Автор: Козловский Александр Владимирович
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж №3"
Населённый пункт: г. Ногинск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Раздел: среднее профессиональное
Козловский Александр Владимирович
Преподаватель физической культуры
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 3»
Ногинский филиал, г. Ногинск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация.
Здоровье подрастающего поколения наивысшая ценность.
Именно здоровая нация сможет добиться успеха в любых видах деятельности.
Забота о сохранении и умножении здоровья – наиважнейшее личное дело
каждого российского гражданина. Обучить ЗОЖ, сохранить и приумножить
здоровье обучающихся – задача каждого из преподавателей. Именно поэтому
владение здоровьесберегающими технологиями – приоритетно перед всеми
другими образовательными технологиями.
Ключевые
слова:
здоровье,
технология,
здоровьесбережение,
здоровьесберегающие образовательные технологии
«Здоровье — это главное жизненное благо» Я. Корчак
Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую
ступень в иерархии потребностей человека.
По определению специалистов
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние
полного физического, духовного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезни и физических дефектов. Состояние здоровья обучающихся -
важнейший показатель благополучия общества и государства.
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Она
характеризуется
качественным
прилагательным
-
педагогическая.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет
выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных
профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в
процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты
собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую
технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов:
первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его
реализации; использования совокупности средств в определенной логике с
организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;
итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это технологии,
направленные на сохранение здоровья; это все те психолого-педагогические
технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у
обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как
ценности,
мотивацию
на
ведение
здорового
образа
жизни.
Здоровьесберегающая технология - это: условия обучения в образовательной
организации (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность
методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса
(в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузок
возрастным
возможностям
обучающегося; необходимый,
достаточный и
рационально организованный двигательный режим; использование
разнообразных
видов
здоровьесберегающей
деятельности
учащихся,
направленных
на
сохранение
и
повышение
резервов
здоровья,
работоспособности.
Таким
образом,
термин
«здоровьесберегающие
образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать как
качественную
характеристику
любой
образовательной
технологии,
её
«сертификат безопасности для здоровья».
Среди
здоровьесберегающих
технологий,
применяемых
в
системе
образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами
к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы.
Преподавателям
физической
культуры
близки
будут
физкультурно-
оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие
обучающихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости,
быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного
человека от физически слабого.
По
характеру
действия
различаются
следующие
технологии:
стимулирующие: позволяют активизировать собственные силы организма,
использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами
могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки; защитно-
профилактические: выполнение санитарно-гигиенических норм и требований;
ограничение
предельной
нагрузки,
исключающей
переутомление;
использование
страховочных
средств
и
защитных
приспособлений
в
спортзалах,
исключающих
травматизм;
компенсаторно-нейтрализующие
технологии: физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере
нейтрализуют
неблагоприятное
воздействие
статичности
уроков;
информационно-обучающие технологии: обеспечивают уровень грамотности,
необходимый для эффективности заботы о здоровье; гигиенические условия
обеспечение учебного процесса
Использование
здоровьесберегающих
технологий
в
работе,
совершенствование физического состояния обучающихся через двигательную
активность, полноценное питание и отдых, внеклассные формы физического
воспитания
и
формирование
правильного
представления
о
ЗОЖ,
комбинирование
методов, приемов физического воспитания – все это
формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной
задачей любого педагога.
Список литературы:
1.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии/ В.И. Ковалько. – М.:
«ВАКО», 2007. – 304 с.
2.
Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры/ Б.И. Мишин.
– М.: АСТ «Арстель», 2003. – 528 с.
3.
Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике.
Технологии здоровьеразвивающего образования. – М.: АРКТИ, 2008. – 288
с.