Авторы: Матвеева Татьяна Алексеевна, Шипулина Светлана Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель, учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: Нижегородская область, г.Балахна
Наименование материала: сценарий праздника
Тема: Музыкально-литературный дилижанс "День славянской письменности и культуры", приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла
Раздел: дошкольное образование
Музыкально-литературный дилижанс
«День славянской письменности и культуры»,
приуроченному ко дню памяти
святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Познакомить детей с
историей создания славянской
азбуки, с праздником «День
славянской письменности» и
просветительским подвигом
Кирилла и Мефодия.
Предварительная работа со
словарём:
- разобрать слова,
понятия по тематике праздника
(«кириллица»,«глаголица»,
«славяне,славянская»,
«Русь»,
«русичи», «поляне», «древляне»,
«монахи-братья
Кирилл
и
Мефодий»,
«первоучителя»,
«христианские
просветители»,
«дилижанс» , «извозчик», поэт
Пушкин А.С.)
Ход праздника:
ИЗВОЗЧИК: - Здравствуйте, детвора-пассажиры,
Я - Извозчик, тот, кто возит пассажиров в дилижансе!
В честь праздника сказок, книг, букв и письма
«Наш литературный дилижанс отправляется в путь! »
(ф-ма- «цоканье копыт лошадей под размеренную музыку» - -дилижанс», на видео - картинка
дилижанса, участники в шляпах с веерами, цокают языком – едут в дилижансе)
ИЗВОЗЧИК: - Тпру-уу! Стой! Станция первая - СЛАВЯНСКАЯ!
( дети снимают шляпки, кладут веера на столики)
ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ «Кирилл и Мефодий»
ВОСПИТАТЕЛЬ 1
ВОСПИТАТЕЛЬ 1
По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче братья Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
ДЕТИ-славяне ( в народных костюмах):
1
2
3
Русоволосые, сероглазые,
Лицом светлые и сердцем
славные.
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто мы ?
Мы – славяне! (вместе)
Своею статью все пригожие,
Все родные и все похожие,
Зовемся ныне россияне,
Издревле кто мы?
Мы – славяне! (хором)
Мы чтим березы
белоствольные,
Мы любим песни наши
вольные,
Зовемся Маши, Юли, Тани,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
ПЕСНЯ «МОЯ РОССИЯ»
ВЕДУЩИЙ: -
Не каждый знает, что сегодня
Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.
Для тех, кто слышит имена их в первый раз,
Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…
Жили-были на Руси добры молодцы да красны девицы. Умели они пахать, косить, терема
строить! Но грамоты не знали, не умели читать и писать. Братья-монахи Мефодий и Кирилл
мечтали написать книги для славян, но для этого сначала надо было придумать буквы.
ИЗВОЗЧИК: - Наш литературный дилижанс отправляется на станцию -
БУКВЕННУЮ! Садитесь ! Поехали (дети цокают)
ИЗВОЗЧИК: - Стоп! Приехали! СТАНЦИЯ БУКВЕННАЯ!
(выходит монах со свечой, садится за стол, пишет пером)
1-
2-
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
(колокольный звон)
(входят славяне, показывают рисунки заранее подготовленные: человек, дом, горшочек, овца)
ВЕДУЩИЙ: -
Не знали славяне
букв. Писали они не буквами, а
рисунками.
И прочитать можно
были по-разному эти рисунки.
РУСИЧ1: - Пойди домой,
надо пасти овец.
РУСИЧ 2 : - Или так:
Приходи в гости,
угощу тебя мясом.
ВЕДУЩИЙ: - Монахи писали на
чужом незнакомом языке. А простым
людям тоже хотелось читать и писать.
(два князя кланяются царю, к ним
выходят два монаха)
ВЕДУЩИЙ:
-
Попросили
русские
князья царя Михаила отправить на Русь
учителей, которые смогли бы рассказать о книжных словах. И отправились два брата Кирилл и Мефодий
на славянскую Землю.
ВЕДУЩИЙ: - Братья-монахи Кирилл и Мефодий знали много языков и создали славянскую азбуку. Её
назвали Кириллицей по имени одного из братьев.
ВЕДУЩИЙ: - Отныне все славяне могли писать друг другу письма и читать их
(выходит Ваня с портфелем и дети с масками старинных букв на голове или в руках) .
ВАНЯ с портфелем
1
2
3
4
5
Ого, какие буквы дивные,
красивые, старинные!
Я – буква
ИЖИЦА
Я - ФИТА
Я- КСИ
Я- ПСИ
Я-ЯТЬ
ВАНЯ: - Вы красивы и веет от вас стариной, но алфавит теперь у нас другой.
Были вы когда-то важны, ну а теперь никому не нужны!
БУКВЫ: - Мы святая память, нас нельзя забыть и нельзя оставить.
Нас Пушкин красною строкой над сказками поставил.
ИЗВОЗЧИК: Наш литературный дилижанс отправляется на станцию ПУШКИНСКУЮ!
Поехали! (дети цокают)
ИЗВОЗЧИК: - Стоп! Приехали! СТАНЦИЯ ПУШКИНСКАЯ!
(Звучит «Вальс» из балета «Маскарад»,
выходит Пушкин с Ариной
Родионовной,девочки в бальных платьях и
гусары , кружатся по залу, садятся на
стульчики)
ВЕДУЩИЙ: - Александр Сергеевич
Пушкин – великий русский поэт. Его сказки
знамениты на весь мир! А рассказала эти
сказки маленькому Саше Пушкину его
добрая няня – Арина Родионовна.
ПУШКИН: Подруга дней моих суровых,
Ты под окном своей светлицы
Голубка дряхлая моя!
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
АРИНА РОДИОНОВНА: - Спасибо, внучек, Сашенька! За добрые слова.
Давай спросим у ребят , хорошо ли они знают русские слова?
ПУШКИН: - Загадаем загадки!
ЗАГАДКИ О БУКВАХ:
Пушкин: Чёрные, кривые, от рожденья все немые,
Станут в ряд - сейчас заговорят. (буквы)
Няня: - Всё я знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться –
Надо грамоте учиться.(книга)
Каждый след его поймёт.( Карандаш).
Няня: - Стальной конёк
По белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (ручка)
Пушкин: - Чёрные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает. (буквы).
ПУШКИН: - Молодцы, а нам пора. С праздником сказок, букв и письма поздравляем вас, детвора!
(Пушкин и няня уходят)
ИЗВОЗЧИК: - Наш литературный дилижанс отправляется на станцую ТОРЖЕСТВЕННУЮ!
(Дети снова берут вееры, цокают, на экране - дилижанс)
ИЗВОЗЧИК: - Тпруу-у-! Станция последняя - торжественная!
( выходят дети –чтецы с книгами в руках)
Мы дружны с печатным
словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет твоей любимой
книжки —
‘Чипполино’,
например,
И сбежали, как
мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Трудно нам сейчас
представить,
Чтоб такой момент
возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Слава нашей книге
детской!
Переплывшей все
моря!
И особенно
советской —
Начиная с Букваря!
(все персонажи выходят на поклон)
Пушкин: - Деревянный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдёт –