Напоминание

Путешествие в мир Древнерусской культуры во второй половине XIII - середине XV веков.


Автор: Колесова Люция Семеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "Тулагинская СОШ им.П.И.Кочнева"
Населённый пункт: г.Якутск, п.Тулагино, Республика Саха Якутия
Наименование материала: интегрированный урок в слайдах
Тема: Путешествие в мир Древнерусской культуры во второй половине XIII - середине XV веков.
Раздел: среднее образование





Назад




Путешествие в мир

Путешествие в мир

Древнерусской

Древнерусской

культуры во второй

культуры во второй

половине

половине

XIII

XIII

-

-

середине

середине

XV

XV

веков.

веков.

Из какой былины иллюстрация?

Из какой былины иллюстрация?

Какой эпизод изображен?

Какой эпизод изображен?

Из какой былины иллюстрация?

Из какой былины иллюстрация?

Как зовут былинного героя?

Как зовут былинного героя?

Как зовут былинного героя?

Как зовут былинного героя?

Как зовут этого богатыря?

Как зовут этого богатыря?

Как зовут этого богатыря?

Как зовут этого богатыря?

Кто создал эту картину?

Кто создал эту картину?

Как она называется?

Как она называется?

Письменность

Письменность

Письменность

Письменность

Тип письма:

Тип письма:

устав

устав

и

и

полуустав

полуустав

Определите, где устав, полуустав,

Определите, где устав, полуустав,

вязь, скоропись

вязь, скоропись

К середине

К середине

XIV

XIV

века книга стала

века книга стала

печататься на бумаге

печататься на бумаге

Бумага пришла на Русь из

Бумага пришла на Русь из

Европы

Европы

Переведите текст с древнерусского на

Переведите текст с древнерусского на

современный язык

современный язык

Что у вас получится?

Перевод

Перевод

Сверьте свои ответы

Сверьте свои ответы

1.

1.

Излейте перед ним сердце ваше

Излейте перед ним сердце ваше

( Изливать перед ним душу).

( Изливать перед ним душу).

2.

2.

Мир имейте между собою

Мир имейте между собою

(Живите в мире).

(Живите в мире).

3.

3.

Не оставить камня на камне.

Не оставить камня на камне.

(Ничего после себя не

(Ничего после себя не

оставить)

оставить)

Литература

Литература

Какие исторические

Какие исторические

события отразились в

события отразились в

литературе периода

литературе периода

XIII –

XIII –

XV

XV

веков?

веков?

1. Монгольское нашествие.

1. Монгольское нашествие.

2. Сложные отношения с

2. Сложные отношения с

Золотой Ордой

Золотой Ордой

3. Победа в Куликовской

3. Победа в Куликовской

битве

битве

Монгольское нашествие и сложные

Монгольское нашествие и сложные

отношения отразились в следующих

отношения отразились в следующих

летописях

летописях

Древнерусской литературы:

Древнерусской литературы:

«Повесть о битве на реке Калке»

«Повесть о битве на реке Калке»

«Повесть о разорении Рязани

«Повесть о разорении Рязани

Батыем»

Батыем»

Повесть о Михаиле Черниговском»

Повесть о Михаиле Черниговском»

«Песня о Щелкане Дудентьевиче»

«Песня о Щелкане Дудентьевиче»

«Слово о погибели Русской земли»

«Слово о погибели Русской земли»

Куликовская битва отразилась в

Куликовская битва отразилась в

произведениях:

произведениях:

«Задонщина»

«Задонщина»

«Сказание о Мамаевом побоище»

«Сказание о Мамаевом побоище»

Также написано Епифанием

Также написано Епифанием

Премудрым

Премудрым

Житие Сергия Радонежского и

Житие Сергия Радонежского и

Степана Пермского.

Степана Пермского.

Евпатий Коловрат из «Повести о

Евпатий Коловрат из «Повести о

разорении Рязани Батыем»

разорении Рязани Батыем»

Вопросы к произведению

Вопросы к произведению

«Евпатий Коловрат»:

«Евпатий Коловрат»:

О каком времени говорится в

О каком времени говорится в

повести?

повести?

Какие чувства автор стремится

Какие чувства автор стремится

пробудить у читателя?

пробудить у читателя?

Что является источником

Что является источником

героизма Евпатия Коловрата и

героизма Евпатия Коловрата и

его дружины?

его дружины?

Вывод:

Вывод:

В русской литературе

В русской литературе

отразился патриотизм,

отразился патриотизм,

духовный подъем Руси.

духовный подъем Руси.

Архитектура

Архитектура

Продолжало развиваться каменное

Продолжало развиваться каменное

строительство.

строительство.

Храмы были просты по форме, строги,

Храмы были просты по форме, строги,

лишены пышных украшений.

лишены пышных украшений.

Строились из известняка и кирпича

Строились из известняка и кирпича

В основном одноглавые, крестово-

В основном одноглавые, крестово-

купольные

купольные

.

.

Шедевры древнерусского зодчества

Шедевры древнерусского зодчества

Новгородско-псковская архитектура

Новгородско-псковская архитектура

XIV-XV

XIV-XV

вв.

вв.

Живопись

Живопись

Иконопись

Иконопись

– церковная

– церковная

живопись. Писали

живопись. Писали

иконы на досках по

иконы на досках по

правилам (канонам).

правилам (канонам).

Феофан Грек и Андрей Рублев –

Феофан Грек и Андрей Рублев –

великие иконописцы

великие иконописцы

XIV – XV

XIV – XV

в

в

«Пантократор и небесные силы»

«Пантократор и небесные силы»

Сравните картины Феофана

Сравните картины Феофана

Грека и Андрея Рублева «Троица»

Грека и Андрея Рублева «Троица»

Итоговые вопросы:

Итоговые вопросы:

О чем свидетельствовала Культура

О чем свидетельствовала Культура

Руси?

Руси?

Какие исторические факты

Какие исторические факты

существенно повлияли на развитие

существенно повлияли на развитие

культуры Руси?

культуры Руси?

Выводы урока:

Выводы урока:

1 Культура Руси свидетельствовала о

1 Культура Руси свидетельствовала о

высоком развитии Древнерусского

высоком развитии Древнерусского

государства.

государства.

2. Существенную роль в культурном

2. Существенную роль в культурном

процессе сыграло

процессе сыграло

монгольское

монгольское

нашествие, сложные отношения с

нашествие, сложные отношения с

Золотой Ордой и Куликовская битва

Золотой Ордой и Куликовская битва



В раздел образования