Автор: Тимкина Надежда Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №75
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: "Космос в искусстве"
Тема: "О притяжении в невесомости"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75
Секция Космос в искусстве
Сорокина Анна
Тимкин Владимир
Станкевич Ульяна
7 «А» класс
«О притяжении в невесомости»
Руководитель: Тимкина Надежда Николаевна,
учитель музыки,
высшей квалификационной категории
Контактный телефон: +79930231050
Новосибирск – 2021
Задачи:
•
Дать определение ГРАВИТАЦИИ
•
Найти определение невесомости.
•
Исследовать влияние невесомости на организм человека
•
Изучить способы психологической разгрузки
•
Проанализировать увлечения творчеством космонавтов, в свободное,
от работы, время.
Найти произведения в разных видах искусства, связанных с освоением
космоса.
Выяснить есть ли притяжение в невесомости
Притяжение в невесомости. «Космос в искусстве»
Люди с незапамятных времён тянулись к звёздам. Какие тайны скрыты
в этом бесконечном пространстве? Таинственное и загадочное сияние
далеких звезд вдохновляло поэтов слагать стихи, композиторов на
создание бессмертных шедевров мировой классики, художников на
написание потрясающих полотен. Это лишь малая часть произведений:
в литературе Толстой "Аэлита», Ефремов "Туманность Андромеды",
БрЕдбери "Марсианские хроники". В кинематографе Алексей
ФедОрченко «Первый на Луне», Стэнли Кубрик «Космическая
одиссея». В Живописи Олег Высоцкий «Дыхание космоса», Алексей
Леонов «Над Чёрным морем».
Притяжение - Гравитация— универсальное фундаментальное
взаимодействие между всеми материальными телами.
Классическая теория тяготения Ньютона— закон, описывающий
гравитационное взаимодействие в рамках классической механики. Этот
закон был открыт Ньютоном около 1666 года. Он гласит, что
силагравитационного притяжения между двумя материальными
точками массы, разделёнными расстоянием, пропорциональна обеим
массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
НЕВЕСОМОСТЬ — состояние материального тела, движущегося в
поле тяготения, при котором действующие на него силы тяжести или
совершаемое им движение не вызывают давлений тел друг на друга.
Невесомость — состояние, когда сила взаимодействия тела с опорой
(вес тела), возникающая в связи с гравитационным притяжением,
действием других массовых сил, в частности силы инерции,
возникающей при ускоренном движении тела, отсутствует.
На Земле в экспериментальных целях создают кратковременное
состояние невесомости при полётах самолёта по параболической
траектории. Состояние невесомости можно ощутить в начальный
момент свободного падения тела в атмосфере, когда сопротивление
воздуха ещё невелико.
Для понимания сути невесомости можно рассмотреть летящий по
баллистической траектории самолёт. Такие применяются для
тренировки космонавтов в России и США. В кабине пилота на нитке
подвешен груз, который обычно натягивает нитку вниз (если самолет
покоится либо движется равномерно и прямолинейно). Когда нить, на
которой висит шарик не натянута, имеет место состояние невесомости.
Таким образом, пилот должен управлять самолётом так, чтобы шарик
висел в воздухе, а нить не была натянута. Для достижения этого
эффекта самолёт должен иметь постоянное ускорение g, направленное
вниз. Таким образом, можно сказать, что самолёт «падает» вместе с
шариком, ниткой, пилотом и космонавтами.
На сегодняшний день мы знаем, что невесомость пагубно влияет на
человеческий организм. При длительном (более недели) пребывании
человека в космосе отсутствие гравитации начинает вызывать в
организме определённые изменения, носящие негативный характер.
Первое и самое очевидное последствие невесомости — стремительное
атрофирование мышц: мускулатура фактически выключается из
деятельности человека, в результате падают все физические
характеристики организма. Кроме того, следствием резкого
уменьшения активности мышечных тканей является сокращение
потребления организмом кислорода, и из-за возникающего избытка
гемоглобина может понизиться деятельность костного мозга,
синтезирующего его (гемоглобин).
Также есть основания полагать, что ограничение подвижности
нарушает фосфорный обмен в костях, что приводит к снижению их
прочности.»
Именно поэтому космонавты проходят жесткий отбор по физическим
параметрам, а затем на протяжении длительного времени подвергаются
серьезным тренировкам. Но не только нужна хорошая физическая
подготовка, но и моральная подготовка.
Психологическая разгрузка – очень важный элемент отдыха человека,
который позволяет быстро и качественно снять напряжение,
расслабиться и восстановить силы. Психологическая разгрузка может
проявляться в различных формах: в движении, в рисунке, в снятии
мышечных блоков и в релаксации.
Космонавтов — людей по-настоящему героической профессии —
сложно представить в философских раздумьях, с кистью за
мольбертом. Оно и понятно. Космос — суровый мир, не прощающий
человеку ошибок ни на орбите, ни на земле, требующий предельной
рациональности. Но для тех избранных, кто побывал в нем, космос —
это еще и фантастические эмоции, совершенно особые переживания,
внутренний диалог с вечностью наедине с безграничной вселенной.
Возможно, поэтому космонавты и берутся за кисти. И не без успеха: не
в стол, а с альбомами, с книгами, с выставками, с музеями.
Самый известный художник среди космонавтов еще с 1960-х годов —
это, конечно, Алексей Архипович Леонов (1934). Дважды Герой
Советского Союза (просто больше двух золотых звезд космонавтам не
давали), первый человек в открытом космосе (в тот раз чудом не
погибший в нештатной ситуации), смельчак, не раз смотревший смерти
в глаза. Вместе с Гагариным он ходатайствовал об участии в
пилотируемой экспедиции на Луну (так и не состоявшейся). Однако
Леонов не суровый герой, а обаятельный, улыбчивый человек,
любимец жителей Звездного городка. Его книга «Солнечный ветер»,
оформленная его же рисунками и картинами, была у многих советских
школьников.
Леонов — художник впечатления, которому важны не графическая
безупречность и фотографичность, а фантастическая палитра и
неземные виды, которые он наблюдал собственными глазами. На борт
корабля Леонову удавалось проносить цветные карандаши, так что в
основе многих работ лежат этюды, сделанные на борту станций. Не
случайно одной из лучших его картин стала «Над терминатором» (зона
смены дня и ночи), на которой нет ни космонавтов, ни космических
кораблей будущего — одна лишь природа во всем своем совершенстве.
Но не менее пагубно влияет на космонавтов одиночество, отсутствие
общения с близкими людьми. И если рецепты для лечения материи и
поддержания ее в форме есть, то однозначного способа «вылечить
душу» до сих пор не найдено.
Единственный 100% работающий рецепт, помогающий качественно
жить и плодотворно работать в условиях космической невесомости–
это притяжение, но не то, материальное, о котором мы говорили выше,
и которое мы называем гравитацией, а иное, духовное или душевное,
которое даже в далеком космосе связывает космонавта с землёй и в
любых условиях помогает оставаться человеком, притяжение семьи,
любимых, матерей, детей, жен:
неземная любовь создается как раз на Земле, говорит Людмила Гречко,
супруга Георгия Михайловича Гречко, и на вопрос, трудно ли быть
женой космонавта, просит внимательно понаблюдать, как бережно
поливает растения в зимнем саду.
Кто как не жёны космонавтов смогут более точно рассказать об этом
притяжении?
Так и в браке, где свою роль описывает одним словом — берегиня.
"Древнее славянское слово "берегиня". Она действительно оберегает,
бережет, сохраняет, создает этот внутренний покой и гармонию", -
говорит Людмила Гречко.
С космонавтом Александром ИванчЕнковым Римма Александровна
вместе — 51 год. В космосе муж был дважды. О том, как ждала и
переживала, вспомнить не любит. Говорит, хотите почувствовать —
послушайте всего одну песню – "Опустела без тебя земля" в
исполнении Анны Герман.
"Очень я благодарна песне "Опустела без тебя земля", отвечает она
настроению и тем переживаниям, которые происходят в это время. Это
действительно так", - говорит она.
Когда на Байконуре экипаж провожают на стартовую площадку, всегда
звучит другая песня. Песня "Трава у дома" Владимира Мигули и
Анатолия Поперечного, получившая официальный статус «Гимн
Российской космонавтики» сертификат об этом подписал начальником
ЦПК имени Ю, Гагарина, героем Советского союза и России Сергеем
Криколёвым.
История песни "Трава у дома" необычная. Стихи изначально были
совсем не о возвышенном, и имели вполне земное и даже шуточное
содержание.
"Слова были про корову, которая жевала траву у дома, смотрела в окно
и, видимо, мечтала о чем-то, наверное, о свободе. И когда Володя этот
текст услышал первый раз, говорит: давай о чем-то вечном,
бесконечном напишем. И Поперечный переделал о космосе", -
вспоминает солист группы "Земляне" Сергей Скачков.
Борис Михайлович Есин в те годы работал на космодроме, отвечал за
музыкальное сопровождение. Особо не задумывался, включал то, что
космонавты пожелают. До тех пор, пока в 1990 году в космос не
полетели два Геннадия - Манаков и Стрекалов. Под какую песню
выходить из гостиницы, экипаж сказать затруднялся. Борис
Михайлович предложил "Траву у дома".
"И потом после этого старта я больше не спрашивал, включал ее
постоянно. И это настолько вошло в традицию, что без нее космонавты
уже не выходят", - говорит Борис Есин.
С тех пор "Трава у дома" популярная и самая любимая космонавтами
песня
Песня «Трава у дома»
В невесомости есть притяжение – притяжение к родному человеку.