Напоминание

Национальная культура, народные традиции и обычаи


Автор: Башаева Равиля Анверовна
Должность: учитель изо и музыки муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "маляевская основная общеобразовательная школа " ленинского муниципального района волгоградской области
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Маляевская основная общеобразовательная школа " Ленинского муниципального района Волгоградской области
Населённый пункт: село Маляевка
Наименование материала: Конспект внеурочного занятия в 5 классе
Тема: Национальная культура, народные традиции и обычаи
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Маляевская основная общеобразовательная школа»

Ленинского муниципального района Волгоградской области

КОНСПЕКТ

внеурочного занятия в 5 классе МКОУ «Маляевская ООШ»

Ленинского муниципального района Волгоградской области

Учитель изо и музыки: Башаева Р.А.

1

Тип: комплексное использование знаний

Цели занятия: Формировать у детей основы нравственности на лучших

образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.

Задачи занятия:

Образовательная: Получение детьми знаний о декоративно-прикладном

искусстве и его применении.

Развивающая:

Развитие у детей творческого воображения, фантазии,

умения понимать и ценить прекрасное.

Воспитательная: Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру

и искусству.

Здоровьесберегающая: Профилактика умственного перенапряжения путём

смены видов деятельности

УУД

Личностные: развивать фантазию и воображение, способность к созданию

художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и

работ учащихся.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные:

осуществлять

поиск

и

выделение

необходимой

информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных

задач

Метапредметные:

учиться

высказывать

и

отстаивать

свое

мнение,

планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать

собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки

самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные

мотивы росписи, разнообразные приемы работы, создать узор на бумажных

предметах быта из элементов росписи.

Словарная работа: промысел, ичиги, тюбетейка, калфак.

2

Предварительная работа: Рассматривание альбомов и иллюстраций с

одеждой,

орнаментами;

прорисовка

узоров;

работа

со

словарем,

разгадывание загадок об орнаментах.

Методы и приемы: Наглядный (рассматривание иллюстраций, таблиц);

словесный

(беседа,

использование

художественного

слова,

указания,

пояснения);

практический

(самостоятельное

выполнение

детьми

декоративных

изделий;

использование

различных

инструментов

и

материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и

активности).

Материал и оборудование. Иллюстрации с изображением татарской одежды

и элементов узоров для украшения одежды орнаментом татарского народа,

макеты кукол девочки и мальчика, трафареты одежды, краски, кисточки.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные: Сформированность мотивации к изучению декоративного

искусства,

умение

проводить

самооценку,

освоение

художественной

культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как

способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль

декоративного искусства в жизни человека

Предметные: Научатся использовать основы изобразительной грамоты,

специфику образного языка, понимать значение искусства в жизни человека

и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла

в собственной художественной деятельности

Метапредметные:

Личностные: Сформированность мотивации к изучению декоративного

искусства,

умение

проводить

самооценку,

освоение

художественной

культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как

способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль

декоративного искусства в жизни человека

Познавательные: Поиск информации в учебнике. Анализ объектов с целью

выделения существенных признаков, Синтез – составление цельного образа

3

из характерных элементов. Научиться осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной

литературы, узнавать, называть и определять объекты. Выделять группы

существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию

по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат

деятельности.

Регулятивные: Планирование

и

выполнение

практической

работы,

адекватно

использовать

речь,

выбирать

действия

в

соответствии

с

поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать

предложения

учителя,

одноклассников

по

исправлению

допущенных

ошибок.

Прогнозирование

и

предвидение

конечного

результата,

вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок,

стабилизировать

эмоциональное

состояние. Определение

проблемы

и

правильная постановка учебной задачи.

Коммуникативные: Принимать участие в работе группами, формирование

навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в

группах. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои

затруднения. Проявлять активность для решения познавательных задач,

формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать

работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление

поведением партнеров.

Ход занятия.

I. Оргмомент

Мотивация учебной деятельности.

Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку.

Учитель: Добрый день, 5 класс

Мне приятно видеть вас

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг, другу улыбнитесь

Молодцы, теперь садитесь.

4

II. Повторение

Актуализация знаний.

Учитель:

Посмотрите, пожалуйста,

на доску. Изображение каких предметов вы

видите на картинках?

Правильно, это элементы татарской национальной одежды, украшенные

национальным узором

- Ребята, а с какой темой можно связать наше оформление?

Учащиеся:

Народные промыслы.

Учитель:

Верно.

С начала года мы занимались изучением народной

культуры: обрядов, одежды, жилища, народных промыслов. Сегодня мы эту

работу продолжим.

Учитель: Ребята, а почему рядом с картинками со старинной национальной

одеждой находятся изображения современных ярких костюмов и предметов

быта?

Вы

очень

наблюдательны

и

умеете

анализировать

и

делать

правильные выводы. То есть можно сказать, что народные промыслы играют

огромную роль в современной жизни человека. Это и есть тема сегодняшнего

занятия.

Учитель: А

как

вы

думаете,

какова

цель

нашего

занятия?

Учащиеся (примерные ответы)

- повторить все, что изучили

- проверить и закрепить наши знания по пройденным темам.

Учитель:

Правильно. Повторить, закрепить и проверить уровень ваших знаний о роли

народных художественных промыслов в современной жизни.

III. Первичное усвоение новых знаний

Учитель: Ребята, есть ли в вашем селе, районе жители, занимающиеся каким

либо промыслом? ( Региональный компонент)

5

Учашиеся: Да,

такие мастера живут в нашем селе. Они занимаются

вышивкой, кружевоплетением, лозоплетением.

Учитель: Вот и мы, ребята сегодня выступим в роли народных мастеров.

Будем наносить узоры на предметы одежды наших кукол. Но сначала более

подробно рассмотрим национальные татарские узоры. Татарский народный

орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного

творчества

народа.

Прекрасные

образцы,

которые

вы

видите

здесь,

использовали для украшения ювелирных изделий, в вышивках головных

уборах, кожаной обуви, украшениях домов.

На что эти узоры похожи?

Учашиеся: На цветы и листья растений.

Учитель: А какие цветы можно увидеть?

Учашиеся: Мы видим колокольчики, розы георгины, ромашки, тюльпаны,

трилистник, лотос.

Учитель: Скажите, какие цвета используются в татарском орнаменте?

Учашиеся: В татарском орнаменте используются яркие цвета (красный,

синий, зеленый, голубой, розовый, оранжевый, желтый).

Учитель: Мы видим на картинке здесь много красивых вещей.

Что это?

Учашиеся: Ичиги - это обувь.

Учитель: Что вы знаете о ней?

Учашиеся: Ее шили из кожи, и узоры вышивали цветными нитками,

мужские ичиги шились из черной кожи. А женская обувь была многоцветной

и узорной.

Учитель: Что это?

Учашиеся: Тюбетейка – это мужской головной убор ее вышивали золотыми

нитками и бисером.

Учитель: Что это?

Учашиеся: Калфак – женский головной убор, его украшали золотыми

нитками и бисером.

6

Учитель: Ребята, а сейчас можно на улице встретить человека в таком

одеянии?

Попробуем представить себя в этих костюмах. Вам было бы удобно? Вас всё

устраивает в них?

Учашиеся: Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной

одежде.

Учитель:

Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть

народные (национальные) костюмы? Когда их одевают?

В музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных

танцев и песен.

Учашиеся: Так одеваются на праздники. В таких костюмах мы танцуем и

поем на концертах.

Учитель: Ребята, давайте раскрасим костюмы наших кукол для праздника.

IV. Практическая работа.

Учащиеся по своему усмотрению и возможностям выбирают трафареты из

предметов одежды.

Учитель: Узор наносим кончиком тонкой кисти. Подберите свою гамму

цветов. Советую брать не больше трех красок. Приступайте к работе.

Успехов!

Звучит национальная музыка.

Во время работы учащимся оказывается индивидуальная помощь.

V. Динамическая пауза.

Учитель: Ты еще не видел Чуда— (Правая рука согнута в локте и лежит на

ладони левой руки. Грозим указательным пальцем)

И в гостях у нас ты не был? (Разводят руки в стороны и удивляются)

Приезжай к нам без опаски (Держим кисти рук прямо ладонями вверх.

Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)

Слушать шорох зимней сказки, (Пальцы в «замочек» - круговые вращения)

Слушать звон копыт по насту.... (Перебираем пальцами обеих рук по столу)

7

Приезжай. Мы встретим лаской. (Держим кисти рук прямо ладонями вверх.

Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)

Здравствуй! (Развести ладошки вертикально)

VI.

Выставка

творческих

работ.

Ребята закрепляют свои работы на приготовленных эскизах кукол.

Учитель:

Посмотрите, как «загорелись» глазки у наших кукол, заалели

щеки. Какими яркими стали их наряды. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо

сегодня работали, показали свои знания.

Я предлагаю оценить свою работу вам следующим образом:

Перед вами на столе 2 елочных шарика: белый и синий, вам необходимо

прикрепить их на елочку.

Если вы считаете, что у вас все получается и вы довольны своей работой

прикрепите свои игрушки повыше к самой макушке. Если вы считаете, что

испытываете затруднение при работе с этой темой, прикрепите к серединке.

Ну, а если совсем вам трудно было работать - прикрепите игрушки внизу.

Сегодня вы были замечательными художниками-волшебниками.

Учитель. А теперь настало время ответить на главный вопрос: какую роль

играют народные художественные промыслы для нашей современной жизни.

Предполагаемые ответы учащихся:

Мы лучше узнаем культуру и традиции нашего села.

Мы гордимся умениями наших далеких предков.

Молодые мастера продолжают традиции старых мастеров, значит, эти

промыслы нужны современным людям.

Рефлексия.

Учитель: Закончите фразу:

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился(лась)…

- У меня получилось…

- Делать своими руками – это…

- Мне понравилось …

8

Учитель:

Спасибо вам, ребята, за старание и прекрасные работы!

Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать

ее прошлое и продолжать традиции в современной жизни.

Приложения к оформлению урока.

9

10

11

12

Список использованных источников:

1.

Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань, 2002. – 295 с.

2.

Интернет-ресурсы

13



В раздел образования