Напоминание

"Пространство Поволжья" 9 класс


Автор: Фомичева Ольга Андреевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ СОШ №28
Населённый пункт: г.Люберцы Московской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Пространство Поволжья" 9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по географии в 9 классе

Тема: Поволжье, ЭГП.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование знаний о районах России на примере Поволжья.

Задачи урока:

Образовательные:

-продолжить формирование умений давать оценку ЭГП (экономико-

географическое положение );

-показать районообразующую роль Волги;

-изучит влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства

Поволжья;

Развивающие:

создавать условия для развития речи, процессов логического и образного

мышления детей, навыки делать обобщение и выводы, анализировать;

развивать у школьников умение аргументировано выступать при обсуждении

проблемы.

Воспитательные:

-воспитывать у учащихся чувство любви и бережное отношение к природе.

- прививать интерес к предмету.

Здоровьесберегающие:

-рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными,

индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.

Оборудование: административная карта Р.Ф., атлас, учебник, тетради,

контурные карты, раздаточный материал, презентация, компьютер, проектор.

Методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный;

-репродуктивный;

- частично-поисковый

(в презентации, учащиеся сами определяют цель урока)

1.Состав ПЭР

2. ЭГП района.

3. Природные условия.

4. Природные ресурсы.

Ход урока.

І

. Организационный момент.

ІІ. Изучение нового материала. Формулировка темы и цели урока.

Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы познакомимся с ещё одним географическим и экономическим

районом страны.

О каком районе идёт речь мы попробуем догадаться, посмотрите на экран

(демонстрация слайдов презентации)

Формулируем тему урока: Пространство Поволжья

- Почему он так называется ?

Название района связано с рекой . Многие художники , писатели и поэты

воспели красоту Волги в своих произведениях. « Волга для России -это

гораздо больше, чем река »- писал Е.А.Евтушенко.

Во все времена Волга была главной артерией земли русской и несомненно

она составляет экономический стержень Поволжского района.

/ запись темы урока в тетрадь /

1.Состав.

Задание: - Oпределите , используя карту , какие субъекты Р.Ф. входят в

состав Поволжского экономического района ? Отметьте их на конт.карте

(учащиеся определяют состав Поволжья и записывают в тетради).

-р.Татарстан – г.Казань

-обл. Пензенская – г.Пенза

-обл. Ульяновская – г.Ульяновск

-обл.Самарская – г.Самара /1 ученик у доски /

-обл.Саратовская – г.Саратов

-обл.Волгоградская – г.Волгоград

-обл.Астраханская – г.Астрахань

-р.Калмыкия – г.Элиста презентация

/ работа учащихся по карте /

2.Далее рассмотрим ЭГП района.

- Что такое ЭГП ? / ответы учащихся

/(Экономико-географическое положение (ЭГП) –

это отношение экономико- географического объекта к природным и историко-экономическим

объектам, находящимся вне него, но оказывающим влияние на его развитие).

- Какие особенности ЭГП района вы можете отметить? / ответы учащихся /

Задание: заполните пропуски.

(оценивают ЭГП Поволжья и делают самостоятельные выводы).

1.Стержень района - ________ , связующее звено субъектов федерации,

образующий экономический район.

2.Район вытянут с ________________ (около 1500 км.).

3.Находится между двумя индустриальными регионами: _______________ и

Уралом.

4.Граничит с _____________ районом , Северо- Кавказским районом ,

Уральским районом, _________ , районом, ____________ районом.

5.Имеет внешние границы с __________ , но граница « прозрачная » -

__________ _____________ .

6.Транспортное положение:

а) _______________ река;

б) транзитные _________________________ проводы, газопроводы.

в) вдоль Волги – Поволжская ж/д.

г) выход к морям: Каспийскому , _____________________ .

Сделайте вывод :____________________________________ .

3. Природные условия. - А теперь, определим природные условия

экономического района, которые оказывают огромное влияние на развитие

экономики и жизнь людей.

/ учащиеся вспоминают физ.географию и называют особенности природных

условий и их влияние на развитие хозяйства /

Природные условия

Характеристика природных условий

1. Рельеф

2. Климат

3. Природные зоны

презентация

1. Рельеф- равнинный; в геологическом отношении –осадочный чехол

древней Русской платформы. Холмистый характер поверхности на правом

берегу.

2. Климат –умеренно-континентальный, на юге континентальный; теплое, на

юге жаркое лето; увлажнение на севере достаточное, на юге- недостаточное,

возможны засухи .Внимание : проблема.

3.Природные зоны: природная зональность ярко выражена :

Смешанные леса- Татарстан; Пензенская область

Лесостепи –Ульяновская, Самарская ,Пензенская области;

Степи- Саратовская и Волгоградская области, республика Калмыкия;

Полупустыни- Астраханская область, республика Калмыкия

Вывод: условия достаточно благоприятны для хозяйственной деятельности и

проживания людей.

4.Природные ресурсы.

- От чего зависит специализация любого экономического района?

Правильно, от природных условий и природных ресурсов. Природные

условия Поволжья мы оценили, а чем богат район, какими ресурсами?

/ Работа по атласу./

- Каких ресурсов недостаточно в Поволжье? презентация

Вывод:

Обобщающая

беседа:

1. Перечислите административные единицы

входящие в состав территории Поволжья. 2. Дайте характеристику

географического положения Поволжья. В чем проявляются особенности

ЭГП? 3. Какие особенности природы Поволжья?

4.Расскажите о природных ресурсах Поволжья.

III.Подведение итогов.

IV.Дом.задание стр:147 №2,6



В раздел образования