Автор: Буяковская Ирина Александровна
Должность: старший методист учебного отдела
Учебное заведение: ФГКОУ "Санкт-Петербургское суворовское военное училище МО РФ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СДО MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
И.А. Буяковская
В
условиях
функционирования
современной
системы
довузовского
образования
актуализировалась
проблема
эффективности
организации
дистанционного обучения с помощью специализированных сред и платформ.
Дистанционный
формат
обучения
предполагает
применение
таких
инструментов, которые обладают функционалом необходимым для создания и
наполнения курса учебными материалами, автоматизации процедур контроля и
оценивания успеваемости воспитанника.
Системы дистанционного обучения или Learning management system (LMS)
отличаются от других компьютерных технологий, применяемых в системе
обучения тем, что они управляют всеми аспектами процесса обучения. LMS
обеспечивает содержание обучения и управляет им, а также собирает данные о
ходе процесса обучения в целом. С ее помощью можно не только наполнять
курс,
но
и
регистрировать
участников
(преподавателей,
обучающихся,
администраторов системы), с последующей записью на конкретные учебные
курсы.
Система
LMS
должна
предоставлять
каждому
обучающемуся
персональные возможности для наиболее эффективного изучения материала, а
педагогу— необходимые инструменты для
формирования индивидуальной
траектории
обучения
воспитанника,
контроля
выполнения
заданий,
организации коммуникации.
Система дистанционного обучения (СДО) Moodle реализует принципы
педагогики
сотрудничества.
В.А.
Скакун
[5]
в
своем
учебном
пособии
определяет
«Педагогику
сотрудничества»
как
совместную
развивающую
деятельность учащихся и их учителей, построенную на осознании педагогом и
учащимися общности целей в педагогическом процессе.
Он отмечает, что
педагог
и
ученик
в
данной
модели
обучения
являются
равноправными
партнерами.
При
этом
педагог
выступает
как
авторитетный
советчик,
а
обучающийся получает достаточную самостоятельность как в приобретении
знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции.
Данная LMS поддерживает возможность многократного использования
компонентов
курса,
так
как
преподаватель,
при
необходимости,
может
импортировать элементы курсов и информационные ресурсы из одного раздела
в
другой
или
использовать
общий
банк
тестовых
заданий для
проверки
остаточных
знаний.
Встроенные
методы
Moodle
обеспечивают
индивидуализированное обучение и предоставляют возможность работать с
системой из разных мест (локально и дистанционно, из учебного класса, с
рабочего места или из дома).
Набор интерфейсов системы зависит от уровня авторизации пользователя.
На уровне системы пользователю может быть назначена роль администратора,
создателя
курсов
или
обычного
пользователя.
На уровне курсов
–
роль
преподавателя (с возможностью редактирования курса или без) и роль ученика.
Среда Moodle обладает богатым спектром возможностей по разработке
электронных учебных курсов, позволяющих организовать самостоятельную
работу
воспитанников
по
предметам.
Это
связано
с
тем,
что
в
Moodle
поддерживаются
различные
структуры
курсов:
«календарный»,
«форум»,
«дерево»;
В общих настройках учебного курса можно выбирать различные формы
его структуры. Представление курса в виде календарного, позволяет выполнить
планирование выполнения домашней работы воспитанника в рамках курса в
зависимости от учебной недели и объема заданий. Наиболее удобным, на мой
взгляд, является представление курса как «Разделы по темам», когда учебный
курс можно представить в виде нескольких смысловых разделов или модулей.
Дистанционный
учебный
курс
должен
быть
представлен
такими
компонентами как: информационные
ресурсы,
средства
общения, система
тестирования, система администрирования.
Содержательная часть курса включает: теоретический материал; форумы,
где преподаватель может ответить на часто задаваемые вопросы; список Web-
ресурсов
по
теме
или
разделу,
который
может
быть
реализован
в
виде
гиперссылки.
Таким
образом,
с
помощью
данной
системы
материал может
быть
презентован
в
любом
виде
-
картинка,
видео,
аудио,
текст.
Можно
разрабатывать
разнообразные
учебно-методические
материалы
–
рабочие
тетради, занятия изучения нового материала, практические задания, уроки,
тесты.
Для
организации
обратной
связи
на
платформе
Moodle
могут
быть
использованы асинхронные и синхронные средства общения.
различные типы форумов: новостной, стандартный форум для общих
обсуждений, простое обсуждение, каждый открывает одну тему, вопрос-ответ;
чат использованием поддержки, картинок, математических формул и т.п.;
блог, позволяющий каждому участнику образовательного процесса вести
закрытые дневники и, по желанию, публиковать записи на сайте для просмотра
другими пользователями.
вебинар,
обеспечивающий
возможность
проведения
видеолекций
и
видеоконференций непосредственно в курсах, позволяющий гибко управлять
ролями (участник, модератор), использовать наряду с видео-вещанием, белую
доску, а также загрузку графических файлов любым из участников сессии.
Система
Moodle
предоставляет
широкие
возможности
по
разработке
составляющих
электронного
курса,
которые
необходимы
для
создания
обучающей среды, ориентированной на организацию обратной связи между
педагогом и воспитанником.
Можно
разделить
инструменты
(модули)
Moodle
для
представления
материалов
курса
на
статические
(ресурсы
курса)
и
интерактивные
(элементы курса).
К ресурсам относятся:
текстовая страница;
веб-страница ;
ссылка на файл или веб-страницу;
ссылка на каталог;
пояснение — позволяет помещать текст и графику на главную страницу
курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо
темы, недели или используемого инструмента.
папка (которая может включать несколько файлов, например, с учебными
пособиями).
К
интерактивным
элементам
курса
относят:
лекцию,
задание,
тест,
рабочую тетрадь, Wiki, глоссарий, форум, чат, опрос и анкету.
Работа с элементами курса требует активной деятельности обучающегося,
которая
оценивается педагогом и, в конечном счете, позволяет выставить
итоговую оценку за усвоение учебного материала.
Например, одним из
наиболее часто
применяемых в
образовательной
практике
педагогов
довузовских
образовательных
учреждений
является
элемент курса «Задание», дающее возможность учащемуся дать ответ в виде
текста, файла или нескольких файлов. Задания позволяют ставить задачу,
которая требует от обучающегося подготовить ответ в электронном виде (в
любом формате) и загрузить его на сервер.
Выполненное
задание
преподаватель
может
оценить,
используя
рейтинговую систему оценивания или собственную шкалу оценок, а также при
необходимости написать отзыв на работу и указать ошибки в задании.
Таким
образом,
использование
СДО
Moodle
обеспечивает
взаимодействие
всех
участников
учебного
процесса
в
рамках
единой
образовательной среды и предоставляет широкие возможности для организации
дистанционного обучения в системе довузовского образования.