Напоминание

Музыкально-литературный дилижанс "День славянской письменности и культуры", приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла


Авторы: Матвеева Татьяна Алексеевна, Шипулина Светлана Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель, учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: Нижегородская область, г.Балахна
Наименование материала: сценарий праздника
Тема: Музыкально-литературный дилижанс "День славянской письменности и культуры", приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкально-литературный дилижанс

«День славянской письменности и культуры»,

приуроченному ко дню памяти

святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Познакомить детей с

историей создания славянской

азбуки, с праздником «День

славянской письменности» и

просветительским подвигом

Кирилла и Мефодия.

Предварительная работа со

словарём:

- разобрать слова,

понятия по тематике праздника

(«кириллица»,«глаголица»,

«славяне,славянская»,

«Русь»,

«русичи», «поляне», «древляне»,

«монахи-братья

Кирилл

и

Мефодий»,

«первоучителя»,

«христианские

просветители»,

«дилижанс» , «извозчик», поэт

Пушкин А.С.)

Ход праздника:

ИЗВОЗЧИК: - Здравствуйте, детвора-пассажиры,

Я - Извозчик, тот, кто возит пассажиров в дилижансе!

В честь праздника сказок, книг, букв и письма

«Наш литературный дилижанс отправляется в путь! »

(ф-ма- «цоканье копыт лошадей под размеренную музыку» - -дилижанс», на видео - картинка

дилижанса, участники в шляпах с веерами, цокают языком – едут в дилижансе)

ИЗВОЗЧИК: - Тпру-уу! Стой! Станция первая - СЛАВЯНСКАЯ!

( дети снимают шляпки, кладут веера на столики)

ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ «Кирилл и Мефодий»

ВОСПИТАТЕЛЬ 1

ВОСПИТАТЕЛЬ 1

По широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон разливается

Нынче братья Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

ДЕТИ-славяне ( в народных костюмах):

1

2

3

Русоволосые, сероглазые,

Лицом светлые и сердцем

славные.

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто мы ?

Мы – славяне! (вместе)

Своею статью все пригожие,

Все родные и все похожие,

Зовемся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Мы – славяне! (хором)

Мы чтим березы

белоствольные,

Мы любим песни наши

вольные,

Зовемся Маши, Юли, Тани,

Скажите, кто мы?

Мы – славяне! (хором)

ПЕСНЯ «МОЯ РОССИЯ»

ВЕДУЩИЙ: -

Не каждый знает, что сегодня

Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.

Для тех, кто слышит имена их в первый раз,

Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

Жили-были на Руси добры молодцы да красны девицы. Умели они пахать, косить, терема

строить! Но грамоты не знали, не умели читать и писать. Братья-монахи Мефодий и Кирилл

мечтали написать книги для славян, но для этого сначала надо было придумать буквы.

ИЗВОЗЧИК: - Наш литературный дилижанс отправляется на станцию -

БУКВЕННУЮ! Садитесь ! Поехали (дети цокают)

ИЗВОЗЧИК: - Стоп! Приехали! СТАНЦИЯ БУКВЕННАЯ!

(выходит монах со свечой, садится за стол, пишет пером)

1-

2-

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

(колокольный звон)

(входят славяне, показывают рисунки заранее подготовленные: человек, дом, горшочек, овца)

ВЕДУЩИЙ: -

Не знали славяне

букв. Писали они не буквами, а

рисунками.

И прочитать можно

были по-разному эти рисунки.

РУСИЧ1: - Пойди домой,

надо пасти овец.

РУСИЧ 2 : - Или так:

Приходи в гости,

угощу тебя мясом.

ВЕДУЩИЙ: - Монахи писали на

чужом незнакомом языке. А простым

людям тоже хотелось читать и писать.

(два князя кланяются царю, к ним

выходят два монаха)

ВЕДУЩИЙ:

-

Попросили

русские

князья царя Михаила отправить на Русь

учителей, которые смогли бы рассказать о книжных словах. И отправились два брата Кирилл и Мефодий

на славянскую Землю.

ВЕДУЩИЙ: - Братья-монахи Кирилл и Мефодий знали много языков и создали славянскую азбуку. Её

назвали Кириллицей по имени одного из братьев.

ВЕДУЩИЙ: - Отныне все славяне могли писать друг другу письма и читать их

(выходит Ваня с портфелем и дети с масками старинных букв на голове или в руках) .

ВАНЯ с портфелем

1

2

3

4

5

Ого, какие буквы дивные,

красивые, старинные!

Я – буква

ИЖИЦА

Я - ФИТА

Я- КСИ

Я- ПСИ

Я-ЯТЬ

ВАНЯ: - Вы красивы и веет от вас стариной, но алфавит теперь у нас другой.

Были вы когда-то важны, ну а теперь никому не нужны!

БУКВЫ: - Мы святая память, нас нельзя забыть и нельзя оставить.

Нас Пушкин красною строкой над сказками поставил.

ИЗВОЗЧИК: Наш литературный дилижанс отправляется на станцию ПУШКИНСКУЮ!

Поехали! (дети цокают)

ИЗВОЗЧИК: - Стоп! Приехали! СТАНЦИЯ ПУШКИНСКАЯ!

(Звучит «Вальс» из балета «Маскарад»,

выходит Пушкин с Ариной

Родионовной,девочки в бальных платьях и

гусары , кружатся по залу, садятся на

стульчики)

ВЕДУЩИЙ: - Александр Сергеевич

Пушкин – великий русский поэт. Его сказки

знамениты на весь мир! А рассказала эти

сказки маленькому Саше Пушкину его

добрая няня – Арина Родионовна.

ПУШКИН: Подруга дней моих суровых,

Ты под окном своей светлицы

Голубка дряхлая моя!

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

АРИНА РОДИОНОВНА: - Спасибо, внучек, Сашенька! За добрые слова.

Давай спросим у ребят , хорошо ли они знают русские слова?

ПУШКИН: - Загадаем загадки!

ЗАГАДКИ О БУКВАХ:

Пушкин: Чёрные, кривые, от рожденья все немые,

Станут в ряд - сейчас заговорят. (буквы)

Няня: - Всё я знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться –

Надо грамоте учиться.(книга)

Каждый след его поймёт.( Карандаш).

Няня: - Стальной конёк

По белому полю бегает,

За собой чёрные следы оставляет. (ручка)

Пушкин: - Чёрные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает. (буквы).

ПУШКИН: - Молодцы, а нам пора. С праздником сказок, букв и письма поздравляем вас, детвора!

(Пушкин и няня уходят)

ИЗВОЗЧИК: - Наш литературный дилижанс отправляется на станцую ТОРЖЕСТВЕННУЮ!

(Дети снова берут вееры, цокают, на экране - дилижанс)

ИЗВОЗЧИК: - Тпруу-у-! Станция последняя - торжественная!

( выходят дети –чтецы с книгами в руках)

Мы дружны с печатным

словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Протянул за книжкой руку,

А ее на полке нет!

Нет твоей любимой

книжки —

‘Чипполино’,

например,

И сбежали, как

мальчишки,

Робинзон и Гулливер.

Трудно нам сейчас

представить,

Чтоб такой момент

возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

Слава нашей книге

детской!

Переплывшей все

моря!

И особенно

советской —

Начиная с Букваря!

(все персонажи выходят на поклон)

Пушкин: - Деревянный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке,

По белому полю пройдёт –



В раздел образования