Напоминание

"Три типа склонения имен существительных".


Автор: Клара Мукамилевна Хатмуллина
Должность: мобу сош с.зубово
Учебное заведение: учитель
Населённый пункт: Республика Башкортостан,г.Уфа
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: "Три типа склонения имен существительных".
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: «Три типа склонения имен существительных».

Новое знание: существительные имеют 3 типа склонения.

Проблема: для чего нужно изучать 3 типа склонения имен существительных?

Цель урока: открыть новое знание.

Задачи урока:

открыть новое знание

формировать умение определять тип склонения имен существительных

совершенствовать умения определять род и падеж имен существительных

развивать познавательный интерес, умение самостоятельно добывать знания

развивать орфографическую зоркость

учить наблюдать, сравнивать, обобщать

развивать умение осуществлять контроль, самоконтроль

учить работать в парах, воспитывать культуру общения

Ход урока.

I.

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки – широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу.

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, Давайте, вспомним

правила работы на уроке? (хором)

- я буду внимательным.

- я буду думать.

- Я буду размышлять.

- я буду старателен и догадлив.

- я буду терпеливо выслушивать мнение других.

Сегодня на уроке вы покажите свои знания, умение работать в парах. Помните, важно

не только самому выполнить задание, но еще и товарищу помочь. - Давайте

настроимся на работу, прочитайте девиз нашего урока.

Дружба в делах помощник.

II.Подготовились к блиц- опросу.

Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.

1) Блиц-опрос. Какие главные члены предложения вы знаете? Что такое определение?

Уч. – Что вам известно о частях речи? об имени существительном? Что известно о

прилагательном? Какие виды прилагательных вы знаете? Что такое глагол?

Уч-к – Это слова, которые обозначают предмет, в начальной форме отвечают на

вопросы кто? что? , бывают одушевленные и неодушевленные, изменяются по падежам

и числам, у существительных можно определить род. На конце существительных

женского рода, после шипящих пишется мягкий знак.

Вспомнить, части речи

- Какие падежи существуют в русском языке.

- Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (по вопросу, по

предлогу, по окончанию, по роли в предложении)

Все эти знания будут помогать вам на уроке. - Чтобы быстро справиться с заданиями,

нам необходимо провести разминку, которая поможет работе головного мозга.

Выполним упражнения: «Кольцо»,

Учитель: Молодцы! Мы подготовили наш мозг для активной работы, теперь

подготовим руку для письма. Открыли тетради я тетрадочку открою и наклонно

положу…….Запишем дату

III.Чистописание

В первой строчке чистописания вот такое задание Д/б/ (↓-д, ↑-б)

Вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь.

↑елка си↓ела в ↓упле. (Белка сидела в дупле).

Необходимо распространить предложение

- Назовите грамматическую основу.

- Назовите существительные, определите падеж

.

IV.Словарная работа.

Замените каждое предложение, одним словом и напишите.

Обозначьте склонение.

1. Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским

отточенным концом. (Лопата.)

2. Надпись на письме, посылке и т. п. с указанием получателя и его местожительства.

(Адрес.)

4. Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. (Пассажир.)

5. Крупный населенный пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город.)

6. Учреждение, в котором выдаются книги для временного пользования. (Библиотека.)

7. Плод яблони. (Яблоко.)

8. Четвертый день недели. (Четверг.)

(Проверка сигнальными карточками.)

Давайте вспомним названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.

Давайте в парах выполним задание верно!

V.Работа в парах на карточках.

- Установить соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с

помощью стрелок.

Дать И. п. кем? чем?

Вижу Р. п. кому? чему?

Думаю Д. п. о ком? о чём?

Нет В. п. кого? что?

Доволен Т. п. кого? чего?

Есть П. п. кто? что?

- Сколько падежей в русском языке?

VI. Создание проблемной ситуации. Анализ языкового материала.

(Цели: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать,

совершенствовать умение определять падеж имен существительных).

Уч. – Прочитайте слова.

По площади, к дедушке, в больнице, о пользе, в радости, по команде, к

помощи, о молодежи.

Что общего в этих словах?

Д. – Это существительные с предлогом, употреблены в косвенных падежах.

Уч. – Можно ли их сгруппировать?

Д. – Эти существительные можно распределить на 2 группы по падежам,

Уч. – Сгруппируйте слова в два столбика.

(Дети самостоятельно выполняют задание)

Проверка. Уч. – Поставьте в словах ударение, выделите окончания.

Уч. – Зачитайте слова первого столбика.

по площади Дательный падеж

к дедушке

по команде

к помощи

Уч. - Что у них общего?

– Эти существительные употреблены в дательном падеже.

Уч. – Какие слова записали во второй столбик? в предложном падеже.

в больнице

о пользе

в радости

о молодежи

Уч.- По какому признаку вы их объединили?

- Эти существительные стоят в предложном падеже.

Уч. – Поставьте в словах ударение, выделите окончания.

VII. Открытие нового знания.

Уч. – Сейчас я хочу вам предложить побывать в роли исследователей и ответить

на интересующий нас вопрос. Работать будете в парах. Вспомним правила

сотрудничества.

Каждый человек заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая.

Говори правильно.

Критикуй идею, а не личность.

Уч. – Прочитайте слова на карточке №1.

дорога

огурец

новость

пустыня

озеро

радость

дедушка

поле

сирень

дядя

канат

вещь

Ваня

общество

тетрадь

перчатка

лагерь мышь

Уч.- По каким признакам я сгруппировала существительные? (Дети затруднились

ответить про 1-ый и 2- ой столбики)

Проведите исследование в каждой группе по алгоритму.

(Алгоритм написан на карточках.)

1.

Прочитай слово.

2.

Определи род.

3.

Выдели окончание.

(Дети самостоятельно работают в парах)

Фронтальная проверка.

Уч. – Что общего у существительных 1-го столбика?

Д – Это существительные женского рода с окончаниями а-я.

Уч. – Что объединяет существительные 2-го столбика?

Д.– В этом столбике записаны существительные мужского рода с нулевым

окончанием и среднего рода с окончаниями [о] - [е].

Уч. – По какому признаку сгруппированы существительные третьего столбика?

Д.– Это существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак.

Уч. – По каким признакам сгруппированы существительные?

Д. – Существительные сгруппированы по роду и окончанию.

Уч. – Эти существительные объединены в группы по типу склонения. В

русском языке выделяют 3 типа склонения.

VIII. Работа по учебнику.

Уч. - Давайте проверим результаты исследования. Прочитаем правила

Различают 3 склонения имен существительных.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

М.р. и ж.р.-а, -я

М.р. и ср.р., -о,-е

Ж.р.-ь

IX. Физкультминутка.

X. Закрепление и использование нового знания.

Уч. – Ребята, как мы должны рассуждать, чтобы не допустить ошибки в

определении склонения существительного?

Д. – Сначала надо определить род, потом найти окончание, по роду и окончанию

определить склонение.

Уч. – Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение

О дружбе

к бабушке

весной

Определи склонение каждого существительного Уч. – Как будете рассуждать?

Попробуйте определить, к какому типу склонения относятся записанные слова.

(Дети испытывают затруднение).

В чём трудность?

Д. – Существительные находятся не в начальной форме.

Уч. – Что необходимо добавить в алгоритм определения склонения имени

существительного?

Д. – Поставь слово в начальную форму.

(Добавляем карточку с этим пунктом.)

Уч. – Прочитайте алгоритм ещё раз.

Прочитай слово.

Поставь в начальную форму.

Определи род.

Выдели окончание.

По роду и окончанию определи склонение.

Определи в тексте склонение имён существительных.

. - Образец рассуждения: зима – это существительное женского рода, имеет

окончание а, значит, относится к 1 склонению.

Записать слова в три столбика.

Класс, дерево, яблоня, вьюга, осень, дождь, ключ, ночь, ошибка, метель, лагерь,

деревня, Володя, помощь, Рязань.

- допишите самостоятельно по два слова каждого склонения (кто хочет).

Самопроверка.

-есть ошибки?

-каков результат работы?

Днём кувшинка нежится на воде. И все любуются ею. А ночью ныряет она

под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнёт с головой.

Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова нырнёт она из воды.

Снова развернёт кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать

всех.

XI.

Определите склонение существительных.

Вернемся к словарной работе.

Учитель называет существительные разных склонений, если ученик слышит 1

скл. – приседает,

2 скл.- тянется вверх,

3 скл.- хлопает в ладоши.

Слова для физминутки: весна, мороз, снежинка,

Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыква, морковь, капуста,

горох.

XII.Самостоятельная работа.

Уч. – Рассмотрите задания и выберите по своим силам.

1 – ый уровень

Определи склонение имён существительных, найди лишнее в каждом

столбике.

(Карточка №2.)

суббота

товарищ

радость

аллея

город вещь

дорога

уголь

словарь

билет

яблоко

честь

дедушка

лагерь

медаль

деревня

смелость

ладонь

(Карточка №3.)

XIII.Тренажёр (упр по определению склонений сущ)

Найдите лишнее слово, Докажите почему?

автобус, сверло, озеро; (автобус)

скворец, улица, звонок; (улица)

Пушкин, ночь, печь; (Пушкин)

окно, площадь , стол; (площадь)

Свобода , любовь, рожь; (Свобода)

ракета, баран, едет; (едет)

Уч. – Как будете доказывать свой выбор?

Д. – Будем определять род у существительного, и выделять окончание.

Проверка по группам.( 1 группа)

Уч. – Какие слова лишние в каждом столбике?

Д. – В первом столбике лишнее слово «билет», так как оно относится ко 2-ому

склонению, а остальные к 1-ому. Во втором столбике лишнее слово «смелость».

Это существительное 3-его склонения. В третьем столбике лишнее слово

«словарь», так как остальные существительные 3-его склонения

Девиз нашего урока "Дружба в делах помощник".

Как вы понимаете Слово Дружба, Настоящий друг

друзья это те, кому мы доверяем; уверены, что он никогда не подведёт, не

предаст, не обманет, поддержит в трудную минуту, посочувствует.

.

XIV. Поиграем в игру «Найди конец пословицы»

1.

Не имей сто рублей, а …… (имей сто друзей).

2.

Человек без друзей, что …..( дерево без корней).

3.

Друга ищи, а нашёл…..(береги).

4.

Дерево живёт корнями, а человек….(друзьями).

5.

Дружба не гриб, в лесу …(не найдёшь).

Запишем предложение со словом Дружба. Разобрать по членам предложения.-

самостоятельно. У доски Проведем морфологический разбор сущ. дружба

Вспомним что такое морфология

XV.Обобщение знаний по теме.

Уч. – Какое открытие сегодня сделали на уроке?

Д. – Мы узнали, что у существительных бывают 3-ех типов склонения.

Уч. – Какие существительные относятся к 1-ому типу склонения?

Д. – Существительные женского и мужского рода с окончаниями [а] – [я].

Уч. – Ко второму типу склонения?

Д. – Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с

окончанием о – е.

Уч. – К третьему типу склонения?

Д. – Существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак.

Уч. – Зачем нужно уметь определять тип склонения?

Д. – Чтобы правильно писать безударное окончание существительного.

XVI. Итог урока. Назовите тему сегодняшнего урока.

Оцените свою работу на уроке.

Я знаю: (Существительные бывают трёх склонений, к 1-му склонению относятся

существительные……, ко 2- му….., к 3-му….).

Я умею: (Определять склонение существительных, находить в тексте

существительные заданного склонения).

Продолжите фразы:

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я чувствовал..

- Сегодня я наблюдал….

Оцените всю работу сегодня на уроке.

Оценки за урок.

Д.задание Прозвени-ка,звонок

Голосистый дружок

Перемену ждут,ребята

Поиграть, попрыгать надо



В раздел образования