Авторы: Киселёва Светлана Ивановна, Олеся Викторовна Паршикова
Должность: гбу до "цдо ло"
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования Липецкой области"
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: "Особенности разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности "Танца утонченная душа"
Тема: Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел: дополнительное образование
С.И.Киселева,
педагог дополнительного образования
Образцового детского коллектива-
ансамбля спортивного бального танца «Фламенко»
Государственного бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования
Липецкой области»
«Особенности разработки и реализации дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной
направленности «Танца утонченная душа»
«Правдивее всего люди выражают себя в танце.
Тело никогда не лжет»
(Анге де Милль)
Образцовый детский коллектив-ансамбль спортивного бального танца
«Фламенко» является одним из старейших коллективов художественной
направленности
Государственного
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного
образования
Липецкой области». Коллектив организован почти четверть века назад
судьями высшей категории по спортивным танцам, Почетным работником
общего образования Российской Федерации Андреем Григорьевичем и
Заслуженным
работником
образования
Липецкой
области
Светланой
Ивановной Киселевыми.
Начальной целью ансамбля было создание школы бального танца, но на
сегодняшний день «Фламенко» носит звание «Образцовый», осуществляет
квалифицированную и профессиональную подготовку танцоров-спортсменов
международного уровня, среди которых тренеры-педагоги и судьи всех
категорий.
Начиная работать педагогами и тренерами, в 1997 году, будучи
танцорами международного класса,
у нас, как у руководителей коллектива,
не было четкого осознания того, каким непростым и тернистым будет этот
путь. Тренироваться и выступать на турнирах - огромный труд, но в десятки
раз сложнее подготовить и привести к успеху своего ученика. Безусловно,
добиться успеха мы смогли, опираясь на собственную практику подготовки.
Время - это процесс, который не останавливается, который
постоянно
меняет все вокруг. Меняется время, люди, подходы к воспитанию, методики.
Мы менялись тоже. Стремительное развитие бального танца в нашей стране,
движение к совершенству, доминирование российского спортивного танца на
мировой арене, проведение крупнейших мировых соревнований в России,
возможность участвовать в данных соревнованиях наших воспитанников -
все это сподвигло уложить знания и опыт в программу поэтапной подготовки
танцоров.
Взяв за основу Положения танцевального спорта, учебные пособия
мировых специалистов и свой личный опыт, мы занялись разработкой
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей)
программы
художественной направленности «Танца утонченная душа». В основу
программы легли латиноамериканские и европейские танцы: Ча-ча-ча,
Румба, Джайв, Самба, Пасодобль, Медленный вальс,
Танго, Квикстеп,
Венский вальс, Медленный фокстрот. Главная цель определилась сама собой,
создание благоприятных условий для раскрытия творческих способностей
формирующейся
личности
учащегося,
формирование
навыков
самовыражения в танце, с учетом особенностей развития спортивного танца
в России - массовость и институционализм .
В настоящее время в России спортивные бальные танцы являются
самым массовым видом спорта среди детей и молодежи. За последние
десятилетия они переросли из «кружков» в разновидность социально-
культурной деятельности по своим масштабам, охватывая не только сферу
профессионального (спортивного) танцевания, искусства (постановочное
шоу номера, sequey, formation, American Smooth), но и сферу любительского
(социального) танца.
Сегодня спортивные бальные танцы - это мощное и разветвленное
танцевальное сообщество, охватывающее собой весь мир.
Исполнители
спортивных
бальных
танцев
могут
показать
свои
способности в различных видах соревнований, как в личном, так и в
командном зачёте, а также
проявить себя в различных конкурсах,
фестивалях и концертах.
Спортивные бальные танцы - очень зрелищный вид выступлений. Дети,
занимающиеся
спортивными
бальными
танцами,
имеют
возможность
укреплять свое здоровье и вести здоровый образ жизни, знакомиться с
танцевальной культурой народов разных стран, развивать творческие
способности
по
дизайну
костюмов
и
причесок,
совершенствовать
танцевальные навыки, а также формировать чувство коллективизма и
взаимопомощи.
Эти возможности мы и взяли за основу планируемых результатов,
которые выстраивались по методу «от простого к сложному». Отличительной
чертой программы является ее разноуровневость.
Стартовый уровень. 1 год обучения (6 часов в неделю/216 часов в год).
Предназначен для начинающих танцоров в возрасте от 6 до 18 лет.
Базовый уровень. 1 год обучения (6 часов в неделю/216 часов в год).
Предназначен для начинающих танцоров в возрасте от 7 до 18 лет.
Продвинутый уровень. 5 лет обучения (6 часов в неделю/216 часов в год).
Предназначен
для
танцоров,
ежегодно
принимающих
участие
во
Всероссийских и международных соревнованиях по бальным танцам, связан
с изучением и освоением усложненных фигур классов от «В» до «М»
учащимися от 8 до 18 лет.
Каждый
уровень
выстраивается
с
учетом
индивидуальных
особенностей, интересов и способностей.
Спортивно-бальные танцы – синтез искусства и спорта. По мнению
большинства судей, педагогов и профессиональных танцоров, принято
рассматривать соревновательные танцы как «артистический вид спорта». Это
необходимо учитывать, распределяя часы учебного плана программы, от
которого напрямую зависит построение рабочей программы педагога.
Помимо практической работы в учебном плане программы отражается
теоретическая часть. Чтобы понять, принять и исполнить танец, необходимо
знать
его
исторические
корни,
географическое
происхождение,
профессиональную терминологию, ознакомиться с историей его создания,
развития, перемещения. Правильное и логичное распределение времени – это
огромный труд.
И только комплекс внешних и внутренних факторов,
грамотно использованных в нашей работе, помогают воспитать успешную,
конкурентоспособную пару.
Особое
внимание
в
программе
отведено
критериям
оценки
результативности
обучения
начинающих
танцоров.
Нами
разработана
система поэтапных аттестационных испытаний с целью проверки качества
усвоения знаний и навыков, подтверждения танцевального мастерства на
определенной
ступени
обучения.
Помимо
критерия
оценки
ученика
педагогом, присутствует критерий взаимного контроля. Взаимный контроль
позволяет учащимся зафиксировать внимание на объективных аспектах
обучения. Оценивая результаты друг друга, ребята сверяют ее с эталоном и
одновременно, сверяют с этим же эталоном собственные знания и умения.
Эффективность деятельности такого рода трудно переоценить. Поскольку
взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся,
повышает интерес к результативной работе, содействует выработке таких
качеств
личности,
как
честность
и
справедливость,
тактичность
и
коллективизм,
раскрываются
индивидуальные
особенности
детей,
их
взаимоотношения с товарищами. Разрабатывая критерии контроля, в
обязательном
порядке,
учитываются
возрастные
психологические
особенности учащихся. Часто в младшем школьном возрасте проявляется
неумение объективно оценить результаты своей деятельности, неадекватно
принимается оценка педагога и др.
Постоянного внимания педагога требует и проблема воспитания у
учащихся веры в свои способности. Иногда проявляется страх перед
трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход здесь только
один – прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Это важно с
воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом
учащиеся фактически участвуют в управлении своей собственной учебной
деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями,
своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои способности, открывает
простор для творческой инициативы и самостоятельности.
Немалое место в программе уделяется воспитательной работе и
взаимодействию педагогов с родителями. Результат всей нашей работы
напрямую зависит от того, насколько будут установлены партнерские
отношения с семьей каждого учащегося. Только объединив усилия педагогов
и родителей, можно добиться хорошего результата в развитии и воспитании
детей. Для этого педагог должен хорошо знать всех родителей своих
учащихся и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей,
но и членов каждой семьи. Именно поэтому мы постоянно работаем в
данном направлении и стараемся сделать все возможное для того, чтобы
родители и мы - педагоги смогли создать благоприятную атмосферу для
детей, в которой каждый ребенок смог бы чувствовать себя особенным и
развиваться
в
соответствии
со
своими
возрастными
нормами
и
способностями. Разрабатывая план мероприятий воспитательного характера,
работы с родителями,
не следует забывать о принципах доступности,
открытости,
доброжелательности,
добровольности,
параллельности
воздействия коллектива и семьи на детей. Как показывает наша практика, в
этом случае путь к успеху становится более результативным.
Еще одним сопутствующим критерием оценки, является анализ работы
нашего коллектива. Мы часто задаемся вопросом «Что помогает нам
двигаться в ногу со временем и быть в курсе событий в мире спортивных
танцев?». Ответ очевиден.
Во-первых, это ежегодное участие в
Национальных конгрессах
тренеров и судей в различных субъектах РФ. Это своего рода трибуна для
обсуждения проблем развития танцевального спорта на теоретической
основе. Для докладов привлекаются не только лучшие специалисты-практики
нашей страны, но и представители «высшей школы», которым есть что
сказать по теоретическим вопросам, связанным с педагогикой, методикой,
психологией,
анатомией
и
физиологией,
спортивной
медициной,
музыкальной грамотой, антидопингом и т.д.
Во-вторых, постоянный обмен опытом и своими знаниями с коллегами.
Мастер-классы, круглые столы, семинары и лекции, которые проводятся
ведущими педагогами страны, а также в рамках взаимодействия президентов
федераций.
Для судей высшей категории 1-2 раза в год проходит
Всероссийский Конгресс тренеров и судей
России города Москвы.
Принимая участие в этой работе, невольно получаешь колоссальный опыт в
сфере спортивного танца, который преобразовывается в цели и задачи
модуля, планируемые результаты, критерии аттестации учащихся.
В-третьих, коллектив ансамбля спортивного бального танца «Фламенко»
является членом Федерации танцевального спорта Липецкой области,
которая, в свою очередь, является членом Всероссийской федерации
танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла, объединившей около
полутора тысяч танцевально-спортивных клубов, участниками которых
являются более 70 тысяч спортсменов, имеющих квалификационные
категории и приблизительно столько же начинающих танцоров
(детей,
школьников и студентов).
В-четвертых, участие во всех уровнях спортивных соревнований.
Именно соревнования и турниры дают профессиональный рост пар. Наш
коллектив принимает участие в турнирах и соревнованиях международного
всероссийского, регионального и муниципального
уровней, таких как:
«Кубок Латинского квартала», «Большой приз Динамо», «Серебряный
Олень» «Золотой силуэт», «Славянский бал» и др. Известен далеко за
пределами области турнир «Кубок Петра Великого» - проект ансамбля
«Фламенко», проводимый с целью привлечения молодых талантливых
танцоров Москвы, Анапы, Брянска, Волгограда, Воронежа, Краснодара,
Курска, Липецка, Новороссийска, Рязани, Ростова-на Дону, Саратова,
Тамбова и других городов РФ. Активное участие в данных мероприятиях
дает возможность сравнивать результаты наших учащихся с соперниками и
ежегодно вносить в программу изменения и коррективы, с учетом плюсов и
минусов ее реализации.
Как понять, насколько верно и профессионально выстроена программа
обучения?
В нашем случае, лучшим ответом на этот вопрос являются результаты
наших учеников, которые не только стали профессионалами в этом
направлении, но и продолжили свой профессиональный творческий путь в
ансамбле
спортивного
бального
танца
«Фламенко».
5
выпускников
коллектива в настоящее время являются педагогами ансамбля:
Петр Киселев – тренер-педагог, танцор международного класса,
судья 1 категории,
победитель регионального конкурса «Сердце
отдаю детям»;
Маргарита Киселева - тренер-педагог;
Станислав Колесников - тренер-педагог, танцор А класса, судья 2
категории;
Галина Кармокова - тренер-педагог, танцор А класса, судья 3
категории;
Анна Сазонова - тренер-педагог, танцор С класса, судья массового
спорта.
Еще одна гордость коллектива - это последователи нашего дела, наши
выпускники, которые являются руководителями и тренерами танцевальных
коллективов, реализуя свой творческий и профессиональный потенциал в
разных городах России: Липецк, Тула, Краснодар.
Слово «преемственность» определяет связь между явлениями в процессе
развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое,
сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и
усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению.
Надеемся, что наша работа, наши идеи, наше честное отношение к делу,
наша искренняя любовь к танцу продолжится в деяниях наших учеников. И
мы снова и снова будем видеть наших выпускников, среди победителей,
мастеров спорта, педагогов и просто ценителей этого удивительного вида
спортивных танцев!