Автор: Анютина Галина Петровна
Должность: мбдоу детский сад №5 "подснежник"
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №5 "Подснежник"
Населённый пункт: п.Батагай, Верхоянский р-н, РС Я
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы работы по экологии в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Подснежник»
Верхоянского района Республики Саха (Якутия)
Формы и методы работы по экологии в ДОУ
Анютина Галина Петровна
Острота современных экологических проблем выдвинула задачу воспитания молодого
поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать
вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных
богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека,
необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за
состояние окружающей среды.
В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию,
ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит ДОУ. В
нашем дошкольном учреждении решая задачи воспитания гуманной личности,
способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним, к
самому себе, прежде всего уделяется внимание следующим вопросам:
1.Понимание ребенком самоценности природы.
2.Осознание ребенком себя как части природы.
3. Воспитание у детей активной жизненной позиции.
4.Обучение азам элементарной экологической безопасности.
5.Формирование экологически грамотного поведения в быту и в природе.
6. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
Не так это легко — научить ребенка замечать прекрасное в природе. Прежде всего,
это должен видеть и чувствовать сам воспитатель. Обычно охрану природы сводят лишь к
вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время
экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными
родниками. Очистить родник от мусора — дело рук каждого. Если экскурсия проходит в
местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут
приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих
искать такие полезные дела.
Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования
разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также
преемственностью деятельности детей в условиях ДОУ и условиях окружающей среды.
Большое внимание уделяется формированию знаний детей о правилах индивидуального
поведения в природе. Им разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с
природой — одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования
у детей знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих
правил на практике (на предметных занятиях, занятиях-экскурсиях, на занятиях по
трудовому обучению, по художественной литературе). Проводятся экскурсии с целью
ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности,
выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и
развитие детей, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому
большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять
экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного
материала носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с
природой.
Комплексный подход к решению задач экологического воспитания предусматривает
использование различных форм работы с детьми. Поэтому педагоги используют
разнообразные формы и методы работы: наблюдения за растениями и животными во
время прогулок и экскурсий, труд в уголках природы и на участках детского сада, беседы,
досуги, развлечения, игровые обучающие ситуации, экспериментально-поисковую работу.
Традиционными и любимыми в детском и взрослом коллективе стали экологические
праздники «Карнавал цветов», « День Земли»). Праздники дают большие
воспитательные возможности. Репетиции, заучивание ролей требуют многократного
повторения правил поведения в природе.
Развивающая предметная среда детского сада состоит из разнообразных элементов.
Каждый из них выполняет свою функциональную роль:
Зимний сад
Лаборатория. В ней ребенок проводит разнообразную исследовательскую деятельность,
в том числе и самостоятельную.
Игротека. В ней дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие
развивающие экологические игры.
Библиотека. В библиотеке имеется познавательная, художественная, научно-популярная
детская литература. В этой части экологического класса дети читают, рассматривают
иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное.
Мини-музей. В мини-музее находятся поделки детей и их родителей из природного
материала. Дети с удовольствием посещают музеи, проводят экскурсии для младших
дошкольников, рассказывают о своих поделках и природных объектах привезенных из
разных уголков страны. Результатом всей работы коллектива является эмоциональное
развитие ребенка в целом, формировании умения логически мыслить, самостоятельно
делать обобщения, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности,
интереса к познавательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного
мышления, умения видеть красоту окружающего мира.
Одной из важных задач работы по экологическому воспитанию мы считаем
знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. Опыт показал, что
изучать их лучше всего в проектной деятельности.
Проектный метод (или метод проектов), предполагает постановку проблемы (1-й этап), ее
обсуждение (2-й этап), работу над проектом (3.й этап), включающую поиск информации
детьми (совместно с родителями и воспитателями), презентацию (4-й этап)
Существенным моментом в работе над каждым проектом является постановка новой
проблемы (5-й этап), когда перед детьми ставится новая задача — собрать
дополнительную информацию. Так осуществляется психическое развитие ребенка:
«ясные, определенные знания» превращаются в «неясные, проблемы».
Неясное знание, как известно, мощный стимулятор психической активности детей. В этом
суть саморазвития ребенка.
Каждый проект включает серию занятий всех пяти этапов.
Работая над проектом, дети познают экологические нормы и правила поведения в
природе, у них формируется осознанное отношение к природе, расширяется знание о
флоре, фауне.
Некоторые проекты рассчитаны на значительный отрезок времени (два—три месяца и
более).
Проектный метод, используемый в работе с детьми подготовительной к школе группы,
предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность,
любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково-
исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно
важными для успешного обучения детей в школе.
Эксперименты помогли детям убедиться в точности полученных из различных
источников сведений.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай
попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит
и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования
в практику работы нашего детского сада.
Процесс познания — творческий процесс и мы стараемся поддерживать и развить в
ребенке интерес к исследованиям, открытиям. Исследовательская деятельность вызывает
огромный интерес у детей, эксперименты с различными материалами и предметами (вода,
снег, лед, песок, магниты, стекло, воздух и т п.) предоставляют ребенку возможность
самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Экспериментирование используется нами в различных видах организованной и
самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с
взрослыми они совершают первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с
удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более
сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
В нашем детском саду создаем необходимые условия для экспериментирования.
Оборудована мини-лаборатория. Опыт работы показал: элементарное
экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста.
Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде,
открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают
самолетики; превращают снег в воду, а воду — в разноцветные льдинки; пускают
мыльные пузыри.
В старшем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы
на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Как
поймать воздух? Где живет воздух? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? Что
ест попугайчик? Как слышит кошка? Чем она нюхает? И т п.
Живая природа — это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе,
какие грибы всегда голодные (дрожжи), как распускаются цветы.
Опыты позволяют многое узнать и о человеке: «Проверим слух», «Стук сердца», «Цвет
кожи» и многое другое.
Большую роль в экологическом воспитании детей педагоги отводят уголкам природы,
где в любой сезон для ребят найдётся дело. В уголке природы дети знакомятся с
растениями, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом,
цветением, учатся правилам ухода.
Экологический музей в детском саду.
Часто проявляющееся стремление детей, воспитателей коллекционировать разные
интересные вещи мы с успехом воплощаем в организации маленького музея, экспонаты
которого собираются педагогами, родителями, самими ребятами, нашими шефами. В
таком музее может быть три отдела (три экспозиции): «Природа нашего края»,
«Экзотические природные явления», «Природоохранная деятельность детского сада».
Первая экспозиция - это фотографии, слайды, картины, рисунки, гербарии, на которых
представлен растительный и животный мир данной местности.
Второй отдел - это овеществленные впечатления детей и взрослых о природе далеких
мест. К примеру, дети могут привезти камни и ракушки с моря, фото или рисунки и т д.
Третья экспозиция - это своего рода иллюстрированная история природосозидательной
деятельности детского сада, В фотоальбомах, слайдах - фильмах могут быть отражены
субботники по посадке деревьев, прогулки в природу, зимняя подкормка птиц, праздники,
посвященные событиям в природе, лучшие поделки из природного материала и т д.
Результатом всей работы стали выставки детских поделок и рисунков,
драматизации произведений экологической тематики, праздники и др.
Традиционными и любимыми в детском и взрослом коллективе стали экологические
праздники ( « Праздник цветов», « День Земли» ) Праздники дают большие
воспитательные возможности. Репетиции, заучивание ролей требуют многократного
повторения правил поведения в природе.