Напоминание

Формы и методы работы по экологии в ДОУ.


Автор: Анютина Галина Петровна
Должность: мбдоу детский сад №5 "подснежник"
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №5 "Подснежник"
Населённый пункт: п.Батагай, Верхоянский р-н, РС Я
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы работы по экологии в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Подснежник»

Верхоянского района Республики Саха (Якутия)

Формы и методы работы по экологии в ДОУ

Анютина Галина Петровна

Острота современных экологических проблем выдвинула задачу воспитания молодого

поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать

вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных

богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека,

необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за

состояние окружающей среды.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию,

ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит ДОУ. В

нашем дошкольном учреждении решая задачи воспитания гуманной личности,

способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним, к

самому себе, прежде всего уделяется внимание следующим вопросам:

1.Понимание ребенком самоценности природы.

2.Осознание ребенком себя как части природы.

3. Воспитание у детей активной жизненной позиции.

4.Обучение азам элементарной экологической безопасности.

5.Формирование экологически грамотного поведения в быту и в природе.

6. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

Не так это легко — научить ребенка замечать прекрасное в природе. Прежде всего,

это должен видеть и чувствовать сам воспитатель. Обычно охрану природы сводят лишь к

вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время

экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными

родниками. Очистить родник от мусора — дело рук каждого. Если экскурсия проходит в

местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут

приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих

искать такие полезные дела.

Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования

разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также

преемственностью деятельности детей в условиях ДОУ и условиях окружающей среды.

Большое внимание уделяется формированию знаний детей о правилах индивидуального

поведения в природе. Им разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с

природой — одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования

у детей знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих

правил на практике (на предметных занятиях, занятиях-экскурсиях, на занятиях по

трудовому обучению, по художественной литературе). Проводятся экскурсии с целью

ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности,

выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и

развитие детей, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому

большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять

экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного

материала носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с

природой.

Комплексный подход к решению задач экологического воспитания предусматривает

использование различных форм работы с детьми. Поэтому педагоги используют

разнообразные формы и методы работы: наблюдения за растениями и животными во

время прогулок и экскурсий, труд в уголках природы и на участках детского сада, беседы,

досуги, развлечения, игровые обучающие ситуации, экспериментально-поисковую работу.

Традиционными и любимыми в детском и взрослом коллективе стали экологические

праздники «Карнавал цветов», « День Земли»). Праздники дают большие

воспитательные возможности. Репетиции, заучивание ролей требуют многократного

повторения правил поведения в природе.

Развивающая предметная среда детского сада состоит из разнообразных элементов.

Каждый из них выполняет свою функциональную роль:

Зимний сад

Лаборатория. В ней ребенок проводит разнообразную исследовательскую деятельность,

в том числе и самостоятельную.

Игротека. В ней дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие

развивающие экологические игры.

Библиотека. В библиотеке имеется познавательная, художественная, научно-популярная

детская литература. В этой части экологического класса дети читают, рассматривают

иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное.

Мини-музей. В мини-музее находятся поделки детей и их родителей из природного

материала. Дети с удовольствием посещают музеи, проводят экскурсии для младших

дошкольников, рассказывают о своих поделках и природных объектах привезенных из

разных уголков страны. Результатом всей работы коллектива является эмоциональное

развитие ребенка в целом, формировании умения логически мыслить, самостоятельно

делать обобщения, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности,

интереса к познавательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного

мышления, умения видеть красоту окружающего мира.

Одной из важных задач работы по экологическому воспитанию мы считаем

знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. Опыт показал, что

изучать их лучше всего в проектной деятельности.

Проектный метод (или метод проектов), предполагает постановку проблемы (1-й этап), ее

обсуждение (2-й этап), работу над проектом (3.й этап), включающую поиск информации

детьми (совместно с родителями и воспитателями), презентацию (4-й этап)

Существенным моментом в работе над каждым проектом является постановка новой

проблемы (5-й этап), когда перед детьми ставится новая задача — собрать

дополнительную информацию. Так осуществляется психическое развитие ребенка:

«ясные, определенные знания» превращаются в «неясные, проблемы».

Неясное знание, как известно, мощный стимулятор психической активности детей. В этом

суть саморазвития ребенка.

Каждый проект включает серию занятий всех пяти этапов.

Работая над проектом, дети познают экологические нормы и правила поведения в

природе, у них формируется осознанное отношение к природе, расширяется знание о

флоре, фауне.

Некоторые проекты рассчитаны на значительный отрезок времени (два—три месяца и

более).

Проектный метод, используемый в работе с детьми подготовительной к школе группы,

предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность,

любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково-

исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно

важными для успешного обучения детей в школе.

Эксперименты помогли детям убедиться в точности полученных из различных

источников сведений.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай

попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит

и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования

в практику работы нашего детского сада.

Процесс познания — творческий процесс и мы стараемся поддерживать и развить в

ребенке интерес к исследованиям, открытиям. Исследовательская деятельность вызывает

огромный интерес у детей, эксперименты с различными материалами и предметами (вода,

снег, лед, песок, магниты, стекло, воздух и т п.) предоставляют ребенку возможность

самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Экспериментирование используется нами в различных видах организованной и

самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с

взрослыми они совершают первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с

удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более

сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

В нашем детском саду создаем необходимые условия для экспериментирования.

Оборудована мини-лаборатория. Опыт работы показал: элементарное

экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста.

Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде,

открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают

самолетики; превращают снег в воду, а воду — в разноцветные льдинки; пускают

мыльные пузыри.

В старшем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы

на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Как

поймать воздух? Где живет воздух? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? Что

ест попугайчик? Как слышит кошка? Чем она нюхает? И т п.

Живая природа — это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе,

какие грибы всегда голодные (дрожжи), как распускаются цветы.

Опыты позволяют многое узнать и о человеке: «Проверим слух», «Стук сердца», «Цвет

кожи» и многое другое.

Большую роль в экологическом воспитании детей педагоги отводят уголкам природы,

где в любой сезон для ребят найдётся дело. В уголке природы дети знакомятся с

растениями, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом,

цветением, учатся правилам ухода.

Экологический музей в детском саду.

Часто проявляющееся стремление детей, воспитателей коллекционировать разные

интересные вещи мы с успехом воплощаем в организации маленького музея, экспонаты

которого собираются педагогами, родителями, самими ребятами, нашими шефами. В

таком музее может быть три отдела (три экспозиции): «Природа нашего края»,

«Экзотические природные явления», «Природоохранная деятельность детского сада».

Первая экспозиция - это фотографии, слайды, картины, рисунки, гербарии, на которых

представлен растительный и животный мир данной местности.

Второй отдел - это овеществленные впечатления детей и взрослых о природе далеких

мест. К примеру, дети могут привезти камни и ракушки с моря, фото или рисунки и т д.

Третья экспозиция - это своего рода иллюстрированная история природосозидательной

деятельности детского сада, В фотоальбомах, слайдах - фильмах могут быть отражены

субботники по посадке деревьев, прогулки в природу, зимняя подкормка птиц, праздники,

посвященные событиям в природе, лучшие поделки из природного материала и т д.

Результатом всей работы стали выставки детских поделок и рисунков,

драматизации произведений экологической тематики, праздники и др.

Традиционными и любимыми в детском и взрослом коллективе стали экологические

праздники ( « Праздник цветов», « День Земли» ) Праздники дают большие

воспитательные возможности. Репетиции, заучивание ролей требуют многократного

повторения правил поведения в природе.



В раздел образования