Напоминание

"Использование технологи ТРИЗ в развитии творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями"


Автор: Шабыкова Людмила Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий Эл "Казанская школа-интернат"
Населённый пункт: с.Казанское
Наименование материала: доклад
Тема: "Использование технологи ТРИЗ в развитии творческих способностей обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Использование технологи ТРИЗ в развитии творческих способностей

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями)».

«Каждый ребёнок изначально талантлив

и даже гениален, но его надо научить

ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат

достичь максимального эффекта»

(Г. С. Альтшуллер)

Методы ТРИЗ сегодня актуальны как никогда. Каждый день мы вынуждены пропускать

огромное количество разнородной информации через себя. Умение ориентироваться в

ней, систематизировать и выделять главное — то, чему мы можем научиться сами и

научить наших детей. Как утверждают некоторые современные исследователи, именно

эти навыки будут востребованы и нужны для жизни уже в самое ближайшее время.

ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-

изобретателем Т.С.

Альтшуллером

для

развития

творческой

личности.

Педагог

использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию

думающего человека.

Адаптированная

к школьному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и

обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Школьный возраст уникален, так как

сформируется ребенок в начальных классах, такова будет и его жизнь, именно поэтому

важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Применение ТРИЗ в обучении и воспитании обучающихся воспитанников позволяет

вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся

изобретателями, генераторами новых идей. Также ТРИЗ – технология развивает такие

нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь,

стремление найти выход из затруднительного положения.

ТРИЗ – технологию можно использовать практически во всех видах деятельности (как в

образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет

создавать

ситуацию успеха, а также происходит взаимообмен результатами решения, решение

одного

ребёнка

активизирует

мысль

другого,

расширяет

диапазон

воображения,

стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою

индивидуальность, учит школьников нестандартному мышлению, формировать единую,

творческую гармоничную личность, способствует формированию умственных действий,

развивает комплекс познавательных процессов: внимание, восприятие, мышление, память

и воображение.

Для развития творческого мышления учитель

должен

руководствоваться

пятью

принципами, которые лежат в основе ТРИЗ-технологии:

1. внимательное отношение к необычным вопросам;

2. уважительное отношение к необычным идеям;

3. показать обучающимся, что их идеи имеют ценность;

4. представлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;

5. дать время для неоцениваемой практики или обучения.

В технологии ТРИЗ существует множество методов и приёмов, которые хорошо

зарекомендовали себя в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями).

Приёмы ТРИЗ можно использовать на разных этапах уроков и воспитательных

мероприятий.

1. Проведение уроков. Создание эмоционального настроя.

Приём: «Удивляй». Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в

активную

мыслительную

деятельность

с

первых

минут

урока.

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе

имеющихся знаний.

Урок штукатурно-малярное дело. При изучении тем «Инструменты для малярных работ»

учитель показывает кисть и говорит, что щетина изготавливается из шерсти домашнего

животного. А дальше идут обсуждения учеников, из щетины какого животного можно

изготовить

кисть.

Комфортное

начало

урока

способствует

положительному

эмоциональному настрою учащихся. Такое начало захватывает необычностью, яркостью,

активизирует детскую познавательную потребность и активность. Каждый хочет угадать

объект, который задумал учитель. Идет обмен репликами, вопрос одного ученика

активизирует мысль другого, стимулирует активность.

Прием «Повторение с расширением». Учащиеся составляют серию вопросов, ответы на

которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного

материала.

Прием «Повторение с одновременным контролем».

Учащиеся составляют серию

контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем

одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают. Например, каждый учащийся

получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут

быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Учащийся делает выбор и готовится

объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что

является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется

группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый учащийся сам оценивает

свой результат.

Приём «Открытые задания». Большой интерес учащиеся проявляют к той информации,

которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно

связывать с практическими потребностями ученика.

«Нестандартное начало урока»

«Отсроченная отгадка»

«Угадайка»

«Необъявленная тема»

2. Воспитательное мероприятие

Приёмы: «Я беру тебя с собой», «Шаг за шагом», «Вопросительные слова», «Хорошо-

плохо», «Игровая цепочка», «Качели».

При проведении воспитательного мероприятия «Сказки водят хоровод» можно применить

приём «Я беру тебя с собой». Он используется при изучении главных героев сказок.

Можно

учить

детей

находить

и

формулировать

противоречивые

свойства

рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры «Хорошо-плохо». Для этого

выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного

объекта.

Приём «Качели» позволяет «кататься» вверх и вниз. Этот приём позволяет учащимся не

только вспомнить материал, но и сделать это в необычной форме. На пример при

проведении мероприятий по профессиям.

Приём «Хорошо или плохо». Пример: «В следующем году тебе исполнится 10 лет - это

хорошо или плохо?», «Урок подходит к концу. Это хорошо или плохо?».

Игра « Наоборот». В этой игре хорошо усваивается прием противоположные значения.

Эта игра позволяет подбирать слова противоположные по значению и определять

функции.

Приём «Сказочные заклинания». Кто говорил такие сказочные слова?

По щучьему велению, по моему хотению. (Емеля)

Раз, два, три, горшочек, вари. (Девочка)

Сим, сим, открой дверь! (Али – Баба)

Приём «Разноцветные ответы».

Какое слово надо поставить вместо многоточия?

Красная… шапочка

Синяя… борода

Синяя… птица

Черная… курица

Белый… пудель

Желтый… туман

Серая… шейка.

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство

скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая

инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей, что

помогает детям освободиться от инерции мышления.



В раздел образования