Автор: Фомичева Ольга Андреевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ СОШ №28
Населённый пункт: г.Люберцы Московской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Пространство Поволжья" 9 класс
Раздел: среднее образование
Конспект урока по географии в 9 классе
Тема: Поволжье, ЭГП.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование знаний о районах России на примере Поволжья.
Задачи урока:
Образовательные:
-продолжить формирование умений давать оценку ЭГП (экономико-
географическое положение );
-показать районообразующую роль Волги;
-изучит влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства
Поволжья;
Развивающие:
создавать условия для развития речи, процессов логического и образного
мышления детей, навыки делать обобщение и выводы, анализировать;
развивать у школьников умение аргументировано выступать при обсуждении
проблемы.
Воспитательные:
-воспитывать у учащихся чувство любви и бережное отношение к природе.
- прививать интерес к предмету.
Здоровьесберегающие:
-рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными,
индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.
Оборудование: административная карта Р.Ф., атлас, учебник, тетради,
контурные карты, раздаточный материал, презентация, компьютер, проектор.
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный;
-репродуктивный;
- частично-поисковый
(в презентации, учащиеся сами определяют цель урока)
1.Состав ПЭР
2. ЭГП района.
3. Природные условия.
4. Природные ресурсы.
Ход урока.
І
. Организационный момент.
ІІ. Изучение нового материала. Формулировка темы и цели урока.
Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы познакомимся с ещё одним географическим и экономическим
районом страны.
О каком районе идёт речь мы попробуем догадаться, посмотрите на экран
(демонстрация слайдов презентации)
Формулируем тему урока: Пространство Поволжья
- Почему он так называется ?
Название района связано с рекой . Многие художники , писатели и поэты
воспели красоту Волги в своих произведениях. « Волга для России -это
гораздо больше, чем река »- писал Е.А.Евтушенко.
Во все времена Волга была главной артерией земли русской и несомненно
она составляет экономический стержень Поволжского района.
/ запись темы урока в тетрадь /
1.Состав.
Задание: - Oпределите , используя карту , какие субъекты Р.Ф. входят в
состав Поволжского экономического района ? Отметьте их на конт.карте
(учащиеся определяют состав Поволжья и записывают в тетради).
-р.Татарстан – г.Казань
-обл. Пензенская – г.Пенза
-обл. Ульяновская – г.Ульяновск
-обл.Самарская – г.Самара /1 ученик у доски /
-обл.Саратовская – г.Саратов
-обл.Волгоградская – г.Волгоград
-обл.Астраханская – г.Астрахань
-р.Калмыкия – г.Элиста презентация
/ работа учащихся по карте /
2.Далее рассмотрим ЭГП района.
- Что такое ЭГП ? / ответы учащихся
/(Экономико-географическое положение (ЭГП) –
это отношение экономико- географического объекта к природным и историко-экономическим
объектам, находящимся вне него, но оказывающим влияние на его развитие).
- Какие особенности ЭГП района вы можете отметить? / ответы учащихся /
Задание: заполните пропуски.
(оценивают ЭГП Поволжья и делают самостоятельные выводы).
1.Стержень района - ________ , связующее звено субъектов федерации,
образующий экономический район.
2.Район вытянут с ________________ (около 1500 км.).
3.Находится между двумя индустриальными регионами: _______________ и
Уралом.
4.Граничит с _____________ районом , Северо- Кавказским районом ,
Уральским районом, _________ , районом, ____________ районом.
5.Имеет внешние границы с __________ , но граница « прозрачная » -
__________ _____________ .
6.Транспортное положение:
а) _______________ река;
б) транзитные _________________________ проводы, газопроводы.
в) вдоль Волги – Поволжская ж/д.
г) выход к морям: Каспийскому , _____________________ .
Сделайте вывод :____________________________________ .
3. Природные условия. - А теперь, определим природные условия
экономического района, которые оказывают огромное влияние на развитие
экономики и жизнь людей.
/ учащиеся вспоминают физ.географию и называют особенности природных
условий и их влияние на развитие хозяйства /
Природные условия
Характеристика природных условий
1. Рельеф
2. Климат
3. Природные зоны
презентация
1. Рельеф- равнинный; в геологическом отношении –осадочный чехол
древней Русской платформы. Холмистый характер поверхности на правом
берегу.
2. Климат –умеренно-континентальный, на юге континентальный; теплое, на
юге жаркое лето; увлажнение на севере достаточное, на юге- недостаточное,
возможны засухи .Внимание : проблема.
3.Природные зоны: природная зональность ярко выражена :
Смешанные леса- Татарстан; Пензенская область
Лесостепи –Ульяновская, Самарская ,Пензенская области;
Степи- Саратовская и Волгоградская области, республика Калмыкия;
Полупустыни- Астраханская область, республика Калмыкия
Вывод: условия достаточно благоприятны для хозяйственной деятельности и
проживания людей.
4.Природные ресурсы.
- От чего зависит специализация любого экономического района?
Правильно, от природных условий и природных ресурсов. Природные
условия Поволжья мы оценили, а чем богат район, какими ресурсами?
/ Работа по атласу./
- Каких ресурсов недостаточно в Поволжье? презентация
Вывод:
Обобщающая
беседа:
1. Перечислите административные единицы
входящие в состав территории Поволжья. 2. Дайте характеристику
географического положения Поволжья. В чем проявляются особенности
ЭГП? 3. Какие особенности природы Поволжья?
4.Расскажите о природных ресурсах Поволжья.
III.Подведение итогов.
IV.Дом.задание стр:147 №2,6