Автор: Магадеева Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №82"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Сладкие опыты"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 82»
муниципального образования города Братска
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности
в подготовительной группе
на тему: «Сладкие опыты»
Подготовила:
Воспитатель:
Магадеева Е.А.
Группа: «Почемучки» №7 подготовительная группа 1
МБДОУ «ДСКВ» № 82
г. Братск 2022 год
Программное содержание:
Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке са-
харной свеклы. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус,
растворимость) и его значении в жизни человека. Упражнять детей в элемен-
тарном экспериментировании с сахаром. Развивать активность мышления:
умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитывать любозна-
тельность, интерес к познавательной деятельности. Способствовать развитию
у детей познавательной активности, любознательности.
Материал:
- Раздаточный: на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки,
тарелочки, лупы.
- Демонстрационный: презентация, свеча, кружка, ложка железная,
мешочек с сахаром.
Ход занятия
Приветствие:
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Воспитатель показывает детям мешочек.
Воспитатель: Как вы думаете, что в мешочке? Пощупайте и скажите.
(Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т.д.)
Воспитатель: Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (от-
веты детей)
Воспитатель: Правильно, это всем известный сахар. Кто-нибудь из вас
знает, из чего получают настоящий сахар? (Предположения детей)
Воспитатель: Тогда отгадайте мою загадку, и узнаете из чего же дела-
ют сахар.
Есть на нашем огороде,
Чудо вкусное в природе.
Пусть она и небольшая,
Только вкусная такая.
Цвет бордовый и ботва,
Под землей растет всегда.
Отгадать нам всем пора,
Этот овощ, ведь… (Свекла)
Воспитатель: Правильно, свёкла. Только сахар делают не из обычной свё-
клы, которую мы привыкли видеть у себя на столе. Сахар делают из сахарной
свёклы (показ картинки). Нашему исследователю Вере М. (ребёнок), было
дано домашнее задание узнать, как из сахарной свёклы делают сахар. И сей-
час она нам про это расскажет.
Презентация «Сахарная свёкла»
Вера М.: Чтобы получить сахарную свеклу, нужно ее семена посадить
в землю (слайд). Затем появятся всходы (слайд), которые нужно пропалывать
от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (слайд), удо-
брять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая,
приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные ком-
байны (слайд). Они сразу же очищают клубни от листьев. Клубни ссыпают в
грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд). На заводе ее
моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получает-
ся патока – сладкая жидкость (слайд). А потом ее нагревают, вода испаряет-
ся, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается насто-
ящий сахар, который мы видим у себя на столе (слайд).
Воспитатель: Может вы хотите стать исследователями? (ответы детей)
А кто такие исследователи? (ответы детей) Тогда я вас приглашаю в нашу ла-
бораторию. А кто из вас знает, что такое лаборатория?
Ответы детей.
Воспитатель:
Прежде чем мы с вами приступим к работе, я вам
предлагаю разделиться на две группы. Как можно разделиться? (ответы де-
тей) Давайте разделимся другим способом? Вот в этой коробке находятся
круги. В зависимости от того какой круг по цвету вы вытяните, в ту группу и
попадёте. Скажите, каких правил нужно придерживаться в лаборатории?
Правила:
1) без разрешения ничего не трогать;
2) слушать очень внимательно и выполнять то, что говорит воспита-
тель.
Воспитатель: Сегодня мы будем исследовать некоторые свойства хо-
рошо знакомого вам сахара. Для проведения опытов по исследованию сахара
и его свойств, нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои
лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Первая группа детей
расскажет нам, какого цвета сахар, имеет ли он запаха и какой формы кру-
пинки сахара? В помощь у вас на столах лежат картинки, которые помогут
узнать об этих свойствах сахара.
Вторая группа детей расскажет нам о том, хорошо ли сахар растворяет-
ся в воде, легко ли он пересыпается и какой он на ощупь. У вас тоже на сто-
лах лежат картинки вам в помощь. О своих результатах вы нам расскажите
позже, когда проведёте все необходимые опыты. Можете приступать к рабо-
те.
Все ответы детей закрепляются картинками на доске.
Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов.
Воспитатель: Сейчас мы с вами побудем в роли кулинаров. Если вы
услышите блюдо, в котором содержится сахар – хлопните, если сахара нет,
тогда топните.
Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шо-
колад. Жареная рыба, винегрет, уха.
Воспитатель: Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не
нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть?
(Предположения детей).
Воспитатель: Садитесь все за стол. Для этого опыта нам потребуется
огонь, поэтому я буду проводить его сама. Во время опыта все смотрят толь-
ко глазами, руками ничего не трогают, а то можно обжечься. Сейчас в ложку
я возьму немного сахара и буду его нагревать. Что происходит с сахаром?
Ответы детей.
Воспитатель: Обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелку.
Что с ним произошло? (постучать ложкой по застывшему сахару)
Дети: Сахар застыл.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Дети: расплавленный сахар остывает и становится твердым.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть исследователями? Что
вам запомнилось больше всего? О каких свойствах сахара мы сегодня узна-
ли?
Ответы детей
Воспитатель: Сейчас возьмите свои круги, если вам всё сегодня было
легко, положите свой круг на синюю тарелку, ну а если возникали какие то
трудности – тогда на зелёную.
Воспитатель: За то, что вы сегодня хорошо поработали. Я хочу вас
угостить сладкими вкусными леденцами.