

При классификации лексем на разговорные и просторечные мы

обращались к следующим словарям: словарь Т.Ф. Ефремовой

1

, словарь

С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

2

и «Словарю современной лексики, жаргона

и сленга»

3

.

На морфологическом уровне мы отметили следующие особенности:

1) ошибочное употребление видо-временных глагольных форм: «Можно

пообщаться с друзьями, прочитать интересную книгу, посетить выставку,

музеи, сходить в театр или кино». «Я схватил

камень и отгонял эту

омерзительную зверюгу. Спутница просит

спасти крысу». «Я побежал

спасать зверюгу, спереди трамвай ехал, а спутница идет, призывая проявить

сочувствие к твари»;

2)

неверный

выбор

падежа

существительного:

«сочинение

типа

рассуждение-размышление», «сжатое изложения», «Крыса вдруг сошла с

рельсом, я отбежал в сторону»;

3) пропуск предлога: «_Свободное время ты можешь заниматься чем ты

захочешь», «В это время можно завести много новых друзей или съездить _

кому-то в гости», «Сходить также _ другу», «Чтобы это было _ первый и _

последний раз»;

5) употребление предлога там, где его не должно быть: «От того, как ты

проводишь его, зависит, как и к чему

ты научишься в жизни, кем ты

станешь».

1 Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. – М.: «АСТ», 2000.

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических

выражений. – 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. – 944 с.

3 Словарь современной лексики, жаргона и сленга. 2014.

Синтаксис школьников 5–7 классов характеризуется обилием простых

и простых осложненных предложений. Сложные предложения зачастую

вызывают у младших подростков трудности. Так, нередко они используют

только придаточную часть, забывая про главную: «На перемене можно будет

отдохнуть, поспать. Чтобы были игры настольные». «Чтобы сходить в

магазин, если закончилась ручка или карандаш потерялся. Еще чтобы

покушать на перемене».

Возможно разделение сложного предложения на два простых в

нарушение грамматических норм: «Всем было бы хорошо. Если бы директор

так сделал».

Также

распространены

такие

грамматические

ошибки,

как

а) использование двух союзов в СПП:

«Я считаю, что перемена должна быть большая, потому что чтобы

отдохнуть, приготовиться к уроку, повторить тему урока и проверить

домашнее задание или сбегать домой за учебником или за формой»;

б) неверное построение предложений, в которых дается толкование

какого-либо понятия: «Трудное время - это когда человеку некогда, у него

дела есть, много работы».

Выводы

Проанализировав языковые особенности речи учащихся 5–7 классов, мы

можем сделать некоторые выводы.

На фонетическом уровне мы отметили черты, характерные для

обыденной, разговорной речи: ослабленную артикуляцию, стяжение гласных

звуков, выпадение звуков внутри слова.

Лексика

характеризуется,

с

одной

стороны,

богатством словаря:

используются различные лексические единицы, как нейтральные, так и

эмоционально окрашенные. С другой стороны, книжная лексика слабо

представлена в лексиконе младших подростков, и это свидетельствует о том,

что

словарный

запас

учащихся

5–7

классов

находится

в

процессе

формирования.

Грамматический

уровень

характеризуется

обилием

ошибок

в

образовании формы слова и в употреблении сложных предложений. Это

указывает на необходимость более глубокого изучения синтаксиса сложного

предложения. Так, учащиеся 5 классов лишь знакомятся с понятием

сложного предложения, узнают о сочинительных и подчинительных союзах.

Возвращаются школьники к сложному предложению только в 9 классе.

Выявленные

особенности

речи

исследуемой

языковой

личности

позволяют, по типологии ЯЛ О.Б. Сиротининой, отнести ее такому типу ЯЛ,

как «носитель литературно-разговорного типа речевой культуры». По

типологии

В.П. Нерознака

школьники

5–7

классов

относятся

к

нестандартному типу ЯЛ (нестандартный тип ЯЛ отклоняется от норм

литературного языка).



В раздел образования