Напоминание

Материалы для проведения бесед по пожарной безопасности в 1 классе


Авторы: Мокрушина Ольга Алексеевна, Русиянова Лариса Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№26"
Населённый пункт: п.Новоуткинск, Свердловская область
Наименование материала: Методические материалы
Тема: Материалы для проведения бесед по пожарной безопасности в 1 классе
Раздел: начальное образование





Назад




Материалы для проведения бесед по пожарной безопасности

1 класс

Огонь в нашей жизни.

Беседа 1.Огонь в нашем доме.

Цель: систематизировать знания обучающихся о том, где в доме можно встретить огонь.

1.Организационный момент

О чем мы с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

• Красный кочеток по жердочке бежит.

2.Сообщение темы.

Сегодня мы поговорим об огне и его роли в нашем доме.

3.Беседа

-Где в доме можно встретить огонь?

(печь, газовая плита, зажженная свеча.)

-Кто живет в частном доме?

В таких домах есть печи. Для того, чтобы в доме было тепло, топят печь. Для этого в топку кладут

дрова и поджигают. Дрова горят, печь нагревается и дает тепло.А еще в печи готовят еду.

В квартирах стоят газовые плиты. Мы готовим еду на огне, который образуется от соединения газа

с горящей спичкой. Поджигаем горелку и готовим на ней еду.

Печью и газовой плитой дети могут пользоваться только с разрешения взрослых. И только под

присмотром взрослых.

А когда отключают электричество, зажигают свечу.

Голова огнём пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет — я посвечу.

4.Рефлексия

Где в доме можно встретить огонь?

Раскрасьте картинку с изображением печки.( Приложение 1)

Беседа 2. Огонь-друг

Цель. Дать представление о том, что огонь оказывает помощь человеку

1.Организационный момент.

-О чем идет речь?

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (огонь)

2.Сообщение темы и цели.

Сегодня мы поговорим о том, какую пользу приносит огонь.

3.Беседа.

Огонь может быть человеку другом и не причинит вреда в том случае, если правильно использовать

его в доме.

-Где в доме можно встретить огонь?

Газовая плита.

Мы поджигаем газ для того, чтобы приготовить еду.

Печь в частном доме.

Печь нужна для того, чтобы отапливать жилище, готовить еду

Камин

Камины разжигают для того, чтобы впустить тепло в дом.

Сейчас существуют экокамины. В этих приборах огонь ненастоящий.

Свечи на торте

Человек придумал декоративные свечи, которыми украшают торт в день рождения.

4.Рефлексия. (Приложение 2)

На картинке обведите те предметы с изображением огня, которые служат другом человеку.

Беседа 3.Огонь-враг

Цель. Рассказать о том, какие последствия могут быть вследствие неосторожного обращения с

огнем

1.Организационный момент

-О чем идет речь?

Живёт в печке Красный Конь, А зовут его...

2.Сообщение темы.

Мы сегодня будем говорить об огне и о том, какой вред может нанести человеку огонь.

3.Беседа

-Как вы думаете, может ли огонь нанести человеку вред? Какой?

Есть ряд причин, которые влекут за собой возникновение пожара.

Например:

Неосторожное обращение со спичками

Неисправные электроприборы

Незакрытая заслонка печки

Непотушенная свеча

Непотушенный костер

Если возник пожар, то огонь «съедает» все вокруг. В такой ситуации мы должны не растеряться и

правильно себя повести:

Сообщить взрослым о возгарании

Не открывать окна и двери

Сообщить в единую службу спасения

Номер службы спасения -112

4.Рефлексия

Обведите те рисунки, на которых показано, что огонь-враг. (Приложение 3)

Беседа 4 . Пожар-это бедствие

Цель. Дать представление о последствиях пожара, о причинах его возникновения

1.Организационный момент.

2.Беседа

Сегодня мы с вами поговорим о том, какие последствия несут пожары.

-Как вы думаете, из-за чего происходят пожары?

Правильно, пожары случаются из-за неосторожного обращения с огнем. Давайте рассмотрим

ситуации, когда пожар дома и в природе.

1)

Пожар в доме

Причины:

неосторожное обращение со спичками

незакрытая заслонка у печи

горящая сигарета

неисправность проводки

неисправные электроприборы

неосторожное обращение с пиротехникой во время новогодних праздников

Как же себя вести?

Не паниковать

Закрыть окна и двери

Сообщить взрослым

Не прятаться

2)

Пожар в природе

Причины:

неосторожное обращение со спичками

горящий костер

Если вы увидели задымление или возгорание, то обязательно сообщите взрослым. А взрослые в

свою очередь наберут номер службы спасения 112,01

4.Вывод

Пожары в доме приводят к тому, что сгорает все полностью ,и люди оказываются на улице.

Природные пожары опасны тем, что сгорает все живое,и природе приходится восстанавливаться

десятки лет.

5.Рефлексия.Отметьте галочкой предметы ,которые могут послужить причиной возгорания

(Приложение 4)

Беседа 5.Спички.

Цель. Дать представление о том, из чего изготавливают спички и чем они опасны.

1.Сообщение темы и цели.

Сегодня мы поговорим о том , из чего изготавливают спички и чем они опасны.

2.Введение в тему

Как ножка воробьиная тонка,

Скользит по стенке коробка.

Когда горит - ее не тронь,

Играть с ней - скверная привычка.

Опасная игрушка...

3.Рассказ о том, из чего изготавливают спички.

Спички делают из древесной палочки (соломки) с головкой, которая воспламеняется при трении о

намазку (тёрку). Эту тёрку наносят на боковые стороны спичечной коробки. В качестве сырья для

изготовления спичечной соломки используют осину, реже - липу.

Какие бывают спички?

Помимо обычных (бытовых) спичек, существует около 100 видов специальных спичек,

различающихся размером, цветом, составом и степенью горения.

Самыми распространёнными видами являются:

– штормовые — горят даже под водой и на ветру (ветровые, охотничьи);

– термические — ими можно паять (сваривать), так как они испускают большое количество тепла;

– сигнальные — способны выделять цветное пламя;

– каминные и газовые — длинные спички для разжигания каминов и газовых плит;

– декоративные (сувенирные) — подарочные спички, часто имеют цветную головку;

– фотографические — используются для создания мгновенной вспышки.

4.Беседа об опасности спичек.

-О чем пойдет речь в стихотворении?

Спички не тронь!

В спичках огонь!

Не играй, дружок, со спичкой,

Помни, ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Чтобы лес, звериный дом,

Не пылал нигде огнём,

Чтоб не плакали букашки,

Не теряли гнёзда пташки,

А лишь пели песни птички,

Не берите в руки спички!

5.Итог.

Что вы узнали о спичке нового ?

В чем заключается опасность спички?

Беседа 6. Электроприборы- наши друзья.

Цель. Рассказ о многообразии и пользе электроприборов.

1.Введение в тему

Кто придумал телевизор —

Настоящий молодец!

Мы сидим с сестренкой Лизой,

Смотрим "Властелин колец".

В фильме всё: загадки, тайны,

Сердце бьётся — нет уж сил.

Кто-то очень гениальный

Телевизор смастерил.

-О чем говорится в стихотворении?

-К какой группе относится телевизор? (электроприборы)

2.Сообщение темы и задачи беседы.

Сегодня мы поговорим о многообразии электроприборов и их значении в жизни человека.

3.Беседа.

-Какие еще электроприборы знаете? Для чего они предназначены?

-Отгадайте загадки.

Я очень люблю побродить по коврам, По мягким диванам, по темным углам. Там вкусную

пыль я всегда нахожу И от наслаждения громко жужжу.

На моем, друзья, экране То моря шумят в тумане, То плоды качает сад. Есть мультфильмы

для ребят

Без языка живет, Не ест и не пьет, А говорит и поет.

Застрочит, как пулемёт, Платье новое сошьёт.

-Как правильно обращаться с электроприборами?

Уходя из комнаты или из дома обязательно выключи телевизор, магнитофон, утюг, чайник и

другие электрические приборы.

Никогда не тяни за электропровод руками.

Не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них.

Не суй в отверстия розетки ручки, гвозди и другие металлические предметы.

Не трогай электроприборы мокрыми руками.

4.Итог.Рефлексия .(Приложение 5)

Поставь галочку около тех рисунков, которые являются электроприборами.

Беседа 7 А у нас в квартире –газ.

Цель. Сообщение о пользе и опасности газа для людей.

1.Орг момент.

2.Сообщение темы и цели. Введение в тему.

Природный газ — прекрасный газ —

Обогревает нас и вас.

Его пути проведены

Во все концы родной страны.

Его богатые пласты —

В районах вечной мерзлоты,

Где так растительность слаба,

Где рядом Обская губа.

Урал и Северный Кавказ,

Ещё и Волга и Кузбасс…

Природный газ — прекрасный газ —

Обогревает нас и вас.

Сегодня мы поговорим о пользе и опасности газа для людей.

3.Беседа.

Природный газ - это полезное ископаемое. Газ, так же как нефть и уголь, образовался в

земных недрах из органических веществ животного происхождения (то есть отложений давно

живших организмов) под действием высоких давлений и температур.

Живые организмы, погибшие и опустившиеся на морское дно, попадали в такие условия, где они не

могли ни распадаться в результате окисления (ведь на морском дне нет воздуха и кислорода), ни

уничтожаться микробами (их там просто не было). Отложения этих организмов образовали илистые

осадки. В результате геологических движений эти осадки проникли на большие глубины. Там под

влиянием давления и высокой температуры в течение миллионов лет проходил процесс, при

котором содержащийся в осадках углерод перешел в соединения, называемые углеводородами.

Свое название они получили потому, что их молекулы состоят из углерода и водорода.

Углеводороды с большими молекулами (высокомолекулярные) - это жидкие вещества, из них

образовалась нефть. А низкомолекулярные углеводороды (у которых маленькие молекулы) - это

газы. Они-то и образовали природный газ. Но только газ образовался под воздействием более

высоких температур и давлений, чем нефть.

Вот почему в месторождениях нефти всегда имеется и природный газ.

Человек его использует для приготовления пищи(газовая плита), для обогрева (газовые котлы

отопления)

Газ,который имеется у нас в квартирах в виде газовых горелок на плите, может принести еще

и вред.

Он в чистом виде не пахуч,

Прозрачен он и ясен.

Но надо помнить: он горюч!

И потому — опасен.

Чуть что: рванёт природный газ…

И нет на свете нас и вас.

Существуют правила безопасности при пользовании газом:

если произошла утечка бытового газа, ни в коем случае не включайте свет и электроприборы,

отсоедините телефон от розетки,

не зажигайте свечи и спички,

не выходите в другие помещения, где есть открытый огонь;

загазованное помещение необходимо проветрить

вызвать по телефону аварийную газовую службу.

Телефон газовой службы -04.

5.Итог .

Что интересного вы узнали о газе?

Какую пользу приносит газ человеку?

Какой вред может причинить неосторожное обращение с газом

Беседа 8 Твое свободное время

Цель .Дать понятие о том, как безопасно можно организовать свое свободное время

1.Орг момент

2.Сообщение темы и цели беседы.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как безопасно организовать свое свободное время.

3.Беседа .Анализ ситуаций.

-Как вы думаете, что значит безопасно организовать свое свободное время?

-Что дома для вас может быть опасным?

-Как можно себя занять дома,если вы находитесь одни?

Давайте проанализируем ситуации, которые произошли с ребятами.

Анализ ситуаций. « Правильно или неправильно ребята организуют своё свободное время»

-Послушайте две различные ситуации.

Никита и Коля пришли из школы. Коля быстро переоделся, покушал, старательно выполнил

домашнее задание, выполнил поручения мамы и вышел во двор гулять. Там он встретился с

ребятами и все вместе побежали на спортивную площадку. Там они устроили соревнования по бегу

с препятствиями, затем поиграли в баскетбол.

После игры, придя домой, Коля по просьбе мамы вытер пыль, сбегал в магазин за молоком и

хлебом. После ужина посмотрел телевизор окола часа, почитал книгу о приключениях Тома

Сойера , принял душ, почистил зубы , затем в 9 часов вечера лёг спать.

Его сосед Никита, придя со школы, решил отдохнуть.Он бросил портфель на пол прихожей, поел, и

не переодеваясь, прилёг на диван. Заснул. Проснувшись, полистал книжку с картинками. Потом

поиграл с котом. Помечтал о том, чем будет заниматься на каникулах. Обзвонил всех друзей,

узнал , что задали на дом. Собрался делать уроки, но по телевизору начался интересный фильм.

Фильм закончился поздно и погулять он не успел. Мама напомнила, что уроки ещё не сделаны.

Никите хотелось после ужина спать. Кое-как, наспех, сделал письменные задания. Пошёл спать.

-. Кто из мальчиков интереснее и с большей пользой провёл своё свободное время?

Почему вы так думаете, обоснуйте свои ответы?

-Какие у вас увлечения? Хобби?

-Безопасны ли ваши увлечения? Почему?

4.Рефлексия: Ребята, у вас на парте листочек и три цветных карандаша . Если вы считаете, что

классный час был для вас полезен , нарисуйте красным карандашом любой цветок. Кому было что-

то не очень понятно, нарисуйте жёлтым карандашом. Кто не понял как организовать своё свободное

время - нарисуйте зелёным цветом.

5.Итог. Желаю вам, ребята, с пользой проводить свободное время, правильно его организовывать. Я

думаю, что вы разобрались, как нужно это делать. Подумайте, может нужно кому – то изменить

свои привычки, обратиться за советом к товарищам, родителям, учителю.

Нахождение у себя дома должно быть безопасным. Помните это.

Беседа 9. Мы знаем правила пожарной безопасности

Цель. Обобщение изученного по разделу.

1.Сообщение темы и цели.

Сегодня мы подведем итоги бесед по пожарной безопасности.

2.Беседа

-Когда говорят о правилах пожарной безопасности, что подразумевается?

-Что может привести к пожару?

-Какие правила вы должны соблюдать дома с электроприборами?

-Что интересного вы знаете про спички?

-Чем полезен и опасен газ для человека?

-Назовите единый телефон спасательной службы.

-Люди какой профессии помогают справиться с пожаром?

3.Закрепление. Отгадывание загадок

Всё ест, не наестся, а пьёт – умирает(огонь)

Летала мошка - сосновая ножка, на стог села - всё сено съела(спичка)

Смел огонь, они смелее,

Он силен, они сильнее,

Их огнем не испугать

Им к огню не привыкать!(пожарные)

Мала, да зла, чуть свечу, а как упаду – много горя принесу (искра)

Остановишь – горе, продырявит море (утюг)

4.Рефлексия.

-Назовите единый телефон спасательной службы.

Раскрасьте памятку для детей по пожарной безопасности (Приложение 6)

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9 Загадки по пожарной безопасности

Днем ли, ночью, утром рано

Если что – то загорится,

То пожарная охрана

На подмогу быстро мчится

Крепко помните друзья,

Что с огнем шутить

НЕЛЬЗЯ!

Всех на свете я сильнее,

Всех на свете я смелее,

Никого я не боюсь,

Никому не покорюсь.

(огонь)

Заклубился дым угарный,

Гарью комната полна.

Что пожарный надевает?

Без чего никак нельзя?

(противогаз)

Что за лестница такая

Из машины вырастает,

Поднимаясь выше дома,

Всем пожарным так знакома.

(лестница на пожарной машине)

Я мчусь с сиреной на пожар,

Везу я воду с пеной.

Потушим вмиг огонь и жар

Мы быстро, словно стрелы.

(пожарная машина)

Победит огонь коварный

Тот, кого зовут…

пожарный

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой.

А скорей залей…

водой

Что за тесный, тесный дом?

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестричек

Может вспыхнуть, как костер.

Не шути с сестричками,

Тоненькими …

спичками

Смел огонь, они смелее,

Он силен, они сильнее,

Их огнем не испугать,

Им к огню не привыкать!

(пожарные)

Рыжий зверь в печи сидит,

он от злости ест дрова,

целый час, а, может два,

ты его рукой не тронь,

искусает всю ладонь.

(огонь)

Он друг ребят, но когда с ним шалят,

он становится врагом и сжигает всё кругом.

(огонь)

Висит - молчит,

а перевернешь, шипит, и пена летит

(огнетушитель)

Что бывает, если птички зажигают дома спички?

(огонь)

С языком, а не лает, без зубов, а кусает

(огонь)

Летала мошка -сосновая ножка,

на стог села - всё сено съела

(спичка)

Дремлют в домике девчонки - бурые шапочки

(спички)

Шипит и злится, а воды не боится. С языком – а не лает, Без зубов – а кусает?

(огонь)

Без рук, без ног, а бушует

(огонь)

Всё ест, не наестся, а пьёт – умирает

(огонь)

Кто стоит и строг, и важен,

В ярко-красный фрак наряжен,

Как на службе, часовой –

Охраняет наш покой?

Ну а если вдруг случится –

Что-то, где-то задымится,

Или вдруг огонь-злодей

Разгорится у дверей,

Он всегда помочь успеет,

И злодея одолеет…

И ребенок, и родитель

Знают, – он – <............>!

(огнетушитель) - Автор: Николай Кошелев

Что за парень здоровенный? –

В форме он, а не военный,

В каске, как артиллерист,

Со стволом, а не танкист?

Если где-то вдруг случайно,

От огня грозит беда,

Этот паренек отчаянный

Сразу поспешит туда.

Ловко прыгнет он в окошко,

И спасет детей и кошку,

Победит огонь коварный,

Потому что он – <........>.

(пожарный) - Автор: Николай Кошелев

Наставление сыну (двойная загадка)

Если в доме вдруг случится –

Из окошек дым клубится,

И огонь, и пышет жар –

Это значит там <.....>.

Это, сын, не просто шутка,

Не теряя ни минутки,

Долго ты не думай, сын, –

Позвони по <....-....>!

(пожар), (ноль-один) - Автор: Николай Кошелев

Кротким пленником годами

Я живу внутри печи

И варю супы с борщами,

Выпекаю калачи.

Я даю тепло для дома,

Но во мне всегда, поверь,

Пострашней раскатов грома

Кровожадный спрятан зверь.

(огонь)

Без него мы как без рук,

Нам он самый лучший друг,

Но порою он, ребята,

Может стать врагом заклятым!

(огонь)

Отец горяч и красен,

Бывает он опасен.

А сын взовьется птицей,

К отцу не возвратится.

(огонь и дым)

Он таким бывает разным -

Белым, голубым и красным,

Ярко-жёлтым и, ещё же,

Олимпийским быть он может.

(огонь)

Гривастый, словно рыжий конь,

В камине прыгает …

огонь

Жар – птица летает,

Золотые перья роняет.

(огонь)

Он поглощает всё вокруг,

Когда бушует, озверев.

А дома он - хороший друг,

Даёт и свет, и обогрев.

(огонь)

Он может сильно бушевать

И все вокруг испепелить.

Не хочешь если жертвой стать,

Так поспеши водой залить.

(огонь)

Все меня любят и все меня губят.

(огонь)

Могу я кротким быть порой,

Ваш дом согрею я зимой.

Но коль со мной играть возьмутся -

Могу пожаром обернуться!

(огонь)

Чуть родился – он забавный,

Тихий, слабый, но коварный.

Подрастет – трещит и жжется,

Роем искр опасно вьется

И, танцуя на углях,

Вызывает часто страх.

(огонь)

На кухне - пьезозажигалка,

Надёжней спичек та "мигалка".

Нажмёшь на этот инструмент -

Она родится в сей момент.

(искра)

Полено в топке полыхает

И "звезды" эти в нас бросает.

Одна горящая частица

Пожаром может обратиться.

(искра)

Они, как брызги от огня,

Всё норовят обжечь меня.

(искры)

И мала, и зла, чуть свечу.

Но уж если прилечу - много горя принесу.

(искра)

Висит – молчит,

А перевернешь, шипит,

И пена летит.

(огнетушитель)

В рубашке в ярко-красной,

В работе безотказный.

Прибор по имени ОП-5

Обязан школьник каждый знать!

(огнетушитель)

Лезет в пламя напролом

Инвентарь пожарный ...

лом

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки.

(спички)

Спят смирно дочки

В фанерном домочке.

У сонь, у тихонь

В головках огонь

(спички)

Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками,

Тоненькими ...

спичками

Приложение 10

Памятка по противопожарной безопасности для школьников

Если ты почувствовал запах дыма или увидел огонь, сразу позвони пожарным. Если огонь тебе

не угрожает, сделать это можно с домашнего телефона. В других случаях лучше сразу покинуть

квартиру, а затем вызвать пожарных по телефону 01. Обязательно сообщи о пожаре взрослым.

1) По телефону ты должен точно назвать пожарным свой адрес: улицу, дом, квартиру. Чётко

произнеси имя и фамилию. Если сможешь, объясни, что именно горит. Постарайся говорить

спокойно и не торопясь.

2) Постарайся ответить на все вопросы оператора. Помни: любая твоя информация поможет

специалистам быстрее справиться с огнем.

3) Сообщив о пожаре, внимательно выслушай оператора и обязательно сделай то, что он скажет.

Если рядом с тобой находятся пожилые люди или маленькие дети, помоги им покинуть опасную

зону.

Не забудь про своих домашних питомцев, ведь они не могут позаботиться о себе сами. Если не

можешь взять их с собой, покидая квартиру, постарайся найти для них наиболее безопасное место.

Таким местом, к примеру, может стать ванная комната.

Ни в коем случае не прячься от пожара под кроватью или в шкафу - пожарным будет трудно тебя

найти.

Тушить огонь - дело взрослых.

Если на тебе вспыхнула одежда – остановись и падай на землю и катайся, пока не собьешь

пламя.

Выходя из горящего помещения, плотно закрой за собой все двери, чтобы задержать

распространение огня на 10-15 минут - этого времени достаточно, чтобы дом смогли покинуть твои

родные и соседи.

Если в момент пожара ты находишься в квартире с родителями, слушайся их советов.

ЗНАЙ: вызов пожарной команды просто так, из шалости или любопытства, не только отвлечёт

спасателей от настоящего происшествия, но и будет иметь весьма неприятные последствия.

Заведомо ложный вызов пожарных (милиции, "скорой помощи", других специальных служб)

является нарушением закона и наказывается штрафом, который придётся заплатить твоим

родителям.

Чтобы не случилось беды:

спички и зажигалки служат для хозяйственных дел, но никак не для игры.

Даже маленькая искра может привести к большой беде.

Не пользуйтесь неисправными электроустановками и не оставляйте включенными в сеть

электроприборы, уходя из дома на длительное время.



В раздел образования