Автор: Филиппенкова Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Новомихайловская СШ"
Населённый пункт: село Новомихайловка
Наименование материала: Статья
Тема: "Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5-7-х классов"
Раздел: среднее образование
Речевой портрет коллективной языковой
личности школьников 5-7-х классов
Филиппенкова Н.Н., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Новомихайловская СШ»
Данная
работа
посвящена
описанию
коллективного
языкового
(речевого) портрета школьников 5–7 классов.
Ценность речевых портретов в том, что они отражают не только
характерные черты языковой личности портретируемого, но и, как отметил
Л.П. Крысин в статье «Современный русский интеллигент: попытка речевого
портрета»,
черты
определенной
общественной
среды,
которую
портретируемый представляет.
Материалом
исследования
послужили
творческие
работы
школьников, написанные ими за I, II и III четверти 2021–2022 учебного
года.
Исследование проведено на базе МБОУ «Новомихайловская СШ».
На фонетическом уровне речь школьников 5–7 классов характеризуется
рядом особенностей –
в частности позиционными и комбинаторными
изменениями звуков в потоке речи. Отметим общие особенности в
создаваемом нами речевом портрете школьников.
В области вокализма и консонантизма мы отметили ослабленную
артикуляцию, выпадение звуков внутри слова: [ш’а
́
с] (сейчас), [с’а
́
] (себя);
стяжение гласных звуков, выпадение согласного с последующим стяжением
гласных звуков [в˄пш’э
́
] (вообще), [ска
́
т’] (сказать), [ска
́
л’и] (сказали).
Также мы отметили случаи отклонения от литературного произношения:
зво
́
нит, торты
́
, красиве
́
е, ба
́
луюсь, коне[чн]о, [ч]то, ску[чн]о.
Лексические особенности. Для школьников 5–7 классов характерно
употребление лексических единиц главным образом из нейтральной лексики.
Книжные
слова
слабо
представлены
в
словарном
запасе
данной
коллективной
языковой
личности.
Кроме
нейтральной
лексики,
распространены разговорные и просторечные лексемы: «скинуть» (неол.,
разг. в значении «послать по интернету, СМС»), «вышвырнуть» (разг.),
«паршивый» (разг. в значении «плохой»), «валить» (разг. в значении
«убегать», «сбегать»), «ерунда» (разг.), «болтун» (разг.), «дворняга» (разг.),
«белиберда» (разг.); «ляпнуть» (прост.), «рожа» (прост.), «морда» (прост.),
«лопать» (прост.).
При классификации лексем на разговорные и просторечные мы
обращались к следующим словарям: словарь Т.Ф. Ефремовой
1
, словарь
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
2
и «Словарю современной лексики, жаргона
и сленга»
3
.
На морфологическом уровне мы отметили следующие особенности:
1) ошибочное употребление видо-временных глагольных форм: «Можно
пообщаться с друзьями, прочитать интересную книгу, посетить выставку,
музеи, сходить в театр или кино». «Я схватил
камень и отгонял эту
омерзительную зверюгу. Спутница просит
спасти крысу». «Я побежал
спасать зверюгу, спереди трамвай ехал, а спутница идет, призывая проявить
сочувствие к твари»;
2)
неверный
выбор
падежа
существительного:
«сочинение
типа
рассуждение-размышление», «сжатое изложения», «Крыса вдруг сошла с
рельсом, я отбежал в сторону»;
3) пропуск предлога: «_Свободное время ты можешь заниматься чем ты
захочешь», «В это время можно завести много новых друзей или съездить _
кому-то в гости», «Сходить также _ другу», «Чтобы это было _ первый и _
последний раз»;
5) употребление предлога там, где его не должно быть: «От того, как ты
проводишь его, зависит, как и к чему
ты научишься в жизни, кем ты
станешь».
1 Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. – М.: «АСТ», 2000.
2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических
выражений. – 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. – 944 с.
3 Словарь современной лексики, жаргона и сленга. 2014.
Синтаксис школьников 5–7 классов характеризуется обилием простых
и простых осложненных предложений. Сложные предложения зачастую
вызывают у младших подростков трудности. Так, нередко они используют
только придаточную часть, забывая про главную: «На перемене можно будет
отдохнуть, поспать. Чтобы были игры настольные». «Чтобы сходить в
магазин, если закончилась ручка или карандаш потерялся. Еще чтобы
покушать на перемене».
Возможно разделение сложного предложения на два простых в
нарушение грамматических норм: «Всем было бы хорошо. Если бы директор
так сделал».
Также
распространены
такие
грамматические
ошибки,
как
а) использование двух союзов в СПП:
«Я считаю, что перемена должна быть большая, потому что чтобы
отдохнуть, приготовиться к уроку, повторить тему урока и проверить
домашнее задание или сбегать домой за учебником или за формой»;
б) неверное построение предложений, в которых дается толкование
какого-либо понятия: «Трудное время - это когда человеку некогда, у него
дела есть, много работы».
Выводы
Проанализировав языковые особенности речи учащихся 5–7 классов, мы
можем сделать некоторые выводы.
На фонетическом уровне мы отметили черты, характерные для
обыденной, разговорной речи: ослабленную артикуляцию, стяжение гласных
звуков, выпадение звуков внутри слова.
Лексика
характеризуется,
с
одной
стороны,
богатством словаря:
используются различные лексические единицы, как нейтральные, так и
эмоционально окрашенные. С другой стороны, книжная лексика слабо
представлена в лексиконе младших подростков, и это свидетельствует о том,
что
словарный
запас
учащихся
5–7
классов
находится
в
процессе
формирования.
Грамматический
уровень
характеризуется
обилием
ошибок
в
образовании формы слова и в употреблении сложных предложений. Это
указывает на необходимость более глубокого изучения синтаксиса сложного
предложения. Так, учащиеся 5 классов лишь знакомятся с понятием
сложного предложения, узнают о сочинительных и подчинительных союзах.
Возвращаются школьники к сложному предложению только в 9 классе.
Выявленные
особенности
речи
исследуемой
языковой
личности
позволяют, по типологии ЯЛ О.Б. Сиротининой, отнести ее такому типу ЯЛ,
как «носитель литературно-разговорного типа речевой культуры». По
типологии
В.П. Нерознака
школьники
5–7
классов
относятся
к
нестандартному типу ЯЛ (нестандартный тип ЯЛ отклоняется от норм
литературного языка).