Авторы: Борсиева Фатима Ахсарбековна, Виктория Таймуразовна Кораева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ЦО "Эрудит"
Населённый пункт: г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: Методическая разработка. Открытый урок. Математика. 1 класс
Тема: "Области и границы"
Раздел: начальное образование
ФИО педагога: Борсиева Фатима Ахсарбековна
Предмет: математика
Класс: 1
Тема:
«Области и границы»
Тип урока: ОНЗ
Дата проведения: 18.11.2021 г.
Основные цели:
Метапредметные:
1) Применять простейшие приемы развития своего внимания, и оценивать
свое умение это делать (на основе применения эталона).
2) Тренировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной
деятельности и умение применять правила поведения ученика на уроке в
зависимости от функции учителя. Сформировать опыт самооценки этих
умений (на основе применения соответствующих эталонов)
3) Работать в парах при совместной работе в учебной деятельности, и
оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона)
4) Приобретать первичный опыт анализа, сравнения, обобщения,
конкретизации, распределения в группы по заданному признаку, выражать в
речи результаты этих операций.
5) Моделировать – использовать отрезок для выполнения задания.
Предметные:
1) Сформировать представление о понятиях «область» и «граница», умение
определять области и границы геометрических фигур.
2) Тренировать вычислительный навык в пределах 6, умение составлять
выражения по рисунку.
Заметки на полях:
На уроке дети знакомятся с понятиями «область» и «граница». У учащихся
формируется представления об области как той части рисунка, которая состоит из
точек, находящихся внутри линии. При знакомстве с понятием «граница» сказать о
том, что граница круга называется окружностью.
На уроке будут тренироваться умение выполнять следующие виды математической
деятельности:
изображать точки, отрезок, прямую, кривую и ломаную линии и др.;
описывать свойства геометрических фигур;
1
Основные структурные элементы урока:
1. Новое знание – понятия «область», «граница».
2. Пробное действие:
Задание из рабочей тетради (Урок 37, стр. 62, № 1 (б)).
− На рисунке зелёным цветом обозначить область, а её границу − красным цветом.
3. Фиксация затруднения: «Я не могу обозначить границу и область».
«Я не могу объяснить, что правильно выполнил задание».
4. Фиксация причины затруднения: «Не знаем, что является областью, а что является
границей».
5. Цель деятельности учащихся: узнать, что является областью, а что является
границей.
6. Фиксация нового знания:
Граница – замкнутая линия.
Область – точки, которые находятся внутри линии.
На уроке продолжается тренировка умения всех ранее изученных
универсальных действий: фиксировать прохождение двух этапов учебной
деятельности; правила поведения ученика на уроке.
При выполнении различных заданий учащиеся продолжают приобретать
первичный опыт анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, выражать
в речи результаты этих операций.
Продолжается формирование у учащихся умение работать в парах.
Продолжается приобретение учащимися первичного опыта моделирования.
2
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы.
- Прочитайте пословицу.
Нет в мире краше Родины нашей.
- Объясните значение пословицы.
- Ребята, назовите столицу нашей большой Родины. (Москва.) Показ
слайда
Назовите столицу нашей малой Родины – Северной Осетии.
Показ
слайда
Сегодня вы совершите путешествие, но путешествие будет не из легких.
Вам предстоит узнать что-то новое. Готовы ли вы к этому? (Да.)
Какие этапы вы должны пройти при изучении нового? (Самим понять, что
мы не знаем, и постараться самим открыть новое знание.)
Какими качествами вам надо обладать, чтобы успешно самостоятельно
открыть новые знания? (Надо быть активным и внимательным.)
В путешествии вам пригодится тема, которую вы изучали на последних
уроках. Что вы изучали? (Мы изучали виды линий.)
Перед тем, как отправиться в путь, я предлагаю проверить свою
готовность.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в
пробном действии.
Откройте рабочие тетради на странице 62, найдите № 1 (РТ), вам надо
выполнить задание под буквой а). Прочтите, что надо сделать?
Один из учащихся читает задание под буквой а) (в случае затруднения
прочитать может учитель). Учащиеся выполняют задание в рабочих
тетрадях, одному ученику предложить выполнить задание на закрытой
части доски. После выполнения задания открывается часть доски, на
которой выполнялось задание, и учащиеся согласовывают выполнение
задания. Ученик, выполнявший задание комментирует, как он его делал,
обосновывая свои действия.
Вариант выполнения задания:
Нарисовал замкнутую линию: линию, у которой конец совпадает с началом.
Отметил точку А на самой линии, точку Б – внутри линии, а точку В –
снаружи.
А
Б
3
Можно ли было отметить точку А на линии в другом месте? (Ответы
детей.)
Можно ли было отметить точку Б внутри, а точку В снаружи, но на
другом месте? (Ответы детей.)
Сколько точек можно отметить на линии, внутри и снаружи? (Сколько
угодно.)
Отметьте ещё по две точки на линии, внутри и снаружи.
Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях самостоятельно.
На сколько групп можно разбить все точки? (На три группы.)
Назовите эти группы. (Первая группа – точки, которые лежат на
замкнутой линии, вторая группа – точки, которые лежат внутри, а третья
группа – это точки, которые лежат снаружи.)
Что
вы
повторили?
(Мы
повторили
замкнутую
линию
и
виды
расположения точек относительно линий.)
А сейчас я вам предлагаю выполнить новое задание. Прочтите задание
под буквой б) (Обозначить на рисунке область зелёным цветом, а её границу
– красным цветом.)
Выполните задание.
Учащиеся самостоятельно пробуют выполнить задание.
Кто не смог выполнить задание?
Что вы не смогли сделать? (Я не смог на рисунке закрасить (определить,
где) область и её границу.)
Кто выполнил задание, вы уверены, что выполнили задание правильно?
В чём у вас затруднение? (Я не уверен, что правильно выполнил задание.)
Вам теперь надо выяснить, почему вы не смогли выполнить задание, или
не уверены, что выполнили его правильно.
3. Выявление причины затруднения.
Какое задание вы выполняли? (Мы закрашивали область и её границу.)
Вы когда-нибудь слышали такие слова? (Да.)
Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, что такое область и, что
такое её граница, мы не знаем, где они находятся на рисунке.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
Что вы должны узнать, какую же цель вы перед собой поставите? (Мы
должны узнать, что такое область, и что такое граница области.)
Вспомните, какое задание вы выполняли в начале урока. (Мы отмечали
точки на линии, внутри линии и снаружи.)
Ещё раз проговорите, сколько точек можно обозначить внутри линии?
(Много точек.)
На доску вывешиваю карточку с рисунком (Д−37.1, Слайд 1):
- Можно в пустые места поставить ещё точки? (Ответы детей.)
4
Если заполнить всё пространство внутри линии точками они сольются
(анимация слайда).
Все точки, которые лежат внутри замкнутой линии образуют область
(анимация).
Как вы думаете, чем является замкнутая линия? (Ответы детей.)
Если учащиеся не смогут назвать, сама определяю границу области
(анимация).
Что такое область? (Точки, которые лежат внутри линии.)
Что такое граница области? (Замкнутая линия, которая ограничивает
область.)
Вы справились с затруднением? (Ответы детей.)
Откройте учебник на странице 62 (урок 37). В рамочке вы видите эталон
понятий область и граница. Что ещё интересного вы видите на эталоне?
(Граница круга – это окружность.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
− Теперь я вам предлагаю задания, которые помогут вам научиться
применять новые знания.
Откройте учебники на стр. 62, № 2 (У). Задание будете выполнять устно.
Задание выполняется устно, фронтально.
А теперь откройте рабочие тетради и найдите № 2 (РТ) на странице 62.
Вместе выполним задание под буквой а).
Задание на доску. Один из учащихся выполняет задание на доске,
остальные работают в рабочих тетрадях. Учащийся у доски работает с
комментарием.
- Задание под буквой б) выполнить в парах; повторим правила работы в
парах. После выполнения задания в парах предложить учащимся проверить
свои работы по образцу (Д−37.2, Слайд 2):
У какой пары возникли затруднения при выполнении задания?
Где у вас возникли затруднения? (Ответы детей.)
Исправьте ошибки зеленым карандашом.
Вы молодцы, так как нашли и исправили свои ошибки. Как проверить себя,
что вы не допустите больше ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную
работу.)
Д
Е
К
5
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Для самостоятельной работы я вам предлагаю выполнить № 6 (РТ) на
странице 64 в рабочей тетради. Вам надо найти замкнутые линии, раскрасить
области и обвести границы, как сделано на образце, который расположен в
левом верхнем углу.
Дети самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради. Проверка
организуется по образцу (Д−37.3, Слайд 3):
- Проверьте свою работу по образцу.
Кто допустил ошибки?
В чем они?
Исправьте ошибки зеленой ручкой.
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в определении области и
границы.)
Кто выполнил самостоятельную работу без ошибок?
Сделайте вывод. (Мы умеем определять области и границы у фигур.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Вспомните, с чего мы начали урок. (С путешествия.)
Верно, поэтому на урок я принесла карту.
-- Открываю на доске карту РФ. Посмотрите на нее.
Кто знает, что это за карта? Это карта России. Покажите границу РСО-
Алании.
Один из учеников выполняет задание у доски.
Какие города находятся в нашей республике??
Учащиеся перечисляют названия городов.
Во время любого путешествия нужно быть внимательными, нужно уметь
наблюдать и делать выводы. Поэтому в конце урока я предлагаю
потренировать в себе эти качества.
Откройте учебники, найдите № 4 (У) на странице 62. Вам необходимо
найти ошибки. Чтобы найти ошибку, как надо работать с заданием?
(Внимательно.)
Задание выполняется устно, фронтально.
6
Продолжим работу в рабочих тетрадях. № 4 (РТ), стр. 63. Это задание
выполните в парах. Что вы будете повторять, выполняя это задание? (Состав
чисел, компоненты при сложении.)
Задание выполняется в парах и проверяется по образцу
(Д−37.4,
Слайд 4):
СЛАГАЕМОЕ
СЛАГАЕМОЕ
СУММА
4 + 1 = 5
4
1
5
3 + 2 = 5
3
2
5
1 + 4 = 5
1
4
5
4 + 2 = 6
4
2
6
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали, что такое область и граница
области, узнали, что границей круга является окружность.)
С какими затруднения вы столкнулись на уроке? (Ответы детей.)
Вам удалось справиться с затруднениями? (Ответы детей.)
Кто и что вам помогало справиться с затруднениями? (Ответы детей.)
- У вас на партах 3 прямоугольника: красный, желтый, зеленый.
Оцените свою работу на уроке веселой или задумчивой рожицей. Если у вас
не было ошибок при работе в парах, при выполнении самостоятельной
работы, выберете веселую «рожицу» на зеленом прямоугольнике, если вы
пока
допускали
ошибки
при
работе
в
паре
и
при
выполнении
самостоятельной работы, то выберете задумчивую «рожицу» на желтом, а
если нужна помощь – то на красном прямоугольнике.
Ученики показывают выбранные «смайлики». Подвожу итог работы.
7