Автор: Телегина Наталья Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа - интернат №5"
Населённый пункт: АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, БАРНАУЛ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок "Бездомные животные: дай им шанс на жизнь".
Раздел: среднее образование
Тема урока
Бездомные животные: дай им шанс на жизнь.
Цель урока:
Создание условий для воспитания ответственности и любви к животным; формирование активной жизненной
позиции обучающихся по данной проблеме, через осмысление своих и чужих поступков по отношению к животным;
формирование активной гражданской позиции по отношению к животным, проблемам бездомных животных.
Задачи:
обучающие:
Раскрыть причины увеличения количества бездомных животных во дворах, в городе и о путях решения данной
проблемы.
развивающие:
Формирование и развитие экологической культуры, экологического мировоззрения; вызвать у детей стремление
задуматься о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в городе.
воспитательные:
Воспитывать доброту, отзывчивость к бездомным животным, сочувствие.
Тип урока:
Комбинированный.
Оборудование
Компьютер, проектор, презентация, видео.
Структура и ход урока.
№
Этап урока
Время
(в мин.)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечание
I
Организационный этап.
Добрый день! Приветствую вас на уроке
Предлагаю вам девиз урока:
- Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей.
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,
Делай доброе дело - тем живём на земле!
- настраиваются на работу на
уроке.
Слайд № 2
II
Проверка домашнего задания.
-Ребята послушайте звуки животных, которых мы
изучали на прошлом уроке и назовите их.
Выполни тест.
1.Какое животное относится к домашним?
1) косуля;
2) кошка;
3) рысь.
2. Найди верное высказывание.
Слушают звуки животных
называют их.
Выполняют тест в рабочем листе
урока, проводят проверку по
шаблону.
Слайд № 3
Слайд № 4-5
1) кормить домашних животных надо с общего
стола;
2) домашнее животное должно спать рядом с вами;
3)животных приучают к порядку, а собак
дрессируют.
3. Как называется врач, оказывающий помощь
животным.
1)педиатр;
2) ветеринар;
3)терапевт.
4. К какой группе относится собак относится
болонка?
1) Декоративная;
2) Служебная;
3) Охотничья.
5. Найди верное высказывание.
1) Животных надо кормить тем же, что едите сами;
2) Животные должны добывать себе корм
самостоятельно;
3) Животных надо кормить свежими продуктами
или специальными консервами.
III
Сообщение т/у, постановка цели и задач.
Послушайте диалог и скажите, какая тема нашего
урока.
«Диалог человека и бездомной кошки»
Однажды я встретил бездомную кошку.
– Как ваши дела?
– Ничего, понемножку.
– Я слышал, что вы тяжело заболели?
– Болела.
Смотрят видео,
Слайд № 6
– Так значит, лежали в постели?
– Бездомной, мне некуда ставить постель.
– Как странно, – я думал, –
Что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным.
Вы слышите, кошка, пойдемте со мной,
Темнеет, и, значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело –
Я молча, а кошка тихохонько пела.
О чем она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
-Какие чувства у вас возникли после
просмотренного видео?
-Подумайте и составьте тему урока из слов на
слайде.
Жалости, сострадания.
Выполняют задание совместно с
учителем формулируют тему
урока, записывают её в рабочий
лист урока.
Слайд № 7-8
IV
Актуализация знаний.
Вот живет обыкновенный пёс. Собака, простая и
никому неизвестная. И чаще всего его так и
называют – Собака. Потому что настоящего имени
у него нет. И у него нет дома, потому что он -
БЕЗДОМНАЯ СОБАКА.
Голодные, тоскливо бродят в поисках пропитания
и тепла. Они заглядывают нам в глаза, как будто
спрашивая: «Почему у нас такая участь?».
Как часто мы проходим по улице и видим
маленького котенка, или большую красивую
собаку с жалобными глазами, которые лишены
своих хозяев? Я думаю достаточно часто.
Проблема бездомных животных является сложной
и многогранной задачей. Тема бездомных
животных очень актуальна в настоящее время. По
Слушают учителя. Отвечают на
вопросы, опираясь на ранее
полученные знания,
субъективный опыт.
Слайд № 9
дороге в школу мы очень часто видим таких
животных. Данная проблема рассматривается на
уровне нашего города и всей страны.
-Откуда же на улицах появляется так много
бездомных животных?
Источником появления
бездомных животных являются
выброшенные, потерявшиеся
собаки и кошки, так же те,
которые родились на улице, то
есть изначально бездомные.
V
Введение новых знаний.
1.
Из истории
В XIX в. бродячих собак в крупных городах было
мало. Основной силой, выступавшей против них,
служил…дворник. Дворник, между прочим,
приравнивался к младшему полицейскому чину. И
ему вменялось в обязанности уничтожать
безнадзорных животных на подведомственной ему
территории.
После 1-й мировой войны, революции и
гражданской войны количество беспризорных
собак резко возросло. Основной приток шел из
разоренных войной и разрухой деревень.
Что касается породистых собак, то держали их
немногие. После Великой отечественной войны, на
фоне новой разрухи, возник небольшой всплеск
увеличения численности бродячих собак.
Небольшой – потому, что в те тяжелые времена
кормиться бродячим собакам было нечем.
-Какой вывод можно сделать из сказанного мною?
Ребята задумывались ли вы когда-нибудь, как
Слушают учителя.
Вывод: так много бродячих
животных, как сейчас, в России
никогда не было.
Принимают участие в беседе,
будет себя чувствовать это животное, какой
жизненный путь ему придется пройти, и скорее
всего путь этот будет очень коротким.
Давайте послушаем стихотворение Э.Асадова
«Баллада о Рыжей Дворняге»
Хозяин погладил рукою.
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник.
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник.
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною.
Следили два карие глаза.
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа.
Сказал: — Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
…В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге.
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то.
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом.
Собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово.
высказывают своё мнение.
Смотрят видео, принимают
участие в обсуждении.
Слайд № 10
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы.
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!
-Давайте обсудим правильно ли поступил хозяин
собаки?
-Какое качество собаки описано в стихотворении?
Чтобы разобраться в проблеме брошенных
животных давайте оценим ситуацию в целом. У
подавляющего большинства людей есть домашние
животные, причем больше их у более пожилых
людей.
Почему?
Люди после 30 практически не выбрасывают
животных на улицы, зато молодые люди –
выбрасывают каждого второго котенка или щенка.
Почему?
Давайте ответим на очень важный вопрос: Почему
выбрасывают животных?
1. Часть людей любит животных только пока они
маленькие, т.е. любит котят и щенят, а когда они
вырастают, теряет к ним интерес. В итоге, уже
ненужная живая "игрушка" оказывается на улице.
2. Многие люди, которые берут в дом "пушистый
комочек", не готовы при этом к тому, что он ходит
в туалет (и не всегда куда надо), дерет обои и
Нет, не правильно, нельзя
предавать друзей.
Преданность
Слайд № 11
диван.
В итоге, раздражающее хозяина животное
попадает на улицу.
3. Часть людей, переезжая (или, например, сделав
ремонт в квартире), не считает нужным взять с
собой в новую жизнь питомца и оставляет его на
улице.
4. А еще есть люди, у которых обнаруживается
аллергия на животных. И "причину болезни" -
питомца, выбрасывают на улицу.
Мы разобрали причины по которым животное
оказывается на улице, какой вывод можно сделать?
- Поговорим о том, как можно решить проблему
безнадзорных животных?
-приюты
Могут ли приюты решить проблему бездомных
животных?
-стериализация - это самый гуманный способ
уменьшения численности безнадзорных животных,
недопустимо плодить животных, а потом
избавляться от их потомства.
Вывод: Взять животное в дом –
это большая ответственность
перед ним и перед окружающими
людьми. Любовь к животному
требует и времени, и терпения,
труда, заботы и средств.
Нет, так как приютов мало, а
бездомных животных много.
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд № 14
VI
Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.
1.
Давайте подведем итог нашему обсуждению,
можем ли мы дать шанс на жизнь бездомным
животным?
2.В конце урока я хочу познакомить вас с казалось
бы знакомыми вам людьми, которые не на словах,
Высказывают своё мнение,
делают выводы.
а на деле дали шанс на жизнь брошенным
животным.
Просмотр видео "Спасённые души"
3.Рефлексия
Выбери себе Солнышко.
Я задумался о....
У меня есть вопросы.
Я хотел бы прочитать о…
Смотрят видео (Питомцы
Жуковой, Тимко)
Слайд № 15
Слайд № 16
VII
Анализ и оценка итогов работы.
Выставление и комментирование оценок за урок.
Выставляют оценки в дневник.
VIII
Определение и разъяснение домашнего задания.
Написать письмо людям, от имени брошенного
животного.
Записывают задание в тетрадь
Слайд № 17