Напоминание

"О притяжении в невесомости"


Автор: Тимкина Надежда Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №75
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: "Космос в искусстве"
Тема: "О притяжении в невесомости"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75

Секция Космос в искусстве

Сорокина Анна

Тимкин Владимир

Станкевич Ульяна

7 «А» класс

«О притяжении в невесомости»

Руководитель: Тимкина Надежда Николаевна,

учитель музыки,

высшей квалификационной категории

Контактный телефон: +79930231050

Новосибирск – 2021

Задачи:

Дать определение ГРАВИТАЦИИ

Найти определение невесомости.

Исследовать влияние невесомости на организм человека

Изучить способы психологической разгрузки

Проанализировать увлечения творчеством космонавтов, в свободное,

от работы, время.

Найти произведения в разных видах искусства, связанных с освоением

космоса.

Выяснить есть ли притяжение в невесомости

Притяжение в невесомости. «Космос в искусстве»

Люди с незапамятных времён тянулись к звёздам. Какие тайны скрыты

в этом бесконечном пространстве? Таинственное и загадочное сияние

далеких звезд вдохновляло поэтов слагать стихи, композиторов на

создание бессмертных шедевров мировой классики, художников на

написание потрясающих полотен. Это лишь малая часть произведений:

в литературе Толстой "Аэлита», Ефремов "Туманность Андромеды",

БрЕдбери "Марсианские хроники". В кинематографе Алексей

ФедОрченко «Первый на Луне», Стэнли Кубрик «Космическая

одиссея». В Живописи Олег Высоцкий «Дыхание космоса», Алексей

Леонов «Над Чёрным морем».

Притяжение - Гравитация— универсальное фундаментальное

взаимодействие между всеми материальными телами.

Классическая теория тяготения Ньютона— закон, описывающий

гравитационное взаимодействие в рамках классической механики. Этот

закон был открыт Ньютоном около 1666 года. Он гласит, что

силагравитационного притяжения между двумя материальными

точками массы, разделёнными расстоянием, пропорциональна обеим

массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

НЕВЕСОМОСТЬ — состояние материального тела, движущегося в

поле тяготения, при котором действующие на него силы тяжести или

совершаемое им движение не вызывают давлений тел друг на друга.

Невесомость — состояние, когда сила взаимодействия тела с опорой

(вес тела), возникающая в связи с гравитационным притяжением,

действием других массовых сил, в частности силы инерции,

возникающей при ускоренном движении тела, отсутствует.

На Земле в экспериментальных целях создают кратковременное

состояние невесомости при полётах самолёта по параболической

траектории. Состояние невесомости можно ощутить в начальный

момент свободного падения тела в атмосфере, когда сопротивление

воздуха ещё невелико.

Для понимания сути невесомости можно рассмотреть летящий по

баллистической траектории самолёт. Такие применяются для

тренировки космонавтов в России и США. В кабине пилота на нитке

подвешен груз, который обычно натягивает нитку вниз (если самолет

покоится либо движется равномерно и прямолинейно). Когда нить, на

которой висит шарик не натянута, имеет место состояние невесомости.

Таким образом, пилот должен управлять самолётом так, чтобы шарик

висел в воздухе, а нить не была натянута. Для достижения этого

эффекта самолёт должен иметь постоянное ускорение g, направленное

вниз. Таким образом, можно сказать, что самолёт «падает» вместе с

шариком, ниткой, пилотом и космонавтами.

На сегодняшний день мы знаем, что невесомость пагубно влияет на

человеческий организм. При длительном (более недели) пребывании

человека в космосе отсутствие гравитации начинает вызывать в

организме определённые изменения, носящие негативный характер.

Первое и самое очевидное последствие невесомости — стремительное

атрофирование мышц: мускулатура фактически выключается из

деятельности человека, в результате падают все физические

характеристики организма. Кроме того, следствием резкого

уменьшения активности мышечных тканей является сокращение

потребления организмом кислорода, и из-за возникающего избытка

гемоглобина может понизиться деятельность костного мозга,

синтезирующего его (гемоглобин).

Также есть основания полагать, что ограничение подвижности

нарушает фосфорный обмен в костях, что приводит к снижению их

прочности.»

Именно поэтому космонавты проходят жесткий отбор по физическим

параметрам, а затем на протяжении длительного времени подвергаются

серьезным тренировкам. Но не только нужна хорошая физическая

подготовка, но и моральная подготовка.

Психологическая разгрузка – очень важный элемент отдыха человека,

который позволяет быстро и качественно снять напряжение,

расслабиться и восстановить силы. Психологическая разгрузка может

проявляться в различных формах: в движении, в рисунке, в снятии

мышечных блоков и в релаксации.

Космонавтов — людей по-настоящему героической профессии —

сложно представить в философских раздумьях, с кистью за

мольбертом. Оно и понятно. Космос — суровый мир, не прощающий

человеку ошибок ни на орбите, ни на земле, требующий предельной

рациональности. Но для тех избранных, кто побывал в нем, космос —

это еще и фантастические эмоции, совершенно особые переживания,

внутренний диалог с вечностью наедине с безграничной вселенной.

Возможно, поэтому космонавты и берутся за кисти. И не без успеха: не

в стол, а с альбомами, с книгами, с выставками, с музеями.

Самый известный художник среди космонавтов еще с 1960-х годов —

это, конечно, Алексей Архипович Леонов (1934). Дважды Герой

Советского Союза (просто больше двух золотых звезд космонавтам не

давали), первый человек в открытом космосе (в тот раз чудом не

погибший в нештатной ситуации), смельчак, не раз смотревший смерти

в глаза. Вместе с Гагариным он ходатайствовал об участии в

пилотируемой экспедиции на Луну (так и не состоявшейся). Однако

Леонов не суровый герой, а обаятельный, улыбчивый человек,

любимец жителей Звездного городка. Его книга «Солнечный ветер»,

оформленная его же рисунками и картинами, была у многих советских

школьников.

Леонов — художник впечатления, которому важны не графическая

безупречность и фотографичность, а фантастическая палитра и

неземные виды, которые он наблюдал собственными глазами. На борт

корабля Леонову удавалось проносить цветные карандаши, так что в

основе многих работ лежат этюды, сделанные на борту станций. Не

случайно одной из лучших его картин стала «Над терминатором» (зона

смены дня и ночи), на которой нет ни космонавтов, ни космических

кораблей будущего — одна лишь природа во всем своем совершенстве.

Но не менее пагубно влияет на космонавтов одиночество, отсутствие

общения с близкими людьми. И если рецепты для лечения материи и

поддержания ее в форме есть, то однозначного способа «вылечить

душу» до сих пор не найдено.

Единственный 100% работающий рецепт, помогающий качественно

жить и плодотворно работать в условиях космической невесомости–

это притяжение, но не то, материальное, о котором мы говорили выше,

и которое мы называем гравитацией, а иное, духовное или душевное,

которое даже в далеком космосе связывает космонавта с землёй и в

любых условиях помогает оставаться человеком, притяжение семьи,

любимых, матерей, детей, жен:

неземная любовь создается как раз на Земле, говорит Людмила Гречко,

супруга Георгия Михайловича Гречко, и на вопрос, трудно ли быть

женой космонавта, просит внимательно понаблюдать, как бережно

поливает растения в зимнем саду.

Кто как не жёны космонавтов смогут более точно рассказать об этом

притяжении?

Так и в браке, где свою роль описывает одним словом — берегиня.

"Древнее славянское слово "берегиня". Она действительно оберегает,

бережет, сохраняет, создает этот внутренний покой и гармонию", -

говорит Людмила Гречко.

С космонавтом Александром ИванчЕнковым Римма Александровна

вместе — 51 год. В космосе муж был дважды. О том, как ждала и

переживала, вспомнить не любит. Говорит, хотите почувствовать —

послушайте всего одну песню – "Опустела без тебя земля" в

исполнении Анны Герман.

"Очень я благодарна песне "Опустела без тебя земля", отвечает она

настроению и тем переживаниям, которые происходят в это время. Это

действительно так", - говорит она.

Когда на Байконуре экипаж провожают на стартовую площадку, всегда

звучит другая песня. Песня "Трава у дома" Владимира Мигули и

Анатолия Поперечного, получившая официальный статус «Гимн

Российской космонавтики» сертификат об этом подписал начальником

ЦПК имени Ю, Гагарина, героем Советского союза и России Сергеем

Криколёвым.

История песни "Трава у дома" необычная. Стихи изначально были

совсем не о возвышенном, и имели вполне земное и даже шуточное

содержание.

"Слова были про корову, которая жевала траву у дома, смотрела в окно

и, видимо, мечтала о чем-то, наверное, о свободе. И когда Володя этот

текст услышал первый раз, говорит: давай о чем-то вечном,

бесконечном напишем. И Поперечный переделал о космосе", -

вспоминает солист группы "Земляне" Сергей Скачков.

Борис Михайлович Есин в те годы работал на космодроме, отвечал за

музыкальное сопровождение. Особо не задумывался, включал то, что

космонавты пожелают. До тех пор, пока в 1990 году в космос не

полетели два Геннадия - Манаков и Стрекалов. Под какую песню

выходить из гостиницы, экипаж сказать затруднялся. Борис

Михайлович предложил "Траву у дома".

"И потом после этого старта я больше не спрашивал, включал ее

постоянно. И это настолько вошло в традицию, что без нее космонавты

уже не выходят", - говорит Борис Есин.

С тех пор "Трава у дома" популярная и самая любимая космонавтами

песня

Песня «Трава у дома»

В невесомости есть притяжение – притяжение к родному человеку.



В раздел образования