Автор: Кошкина Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Теремок" пгт Пижанка
Населённый пункт: пгт Пижанка, Кировской области
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы
«Сказкотерапия как средство развития речи
дошкольников»
Выполнила: Кошкина Н.Н.,
воспитатель МКДО д/с «Теремок»
пгт Пижанка
пгт Пижанка, 2022 г.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем
обществе.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития
и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В
настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности
ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения
его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны
и
они
должны быть
в
центре внимания взрослых,
заботящихся о
своевременном и гармоничном развитии ребёнка. Направлены на повышение
самооценки,
развитие
мышления
и
воображения
ребенка.
Сказка, как жанр художественной литературы, находит применение в
различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими
нарушения речи, проблему общего недоразвития речи детей дошкольного
возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому
как именно дошкольный возраст является основным периодом речевого
развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что
родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят
частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в
ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в чудеса и волшебство, тем
красочнее и спокойнее его детство.
Само слово «сказка» – это устное, художественное произведение,
преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового
характера, с установкой на вымысел.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для
речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования
взаимодействия через речь с окружающим миром.
Концепция сказкотерапии разработана российскими учеными :
Л.Б. Фесюковой, Л.Д. Коротковой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и другими.
Л.Д. Короткова в своей книге «Сказкотерапия для дошкольников и детей
младшегошкольного возраста» рекомендует методическую систему работы
над сказкой, которая состоит из 2-х этапов.
Первый этап включает в себя следующие виды работы:
1. Чтение сказки воспитателем.
2.Беседу по сказке на нравственно-духовную тематику, эмоциональное
переживание.
3. Речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с
фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками).
4. Развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на
преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию,
оценку событиям и героям).
5. Арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства
красоты, мелкой моторики).
Второй этап включает следующие виды совместной деятельности:
1. Беседа по содержанию сказки.
2. Инсценирование эпизодов или всей сказки.
3. Психогимнастика.
4. Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением
настроения.
5. Психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и
т.д.)
Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, я
поставила перед собой следующую цель:
Создание условий для полноценного развития связной речи детей младшего
дошкольного возраста.
Для достижения этой цели определила для себя ряд следующих задач:
1. Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать
небольшие литературные произведения.
2. Обогащение словаря.
3. Развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на
сказку.
4. Развитие представлений об окружающем мире.
5. Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.
6. Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной
игровой и творческой деятельности.
7. Вызвать интерес к книгам и их рассматриванию.
8. Развивать традиции семейного чтения.
9. Повышение компетентности родителей в речевом развитии детей.
Работу
по
развитию
связной
речи
детей
средствами
сказки
осуществляю через:
- создание предметно-развивающей среды;
- организацию совместной деятельности (образовательная деятельность, в
режимных моментах),
-организацию самостоятельной деятельности;
- взаимодействие с семьями.
В процессе работы я использую разнообразные методы и приемы:
1. Словесные: использование художественного слова, вопросы, беседа,
словотворчество, объяснение, рассказывание, инструкция.
2. Наглядные: иллюстрации и картины, демонстрация сказок, видеофильмы.
3. Игровые: дидактические игры, подвижные игры, сюжетные игры, игры-
драматизации, игровые проблемные ситуации.
4. Практические: упражнения и игры, экспериментирование, моделирование
сказок.
На первом этапе я обогатила предметно-пространственную среду:
-центр
«Театр»
обновился
и
пополнился
новыми
видами
театра:
пальчиковый, театр масок, театр на пальцах, настольный театр и др.
-центр «Книга» пополнился русскими народными сказками, потешками,
-центр «Музыка» пополнился народными музыкальными инструментами:
колокольчики, свистульки, инструменты из бросового материала,
- центр «Костюмерная» пополнился костюмами и элементами костюмов
(покупные и самодельные),
- центр дидактических игр пополнился новыми играми по теме «Сказка»:
«Кто за кем», «Из какой сказки», «Расскажи сказку», «Найди пару»
(самодельные и покупные).
Образовательную деятельность провожу с подгруппой детей. С первых
дней пребывания детей в нашей группе я вводила игры-занятия с элементами
сказкотерапии. Они помогают лучше адаптироваться ребенку к условиям
ДОУ, установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, и
помогают выявить особенности развития каждого ребенка, его интересы и
стремления.
Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием
трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный
образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты),
собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в
настольном театре.
Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа
в сказку» (психологический настрой), основную часть, где используются
приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального
воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки».
Детям младшего возраста наиболее понятны и близки сказки о
животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте
дети часто идентифицируют себя с животными, перевоплощаются в них,
копируя их манеру поведения. Сказки для малышей носят цикличный
характер - многократное повторение сюжета с небольшими изменениями.
Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить ее,
побуждает интерес к слову.
Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной
роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что
способствует активному развитию его речевой деятельности.
Поэтому
дидактическим
материалом
во
время
проведения
образовательной деятельности на данном этапе служат различные виды
театра ( настольный, стендовый, верховой, театр живой куклы).
Введение
сказочного
персонажа
в
режимные
моменты
также
благоприятно для организации правильного речевого общения: одевание
детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед
каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, экскурсии. При
этом
формируется
определённый
круг
знаний
и
представлений,
активизируется речь детей.
Игра в дошкольном возрасте - ведущий вид деятельности. Именно в
игре создаются благоприятные условия для формирования, развития и
совершенствования психических процессов ребенка, формирования его
личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь детей
радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, совершенствуют
коммуникативные навыки.
Поэтому в своей работе я использую различные виды игр : пальчиковые
(«Репка», «Колобок», «Новый дом»), подвижные («Как мы поили козляток»,
«Мишка вылез из берлоги»), дидактические («Лото», «Угадай сказку», «Кто
за кем»), сюжетно-ролевые («В гости к сказке», «Поможем сказке»).
Для прослеживания динамики в коммуникативном развитии детей я
провожу диагностику по методике, составленной К.Л. Печорой, Г.В.
Пантюхиной.
Результаты контрольного тестирования , в отличие от результатов
первоначальной диагностики (высокий уровень - 40%, средний уровень -50%,
низкий уровень -10%, показали следующие результаты : высокий уровень
-80% , средний уровень -20%, низкого уровня нет).
Это означает, что проведенная целенаправленная работа по реализации
сказкотерапии дает положительные результаты.
Особую роль в педагогической деятельности уделяю просвещению
родителей. Разъясняю о том, какую роль играют сказки в развитии речи и
становлении личности детей. Консультирую по использованию сказки как
средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказываю
им о необходимости семейного чтения, подчёркиваю его весомый вклад при
формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно
положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие
словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои
собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй
семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме.
Для этого использую следующие формы работы:
- беседы («Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Как правильно читать
книжки»);
- консультации индивидуальные и групповые («Воспитание сказкой»,
«Книжки в вашем доме», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» и
др.);
- родительские собрания в форме мастер-класса («Путешествие в сказку»),
круглого стола («Папа, мама, я - читающая семья"»), педагогической
гостиной;
- памятки «Сказка - это важно»;
- оформление папки-передвижки, информационного стенда, организация
выставок, мини-библиотека;
-совместное изготовление наглядного материала, атрибутов для игр.
Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира я создаю
необходимые условия для развития связной речи ребенка и обогащения его
воображения.
Результатом
применения
метода
сказкотерапии
в
обучении
и
воспитании детей стало повышение качественного уровня речевого развития
и развития творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со
взрослыми
и
сверстниками.
Ребята
научились
вести
диалог
в
непринужденной
форме.
У
детей
наблюдается
ярко
выраженная
любознательность,
умение
познавать
окружающее
без
принуждения,
стремление к творческому отображению познанного. Все эти качества, без
сомнения, помогут детям в будущем. Я считаю, что проведенная работа
помогла наладить контакт с семьями воспитанников, повысить уровень
компетенции родителей.
Используемая литература:
Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки — СПб.: КАРО,
2001. — 128 с, ил.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.
— М. 2004.
Зинкевич-Евстигнеева.
Т.Д. «Путь
к
волшебству.
Теория
и
практика
сказкотерапии» Спб. -1998 г.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. — СПб.:
Речь, 2008. – 240 с.
Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного
возраста» Москва: «ЦГЛ», 2004 г.
МакунинаЕ. Ж.Придумываем истории и сказки. Ребенок в детском саду 6-
2005г. с.35.
Нищева Н. В. Разноцветные сказки. — СПб., «Детство-пресс»