Напоминание

Особенности взаимодействия специалистов и педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Петрушина Светлана Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности взаимодействия специалистов и педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности взаимодействия специалистов и педагогов с родителями детей

с ограниченными возможностями здоровья

Одним из основных условий, обеспечивающих эффективность коррекционной

работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является налаживание

взаимодействия с родителями.

Опыт работы показывает, что взаимодействие с родителями детей с ОВЗ нередко

вызывает у специалистов и педагогов определенные трудности. К сожалению, родители

не всегда имеют представление о возрастных и индивидуальных особенностях своих

детей. Нередко необъективно оценивают возможности ребенка и необходимый объем

коррекционной помощи. Растет информированность семей в области законодательства и

увеличивается требовательность к деятельности педагогов образовательных учреждений.

Дополнительным,

зачастую

негативным

фактором

являются

современные

информационные технологии, особенно различные социальные сети. С одной стороны,

возможность найти любую информацию часто приводит к завышенному мнению о

собственных знаниях и умениях, что «снижает» в глазах родителей профессионализм

специалистов.

С

другой

«интернетные»

сообщества

родителей

способны

как

«развенчать» любую эффективную, но требующую больших (в т.ч. родительских)

ресурсов

образовательную

технологию,

так

и

объявить

«панацией»

очередную

рекламируемую «недоказуемую» технологию.

Результативность сотрудничества с семьей также определяется психологической

готовностью родителей воспринимать и усваивать передаваемую информацию. Попытки

дать родителям нужные сведения, доказать необходимость тех или иных шагов в развитии

и воспитании ребенка могут иметь фактически нулевой результат из-за того, что семья в

это время продолжает переживать свои проблемы на аффективном уровне, отстраняясь от

этой информации.

Специалисты выделяют несколько фаз изменения эмоционального состояния

родителей, имеющих ребенка с нарушениями развития.

I

фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха, в некоторых

случаях шока. Страх, чувство собственной неполноценности, ответственность за судьбу

ребенка, ощущение беспомощности полностью определяют «рисунок» их поведения. В

большинстве случаев эта фаза достаточно кратковременна, но иногда подобное состояние

может распространяться на достаточно продолжительное время. Основная сложность

здесь та, что родители оказываются просто не в состоянии адекватно принять и

переработать полученную информацию. В идеале в таких случаях консультирование либо

должно быть приостановлено, либо оно должно быть отложено до времени минимальной

адаптации семьи.

Эта фаза, возникающая в момент сообщения родителям о состоянии ребенка может

повторяться как новый «всплеск» во время каждого посещения специалистов. Нередко

подобное шоковое состояние сразу же трансформируется в негативизм.

Период такого негативизма и отрицания рассматривается уже как II фаза состояния

семьи. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень

надежды или чувства стабильности семьи перед лицом факта, грозящего ее разрушить.

Таким образом, отрицание может выступать и как своеобразный способ устранения

эмоционального шока.

Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка и

проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Некоторые родители, выражая

недоверие к специалистам, какими бы квалифицированными они ни были, начинают

обращаться в разные научные и лечебные центры с целью отменить, устранить

«неверный» диагноз, в крайнем случае, переформулировать его на терминологически

«более щадящий».

Описанная фаза – негативизм и отрицание – как правило, явление так же

временное, и по мере того, как родители начинают принимать диагноз и частично

понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние,

связанное с осознанием (пусть и частичным) истины характеризует третью фазу. Каким

образом подобное состояние влияет на успех консультирования до сих пор остается

вопросом, не получившим достаточно четкого ответа. Трудно или даже невозможно до

конца оценить степень воздействия такого сильного потрясения. Подобная психическая

травма может изменить взаимодействие родителей и с другими членами семьи и с

обществом в целом.

Чувство гнева или горечи может породить стремление к изоляции, но и в то же

время найти выход в формах «эффективного горевания». Необходимость заботы о

ребенке, специального непрерывного ухода за ним могут создавать амбивалентные

чувства в отношении форм выражения печали. Этот синдром, получивший название

«хроническая печаль», является результатом постоянной, изо дня в день, зависимости

родителей от потребностей ребенка, их хронической фрустрации, особенно при

отсутствии

и

положительных

изменений

у

ребенка,

несоциализируемости

его

психического и физического дефекта, неутихающей боли от того, что ты дал жизнь

неполноценному человеку.

Самостоятельное обращение родителей за помощью знаменует собой 4 фазу –

реконвалесценции, начало социально-психологической адаптации. В это время родители в

целом уже готовы достаточно адекватно оценивать ситуацию, начать руководствоваться

интересами ребенка, принимать его таким, как он есть, начинают следовать советам

специалистов.

Часть родителей способна самостоятельно и достаточно быстро достичь периода

адаптации, другие – только с помощью специалистов, и наконец, определенная категория

родителей, несмотря на усилия психологов и психотерапевтов, так и не достигает этого

состояния.

Психодинамическая модель поведения семьи. Коррекционные тактики работы с

родителями на различных фазах их эмоционального состояния

Фаза

Состояние

Проявления

Коррекционные тактики

I

Шоковое

Растерянность,

эмоциональная

дезинтеграция,

страх,

ступорозное

состояние,

резкое падение самооценки,

самообвинение

Эмпатия

и

эмоциональная

поддержка,

тактики

ослабления

чувства

вины,

приостановка

консультирования

до

минимальной адаптации

II

Негативизм,

отрицание

Отрицание

поставленного

диагноза, вплоть до отказа

от

обследования

ребенка,

поиск

причин

и

«виновников», недоверие к

специалистам

вплоть

до

агрессии

к

ним,

формирование

«семейных

мифов»,

«хождение

по

кругу врачей»

Выслушивание

родителей,

обсуждение

с

выходом

на

катарсис

(очищение,

эмоциональная

разрядка).

Тактики ослабления вины и

стыда,

выстраивание

адекватных

защитных

механизмов,

осторожное

информирование родителей в

рамках используемых тактик

гештальт-терапии,

использование авторитета в

целях

снятия

«синдрома

хождения по кругу врачей»

III

Депрессивное

состояние, синдром

«хронической

печали»

Эмоциональная

отстраненность,

хроническая

фрустрация,

раздражительность,

агрессивность,

утрата

теплоты

к

близким,

интереса

к

работе,

замыкание в кругу семьи,

распад семьи

Ослабление чувства вины и

стыда,

развитие

рабочего

сотрудничества,

акцентирование

положительного,

нормализация.

Информирование

о

возможностях

ребенка,

о

медицинских, педагогических

и

социальных

аспектах

возможной

помощи,

включение семьи в систему

общественной поддержки

IV

Реконвалесценция:

а)

адаптационный

период

Начало

социально-

психологической

адаптации,

обращение

к

специалистам, установление

адекватных эмоциональных

контактов.

Родители

начинают задавать вопросы:

«Что можно сделать?», «Кто

может помочь научить?»

Выработка

совместного

решения

на

базе

полного

информирования

семьи.

Методика

«визуализации

будущего».

Включение

родителей

в

процесс

коррекционной работы

б) ориентационный

период,

выход

из

кризиса

Активный поиск помощи и

информации,

увеличение

социальных

контактов,

планирование

будущего,

обучение работе с ребенком

Использование

методов

гештальт-терапии

для

принятия ответственности за

себя

и

свои

решения.

Оптимизация

внутрисемейных отношений,

планирование

будущего

семьи.

Выстраивание

долгосрочных

отношений с

педагогами,

создание

«подушки

безопасности»

в

имеющихся

в

настоящий

момент

и

планируемых

отношениях

с

образовательной

организацией

и

ее

специалистами

Подводя итог, хочется еще раз обратить внимание на то, что в процессе

взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в рамках консультирования необходимо

учитывать их состояние. Предоставлять информацию о состоянии развития ребенка в

доступной форме, желательно в присутствии обоих родителей. Предоставляемую

информацию необходимо переводить в деятельностный план. Родители должны

понимать, что они не останутся один на один со своими проблемами. Характер общения с

родителями должен быть умеренно оптимистичным. Не стоит уверять в абсолютном

решении всех проблем ребенка. Необходимо прорисовывать возможную перспективу

развития ребенка и привлекать родителей к совместному решению проблем.

Источники:

Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного

образования /Под общ. ред. М.М.Семаго, Н.Я.Семаго. – М.: АРКТИ, 2014.



В раздел образования