Напоминание

Модель центра познавательной деятельности в подготовительной группе


Автор: Инесса Петровна Сажнева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"Берёзка"
Населённый пункт: Город Тамбов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Модель центра познавательной деятельности в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Модель

центра познавательной деятельности

в подготовительной группе

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых

- от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких

игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже

от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику,

является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые,

берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы

наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам,

т.е. организации предметно-пространственной среды.

Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов

детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя

потребность ребенка в новизне преобразования, экспериментирования. Среда должна

являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком,

ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого.

Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде.

Функциональный

комфорт

предметной

среды

обеспечивает

и

психофизическое

благополучие.

Педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно -гигиенических норм;

- соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском

саду;

- учет всех направлений развития ребенка;

- разнообразие сред, их рациональное расположение;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

-

обеспечение

возможности

для

исследования,

поисковой

деятельности,

экспериментирования;

- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

- создание условий для изменения среды.

Цель взрослого в предметной среде - содействовать развитию ребенка как личности.

Это предполагает решение следующих задач:

- обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости

существования;

-

формирование

начал

личности

(базис

личностной

культуры);

развитие

индивидуальности.

Основными направлениями при проектировании предметно - развивающей среды в

группе являются:

- всестороннее развитие детей;

- психологический и физический комфорт детей и взрослых.

При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо

учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности

каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что

предметно-развивающая

среда

должна

меняться

в

зависимости

от

возрастных

особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

Так, в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная,

нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать

себя старшими среди других воспитанников, и задача воспитателя – помочь им понять это

новое состояние. Учитывая характерную для старших дошкольников потребность в

самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, воспитатель должен создать

условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества.

Развитию познавательной активности дошкольников старшего возраста в полной мере

способствует создание центров науки и природы, которые развивают интересы детей,

любознательность и познавательную мотивацию; воображение и творческую активность;

формируют представления об объектах окружающего мира о свойствах и отношениях

объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.)

Центр науки

1 зона – мини - лаборатория «Почемучка».

Вас здесь встречает Почемучка.

Он помогает знания добыть,

На все "почему" ответ получить.

Он хозяин этой лаборатории.

Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует

пробуждению интереса к экспериментированию.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения

опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и

неживой природы:

-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики,

трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох,

кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.);

-Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);

-Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);

-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки,

колбочки);

-Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные

предметы, металлические предметы);

-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).

В лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:

-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай,

масло, контейнеры для льда, т.е. материалы для изучения свойств воды);

-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т.

е. материалы для изучения свойств воздуха);

-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из

пластиковых бутылок) ,т.е. материалы для изучения свойств света, цвета);

-"Звук" (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и

др.), колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т.е. материалы для изучения свойств

звука);

-"Запах" (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла,

свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения

запахов);

-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы), т.е. материалы для

изучения свойств магнита.

В мини - лаборатории находятся:

* коллекции:

-Коллекции семян.

-Гербарий.

-Коллекция тканей.

-Коллекция ниток.

-Коллекция ракушек.

-Коллекция камней.

*модели:

- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для

овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все

алгоритмы распределены по блокам.

*макеты (выставляются соответственно темам недели) :

-царство льда и снега;

-кто живет в жарких странах;

-животные наших лесов;

-пресмыкающиеся;

-насекомые.

2 зона –методический центр.

В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми,

условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы,

разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации)

дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и

заполняют дети.

3 зона – центр «Хочу всё знать».

Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.

Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него

входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы,

альбомы - картинки:

-времена года,

-деревья,

-растительный мир, грибы,

-природные явления,

-насекомые,

-птицы,

-животные жарких стран,

-домашние животные и птицы,

-дикие животные,

-животные Севера.

Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение

наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными

сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой,

добывать нужную информацию. Хозяин этого центра Буратино, с которым дети часто

отправляются в страну знаний и чудес.

Уголок природы

Уголок природы позволяет успешно решать задачи по живой природе, познакомить

детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются,

размножаются; каково строение растений, значение растений.

1 зона комнатные растения На комнатные растения оформлен паспорт уголка природы.

Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т.к. дети,

ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

2 зона тематические альбомы:

-луговые цветы,

-садовые цветы,

-комнатные растения,

-насекомые,

-кузнечики.

модели:

-календарь природы (времена года), дни недели;

-календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;

3 зона материалы для ухода за растениями В уголке природы есть фартуки для

дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель.

4 зона - наша игротека.

В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры по валеологии.

Создана картотека игр:

-"Кто где живет?"

-"О животных"

-" О растениях"

-"Хочу все знать!"

-"Ассоциации"

-"Зоологическое лото"

-Домино "на море, на суше"

-"Большие и маленькие"

-"Кто чем питается"

-"Как растет живое"

-"Кто как появился"

-"Что из чего сделано"

-"Времена года"

-"Развиваем наблюдательность"

В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

5 зона - «Огород на окне».

На окне весной обустраивается огород. Посадки: овес, лук, салат, фасоль, петуния,

бархатцы, перец сладкий, помидор. Огород можно оформит по сюжету сказки. с детьми

можно сделать бабочек, ласточек, тучки и солнышко и украсить ими окно! Огород

позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями

роста растений.

Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке

экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного

опыта.

Поощряя

детскую

любознательность,

утоляя

жажду

познания

маленьких

«почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских

способностей в процессе экспериментирования.



В раздел образования