Автор: Петухова Елена Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад общеразвивающего вида №177"
Населённый пункт: Ивановская обл., г. Иваново
Наименование материала: Конспект занятие по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: "Берегите планету Земля"
Раздел: дошкольное образование
«Берегите планету Земля»
занятие по познавательному развитию в
подготовительной группе
Цель: Систематизация знаний о достижениях и развитии нашей планеты, о
необходимости охраны природы на всей планете Земля
Задачи приоритетной области:
Познавательное развитие:
-Познакомить детей с разными ситуациями вмешательства человека в развитие
современого мира и природы на планете Земля;
-развивать самостоятельный поиск путей решения экологических проблем;
- систематизировать и закреплять имеющиеся у детей экологические знаний о
связях и зависимостях в живой и неживой природе;
-воспитывать у детей осознание необходимости сохранять и беречь окружающую
среду.
Художественно –эстетическое развитие: развивать художественные
способности, эстетический вкус,умение создавать композиции по заданной теме;
Речевое развитие: закреплять слова и символы /планета экология, живые
организмы, среда обитания/ развивать умения анализировать и составлять
развернутые рассказы;
Материал: карточки с изображением живых организмов, живущих в воде, на суше
и в воздухе; карточки этапов роста и развития бабочки, птицы, рыбы; ватман;
восковые мелки; фломастеры; бумага для рисования большого формата; два
символических рисунка планеты Земля (один – планета голубая, второй
– планета серая), аудиозаписи песни «Раненая птица».
Ход занятия:
Воспитатель: сегодня мы с вами, ребята, поговорим о том, как надо беречь нашу
планету.
1. игра
«Согреем птенчика»
.
Представьте, что у вас в руках маленькие беспомощный птенец. Вытяните руки
ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите
ладошки. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным,
спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту
своего сердца и дыхания.
А теперь раскройте ладошки и вы увидите, что птенчик радостно взлетел.
Улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к вам.
Время, в которое мы живем, особенное.
Никогда раньше не были люди такими могучими, как сейчас.
Они посылают ракеты на Луну и на Марс, перегораживают реки, создают
искусственные моря, во всех концах Земли возводят заводы, электростанции,
города. Нередко эта деятельность сильно влияет на природу, меняет ее. А ведь
главное правило экологии – в природе все связано друг с другом. И всюду, где
люди об этом не думают, природа погибает.
Экологи Земли встревожены тем, как люди относятся к природе. И мы с вами тоже
можем внести свой вклад в дело охраны природы.
Как мы с вами можем помочь спасти нашу планету /ответы детей/
Можно изготовить экологический плакат,
Хорошо! Придумаем ему название и повесим в коридоре нашего детского сада,
чтобы все, глядя на него, задумались, как они лично относятся к окружающему
миру.
Для создания плаката нужно проанализировать состояние окружающей среды
нашей планеты и выполнить несколько заданий.
Три клада у природы есть -вода, земля и воздух –три ее основы…
2. Рассказы о приспособлении организмов к среде обитания
Воспитатель. Для вас приготовлены карточки с изображением живых
организмов, живущих в воде, на суше и в воздухе.
Дети делятся на группы, проходят к столам.1.
Каждая группа рассказывает о «своих» живых организмах, о том, как они
приспособились к среде обитания.
Дети активно рассказывают, приводят интересные примеры приспособлений
живых организмов к среде обитания.
Воспитатель:/ анализирует, дополняет/
-Молодцы! Все верно! Для правильной оценки экологического состояния вам
нужно вспомнить условия, необходимые для благополучной жизнедеятельности
живых организмов (температура, чистая вода, чистый воздух, солнечный свет,
питание). /ответы детей/
Этапы (стадии) роста и развития организмов:
Воспитатель: Ребята, а, вы знаете, что каждый живой организм от рождения до
взрослой стадии проходит несколько этапов. Мы с вами уже об этом читали и
смотрели, изучали энциклопедии.
3. Воспитатель: У меня приготовлены карточки с этапами роста и развития
. На каждую группу – один живой организм. Расположите карточки в правильной
последовательности.
Дети рассказывают о последовательности развития организмов.
Воспитатель: Что может произойти, если погибнет одно из звеньев цепочки?
И погибнет по вине человека? Например, если погибнет гусеница?.
Ответы детей: не появится бабочка; не произойдет опыления цветов; не
будет корма птицам.
Молодцы! Знания природных закономерностей у вас есть. Вы понимаете, что в
природе все взаимосвязано.
4. Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель: Я буду называть какой-нибудь предмет, живой организм или
объект, созданный руками человека, а вы мне будете говорить, что плохого в том,
что это есть, и что в этом хорошего.
1. У нас в городе много заводов. Что в этом плохого? А что хорошего?
2. По улицам ездит много машин…
3. Летом бывает много гусениц…
4. В лесу живут хищники…
Молодцы, умники, все верно!
Ну, а теперь о самом важном –
Взглянуть на нашу Землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днем.
А воздух! Сколько грязи в нем!
Когда-то- чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной.
Погибнуть может все живое.
Земля, что сделали с тобою!
4.«Послание из космоса» Раздается стук в дверь.
Воспитатель.: Какое-то письмо принесли?
Смотрите, да ведь это «Послание из космоса»: / читаем письмо
«Здравствуйте, земляне! Мы живем в соседней солнечной системе. И, наблюдая
за вашей планетой, обнаружили, что она из голубой становится серой.
Фотографии высылаем вам. Когда-то давно мы
пережили экологическую катастрофу и теперь обеспокоены состоянием
вашей Земли. Под силу ли вам возродить и сохранить природу своей планеты?
Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно выяснить, что вредит
природе Земли, что губит ее, а потом разработать план спасения.
Будем работать по группам. На ваших столах лежат фломастеры, мелки, бумага.
За несколько минут вам нужно составить рассказ и нарисовать рисунки о том, как
человек может навредить природе.
Работа по группам.
Выступления детей: загрязнения от заводов; нефть в море; кислотные дожди;
вырубка лесов; истребление животных; мусор в водоемах…
Еще раз мы убедились, что необдуманное поведение человека может погубить
окружающий мир. И в напоминание всем мы составим из ваших
рисунков экологический плакат. Вот только нужно придумать ему название,
призывающее сохранять и беречь природу.
/Ответы детей «Люди, что вы делаете с природой?»; «Природа – наш
дом»; «Берегите планету Земля!»; «Экологическая катастрофа»/
Совместная работа детей и воспитателя по составлению плаката, пишем
название.
5. Итог, рефлексия
Воспитатель: ребята, вам понравилось наше занятие, мы узнали много нового
и интересного, ну, а самое главное – как найти пути решения экологических
проблем. Что же нам, людям, нужно предпринимать для спасения и сохранения
нашей планеты?
Дети отвечают: школы экологов; создание заповедников; выпуск книг, газет,
рекламы о защите природы; съемки фильмов, мультфильмов; разведение
редких животных и растений…
Из всего сказанного нужно сделать главный вывод: «Не навреди!».
Человек – часть природы. Мы должны жить в единстве с окружающим миром.
Тогда наша планета останется голубой, с чистыми реками и озерами, с дикими
неиспуганными животными. На ней будут расти цветы и петь птицы.
Включаем аудиозапись песни «Раненная птица».
Вносим новую книгу- энциклопедию «Планета Земля»
Плакат, созданный детьми, вывешивается в коридоре детского сада.