Автор: Силаева Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Колобок"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактические игры в развитии речи"
Раздел: дошкольное образование
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения
человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна
другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать
методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности
детей младшего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на
речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма
«живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в
обществе. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на
психическом развитии ребёнка, общении.
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и наблюдаю за детьми, за их
развитием. Игра – ведущая деятельность ребёнка. Игра сопровождает ребёнка с
рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра
отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности. Важнейшей
предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание
эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания
активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает
создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой
воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого. В развитии речи ведущая роль
принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От
культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют
речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Поэтому считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей
дошкольного возраста. С помощью дидактических игр активизирую словарь детей.
Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в
программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен
освоить ребёнок.
Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях
воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно – образовательное
значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Так, играя с
малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша
проснулась», «Магазин игрушек» помогаем детям закрепить знания о названии одежды,
столовой посуды, активизируем речь.. Игровая деятельность служит закреплению знаний,
полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием,
потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей.
Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все
психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные
способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и
представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с
каждым ребёнком.