Автор: Ноздрачёва Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Реализация проекта "Мой город" в патриотическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад
№ 69 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Выступление на РМО воспитателей Октябрьского района.
Реализация проекта «Мой город» в патриотическом воспитании детей
среднего дошкольного возраста.
Подготовила
воспитатель МАДОУ Детский сад № 69
Ноздрачёва Г.В.
Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое
чувство, это любовь в Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему тому, что впитано
с молоком матери.
Григорий
Бакланов.
Слайд 3.
В последние годы в российской системе дошкольного образования происходят
определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания
детей.
Разрабатываются основные общеобразовательные программы, согласно Федеральным
государственным образовательным стандартом. В них отражаются вопросы приобщения
дошкольников к истокам народной культуры и патриотического воспитания.
Слайд 4. В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации
подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов
России, граждан правого, демократического, социального государства, уважающих права
и
свободы
личности,
обладающих
высокой
нравственностью
и
проявляющих
национальную и религиозную терпимость».
Под патриотическим воспитанием я понимаю взаимодействие взрослого и детей в
совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в
ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам
национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально
- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Слайд 5. Еще в младшем дошкольном возрасте я начала прививать детям чувство
патриотизма: любовь и привязанность к семье, родному городу, близким людям, а затем
к Родине.
Слайд 6.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому
надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человечества и Отечества,
их красоты
и величия. Современные
исследования, посвященные
проблемам
приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города,
края,(а через них Отечества) связаны с изучением
механизмов социализации,
формирования социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как
представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования
знаний о трудовой деятельности.
Слайд 7.
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей
Родины, своего края, «Только тот, кто ценит и уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколениям, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным
патриотом» (М.Михалков). Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к
земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад
жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуру.
Слайд 8.
В рамках подготовки к педагогическому совету , в нашем дошкольном
учреждении реализован проект «Мой город», который включал в себя целый комплекс
задач:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду,
улице , родному городу;
-формирование бережного отношения к природе, ко всему живому;
-воспитания уважения к труду людей;
-развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о России , ее столице;
-знакомство детей с символами государства;
-формирование толерантности , чувства уважения и симпатии к другим людям, народам ,
их традициям.
Слайд 9.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился
человек. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает
ничего».
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, педагоги
нашего детского сада применяют проектный метод. Были разработаны творческие
проекты «Мой город», «Моя семья», Мой детский сад». Тематическое планирование
способствует эффективному усвоению знаний о родном городе, помогает устанавливать
взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящим в нем. Все темы связаны
между собой и представляют целостную картину о родном городе.
Знакомство с дошкольников с родным городом ведется последовательно, от более
близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному город,
республика, страна.
Знакомя детей с улицей, где они живут педагоги совместно с семьей, начинают
формировать
у детей
представления
о родном городе, его устройстве, истории,
достопримечательностях, традициях, лучшими людьми.
Слайд 10.
Цель проекта
приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным
достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю;
воспитание у дошкольников чувство гордости, уважения и любви к родному
городу, знакомя с достижениями знаменитых людей, прославивших наш город.
Задачи проекта
знакомить
дошкольников
с
историческим,
культурным,
географическим,
природно-экологическим
своеобразием
родного
региона
–
республикой
Башкортостан;
создавать условия для восприятия сведений об историческом
прошлом и
культурном облике родного города;
дать представление о роли и значимости
родного города в
экономическом
развитии страны, познакомить
с различными
социальными
объектами, их
взаимосвязями и значением для жизни города;
развивать
бережное
отношение
к
городу,
его
достопримечательностям,
культурным ценностям, природе;
учитывать интеграцию образовательных областей , развивать в социально-
личностном, познавательно-речевом, физическом и художественно-эстетическом
направлений;
совместными
усилиями семьи
и детского сада формировать позитивное ,
уважительное отношение к родному краю, родному городу, его жителям, труду,
семье;
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Слайд 11, 12.
В среднем дошкольном возрасте я начала ознакомление с наблюдения близлежащих
улиц. Улицы длинны, на них много домов, у каждого дома есть номер. Каждая улица
имеет название.
Проводя с детьми целевые интерактивные прогулки, я рассказывала о большом и
красивом родном городе, где на улицах много разных построек разных конструкции.
Обращала внимание, что в городе живут и трудятся горожане разных профессий, которые
наводят на улицах города порядок, высаживают цветы, деревья, строят дома.
После наблюдений дети свои впечатления о городе закрепляли в организованной-
образовательной деятельности.
Для родителей оформляла информационный стенд с советами и рекомендациями по
ознакомлению с городом с просьбой показать и рассказать, чем привлекателен наш
город, обращая на красоту зданий, парков.
Слайд 13.
Большая часть работы по ознакомлению детей с городом проходит как
в
самостоятельной деятельности, так и в организованной – образовательной деятельности.
Совместно с семьей составляли социальный портрет дошкольного учреждения, какие
объекты находятся вблизи детского сада. Коллаж «Наш детский сад», «Транспорт нашего
города», оформление альбома «Дом, в котором я живу», «Моя семья» (фотографии детей
у себя дома, во дворе, на улице города, в котором они живут).
Коллаж «Как я провел лето», рассматривание иллюстрации, альбомов о родном городе.
«Как город готовится к празднику нового года», коллаж «Транспорт нашего города»,
выставка рисунков, фотографий к 23 февраля «Наши защитники», на конкретных фактах
из жизни старшего поколения (бабушек и дедушек, участников ВОВ, их фронтовых и
трудовых подвигов), беседы с детьми кем работают наши мамы, социальные объекты
нашего города и другие.
Слайд 14.
Работая над проектом по ознакомлению с городом, я тесно взаимодействовала с
семьей: приглашала родителей на совместные беседы о городе. Привлекала родителей к
изготовлению макета города.
Слайд 15.
Оформляли и создавали альбомы, коллажи «Моя семья».
Слайд 16.
Организовывала мероприятия «Встречи
с интересными
людьми», (встречи
с
родителями, где дети могут услышать рассказы родителей о своей работе, о
предприятии, на котором он работают, о продукции , которую выпускают).
Слайд 17.
Семейные выставки рисунков, плакатов, коллажей «Мой дом», «Моя семья», «Мой
город» .
Слайд 18.
Совместное проведение праздников «День защитников Отечества», «День матери»,
«Новогодний праздник», фольклорные национальные праздники, где дети знакомятся
с культурами и традициями народов Республики Башкортостан.
Слайд 19.
Общими усилиями семьи и педагогов детского сада создаю условия для формирования
у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, а также любви к своей
малой Родине. Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность,
осознающую свои корни, национальные истоки, в умении жить в мире и согласии со
всеми народами.