Автор: Башаева Равиля Анверовна
Должность: учитель изо и музыки муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "маляевская основная общеобразовательная школа " ленинского муниципального района волгоградской области
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Маляевская основная общеобразовательная школа " Ленинского муниципального района Волгоградской области
Населённый пункт: село Маляевка
Наименование материала: Конспект внеурочного занятия в 5 классе
Тема: Национальная культура, народные традиции и обычаи
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Маляевская основная общеобразовательная школа»
Ленинского муниципального района Волгоградской области
КОНСПЕКТ
внеурочного занятия в 5 классе МКОУ «Маляевская ООШ»
Ленинского муниципального района Волгоградской области
Учитель изо и музыки: Башаева Р.А.
1
Тип: комплексное использование знаний
Цели занятия: Формировать у детей основы нравственности на лучших
образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
Задачи занятия:
Образовательная: Получение детьми знаний о декоративно-прикладном
искусстве и его применении.
Развивающая:
Развитие у детей творческого воображения, фантазии,
умения понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная: Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру
и искусству.
Здоровьесберегающая: Профилактика умственного перенапряжения путём
смены видов деятельности
УУД
Личностные: развивать фантазию и воображение, способность к созданию
художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и
работ учащихся.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные:
осуществлять
поиск
и
выделение
необходимой
информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных
задач
Метапредметные:
учиться
высказывать
и
отстаивать
свое
мнение,
планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать
собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки
самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные
мотивы росписи, разнообразные приемы работы, создать узор на бумажных
предметах быта из элементов росписи.
Словарная работа: промысел, ичиги, тюбетейка, калфак.
2
Предварительная работа: Рассматривание альбомов и иллюстраций с
одеждой,
орнаментами;
прорисовка
узоров;
работа
со
словарем,
разгадывание загадок об орнаментах.
Методы и приемы: Наглядный (рассматривание иллюстраций, таблиц);
словесный
(беседа,
использование
художественного
слова,
указания,
пояснения);
практический
(самостоятельное
выполнение
детьми
декоративных
изделий;
использование
различных
инструментов
и
материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и
активности).
Материал и оборудование. Иллюстрации с изображением татарской одежды
и элементов узоров для украшения одежды орнаментом татарского народа,
макеты кукол девочки и мальчика, трафареты одежды, краски, кисточки.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные: Сформированность мотивации к изучению декоративного
искусства,
умение
проводить
самооценку,
освоение
художественной
культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как
способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль
декоративного искусства в жизни человека
Предметные: Научатся использовать основы изобразительной грамоты,
специфику образного языка, понимать значение искусства в жизни человека
и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла
в собственной художественной деятельности
Метапредметные:
Личностные: Сформированность мотивации к изучению декоративного
искусства,
умение
проводить
самооценку,
освоение
художественной
культуры древних цивилизаций. Воспитание художественного вкуса как
способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль
декоративного искусства в жизни человека
Познавательные: Поиск информации в учебнике. Анализ объектов с целью
выделения существенных признаков, Синтез – составление цельного образа
3
из характерных элементов. Научиться осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, узнавать, называть и определять объекты. Выделять группы
существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию
по заданным критериям. Контролировать и оценивать процесс и результат
деятельности.
Регулятивные: Планирование
и
выполнение
практической
работы,
адекватно
использовать
речь,
выбирать
действия
в
соответствии
с
поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать
предложения
учителя,
одноклассников
по
исправлению
допущенных
ошибок.
Прогнозирование
и
предвидение
конечного
результата,
вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок,
стабилизировать
эмоциональное
состояние. Определение
проблемы
и
правильная постановка учебной задачи.
Коммуникативные: Принимать участие в работе группами, формирование
навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в
группах. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои
затруднения. Проявлять активность для решения познавательных задач,
формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление
поведением партнеров.
Ход занятия.
I. Оргмомент
Мотивация учебной деятельности.
Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку.
Учитель: Добрый день, 5 класс
Мне приятно видеть вас
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь
Молодцы, теперь садитесь.
4
II. Повторение
Актуализация знаний.
Учитель:
Посмотрите, пожалуйста,
на доску. Изображение каких предметов вы
видите на картинках?
Правильно, это элементы татарской национальной одежды, украшенные
национальным узором
- Ребята, а с какой темой можно связать наше оформление?
Учащиеся:
Народные промыслы.
Учитель:
Верно.
С начала года мы занимались изучением народной
культуры: обрядов, одежды, жилища, народных промыслов. Сегодня мы эту
работу продолжим.
Учитель: Ребята, а почему рядом с картинками со старинной национальной
одеждой находятся изображения современных ярких костюмов и предметов
быта?
Вы
очень
наблюдательны
и
умеете
анализировать
и
делать
правильные выводы. То есть можно сказать, что народные промыслы играют
огромную роль в современной жизни человека. Это и есть тема сегодняшнего
занятия.
Учитель: А
как
вы
думаете,
какова
цель
нашего
занятия?
Учащиеся (примерные ответы)
- повторить все, что изучили
- проверить и закрепить наши знания по пройденным темам.
Учитель:
Правильно. Повторить, закрепить и проверить уровень ваших знаний о роли
народных художественных промыслов в современной жизни.
III. Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Ребята, есть ли в вашем селе, районе жители, занимающиеся каким
либо промыслом? ( Региональный компонент)
5
Учашиеся: Да,
такие мастера живут в нашем селе. Они занимаются
вышивкой, кружевоплетением, лозоплетением.
Учитель: Вот и мы, ребята сегодня выступим в роли народных мастеров.
Будем наносить узоры на предметы одежды наших кукол. Но сначала более
подробно рассмотрим национальные татарские узоры. Татарский народный
орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного
творчества
народа.
Прекрасные
образцы,
которые
вы
видите
здесь,
использовали для украшения ювелирных изделий, в вышивках головных
уборах, кожаной обуви, украшениях домов.
На что эти узоры похожи?
Учашиеся: На цветы и листья растений.
Учитель: А какие цветы можно увидеть?
Учашиеся: Мы видим колокольчики, розы георгины, ромашки, тюльпаны,
трилистник, лотос.
Учитель: Скажите, какие цвета используются в татарском орнаменте?
Учашиеся: В татарском орнаменте используются яркие цвета (красный,
синий, зеленый, голубой, розовый, оранжевый, желтый).
Учитель: Мы видим на картинке здесь много красивых вещей.
Что это?
Учашиеся: Ичиги - это обувь.
Учитель: Что вы знаете о ней?
Учашиеся: Ее шили из кожи, и узоры вышивали цветными нитками,
мужские ичиги шились из черной кожи. А женская обувь была многоцветной
и узорной.
Учитель: Что это?
Учашиеся: Тюбетейка – это мужской головной убор ее вышивали золотыми
нитками и бисером.
Учитель: Что это?
Учашиеся: Калфак – женский головной убор, его украшали золотыми
нитками и бисером.
6
Учитель: Ребята, а сейчас можно на улице встретить человека в таком
одеянии?
Попробуем представить себя в этих костюмах. Вам было бы удобно? Вас всё
устраивает в них?
Учашиеся: Нет, не очень удобно, играть и бегать удобнее в современной
одежде.
Учитель:
Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть
народные (национальные) костюмы? Когда их одевают?
В музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных
танцев и песен.
Учашиеся: Так одеваются на праздники. В таких костюмах мы танцуем и
поем на концертах.
Учитель: Ребята, давайте раскрасим костюмы наших кукол для праздника.
IV. Практическая работа.
Учащиеся по своему усмотрению и возможностям выбирают трафареты из
предметов одежды.
Учитель: Узор наносим кончиком тонкой кисти. Подберите свою гамму
цветов. Советую брать не больше трех красок. Приступайте к работе.
Успехов!
Звучит национальная музыка.
Во время работы учащимся оказывается индивидуальная помощь.
V. Динамическая пауза.
Учитель: Ты еще не видел Чуда— (Правая рука согнута в локте и лежит на
ладони левой руки. Грозим указательным пальцем)
И в гостях у нас ты не был? (Разводят руки в стороны и удивляются)
Приезжай к нам без опаски (Держим кисти рук прямо ладонями вверх.
Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)
Слушать шорох зимней сказки, (Пальцы в «замочек» - круговые вращения)
Слушать звон копыт по насту.... (Перебираем пальцами обеих рук по столу)
7
Приезжай. Мы встретим лаской. (Держим кисти рук прямо ладонями вверх.
Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)
Здравствуй! (Развести ладошки вертикально)
VI.
Выставка
творческих
работ.
Ребята закрепляют свои работы на приготовленных эскизах кукол.
Учитель:
Посмотрите, как «загорелись» глазки у наших кукол, заалели
щеки. Какими яркими стали их наряды. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо
сегодня работали, показали свои знания.
Я предлагаю оценить свою работу вам следующим образом:
Перед вами на столе 2 елочных шарика: белый и синий, вам необходимо
прикрепить их на елочку.
Если вы считаете, что у вас все получается и вы довольны своей работой
прикрепите свои игрушки повыше к самой макушке. Если вы считаете, что
испытываете затруднение при работе с этой темой, прикрепите к серединке.
Ну, а если совсем вам трудно было работать - прикрепите игрушки внизу.
Сегодня вы были замечательными художниками-волшебниками.
Учитель. А теперь настало время ответить на главный вопрос: какую роль
играют народные художественные промыслы для нашей современной жизни.
Предполагаемые ответы учащихся:
Мы лучше узнаем культуру и традиции нашего села.
Мы гордимся умениями наших далеких предков.
Молодые мастера продолжают традиции старых мастеров, значит, эти
промыслы нужны современным людям.
Рефлексия.
Учитель: Закончите фразу:
- Сегодня я выступил (а) в роли…
- Я на уроке научился(лась)…
- У меня получилось…
- Делать своими руками – это…
- Мне понравилось …
8
Учитель:
Спасибо вам, ребята, за старание и прекрасные работы!
Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать
ее прошлое и продолжать традиции в современной жизни.
Приложения к оформлению урока.
9
10
11
12
Список использованных источников:
1.
Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань, 2002. – 295 с.
2.
Интернет-ресурсы
13