Автор: Прозорова Тамара Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: технологическая карта урока по математике
Тема: "Сложение вида +4; -4"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока математики
Программа, автор (ы)
УМК «Школа России» М.И Моро, М.А. Бантова
Класс
1
Раздел (содержательная линия)
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание
Тема урока
Сложение и вычитание вида + 4; - 4.
Цели урока
Формирование умений составлять таблицы прибавления и
вычитания числа 4 и работать над их запоминанием. Закрепить
знания состава числа 4 и умение решать задачи изученных
видов.
Основное содержание урока
Решение задач на увеличения и уменьшения на несколько
единиц, табличное сложение. Учить приемам сложения и
вычитания числа 4.
Термины и понятия
Действия сложения, вычитания, меньше, больше, слагаемое,
сумма.
Планируемый результат
Личностные умения
Метапредметные умения (познавательные,
регулятивные, коммуникативные)
Предметные умения
Л 1:Проявлять интерес к
математике.
Л 2: Проявлять заинтересованность
в приобретении и расширении
знаний и способов действий.
Л 3: Навыки сотрудничества со
взрослыми и сверстниками.
Л 4: Рефлексивная самооценка,
умение анализировать свои
действия и управлять ими.
М 1: Учиться понимать и принимать
учебную задачу, осуществлять решение
учебной задачи под руководством учителя.
М 2: Умения планировать, контролировать
и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее выполнения; определять
наиболее эффективные способы
достижений результата.
М 3: Работать в паре, команде и оценивать
себя и товарища под руководством учителя.
П 1: Использование
приобретенных знаний для
выполнения сложения и
вычитания вида + 4; - 4.
П 2: Умения выполнять устно
приемы сложения и вычитания,
основанные на знании нумерации
чисел.
П3: Умение выполнять табличное
сложение и вычитание чисел от 1
до 10.
М 4: Овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающие
существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
П 4: Умение решать текстовые
задачи, анализировать действия
при решении задач данного вида.
Использовать знаково-
символические средства.
П 5: Выполнять задание в
Рабочей тетради.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Ресурсы (информационный,
демонстрационный, интерактивный
материал)
Формы работы
- литературное чтение
«Выразительное чтение и
рассказывание»
- Моро М.И. и др.
Математика: Учебник 1 класс: в 2 ч. Ч 2 –
М.: Просвещение. – 2012.
- Электронное приложение к учебнику
«Математика» 1 класс (Диск СD - ROM)
автор Моро М.И.
- Классная доска
- Персональный компьютер,
мультимедиапроектор.
- Рабочая тетрадь.
- Дидактические карточки, счётный
материал
- фронтальная работа с классом;
- групповая работа;
- индивидуальная работа с
учащимися.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА
Название этапа: Изучение нового материала.
Планируемый результат (предметные умения): Л 1; Л2; Л3; Л 4; М 1; М 2; М 3; М 4;П 1; П 2; П 3; П 4; П 5.
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
Орг. момент
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
Слушают учителя, проверяют собственную готовность к
- Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку?
уроку.
-Да
Актуализация
знаний
Устный счёт.
Игра «Кто быстрее»
На доске записаны три столбика примеров (по одному для
каждого ряда).
- Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру.
1 столбик примеров решает 1 ряд. 2 столбик примеров
решает второй ряд. 3 столбик примеров решает 3 ряд.
Одному ученику из каждого ряда, выдаю ключ, с
помощью которого отгадывают зашифрованное слово
(чемпион). Выигрывает тот ряд, который первым назовёт
слово.
6-3 5-2 7-4
5-3 6-4 4-2
1+4 2+3 3+2
7-3 8-4 6-2
5+2 4+3 1+6
3+3 1+5 2+4
7+2 6+3 5+4
Ключ
И
О
Ч
П
Н
Е
М
7
6
3
4
9
2
5
Работа по карточкам
- Чтобы стать чемпионом, нужно тренироваться.
Заполните пустые кольца на штангах так, чтобы числа в
сумме давали 4.
Ученики представляют результат.
Ученики выполняют задание в парах с проговариванием.
- 4 – это 3 плюс 1,
- 4 – это 2 плюс 2,
- 4 – это 1 плюс 3.
Проблемная
ситуация
Постановка
учебной
- Вспомните, как прибавить число 2?
- Как прибавить число 3?
- Что вы знаете о составе числа 4?
- Сначала прибавить 1 и ещё 1.
- Сначала прибавить 2, а потом ещё 1 или сначала
прибавить 1, а потом ещё 2.
- 4 – это 3 плюс 1, ещё это 2 плюс 2 и 1 плюс 3.
3
2
1
задачи
- Сделайте вывод: что нужно знать, чтобы научиться
прибавлять и вычитать по 4?
- Кто может сформулировать тему урока?
- Надо знать состав числа 4.
- Сложение и вычитание числа 4.
Поиск
решения
учебной
задачи
Открытие
«нового»
знания
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с. 8. Найдите значок,
обозначающий начало урока.
- Сколько кругов на схеме к задаче?
- По каким признакам можно разделить фигуры на две
группы?
- Сколько синих кругов?
- Сколько красных кругов?
- Какой состав числа 4 это иллюстрирует?
- Сколько больших фигур?
- Сколько маленьких фигур?
- Что можно сказать о составе числа 4?
- Рассмотрим задачи.
- Мама готовила котлеты. 6 котлет она уже положила на
сковороду, а 4 лежат на разделочной доске. Используя
схему и записи под рисунком, объясните, как мама может
к 6 котлетам прибавить ещё 4.
- Мама купила 10 яблок, дети съели 4 яблока. Объясните
решение примеров, используя запись в учебнике.
- 4
- По цвету: синие и красные.
- По размеру: большие и маленькие.
- 1
- 3
- 4 – это 3 и 1.
- 2
- 2
- 4 – это 2 и 2.
Работают со счётными палочками.
- 6 + 2 + 2 = 10
- 6 + 3 + 1 = 10
- 6 + 4 = 10
- 10 – 2 – 2 = 6
- 10 – 3 – 1 = 6
- 10 – 1 – 3 = 6
- 10 – 4 = 6
Первичное
закрепление
Работа на компьютере и проекторе.
Задание 1.
- Соедини линией мяч и корзину так, чтобы ответ
примера на корзине совпал с числом на мяче.
6+4 10, 7, 4, 5.
8-4
9-4
3+4
Пара учеников работает на компьютере, остальные
помогают.
Задание 2.
- Догадайся, как найти, и найди свой дом для каждой
птицы.
7 10 6 9 8 5, 4, 6, 3, 2.
4 4 4 4 4
Пара учеников работает на компьютере, остальные
помогают.
Физ. минутка
Мы считали и устали,
Дружно тихо мы все встали,
Ручками похлопали, раз, два, три
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Дети выполняют упражнения.
Самостоятель
ная работа
Работа по учебнику.
Задание №2 с. 8.
- Каким действием мы будем решать задачу?
- Почему?
Работа в тетради на печатной основе с. 7.
Задание 1.
Заполнение таблицы +4, -4.
Проверка на доске.
Задание 2.
Используя числовой ряд, заполнить пропуски и решить
примеры.
Один ученик читает задачу:
- Мама положила в салат 3 яйца, а в тесто на 1 яйцо
меньше. Сколько яиц мама положила в тесто?
Решение выполняет у доски. Остальные в тетради.
- Действием вычитания.
- Потому что на 1 меньше, значить, мы отнимаем.
3 – 1 = 2
- Ответ: 2 яйца мама положила в тесто.
Заполняют.
Проверка.
Проверка.
Задание 3. Командная работа на листах.
Решение примеров, составление неравенства.
На сколько 9 больше, чем 2?
4 меньше, чем 6?
8 больше, чем 4?
3 меньше, чем 7?
Проверка на доске.
Задание 4.
Решение примеров
6+3-4= 2+2+2= 10-4-2=
7+2-3= 8-2-2= 10-3-3=
Проверка проговариванием.
Ребята садятся в группу по 4 человека. Одновременно
выполняют письменную работу на отдельных листочках и
по окончанию выполнения примера одновременно
передают их друг другу по кругу.
Проверка на доске.
9 2 4 6 8 4 3 7
9-2=7 4+2=6 8-4=4 3+4=7
Проверка проговариванием.
6+3-4= 5 2+2+2= 6 10-4-2=4
7+2-3= 6 8-2-2= 4 10-3-3= 4
Рефлексия
- Давайте вспомним тему нашего урока?
- Какому вычислительному приему вы научились
сегодня?
- Что показалось трудным? Легким?
- Оцени свою работу на уроке с помощью «Светофора».
- Благодарю вас за урок!
- Сложение и вычитание числа 4.
- Мы научились прибавлять и отнимать число 4.
Отвечают на вопросы учителя.