Напоминание

"Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"


Автор: Кошкина Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы

«Сказкотерапия как средство развития речи

дошкольников»

Выполнила: Кошкина Н.Н.,

воспитатель МКДО д/с «Теремок»

пгт Пижанка

пгт Пижанка, 2022 г.

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем

обществе.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития

и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В

настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности

ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения

его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны

и

они

должны быть

в

центре внимания взрослых,

заботящихся о

своевременном и гармоничном развитии ребёнка. Направлены на повышение

самооценки,

развитие

мышления

и

воображения

ребенка.

Сказка, как жанр художественной литературы, находит применение в

различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими

нарушения речи, проблему общего недоразвития речи детей дошкольного

возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому

как именно дошкольный возраст является основным периодом речевого

развития и творчества детей.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что

родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят

частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в

ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в чудеса и волшебство, тем

красочнее и спокойнее его детство.

Само слово «сказка» – это устное, художественное произведение,

преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового

характера, с установкой на вымысел.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для

речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования

взаимодействия через речь с окружающим миром.

Концепция сказкотерапии разработана российскими учеными :

Л.Б. Фесюковой, Л.Д. Коротковой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и другими.

Л.Д. Короткова в своей книге «Сказкотерапия для дошкольников и детей

младшегошкольного возраста» рекомендует методическую систему работы

над сказкой, которая состоит из 2-х этапов.

Первый этап включает в себя следующие виды работы:

1. Чтение сказки воспитателем.

2.Беседу по сказке на нравственно-духовную тематику, эмоциональное

переживание.

3. Речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с

фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками).

4. Развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на

преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию,

оценку событиям и героям).

5. Арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства

красоты, мелкой моторики).

Второй этап включает следующие виды совместной деятельности:

1. Беседа по содержанию сказки.

2. Инсценирование эпизодов или всей сказки.

3. Психогимнастика.

4. Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением

настроения.

5. Психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и

т.д.)

Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, я

поставила перед собой следующую цель:

Создание условий для полноценного развития связной речи детей младшего

дошкольного возраста.

Для достижения этой цели определила для себя ряд следующих задач:

1. Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать

небольшие литературные произведения.

2. Обогащение словаря.

3. Развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на

сказку.

4. Развитие представлений об окружающем мире.

5. Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.

6. Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной

игровой и творческой деятельности.

7. Вызвать интерес к книгам и их рассматриванию.

8. Развивать традиции семейного чтения.

9. Повышение компетентности родителей в речевом развитии детей.

Работу

по

развитию

связной

речи

детей

средствами

сказки

осуществляю через:

- создание предметно-развивающей среды;

- организацию совместной деятельности (образовательная деятельность, в

режимных моментах),

-организацию самостоятельной деятельности;

- взаимодействие с семьями.

В процессе работы я использую разнообразные методы и приемы:

1. Словесные: использование художественного слова, вопросы, беседа,

словотворчество, объяснение, рассказывание, инструкция.

2. Наглядные: иллюстрации и картины, демонстрация сказок, видеофильмы.

3. Игровые: дидактические игры, подвижные игры, сюжетные игры, игры-

драматизации, игровые проблемные ситуации.

4. Практические: упражнения и игры, экспериментирование, моделирование

сказок.

На первом этапе я обогатила предметно-пространственную среду:

-центр

«Театр»

обновился

и

пополнился

новыми

видами

театра:

пальчиковый, театр масок, театр на пальцах, настольный театр и др.

-центр «Книга» пополнился русскими народными сказками, потешками,

-центр «Музыка» пополнился народными музыкальными инструментами:

колокольчики, свистульки, инструменты из бросового материала,

- центр «Костюмерная» пополнился костюмами и элементами костюмов

(покупные и самодельные),

- центр дидактических игр пополнился новыми играми по теме «Сказка»:

«Кто за кем», «Из какой сказки», «Расскажи сказку», «Найди пару»

(самодельные и покупные).

Образовательную деятельность провожу с подгруппой детей. С первых

дней пребывания детей в нашей группе я вводила игры-занятия с элементами

сказкотерапии. Они помогают лучше адаптироваться ребенку к условиям

ДОУ, установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, и

помогают выявить особенности развития каждого ребенка, его интересы и

стремления.

Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием

трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный

образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты),

собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в

настольном театре.

Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа

в сказку» (психологический настрой), основную часть, где используются

приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального

воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки».

Детям младшего возраста наиболее понятны и близки сказки о

животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте

дети часто идентифицируют себя с животными, перевоплощаются в них,

копируя их манеру поведения. Сказки для малышей носят цикличный

характер - многократное повторение сюжета с небольшими изменениями.

Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить ее,

побуждает интерес к слову.

Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной

роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что

способствует активному развитию его речевой деятельности.

Поэтому

дидактическим

материалом

во

время

проведения

образовательной деятельности на данном этапе служат различные виды

театра ( настольный, стендовый, верховой, театр живой куклы).

Введение

сказочного

персонажа

в

режимные

моменты

также

благоприятно для организации правильного речевого общения: одевание

детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед

каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, экскурсии. При

этом

формируется

определённый

круг

знаний

и

представлений,

активизируется речь детей.

Игра в дошкольном возрасте - ведущий вид деятельности. Именно в

игре создаются благоприятные условия для формирования, развития и

совершенствования психических процессов ребенка, формирования его

личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь детей

радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, совершенствуют

коммуникативные навыки.

Поэтому в своей работе я использую различные виды игр : пальчиковые

(«Репка», «Колобок», «Новый дом»), подвижные («Как мы поили козляток»,

«Мишка вылез из берлоги»), дидактические («Лото», «Угадай сказку», «Кто

за кем»), сюжетно-ролевые («В гости к сказке», «Поможем сказке»).

Для прослеживания динамики в коммуникативном развитии детей я

провожу диагностику по методике, составленной К.Л. Печорой, Г.В.

Пантюхиной.

Результаты контрольного тестирования , в отличие от результатов

первоначальной диагностики (высокий уровень - 40%, средний уровень -50%,

низкий уровень -10%, показали следующие результаты : высокий уровень

-80% , средний уровень -20%, низкого уровня нет).

Это означает, что проведенная целенаправленная работа по реализации

сказкотерапии дает положительные результаты.

Особую роль в педагогической деятельности уделяю просвещению

родителей. Разъясняю о том, какую роль играют сказки в развитии речи и

становлении личности детей. Консультирую по использованию сказки как

средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказываю

им о необходимости семейного чтения, подчёркиваю его весомый вклад при

формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно

положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие

словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои

собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй

семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме.

Для этого использую следующие формы работы:

- беседы («Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Как правильно читать

книжки»);

- консультации индивидуальные и групповые («Воспитание сказкой»,

«Книжки в вашем доме», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» и

др.);

- родительские собрания в форме мастер-класса («Путешествие в сказку»),

круглого стола («Папа, мама, я - читающая семья"»), педагогической

гостиной;

- памятки «Сказка - это важно»;

- оформление папки-передвижки, информационного стенда, организация

выставок, мини-библиотека;

-совместное изготовление наглядного материала, атрибутов для игр.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира я создаю

необходимые условия для развития связной речи ребенка и обогащения его

воображения.

Результатом

применения

метода

сказкотерапии

в

обучении

и

воспитании детей стало повышение качественного уровня речевого развития

и развития творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со

взрослыми

и

сверстниками.

Ребята

научились

вести

диалог

в

непринужденной

форме.

У

детей

наблюдается

ярко

выраженная

любознательность,

умение

познавать

окружающее

без

принуждения,

стремление к творческому отображению познанного. Все эти качества, без

сомнения, помогут детям в будущем. Я считаю, что проведенная работа

помогла наладить контакт с семьями воспитанников, повысить уровень

компетенции родителей.

Используемая литература:

Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки — СПб.: КАРО,

2001. — 128 с, ил.

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.

— М. 2004.

Зинкевич-Евстигнеева.

Т.Д. «Путь

к

волшебству.

Теория

и

практика

сказкотерапии» Спб. -1998 г.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.:

Речь, 2008. – 240 с.

Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного

возраста» Москва: «ЦГЛ», 2004 г.

МакунинаЕ. Ж.Придумываем истории и сказки. Ребенок в детском саду 6-

2005г. с.35.

Нищева Н. В. Разноцветные сказки. — СПб., «Детство-пресс»



В раздел образования