Автор: Клара Мукамилевна Хатмуллина
Должность: мобу сош с.зубово
Учебное заведение: учитель
Населённый пункт: Республика Башкортостан,г.Уфа
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: "Три типа склонения имен существительных".
Раздел: начальное образование
Тема урока: «Три типа склонения имен существительных».
Новое знание: существительные имеют 3 типа склонения.
Проблема: для чего нужно изучать 3 типа склонения имен существительных?
Цель урока: открыть новое знание.
Задачи урока:
открыть новое знание
формировать умение определять тип склонения имен существительных
совершенствовать умения определять род и падеж имен существительных
развивать познавательный интерес, умение самостоятельно добывать знания
развивать орфографическую зоркость
учить наблюдать, сравнивать, обобщать
развивать умение осуществлять контроль, самоконтроль
учить работать в парах, воспитывать культуру общения
Ход урока.
I.
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки – широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу.
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, Давайте, вспомним
правила работы на уроке? (хором)
- я буду внимательным.
- я буду думать.
- Я буду размышлять.
- я буду старателен и догадлив.
- я буду терпеливо выслушивать мнение других.
Сегодня на уроке вы покажите свои знания, умение работать в парах. Помните, важно
не только самому выполнить задание, но еще и товарищу помочь. - Давайте
настроимся на работу, прочитайте девиз нашего урока.
Дружба в делах помощник.
II.Подготовились к блиц- опросу.
Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.
1) Блиц-опрос. Какие главные члены предложения вы знаете? Что такое определение?
Уч. – Что вам известно о частях речи? об имени существительном? Что известно о
прилагательном? Какие виды прилагательных вы знаете? Что такое глагол?
Уч-к – Это слова, которые обозначают предмет, в начальной форме отвечают на
вопросы кто? что? , бывают одушевленные и неодушевленные, изменяются по падежам
и числам, у существительных можно определить род. На конце существительных
женского рода, после шипящих пишется мягкий знак.
Вспомнить, части речи
- Какие падежи существуют в русском языке.
- Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (по вопросу, по
предлогу, по окончанию, по роли в предложении)
Все эти знания будут помогать вам на уроке. - Чтобы быстро справиться с заданиями,
нам необходимо провести разминку, которая поможет работе головного мозга.
Выполним упражнения: «Кольцо»,
Учитель: Молодцы! Мы подготовили наш мозг для активной работы, теперь
подготовим руку для письма. Открыли тетради я тетрадочку открою и наклонно
положу…….Запишем дату
III.Чистописание
В первой строчке чистописания вот такое задание Д/б/ (↓-д, ↑-б)
Вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь.
↑елка си↓ела в ↓упле. (Белка сидела в дупле).
Необходимо распространить предложение
- Назовите грамматическую основу.
- Назовите существительные, определите падеж
.
IV.Словарная работа.
Замените каждое предложение, одним словом и напишите.
Обозначьте склонение.
1. Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским
отточенным концом. (Лопата.)
2. Надпись на письме, посылке и т. п. с указанием получателя и его местожительства.
(Адрес.)
4. Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. (Пассажир.)
5. Крупный населенный пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город.)
6. Учреждение, в котором выдаются книги для временного пользования. (Библиотека.)
7. Плод яблони. (Яблоко.)
8. Четвертый день недели. (Четверг.)
(Проверка сигнальными карточками.)
Давайте вспомним названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.
Давайте в парах выполним задание верно!
V.Работа в парах на карточках.
- Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с
помощью стрелок.
Дать И. п. кем? чем?
Вижу Р. п. кому? чему?
Думаю Д. п. о ком? о чём?
Нет В. п. кого? что?
Доволен Т. п. кого? чего?
Есть П. п. кто? что?
- Сколько падежей в русском языке?
VI. Создание проблемной ситуации. Анализ языкового материала.
(Цели: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать,
совершенствовать умение определять падеж имен существительных).
Уч. – Прочитайте слова.
По площади, к дедушке, в больнице, о пользе, в радости, по команде, к
помощи, о молодежи.
Что общего в этих словах?
Д. – Это существительные с предлогом, употреблены в косвенных падежах.
Уч. – Можно ли их сгруппировать?
Д. – Эти существительные можно распределить на 2 группы по падежам,
Уч. – Сгруппируйте слова в два столбика.
(Дети самостоятельно выполняют задание)
Проверка. Уч. – Поставьте в словах ударение, выделите окончания.
Уч. – Зачитайте слова первого столбика.
по площади Дательный падеж
к дедушке
по команде
к помощи
Уч. - Что у них общего?
– Эти существительные употреблены в дательном падеже.
Уч. – Какие слова записали во второй столбик? в предложном падеже.
в больнице
о пользе
в радости
о молодежи
Уч.- По какому признаку вы их объединили?
- Эти существительные стоят в предложном падеже.
Уч. – Поставьте в словах ударение, выделите окончания.
VII. Открытие нового знания.
Уч. – Сейчас я хочу вам предложить побывать в роли исследователей и ответить
на интересующий нас вопрос. Работать будете в парах. Вспомним правила
сотрудничества.
Каждый человек заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая.
Говори правильно.
Критикуй идею, а не личность.
Уч. – Прочитайте слова на карточке №1.
дорога
огурец
новость
пустыня
озеро
радость
дедушка
поле
сирень
дядя
канат
вещь
Ваня
общество
тетрадь
перчатка
лагерь мышь
Уч.- По каким признакам я сгруппировала существительные? (Дети затруднились
ответить про 1-ый и 2- ой столбики)
Проведите исследование в каждой группе по алгоритму.
(Алгоритм написан на карточках.)
1.
Прочитай слово.
2.
Определи род.
3.
Выдели окончание.
(Дети самостоятельно работают в парах)
Фронтальная проверка.
Уч. – Что общего у существительных 1-го столбика?
Д – Это существительные женского рода с окончаниями а-я.
Уч. – Что объединяет существительные 2-го столбика?
Д.– В этом столбике записаны существительные мужского рода с нулевым
окончанием и среднего рода с окончаниями [о] - [е].
Уч. – По какому признаку сгруппированы существительные третьего столбика?
Д.– Это существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак.
Уч. – По каким признакам сгруппированы существительные?
Д. – Существительные сгруппированы по роду и окончанию.
Уч. – Эти существительные объединены в группы по типу склонения. В
русском языке выделяют 3 типа склонения.
VIII. Работа по учебнику.
Уч. - Давайте проверим результаты исследования. Прочитаем правила
Различают 3 склонения имен существительных.
1 склонение
2 склонение
3 склонение
М.р. и ж.р.-а, -я
М.р. и ср.р., -о,-е
Ж.р.-ь
IX. Физкультминутка.
X. Закрепление и использование нового знания.
Уч. – Ребята, как мы должны рассуждать, чтобы не допустить ошибки в
определении склонения существительного?
Д. – Сначала надо определить род, потом найти окончание, по роду и окончанию
определить склонение.
Уч. – Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение
О дружбе
к бабушке
весной
Определи склонение каждого существительного Уч. – Как будете рассуждать?
Попробуйте определить, к какому типу склонения относятся записанные слова.
(Дети испытывают затруднение).
В чём трудность?
Д. – Существительные находятся не в начальной форме.
Уч. – Что необходимо добавить в алгоритм определения склонения имени
существительного?
Д. – Поставь слово в начальную форму.
(Добавляем карточку с этим пунктом.)
Уч. – Прочитайте алгоритм ещё раз.
Прочитай слово.
Поставь в начальную форму.
Определи род.
Выдели окончание.
По роду и окончанию определи склонение.
Определи в тексте склонение имён существительных.
. - Образец рассуждения: зима – это существительное женского рода, имеет
окончание а, значит, относится к 1 склонению.
Записать слова в три столбика.
Класс, дерево, яблоня, вьюга, осень, дождь, ключ, ночь, ошибка, метель, лагерь,
деревня, Володя, помощь, Рязань.
- допишите самостоятельно по два слова каждого склонения (кто хочет).
Самопроверка.
-есть ошибки?
-каков результат работы?
Днём кувшинка нежится на воде. И все любуются ею. А ночью ныряет она
под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнёт с головой.
Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова нырнёт она из воды.
Снова развернёт кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать
всех.
XI.
Определите склонение существительных.
Вернемся к словарной работе.
Учитель называет существительные разных склонений, если ученик слышит 1
скл. – приседает,
2 скл.- тянется вверх,
3 скл.- хлопает в ладоши.
Слова для физминутки: весна, мороз, снежинка,
Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыква, морковь, капуста,
горох.
XII.Самостоятельная работа.
Уч. – Рассмотрите задания и выберите по своим силам.
1 – ый уровень
Определи склонение имён существительных, найди лишнее в каждом
столбике.
(Карточка №2.)
суббота
товарищ
радость
аллея
город вещь
дорога
уголь
словарь
билет
яблоко
честь
дедушка
лагерь
медаль
деревня
смелость
ладонь
(Карточка №3.)
XIII.Тренажёр (упр по определению склонений сущ)
Найдите лишнее слово, Докажите почему?
автобус, сверло, озеро; (автобус)
скворец, улица, звонок; (улица)
Пушкин, ночь, печь; (Пушкин)
окно, площадь , стол; (площадь)
Свобода , любовь, рожь; (Свобода)
ракета, баран, едет; (едет)
Уч. – Как будете доказывать свой выбор?
Д. – Будем определять род у существительного, и выделять окончание.
Проверка по группам.( 1 группа)
Уч. – Какие слова лишние в каждом столбике?
Д. – В первом столбике лишнее слово «билет», так как оно относится ко 2-ому
склонению, а остальные к 1-ому. Во втором столбике лишнее слово «смелость».
Это существительное 3-его склонения. В третьем столбике лишнее слово
«словарь», так как остальные существительные 3-его склонения
Девиз нашего урока "Дружба в делах помощник".
Как вы понимаете Слово Дружба, Настоящий друг
друзья это те, кому мы доверяем; уверены, что он никогда не подведёт, не
предаст, не обманет, поддержит в трудную минуту, посочувствует.
.
XIV. Поиграем в игру «Найди конец пословицы»
1.
Не имей сто рублей, а …… (имей сто друзей).
2.
Человек без друзей, что …..( дерево без корней).
3.
Друга ищи, а нашёл…..(береги).
4.
Дерево живёт корнями, а человек….(друзьями).
5.
Дружба не гриб, в лесу …(не найдёшь).
Запишем предложение со словом Дружба. Разобрать по членам предложения.-
самостоятельно. У доски Проведем морфологический разбор сущ. дружба
Вспомним что такое морфология
XV.Обобщение знаний по теме.
Уч. – Какое открытие сегодня сделали на уроке?
Д. – Мы узнали, что у существительных бывают 3-ех типов склонения.
Уч. – Какие существительные относятся к 1-ому типу склонения?
Д. – Существительные женского и мужского рода с окончаниями [а] – [я].
Уч. – Ко второму типу склонения?
Д. – Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с
окончанием о – е.
Уч. – К третьему типу склонения?
Д. – Существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак.
Уч. – Зачем нужно уметь определять тип склонения?
Д. – Чтобы правильно писать безударное окончание существительного.
XVI. Итог урока. Назовите тему сегодняшнего урока.
Оцените свою работу на уроке.
Я знаю: (Существительные бывают трёх склонений, к 1-му склонению относятся
существительные……, ко 2- му….., к 3-му….).
Я умею: (Определять склонение существительных, находить в тексте
существительные заданного склонения).
Продолжите фразы:
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я чувствовал..
- Сегодня я наблюдал….
Оцените всю работу сегодня на уроке.
Оценки за урок.
Д.задание Прозвени-ка,звонок
Голосистый дружок
Перемену ждут,ребята
Поиграть, попрыгать надо