Напоминание

Социальные функции, функциональность и дисфункциональность профессионального образования


Автор: Трусова Татьяна Геннадиевна
Должность: преподаватель волгоградского филиала мггэу
Учебное заведение: Волгограский филиал МГГЭУ
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Социальные функции, функциональность и дисфункциональность профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Т.Г. Трусова

Преподаватель Волгоградского филиала МГГЭУ

«Социальные функции, функциональность и дисфункциональность

профессионального образования».

Аннотация: Обосновывается тезис о том, что рынок образовательных услуг

(профессионального образования) не соответствует требованиям общества,

экономики, отрывается от функционирования рынка труда, препятствуя

формированию оптимального варианта структуры занятости...

Ключевые слова: социальные функции системы образования,

профессиональное образование, рынок труда

Процессы общественного реформирования в России свидетельствуют

об интенсивном росте значимости социальных преобразований. Становится

очевидным, что дальнейшее продвижение по пути становления

цивилизованного рынка невозможно без решения накопившихся социальных

проблем и противоречий, в нашем обществе. Специалисты выделяют

отраслевые, территориальные, социально-демографические и

профессионально-квалификационные диспропорции. Отраслевые

диспропорции складываются под воздействием различных темпов рыночных

преобразований в экономике, промышленности и сфере услуг.

Территориальные диспропорции результат неравномерного

размещения и распределения сырьевых и производственных ресурсов,

различных темпов развития экономики и трудовых ресурсов.

Социально-демографические диспропорции возникают вследствие

пониженной конкурентоспособности отдельных групп населения —

молодежи, инвалидов, женщин.

Профессионально-квалификационные диспропорции стали следствием

совокупного воздействия отраслевых, территориальных и социально-

демографических диспропорций между спросом и предложением рабочей

1

силы на рынке труда в условиях недостаточного регулирования процессов

воспроизводства и распределения трудовых ресурсов.

В результате перечисленных диспропорций на рынке труда возникает

критическая ситуация, когда, с одной стороны, не удовлетворяются

потребности предприятий в квалифицированной рабочей силе, сдерживается

рост продукции и услуг, снижается конкурентоспособность организаций; а с

другой стороны, появляются определенные слои незанятого населения, в том

числе молодежь и особая категория людей инвалиды, нарастает социальная

напряженность в обществе, недоиспользуется трудовой и интеллектуальный

потенциал страны.

Диспропорция между структурой, объемами и профилями подготовки

кадров в учебных заведениях профессионального образования и структурой

спроса на рабочую силу — одна из причин, формирующих дисбаланс между

спросом и предложением на рынке труда.

Решение проблемы привидения структуры и объемов подготовки

кадров в соответствие с потребностями экономики как необходимого условия

сбалансирования спроса и предложения рабочей силы обуславливает

необходимость оптимизации взаимодействия учреждений

профессионального образования с рынком труда.

Рынок образовательных услуг формируется под воздействием

субъективных образовательных потребностей населения, являющихся

одновременно важнейшим фактором потенциального спроса на рынке

образования и потенциального предложения на рынке труда. Однако выбор

человеком профессии зачастую определяется стихийными и ложными

представлениями о престижности определенных профессий и

специальностей. Такой выбор не всегда соответствует интересам личности и

работодателей, однако существенно определяет структуру образовательных

услуг и впоследствии создает проблемы с трудоустройством и эффективной

занятостью молодежи и инвалидов.

2

В результате этих и других факторов наблюдается значительный

дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы; на каждую

вакансию претендует по нескольку десятков соискателей рабочих мест,

особенно тяжело приходится людям с ограниченными возможностями

здоровья. Им приходится доказывать, что они в полнее способны

конкурировать на рынке труда с остальными соискателями. Такое положение

имеет место в ряде субъектов РФ, где рынок труда с его жестким законом

спроса и предложения рабочей силы и рынок образовательных услуг с его

преимущественной ориентацией на конъюнктурные запросы населения,

особенно молодежи, взаимодействуют слабо.

Проблема несоответствия структуры и объемов подготовки кадров

потребностям рынка труда имеет несколько составляющих:

микроэкономическую — ухудшение воспроизводства и обеспечения

отраслей экономики квалифицированной рабочей силой;

макроэкономическую — ухудшение обеспеченности организаций

квалифицированной рабочей силой, что может привести к снижению их

конкурентоспособности на международных и отечественных рынках;

социальную — риск безработицы среди выпускников и недоиспользование

их трудового и интеллектуального потенциала; финансовую — низкая

эффективность использования средств на подготовку молодых специалистов

и необходимость ее переподготовки.

Как известно, система образования выполняет две важные

общественные функции: социализации и профессионализации

подрастающего поколения специалистов. В современных условиях

образование ещё в большей мере выступает как фактор, преобразующий

социальные условия жизни людей, с одной стороны, и как ускоритель

научно-технического прогресса- с другой. При этом социальный и

производственно-технический аспекты выступают в диалектическом

единстве, определяя структуру и содержание образования, перспективы его

3

развития. Однако традиционное понимание образования как овладения

определенной системой знаний, умений, навыков вытесняется более

широким взглядом на образование как основной вид культурной

деятельности, целью которой является создание человека нового типа,

обладающего не только знаниями, но и стремлением к творчеству,

саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, выражению

неповторимой индивидуальности. Исходя из того что образование – это

обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным

обучением.

И по этому, профессиональное образование, как и любой другой

социальный институт, выполняет в обществе определенные функции,

посредством

которых

отчетливо

выражается

сущность

той

сферы

жизнедеятельности,

которую

этот

институт

представляет.

Успешное

выполнение профессиональным образованием своих функций в структуре

общественных отношений, направленных на обеспечение удовлетворения

людьми и общественными институтами их образовательных потребностей и

интересов,

можно

охарактеризовать

как

процесс

проявления

его

функциональности.

В

противном

случае,

если

наблюдается

процесс

рассогласования функций, а также отклонение их от первоначально заданных

параметров, приводящих к серьезным нарушениям в деятельности всей

системы, то уместно говорить о проявлении дисфункциональности в

профессиональном образовании.

Термин дисфункциональность (от лат. dis – нарушение, расстройство,

утрата чего-либо, и functio – деятельность) в буквальном смысле слова

означает нарушение, изменение деятельности. К сожалению, областью

«дисфункциональных» проявлений выступает структура, содержание и

качество предоставляемых образовательных услуг; взаимодействие с

партнерами-предприятиями; непрерывность, преемственность уровней

профессионального образования; подготовка, переподготовка и повышение

4

квалификации работающего населения и лиц с ограничениями возможности

здоровья в соответствии с запросами рынка труда, а также условия

реализации образовательных программ. В таких условиях структура

подготовки кадров будет воспроизводить анахроничную социально-

профессиональную структуру общества, ведь степень профессиональной

гибкости, подвижности, как раз и закладывается, формируется в

учреждениях системы профессионального образования.

Возможным условием устранения «дисфункциональных» проявлений в

профессиональном образовании могут выступать процессы трансформаций.

В ситуации комплексных изменений российской действительности процессы

трансформаций в профессиональном образовании способны преобразовать

социальную реальность.

Сегодня многие ученые, специалисты-практики, бизнесмены больше говорят

и пишут о проявлениях дисфункциональности в профессиональном

образовании.

В самых разных сферах деятельности все чаще требуется не

квалификация, а компетентность, которую можно рассматривать в виде

своеобразной суммы навыков, присущих индивидууму и включающих в себя

квалификацию в строгом смысле этого слова, социальные поведенческие

характеристики и способность работать в группе, инициативность и

готовность к риску, способность принимать решения, просчитывать их

возможные последствия и нести за них ответственность.

Взаимодействие общества и образования здесь выражается в

выполнении последним социального заказа. Он всегда конкретен и ограничен

цивилизационными задачами данного социума.

5

Список литературы

1.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии/пер. с фр

и послесловие Л.Б. Гофмана.-М.: Наука, 1990.

2.

Основы профессиональной педагогики. Изд 2-е перераб. И доп.

Профпедагогика. М., «Высшая школа» 2000.

3.

Профессиональная ориентация учащихся: учеб порсобие для студентов пед.

Вузов/ Симоненко В.Д., Сазонов А.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И.; под ред.

А.Д. Сазонова. –М.: ИНФРА-2000.

4.

Аберкромби Н., Хилл С., .Тернер Б.С. Социологический словарь. Издат.

Экономика 2004.

5.

Филлипов Ф.Р. Региональные проблемы социальной мобильности. М.: Наука,

2001.

6.

Филлипов Ф.Р. Совершенствование социальных функций системы образования

М.1996.

7.

Сорокин П.А. Современное состояние России// Сорокин П.А. общедоступный

учебник социологии. М.:ИНФРА, 2004.

8.

Лисовский В.Т. Социология молодежи. Учебник/под ред. Проф. Лисовского

СПб.: издательство С.-Петербуржского университета, 2006.

9.

Нечаев В.Я. Социология образования М.: МГУ 1992.

10. Карташов С.А., Одегов Ю.г. Рынок труда. Проблемы формирования и

управления.учебник.- М.: Финстатинформ 1998.

11. Рофе А.И. рынок труда учебник для Вузов М.: МИК,2003.

6



В раздел образования