Автор: Семёнова Наталья Алексеевна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: МКУ "Детский дом "Остров надежды"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Наставничество,как способ проектирования пространства персонального образования для самоопределения и самореализации конкретного ребёнка с целью удовлетворения индивидуальных социокультурных потребностей воспитанников"
Раздел: дополнительное образование
«Наставничество как способ проектирования пространства персонального
образования для самоопределения и самореализации конкретного ребёнка с
целью удовлетворения индивидуальных социокультурных потребностей
воспитанников»
7 мая 2018 года президент Владимир Путин подписал Указ «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года». Указом предусмотрена разработка приоритетных
национальных проектов (программ) по 12 основным направлениям. В сфере
образования правительству РФ при разработке национального проекта
поручено исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить решение
нескольких задач, одной из которых является создание условий для развития
наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов
Таким образом, сегодня необходимо разрешить противоречие между
огромной значимостью профессиональной ориентации как для отдельной
личности, так и для общества в целом, с одной стороны, и реальной
недооценкой данной работы, выражающейся в недостатке времени на нее, в
слабой подготовке наставников в этой области, с другой стороны. Для
разрешения представленного противоречия необходимо реализовать
следующие тенденции:
1. Изменение роли наставничества в профессиональной ориентации в
ближайшие годы заключается в том, что наставники не только помогут
значительной части людей найти свою нишу на рынке труда, но и научат их
конструировать свой собственный профессиональный маршрут и вносить в
него своевременные изменения в соответствии с требованиями рынка труда.
2. Школьная профориентация является здесь важнейшей основой, которая во
многом определяет и дальнейшее карьерное развитие человека. Усложнение
социально-экономической ситуации, жизненного и карьерного выборов
требуют повышения готовности самоопределяющейся личности к
самостоятельному и осознанному решению своих карьерных вопросов.
Наставничество в этом случае предполагает постепенное перемещение
акцентов в профориентационной работе от констатирующе-
рекомендательных вариантов помощи к активизации самих обучающихся
через профессиональные пробы и формирование у них умения
ориентироваться в разнообразных ситуациях выбора и принимать
ответственные решения;
3. Повышение уровня прагматичности профориентационной работы
(ориентация на конкретные виды труда и профессиональные пробы) требует
от наставников в перспективе оказать помощь в формировании готовности
обучающегося решать определенные задачи, опираясь на формирование
индивидуального стиля деятельности, приобретаемый опыт. Особенно это
важно для старшей школы, где становление и реконструкция опыта
профессионального самоопределения идет особенно интенсивно и часто
болезненно. Поэтому задача наставников – предоставить обучающимся
возможность самореализоваться в практической деятельности через
организацию профессиональных проб. Это пока самое слабое звено в работе
по профориентации и возможно лишь при соблюдении следующих
условий:
1) увеличение времени на наставничество (переход от одноразовых,
эпизодических консультаций к многоразовым встречам);
2) создание организационных условий для такой работы (системной и
комплексной);
3) специальная подготовка наставников, способных работать по разным
направлениям с использованием различных методов;
4) изменение у наставников отношения к профориентации (осознание ее
реальной важности).
Таким образом, наставничество предполагает профориентационную
помощь, направленную на решение конкретных задач в конкретных
ситуациях с четким результатом, с одной стороны, и задач более отдаленной
перспективы с менее определенными результатами (например, сам вектор
профессионального развития для конкретного человека, принятый и
одобренный им), с другой стороны.
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ НАСТАВНИЧЕСТВА
Современные исследователи, описывая систему наставничества, опираются
на одно из следующих определений. Так, Дэвид Майстер считает, что
наставничество – это инвестиция в долгосрочное развитие организации, ее
«здоровье». Согласно Гарету Льюису, наставничество представляет собой
систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь,
руководство, совет и поддержку другому. В общем виде наставничество
можно определить, как процесс передачи знаний и умений более опытным
человеком менее опытному.
Мы же под наставничеством в профориентации будем понимать помощь
обучающимся в выборе профессии и содействие им в приобретение
первичных умений и навыков в избранной профессии, что в дальнейшем
положительно скажется на их карьерном росте. Кто такой наставник?
Существует множество определений понятия наставничество, его часто
отождествляют с понятием менторство. Это английское слово, происходящее
от существительного Ментор – имя персонажа в поэме древнегреческого
поэта Гомера. Ментором звали друга и доверенное лицо Одиссея, которому
(в силу возраста и неспособности отправиться на войну) было поручено
заботиться о доме и хозяйстве и воспитывать сына царя Итаки. Имя стало
нарицательным, обозначающим руководителя подрастающего поколения.
Параллельно наставничество начали применять при организации выбора
профессии и труда. В западной традиции наставника принято называть
ментором.
Кадровая система реализации программы наставничества в рамках
образовательной деятельности конкретной образовательной организации
предусматривает, независимо от форм наставничества, три главные роли:
1. Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные
задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает
новые навыки и компетенции.
2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного результата, личностного и профессионального,
способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми
для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования
наставляемого
3. Куратор – сотрудник образовательной организации либо организации из
числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию всего
цикла программы наставничества.
Истоки первой наставнической практики исследователи относят ко времени
появления первых европейских университетов. Феномен наставничества
происходит из Великобритании. Появившись как методика в Оксфорде в XIV
веке, к концу XVI века модель наставничества становится основной в
университетском образовании (отсутствие категоричности в вопросе выбора
лекций, обучение после получения диплома и т.д.). С течением времени
наставничество преобразовалось, перейдя от воспитательной функции к
гораздо более широкой и пре имущественно образовательной.
В настоящий момент у наставничества в рамках оксфордской модели
следующие функции: составление индивидуального учебного плана,
подготовка к экзаменам, мотивирование на достижение максимальных
результатов, а также в известной степени контроль поведения и образа жизни
наставляемого. Современные мировые университеты нового типа,
определяемые как проектно-исследовательские, выделяют в качестве главной
ценности образования умение работать с управляемым будущим. В школах
Великобритании среди наставников-сверстников популярны и поощряются
личные журналы (дневники наблюдения), видео о наставническом
взаимодействии, совместные исследовательские проекты, совместные
походы и экскурсии. Для обучения наставников таким техникам существуют
тренинги и программы, финансируемые из федерального бюджета. Для
наставников-сверстников организуют электронные доски объявлений, чаты
для онлайн-обсуждений разных ситуаций. За наставниками-сверстниками
обязательно закреплены кураторы и педагоги.
В нашей стране в советское время явление носило массовый характер,
наставничество было широко распространено в системе профориентации и
производственного обучения (выбор и овладение рабочими профессиями и
конкретными специальностями).
В настоящий момент модели наставничества разрабатываются в целях
достижения контрольных точек федеральных проектов «Современная
школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка» и «Молодые
профессионалы» и национального проекта «Образование» и регулирует
отношения, связанные с функционированием и развитием наставнических
программ в субъектах Российской Федерации в сфере общего образования,
среднего профессионального образования и соответствующего
дополнительного профессионального образования, профессионального
обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания в
рамках полномочий Министерства просвещения России.
Целью внедрения моделей наставничества является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной
личной и профессиональной самореализации в современных условиях
неопределенности. Целью также становится создание условий для
формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и
профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 11 до 18 лет,
проживающих на территории Российской Федерации, в программы
наставничества.
Задачи реализации моделей наставничества: – улучшение показателей
организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других
сферах; – подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и
социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными
особенностями которого являются нестабильность, неопределенность,
изменчивость, сложность, информационная насыщенность; – раскрытие
личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории; –
создание экологичной среды для развития и повышения квалификации
педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических
кадров; – формирование открытого и эффективного сообщества вокруг
образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее
деятельности. Структура моделей наставничества включает в себя систему
условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ
наставничества в образовательных организациях.