Напоминание

Формирование функциональной грамотности на уроках информатики


Автор: Буянова Светлана Александровна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 78 г. Пензы
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: Функциональной грамотности на уроках информатики
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках информатики
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование функциональной грамотности на уроках информатики

Международные

исследования

(PISA -

Program for International Student Assessment международная

программа

по

оценке образовательных достижений учащихся) оказали в последние годы

наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в

России. С

2000

года

Россия

стала

участвовать

в

международных

исследованиях PISА. Позиции России в 2015 году были такими: 23-е место

по математике, 26-е место по чтению и 33-е место по естественным наукам.

Цель мониторинга качества образования в школе PISA - оценка

способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной

скамьей. Объект исследования - образовательные достижения учащихся 15-

летнего возраста. В большинстве стран в этом возрасте заканчивается

обязательное школьное обучение, а национальные программы обязательного

среднего образования еще не так сильно различаются, как в старших

классах.

PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе,

фиксирующий не только результаты усвоения учебного материала, но и

умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных

проблем, возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и

логикой. Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии,

географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями

в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия:

здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология,

открытия в области науки и технологии.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование

функционально

грамотных

людей.

Что

такое

«функциональная

грамотность»?

Функциональная

грамотность

способность

человека

вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и

функционировать

в

ней.

Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе

обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта

(далее ФГОС) всех ступеней образования. Лишь функционально грамотная

личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение

жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого

диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,

общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с

общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности,

умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других

людей; умеющий отвечать за свои решения;

владеющий

приемами

учения

и

готовый

к

постоянной

переподготовке;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное

явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять

на него;

– понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных

компромиссов и необходимость искать общие решения;

–хорошо владеющий устной и письменной речью как средством

взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

Содержание функциональной грамотности:

· Грамотность в чтении и письме

· Грамотность в естественных науках

· Математическая грамотность

· Компьютерная грамотность

· Грамотность в вопросах семейной жизни

· Грамотность в вопросах здоровья

· Правовая грамотность

· Юридическая грамотность

Формы функциональной грамотности

· Считать без калькулятора

· Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз,

подборе слов.

· Написать сочинение, реферат

· Считать без калькулятора

Общая грамотность

· Работать в группе, команде, умение договариваться, согласовывать

действия

· Расположить к себе других людей. Коммуникативная

· Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников,

энциклопедий и др. печатных текстов.

· Использовать

информацию

из

СМИ

(газеты,

журналы,

радио,

телевидение). • Читать чертежи, схемы, графики.

· Искать информацию в сети Интернет.

· Пользоваться электронной почтой.

· Создавать и распечатывать тексты - Компьютерная

· Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных

службах).

· Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь

инструкциями.

· Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

· Грамотность при решении бытовых проблем.

В

эпоху

цифровых

технологий

функциональная

грамотность

развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для

успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения

ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо

соблюдать следующие условия:

-

учебный

процесс

ориентирован

на

развитие

самостоятельности

и

ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ;

- обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;

- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

- правила оценивания знаний и учений должны отличатся чёткостью;

- используются продуктивные формы групповой работы;

- обеспечить переход от фронтальных форм обучения коллектива к

реализации

индивидуальной

образовательной

траектории

каждого

учащегося, а также использования проектной деятельности.

Как

учитель,

считаю,

что

для

эффективного

формирования

функциональной

грамотности

на

уроках

информатики

необходимо

использовать методы активного обучения на основе реальных ситуаций.

Яркими примерами таких методов являются кейс-метод и метод проектов.

Суть кейс-технологии состоит в том, что обучающимся дается

описание

определенной

ситуации,

с

которой

столкнулась

реальная

организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная.

Обучающиеся должны ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее

решения. В группе происходит коллективное обсуждение приведенного

случая из практики.

Кейс-технология

-

это

общее

название

технологий

обучения,

представляющих

собой

методы

анализа.

К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные

задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стадии); метод

кейсов; метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора

деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии.

Что из себя представляет кейс? Кейс - это полный комплект учебно-

методических материалов разработанных на основе производственных

ситуаций,

формирующих

у

обучающихся

навыки

самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных

задач. Можно сказать, что кейс - это единый информационный комплекс. Как

правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация,

необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к

кейсу. Кейс может быть представлен в бумажном виде, электронном или в

форме видео-документации.

Кейс активизирует слушателей и позволяет выполнить практическую

работу, развивая аналитические и коммуникативные способности, оставляя

обучаемых "один на один" с реальными ситуациями.

Использование кейсов при изучении информационных технологий

позволяет научиться организовывать изучение объекта, работать с данными,

уметь понимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также

работать с неструктурированной информацией - ее поиском, проверкой,

формализацией, обработкой и хранением. У обучаемых быстро развиваются

необходимые навыки, позволяющие им осуществлять действия и процедуры

в сфере тех информационных технологий, с которыми им придется

сталкиваться во время своей практической деятельности. Преимуществом

кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что

представляется достаточно важным при подготовке учеников.



В раздел образования