Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Автор: Дубинко Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Теремок" Населённый пункт: пос.Тазовский, ЯНАО Наименование материала: Методическая разработка Тема: Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Цель :
Повысить
педагогическую
компетентность
воспитателей
при
формировании
культурно-гигиенических
навыков
у
детей
раннего
возраста
посредством детского фольклора
Актуальность :
Режимные
процессы
(кормление,
укладывание
на
сон,
подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических
процедур)
занимает
существенную
часть
времени
бодрствования.
Дети
нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.
Задачи:
Познакомить
воспитателей
с
вариантами
работы
с
народным
фольклором в воспитании у детей раннего возраста культурно-гигиенических
навыков и навыков самообслуживания.
Разработать методические рекомендации по воспитанию культурно-
гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Приобщение
детей
раннего
возраста
к
народным
традициям,
наиболее
эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы
связан с проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей
раннего
возраста,
которую
можно
эффективно
решить
с
помощью
детского
фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот
период
является
наиболее
благоприятным
для
их
развития,
именно
в
этом
возрасте
закладывается
фундамент
всех
полезных
и
необходимых
навыков
в
жизни
человека.
Посредством
детского
фольклора
малыш
лучше
запоминает,
устанавливает причинно-следственные связи.
Формирование
культурно-гигиенических
навыков
осуществляется
под
руководством
взрослых
-
родителей,
воспитателя.
Поэтому
должна
быть
обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и
семьи.
Главными
методами
обучения
дошкольников
являются
наглядные,
словесные, игровые и практические методы.
В
раннем
возрасте
дети
особенно
склонны
к
подражанию,
поэтому
в
формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Для
плодотворного
общения
взрослого
и
ребенка
важно
установление
добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В
этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки,
потешки,
прибаутки,
считалки,
пословицы,
поговорки,
загадки,
дразнилки,
кричалки, заклички, пестушки.
Фольклор
(англ.
folk-lore)
—
народное
творчество,
произведения,
создаваемые
народом
и
бытующие
в
нем.
Отличительными
особенностями
фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является
источником
любой
литературы
и
искусства
в
целом,
оказывает
всестороннее
влияние на развитие человека.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения,
созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.
Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают
внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки -
потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым,
выполнять
задания
педагога,
участвовать
в
общих
играх.
Без
считалок
не
обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним:
«Аты-баты,
шли
солдаты...».
Колыбельные
песни
успокаивают,
снимают
напряжение,
готовят
ребенка
ко
сну,
убаюкивают.
Замечено,
что
к
педагогу,
виртуозно
владеющему
образным
народным
фольклором,
тянутся
дети:
их
завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в
сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».
Под
потешки
дети
с
удовольствием
умываются,
засыпают,
обедают,
занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из
нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются
память,
внимание,
мышление
и
речь,
а
если
он
выполняет
определенные
движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Рассказывая
потешки,
используйте
на
первых
порах
наглядность,
объясняйте
значение
новых
слов,
опираясь
на
опыт
и
знания
детей.
Совершенствуйте
свою
речь,
помните,
что
подражание
—
движущая
сила
в
развитии ребенка!
В своей работе детский фольклор можно использовать в разных видах
деятельности:
в обучении правильному произношению;
в приобщении детей к русской национальной культуре;
в непосредственно образовательной деятельности;
в беседах;
в наблюдениях;
в народных подвижных играх;
в играх на развитие мелкой моторики;
в театрализованной деятельности;
Предлагаются варианты использования фольклора в повседневной жизни
ребенка в дошкольных образовательных учреждениях и дома.
Использование фольклора в режимных моментах:
1. Доброе утро
:
Б.Белова С ДОБРЫМ УТРОМ!
Почему, встречаясь утром,
Говорим мы:
«С ДОБРЫМ УТРОМ»?
Потому что утром — солнце,
Темной ночи больше нет,
И свободно в окна льётся
Добрый-добрый,
Мирный свет.
С добрым утром, люди,
Взрослые и дети!
Радостно и дружно
Будем жить на свете!
А.Кузнецова
Кто умеет утром сам,
Просыпаться по часам?
– Я умею по часам,
Просыпаться утром сам!
Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко.
И у скомканной подушки
Кулачком задвинуть ушки.
2.
«Умывание»:
Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Стали мы его купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька: - Простите!
И меня вы отпустите!
Я большой,
Я буду сам -
Умываться по утрам!
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
3.
«Расчесывание»:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
Под окном лиса поёт,
Петушка гулять зовёт:
"Петя, Петя, петушок,
У тебя есть гребешок,
Приходи на мостик,
Расчеши мне хвостик»
4.
«Приятного аппетита»:
В.Берестов
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
Это - ложка,
Это - чашка.
Ю.Кушак
Прискакала к Маше,
Попросила каши.
- Ты не жмурься,
А ложку возьми,
Да себя и меня покорми:
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Маше ложечка,
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
И мне немножечко!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
5. «Спать пора»:
Л. Мей
Баю-баюшки-баю…
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою.
Что на зорьке-то заре,
О весенней о поре,
Пташки вольные поют,
В темном лесе гнезда вьют.
Соловей-ка соловей,
Ты гнезда себе не вей:
Прилетай ты в наш садок,-
Под высокий теремок,
По кусточкам попорхать,
Спелых ягод поклевать,
Солнцем крылья обогреть,
Маше песенку пропеть.
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою!
П. Воронько Спать пора
Спать пора.
Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко.
Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить
многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет
их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении
всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их
детство настоящими сокровищами народной мудрости.