Напоминание

Экология и традиционная культура народов Сибири.


Автор: Зворыгин Петр Михайлович
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Балыксинская СОШ
Населённый пункт: республика Хакасия, село Балыкса
Наименование материала: методическая разработка краеведческого кружка
Тема: Экология и традиционная культура народов Сибири.
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Балыксинская средняя общеобразовательная школа

Республика Хакасия, Аскизский район, село Балыкса. Научное общество учащихся «Росток»

Направление: Экология и традиционная культура народов Сибири.

Тема: Экологическая культура таежного мира.

Выполнил: ученик 6 «А» класса.

Каетков Сергей Алексеевич

Руководитель: учитель географии

Зворыгин Петр Михайлович.

Балыкса, 2015г

1

Оглавление:

1. Вступление....................................................................3

2.Население тайги и их жилище......................................4

3. Хозяйство.......................................................................6

4. Костер............................................................................7

5. Охота. Экологический календарь.................................8

6. Собирательство..............................................................13

8 Заключение.....................................................................14

9. Список используемой литературы...............................15

2

Вступление

20 век оказался для многих малых народов Сибири роковым. При вовлечение

коренного населения в промышленность обнаружилась психологическая

неприспособленность к промышленному труду, а реформы 90-х годов вообще

оставили шорское население без работы, предпринимательская деятельность

противоречит менталитету народа. Шанс выжить, как самобытному народу

возможно уже упущен. Нищета, ассимиляция, утрата языка и традиций,

алкоголизм и деградация, низкая продолжительность жизни - медленно,

но верно делают свое дело.).

Государство в последнее время пытается исправить положение, но одна

финансовая помощь и недоработанные законы не решат эту проблему.

Вот и получается, что в России спасение умирающего народа - это дело

самого умирающего. Сможешь выжить - выживешь, не сможешь -твои

проблемы. Для решения этой проблемы наша инициативная группа

поставила задачи:

1 .Изучить экологическую культуру таежного мира, которая обеспечивала на

протяжении веков равновесие в природе;

2. На анализе изученного материала сделать выводы и найти пути решения

из этой сложившейся ситуации;

3

Население и их жилище.

Природные условия определяли не только численность населения тайги, но

и формы расселения людей. Жизнь в тайге это жизнь в небольших поселках,

в маленьких коллективах, где многие селения состояли из 2-4 домов и в ряде

случаев из одного дома.. Разобщенность людей, их разбросанность по

таежным селениям нелегкое испытание для. культуры, которая создается

усилиями общества, а не единиц.

Большие общности и большие селения не могли существовать: слишком

далеко в этом случае приходилось бы людям уходить в тайгу на охоту, а

окрестных водоемов не хватало бы для обеспечения всех самым необходимым

продуктом питания рыбой. Рациональнее всего было рассеянное, редкое,

дисперсное расселение, поэтому древние люди и стремились селиться так,

чтобы не мешать друг другу.

Населяла такой поселок группа родственников, составлявшая общину. У

шорцев эта община представляла собой так называемую братскую семью.

Во главе братской семьи (братско- семейной общины) стояла группа

мужчин, каждый из них являлся по отношению к другому братом. В отличие

от современных россиян, жилище лесной охотник никогда не ставил близко

к реке. Это обусловлено не только опасностью наводнения, а еще тем, что

дом полуземлянка требует отсутствие грунтовых вод, а также -на сухом ,

продуваемом месте гораздо меньше гнуса- бедствия для всех жителей тайги.

Шорцы Кемеровской области предпочитают строить дом из осины, что у

русских переселенцев вызывало удивление, т. к. это дерево считается быстро

гниющим. Оказывается, при соблюдении правильной технологии ее

древесина становится плотной, долго не теряет свой серебристый цвет,

гладкая, приятная на ощупь , бактерицидная. Заготавливают осину в начале

лета , в отличии от хвойных пород, сруб ставят сразу под крышу, пока

древесина не высохла и не потемнела и не менее года необходимо на

просушку избы, нижние венцы чаще всего выкладывают из более стойких

4

пород от сырости.

Мы насчитали 4 вида крыш применяемые в охотничьих избах, все они

удивляют долговечностью и практичностью.

1 способ: на крышу идет вершинник стволов (отходы), их раскалывают по

центру и по сердцевине делают желобок-водосток (рис. 1), нижний ряд

укладывается желобком вверх, а верхний перекрывает зазоры между

лотками, желобком вниз.

2 способ: крыша перекрывается берестой- быстрый и легкий способ

строительства, если поблизости есть березняк и заготавливают бересту в

конце июня, когда она легко отделяется от ствола.

3 способ: крыша перекрывается колотой доской- клепка, небольших

размеров. Для их приготовления требуется крупное дерево без сучков,

которое хорошо колется: осина, сосна, кедр, лиственница. Служит клепка в 3

раза дольше, чем пиломатериал.

4 способ: жилище- землянка, где потолок засыпается глиной, а сверху

аккуратно укладывается дерн, который быстро срастается и не размывается

дождем- безотходная технология, т. к. дерн и глина берется на месте

выкапывания землянки. Еще одно преимущество этого жилища в том, что

оно обладает хорошей маскировкой.

На охоте, на скорую руку, устраивали временные жилища-заслоны,

шалаши. Делали их из ветвей и коры, стремясь лишь получить убежище

от снега и дождя.

Для хранения продуктов и вещей строили помосты и амбарчики—«избушки

на курьих ножках».( рис. 2) В качестве опор использовали стволы деревьев.

Крона и часть, ствола обрубались, оставался пень высотой в рост человека.

Хотя амбарчик (или помост) мог быть устроен и на одной опоре, старались

найти несколько (три-четыре) растущих рядом деревьев, чтобы сооружение

было прочнее. Настил выполнялся из колотых плах, из них же строился

хозяйственный амбарчик. Рядом с таким амбаром (или помостом) на земле

лежала приставная лестница-бревно с зарубками. Продукты и вещи

складывались в амбар или на помост, чтобы сберечь их от непогоды и

5

таежного зверя. От людей ничего не прятали, воровство в тайге было

редчайшим явлением. По неписаному закону тайги: охотник оставлял в избе

запас сухих дров и спички, с тем чтобы усталый или больной путник нашел

приют, а гость после ухода должен оставить такой же порядок.

Хозяйство

Аборигены тайги были отнюдь не чужды восприятию всего нового,

что могло до них дойти и быть практически применимым. Они

совершенствовали орудия труда, делали попытки сочетать различные

виды хозяйственной деятельности в рамках единой экономической

структуры. Однако развитие производительных сил и реальных средств

производства не позволило им преодолеть суровость природных условий

и перейти на качественно новый уровень производящего хозяйства. На

протяжении всей многовековой истории они так и не смогли преодолеть

этот рубеж. Их хозяйство осталось присваивающим.

Природные и климатические условия никогда не благоприятствовали

здесь животноводства. Высокий снежный покров выше 1 метра, гнус,

отсутствие открытых пастбищ, не позволял до прихода русских

переселенцев содержать животных.

Определенное воздействие на хозяйство оказывала конъюнктура

внешних связей. Так, возможность реализации продуктов охоты (прежде

всего пушнины) привела, по словам Г. И. Пелих, к гипертрофированному

развитию охотничьих промыслов и преимущественной ориентации на

добычу пушного зверя. Хозяйство таежного населения приобретало

черты товарного производства.

Костер.

Как сказал один охотник-земляк: «Сибиряк не тот, который мороза не

боится, а тот, который в любом случае не даст себе замерзнуть при помощи

6

костра». Костер для таежника это жизнь, сколько несчастных случаев

произошло из-за того, что человек не смог развести огонь. Забота о нем

начинается с хранением спичек (серенки). Когда не было полиэтиленовой

пленки, спички хранили в коробочке из бересты, сплетенной так, что

защищали их, даже побывав под водой. В экстренном случае эта коробочка

шла на растопку. На растопку часто брали сухой сосновый корень- очень

смолистый, хорошо горит и не боится сырости. Развести костер при ветре, в

сильный дождь с одной спички, без легко воспламеняющегося материала

это мастер- класс, этому обучаются с детства.

Место для костра выбиралось тщательно: учитывалось пожаробезопасность,

направление ветра, наличия в достатке сухих дров также требуется

определенный опыт. Например, в холод спасает костер «нодья». Место для

ночевки выбирается в глубине леса, с подлеском, где нет низового ветра.

Желательно, чтобы костер был несколько выше площадки для людей, чтобы

обогрев спящих был более интенсивнее, за счет лучистой энергии и за счет

отраженного от заслона тепла. «Нодья» ( рис.4) обычно сооружается из 3

бревен: 2 нижних крепятся поленьями, чтобы они не скатывались, причем

бревно меньшего диаметра ставится к стоянке, а в качестве второго берут

сырую валежину или рубят живое дерево, поскольку оно служит

удержанием верхнего бревна и отражает тепло костра. Для костра

предпочитают использовать сухие лиственные породы, не рекомендуют

пихту, ель- они сильно стреляют и прожигают вещи.

7

Охота

Это основное занятие шорцев. С помощью литературы и опроса

земляков- охотников мы составили примерный экологический календарь

промысла в нашей местности.

С удлинением светового дня (с 14 по 19 января он прибывает с получаса до

часа) начинается вторая половина охотничьей поры или пушного промысла

которая длится вплоть до Благовещения (25 марта).

За Уралом привычной промысловой одеждой стала старая выношенная

малица с капюшоном, поддернутая за пояс, а излюбленной обувью — ичиги-

легкие безразмерные сапоги. Вместо портянок использовалась войлочные

толстые носки (как вставные валенки), а как более экологический материал

подходили-«шорские портянки» из травы «азагат». Их меняли каждый день и

ноги охотника были сухи и чисты.

Необходимая принадлежность охотника—лыжи обтянутые камусом ,

незаменимые при ходьбе по глубокому снегу. В конце зимы, когда снег

покрывался корками наста, камусные лыжи сменяли лыжи-голицы.

При ходьбе на лыжах охотник опирался на посох — каек с заостренным

концом и верхом в виде лопатки. Лопатка была нужна для расчистки от снега

ловушек, при спуске с крутого склона помогал поворачивать и

притормаживать, а раньше посох служил и в качестве сошки при стрельбе

из ружья. Припасы охотник грузил на ручные нарты, которые тащил на себе,

впрягшись в ременную упряжь

ПЛАШКА НА БЕЛКУ

КУЛЕМКА НА МЕДВЕДЯ

8

Охотничьи угодья были в семейной или личной собственности у

промысловиков, закрепленной и охраняемой обычным правом. Посторонние не

имели права охотиться здесь без согласия владельца.

На угодье ставили одну или несколько охотничьих избушек, амбар для

хранения припасов и добычи. От избушки уходило несколько расчищенных от

бурелома охотничьих троп-путиков, оснащенных ловушками-самоловами. Их

можно было распознать по знакам-затесам на деревьях. Такие знаки-затесы,

были еще и знаками собственности.

Длина троп-путиков в зависимости от условий местности и вида дичи — от 3

до 15 км. Если протяженность охотничьих троп была такова, что нельзя было

до ночи вернуться в избушку, на угодьях сооружали дополнительные избушки.

И по сей день расстояния на местности определяет мера длины, родившаяся из

охотничьего быта, (расстояние между двумя охотничьими шалашами). Величину

этой меры определяют характер местности и сложность пути — на трудных

участках она короче, на более легких — длиннее, до 15 км.

У охотников преобладали пассивные способы охоты -не требующие участия

человека в процессе добычи. Издавна бытовали самоловные орудия самого

различного типа. Одни из них были постоянные — слопцы , плашки, кулемка,

силки, петли, ямы. Другие — переменные — кляпцы, черканы, самострелы,

капканы.

Ловушки давящего типа обеспечивают сохранность добычи, не повреждают

ценные шкурки пушных зверьков. При таком промысле не остается подранков.

Кроме того, охотники регулярно проверяли ловушки, извлекая добычу.

Ловушки можно было соорудить за короткое время, а служили они многие

годы. Например, плашки, сделанные из смолистого дерева, служили 30—35 лет.

Ими добывали мелких пушных зверьков — белок и горностаев. Кулемками

промышляли зайцев. А массивные кулемки из бревен предназначались для

росомах и медведей. Несомненные достоинства таких способов лова стали

причиной того, что многие охотничьи орудия коми были восприняты у народов

от Урала до Тихого океана.

9

Бытовала ружейная охота на белку с собакой вплоть до марта, когда белки

шли в гон. Однако собаку в зимний сезон использовали очень редко из-за

высокого снега. Тут уже можно было обойтись без собаки.

Зимой добывали медведей в берлогах. В отверстие берлоги просовывали

связанные между собой вершинками молодые елочки, медведь подминал их под

себя, ограничивая себе свободу движения внутри берлоги. Его убивали ударом

копья или выстрелом через небольшое отверстие. Если медведь все же

выбирался наружу, его принимали на копья или добивали из ружья.

По насту и по большому снегу охотились на лосей и других копытных,

загоняя порой целые стада этих животных.

Несколько охотников загоном выгоняли обнаруженных травоядных из

отстойников (место зимовки этих животных, где меньше снега) вынуждая их

бросаться на целину. Животные продавливали наст и были вынуждены убегать

по глубокому снегу, теряя силы. Охотники догоняли их на лыжах, стреляя

вслед.

Если промысел на тропах с ловушками охотник мог вести в одиночку, то,

уходя на дальние угодья в верховья рек, охотники объединялись в артели.

Численность пришлой артели могла быть от двух до десяти человек.

Особенно ценным считалось иметь в составе артели кого-либо из опытных

таежников. Такой охотник становился главой, или «хозяином», артели, или

по-старому — юрой (от слова «юра» — голова). Во время промысла его

указаниям подчинялись беспрекословно. Он выбирал маршрут и прокладывал

лыжню, определял места для ночлега, распределял районы промысла между

артельщиками, следил за строгим соблюдением артельных начал. «Хозяин»

наравне со всеми участвовал и в устройстве лагеря, и в заготовке дров, и в

приготовлении пищи. Единственная привилегия — он не должен был тащить

нарты с припасами, его имущество поровну размещали на нартах остальных

членов артели.

Идти с нартой с 8—9 пудами груза было тяжелым трудом, даже с помощью

собак. На подъемах охотники тянули нарты, впрягшись по двое, оставляя

10

часть груза и возвращаясь за ним на следующий день. На промысел сроком

более двух месяцев на охотника и собаку нужно было не менее 30 фунтов

продовольствия. А кроме того, везли запас пороха и свинца и спальные

принадлежности — шкуру для подстилки и овчинное одеяло с мешком для ног.

Для всей артели брали чайник, котелок, таган или крючья, для того чтобы

подвешивать их над костром, деревянную лопату для разгребания снега,

несколько пар запасных лыж. А кроме того — сеть для обмета куницы или

соболя.

Стоянки на месте промысла были дней 10, пока охотники не опромышляли

всю округу, расходясь в разные стороны. После этого переходили на новое

место. Охотились по двое, особенно на белок. Один охотник спугивал зверька,

ударяя по стволу толстой жердью, другой стрелял. Куниц и соболей

преследовали на лыжах, а когда зверек укрывался в норе, обметывали это место

сетью на колышках. В год, богатый белкой, — на каждого охотника могло

приходиться до 500 белок, а вот средняя добыча соболя была 20—30 штук.

Март— месяц окончания охотничьего сезона. Мех у пушных зверьков

становится жаровым, красным. 25 марта — Благовещение по старому стилю — в

этот день раньше заканчивали пушную охоту. Теперь официальное закрытие

пушного сезона— 1 марта.

В апреле- начале мая охотники искали ток. У опытного таежника было в угодьях

несколько весенних солнечных полян, где каждый год в это время токовали глухари,

косачи. Он был заинтересован в дальнейшем сохранении численности птицы и

работы тока, поэтому здесь запрещено было стрелять в самок и палить из ружья,

добывали силками. Традиционные охотники, еще в настоящее время, ток передают

по наследству.

В летнее время таежник больше был занят собирательством: с мая месяца с

помощью озопа заготавливал корни кандыка, саранки из которых потом получали

муку и варили кашу- похты. В это время шорцы старались восполнить свой

организм витаминами, поэтому переходили на таежную растительностью Ели в

больших количествах и запасали на зиму черемшу (колба), дикий чеснок, лук, в

начале июня переходили на пучку, в конце июня- на пикуль. В июле созревала

11

ягода, которую заготавливали до глубокой осени. При этом умело использовали

разнообразие высотной поясности своих гор. К примеру, самая ранняя черемша

появлялась в апреле на подножьях южных склонов, а на гольцах созревает только в

конце июня.

Одной травой сибиряк сыт не будет, поэтому охота проводилась и в летнее время.

В основном это засада на солонцах. Весной охотник обходил свои солонцы,

подсаливал их, мастерил скрадки или лабаз, где он потом караулил травоядных

животных, которым после сочной травы требовалось соль. Стреляли только в

самцов, по мере надобности.

В конце августа, если был хороший урожай кедровых шишек, то всеми семьями

выходили на заготовку. Бить шишки раньше было нельзя из-за 2 причин: во-

первых, когда шишка зеленая она нередко обламывается вместе с макушкой ветки,

на которой есть зародыши на следующий год; во- вторых , кедровка видя, что

человек начал заготовку- поднимала шум и уже целые стаи этих птиц начинают

долбить еще зеленые плоды.

Осенью: в сентябре начинался моралий гон, охотники подражая оленю- самцу

трубили в трубу- «пыргы», подзывая противника, запрещено было брать самок и

вожаков-. В октябре начинался «переход» у травоядных животных, переходили к

пассивной охоте- засада на переходе- трудно преодолеваемая естественная преграда

Глубокой осенью по декабрь, по малому снегу начинался первый пушной

промысел. В основном это активная охота, где большую роль выполняла собака-

лайка.

«Жизнь в лесу без собаки — не жизнь» — говорили охотники. Успех охоты вне

троп-путиков, особенно на дальних угодьях, во многом зависел от того,

насколько опытную собаку имел охотник. В дальний охотничий поход каждый

промысловик отправлялся со своей собакой- лаек с хорошим чутьем, острым

зрением и слухом. Они упорно преследовали и облаивали зверя или птицу.

Лайка могла поднять на дерево и держать росомаху до прихода охотника и даже

удерживать медведя.

Обучали молодую собаку в лесу обычно вместе с хорошей, бывшей уже год-

12

два на промысле лайкой. Или натаскивали ее «по следу», проводя собаку до

места, где спрятался зверек. Охотник добывал его, давал лайке обнюхать и

куснуть добычу.

Хорошую собаку не продавали даже за большие деньги. Особенно ценились

«универсальные лайки», работавшие по любому зверю, ведь не всегда была

возможность содержать несколько собак.

«Сам недоешь, а собаку накорми» — гласит таежное правило. Для собак

разваривали крупяную похлебку с добавлением тушек добытых белок или

толченых рыбьих костей, а на стоянках делали специальные укрытия из лапника.

Сами охотники на дальнем промысле питались кашами и похлебками. Супы

варили из сухой рыбы. Самое простое блюдо талкан— болтушка из ячменной

крупы, разведенной в кипятке. Ее можно было приготовить за несколько

минут. А мясо в охотничьем котле появлялось, если удавалось добыть лося

или боровую дичь.

Собирательство.

Население тайги занималось не только рыболовством и охотой,

значительное место в рационе занимали ягоды (морошка, черника,

голубика, брусника, клюква), дикий лук, чеснок, черемша (колба),

кедровые орехи. Ягода и черемша были важны не питательностью,

конечно,

а содержащимися в них витаминами, что особенно важно в

зимнее время.

Ягоды собирали много. Ее ели в свежем виде и

заготавливали в огромных туесах на зиму, зачастую перемешивая с

жиром. Весной шла заготовка корней кандыка, саранки, иван чая , их

сушили, мололи и варили кашу(похты). Для чая использовали более 20

видов растений.

Очень важное место в рационе занимал кедровый орех, по мнению самих

шорцев, его витамины были главным залогом их здоровья и долголетия. Из

семян делали пельмени, масло.

Для чистки зубов вместо современной жвачки использовали серу из

лиственницы, кедра, бересты березы

13

Заключение.

Давно замечено, что взаимоотношения общества и природы

глубоко диалектичны . Мягкий климат и природное изобилие не требуют

от человека значительных усилий для поддержания жизни, он берет то, что

предлагает ему природа. В полярных областях природа, напротив, ставит

людей в такие условия, когда максимум усилий направляется на

выживание. И как следствие культура жестко детерминирована экологией, а

14

любое нарушение баланса чревато голодом, эпидемиями

Бережное отношение к лесу в крови у народов Сибири. Вырубить или

уничтожить огнем лес на ближайшем острове значит на десятилетия

лишиться зверя и птицы, кедровых орехов и ягоды. Таежный мир, такой

огромный на карте, в реальной жизни сосредоточился на небольшой, вполне

обозримой территории в несколько десятков квадратных километров. Дальше

чужая земля, чужие угодья.

Биологические ресурсы сибирской тайги невелики, а это немаловажный

фактор, от которого зависела численность коренного населения. В 19 веке

плотность населения составляла один человек на 3—4 квадратных

километров. Специфика природных условий способствовала стабильности и

консервативности общества. Действительно, еще в эпоху бронзы аборигены

Сибири создали весьма совершенный охотничий инвентарь, мало

изменявшийся вплоть до недавнего прошлого.

Культурная модель аборигенов тайги также сложилась еще в эпоху

бронзы и развивалась лишь в частностях. Дело вовсе не в отсутствии

творческого потенциала. Слишком велик был риск попытки внести в

хозяйство что-то новое, отказавшись от опыта предков. Поэтому ведущей,

определяющей чертой древних культур можно считать их традиционность,

консервативность. Природа сама поставила предел развитию материальной

культуры.

Наши предложения:

1.Мы предлагаем вернуть тайге- хозяина: создать общинно- родовые

хозяйства и вернуть родовую земельную собственность. Добычу природных

ресурсов проводить только с разрешения Совета коренного населения. Тогда за

сохранность таежных богатств государству не надо будет беспокоиться,

экологическое воспитание аборигенов приумножит нашу тайгу .Здесь я опять на

примере из жизни приведу одно доказательство нашим оппонентам-

чиновникам. Во времена Сталина, государство очень жестко охраняло свою

госсобственность: на стройку и на дрова можно было вьшисать в лесхозе только

15

валежник или сухостой. Жители, чтобы решить свои проблемы тайно поджигали

подходящий бор, а потом шли к леснику за выпиской на сухостой.

2.Развитие туризма в наших горах, где коренные жители незаменимыми

проводниками и инструкторами.

3.Участие в проектах «Дары лесов Горной Шории», которые проводятся в

соседней Кемеровской области с выходом на международные выставки-

форума «Дары леса - культура пользования», где проходят научные

конференции, на которых обсуждаются самые широкие спектры вопросов

развития сектора недревесных ресурсов леса: рациональные способы

заготовки; вопросы развития малого бизнеса на основе использования

недревесных

ресурсов;

сохранение

биологического

разнообразия;

недревесные ресурсы, как важный дополнительный источник средств к

существованию для местного населения; использование даров леса в

традиционных культурах; риски, связанные с использованием недревесных

ресурсов; развитие экотурима и многое другое. Название выставки - «Дары

леса - культура пользования» - отражает ее основную идею: пропаганди-

ровать возможность использования человеком даров леса без ущерба для

лесов, возрождать традиционное природопользование населения лесных

областей России, обеспечить горожан качественными натуральными

товарами, помочь малым производителям из отдаленных регионов страны

найти сбыт своей продукции.

Список используемой литературы:

В. М. Кимеев. «Шорцы. Кто они? Кемеровское книжное издательство, 1989

г.

Е. К. Илызес; В. С. Кладчихин. «Тобой мы славны, Шория». Кемерово, 1989 г.

М. А. Тодышев. «Значение охраны священных мест Арктики: исследование коренных

народов Севера России». Москва, 2004 г.

В. А. Бутанаев. Культ богини Умай у хакасов // этнография народов Сибири.

Новосибирск: Наука, 1984 г.

16

Э. Л. Львова. Материалы к изучению истоков шаманизма (шаманские атрибуты

сибирских тюрков) // Этнография народов Сибири. Наука, 1984 г.

Н. М. Ядринцев. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб., 1881

г.

Архив ИЭ РАН. Ф. 2. Анохин А.В. Материалы о шорцах. Оп. 1. Д. 84.

Д. Д. Богоявленский; Е. П. Мартынова; О. А. Мурашко; Е. Н. Хмелева; Ю. Я.

Якель; О. А. Яковлева. «Опыт проведения этнологической экспертизы». Москва,

2002 г.

Словарь:

Кочо - культовая маска.

Абылов - орудие.

Тербен - мельница.

Саргашь - веялка ручная .

Медовуха - жидкость пива.

Арака - алкогольный напиток.

Пел - костер.

Хорыг - промысел.

Кут - душа.

Айна - дух.

Кыл - петля.

17

Анных - сети.

Малтыг - ружье.

Айа - самострелы.

Шергей — деревянные капканы.

Калып - пулелейки.

Шанак - нарты.

Сюртук - шкура лошади.

Каек - лопатка.

Арчемак - сумка.

Натруска - ремень.

Лапишек - кожаный мешочек.

Тычак - нож.

Абыртка - сытная брага.

Согум - мясо.

Шабыра - куртка.

Азагат - трава.

Ашпар - корыто,

Пара - рукава.

Озуп - корнекопалка,

Паспак - терки.

Элек сито.

Тергеш - орехи.

Ник - веретено.

Орчикпажи - камень.

Кус Тобук - осиновая зола.

18



В раздел образования