Напоминание

"Принципы построения учебных форм комбинированных заданий"


Автор: Голокоз Ирина Игнатьевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "Губкинская детская школа искусств им.Г.В. Свиридова"
Населённый пункт: ЯНАО г.Губкинский
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Принципы построения учебных форм комбинированных заданий"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




2

МБУ ДО «ГДШИ им Г.В Свиридова» г.Губкинский

Методический доклад

«Принципы построения учебных форм комбинированных заданий»

Преподаватель хореографии

Голокоз. И.И

Губкинский 2021 г

Принципы построения учебных форм комбинированных заданий.

В обучении преподавательскому искусству хореографа всегда присутствует

два плана. Это теория и практика. Оба плана сосуществуют в тесном

взаимодействии

друг

с

другом.

Действительно,

трудно

представить

себе

формирование прочных теоретических знаний вне приобретения определенных

навыков исполнительства. И наоборот, далеко не всегда хороший технический

уровень исполнителя свидетельствует о его высокой теоретической оснащенности.

Формирование системных педагогических знаний предмета становиться

возможным лишь при условии такой же систематизации практического обучения.

Результатом системного обучения в целом должна стать способность педагога

увидеть перспективы всего обучения, умение определить ближние и дальние его

цели и, как средство их осуществления, правильно спланировать текущие задачи

обучения в развитии.

Задачи любого учебного уровня можно разделить по их направленности на

три основные группы. К первой группе следует отнести задачи проучивания

конкретного учебного материала, т.е. движений и элементов класса. Включая

также и новые формы и виды движений, освоенных в предыдущих классах

(курсах). Ко второй группе относятся задачи формирования и закрепления

основных исполнительских умений и навыков, усложняющихся по мере обучения

в различных классах (курсах). Например, навыки сохранения устойчивости,

правильной координации и т.д. И, наконец, к третьей группе следует отнести

задачи развития специальных данных, такие как: выворотность, гибкость, шаг,

прыжок, баллон и т.д., а также задачи корректировки различных изъянов

психофизического развития: плохая осанка, неправильное (зажатое) дыхание,

неразвитый музыкальный слух и пр. Задачи всех трех групп всегда находятся в

тесном единстве друг с другом и имеют свое поступательное развитие от класса к

классу, т.е. имеют различные формы и методы их осуществления в практике

разных уровней обучения.

Именно поэтому перед тем, как приступить к составлению конкретного

урока,

необходимо

тщательно

поработать

над

изучением

целей,

задач,

программных движений определенного учебного периода. И лишь после этого

можно приступить к планированию урока.

Этот этап работы требует от педагога ясного представления о построении и

динамическом развитии урока классического танца. При этом важно понимание

функциональных различий каждого раздела урока, в силу которых исполнение

одного и того же движения у палки и на середине (имеется в виду варианты его

комбинирования) будет несколько различным, т.к. в каждом отдельном случае оно

отражает специфику функций конкретного драматургически обусловленного

раздела урока.

Первый такой раздел - это экзерсис у палки, назначение которого в уроке

классического танца является постепенное приведение мышечно-связочного

аппарата всего тела в рабочее состояние, т.е. «разогрев». Поэтому в упражнениях

этого раздела была бы излишне сложная комбинация движений или

2

использование неучебных форм танцевальных элементов и нюансов

исполнения. Особенностью тренировочной работы на «середине» является

отсутствие опоры для сохранения равновесия (палки). Этим определяются

функциональные особенности раздела, основными задачами которого являются:

формирование

навыков

устойчивости

без

опоры,

развитие

согласованной

координации в работе всех частей тела (что не в полной мере возможно у палки), а

также

свободной

ориентации

в

пространстве

относительно

плана

класса.

Кульминационный момент динамического строения урока является раздел

прыжковых упражнений - «allegro».

Сложность исполнения прыжков в их ярко выраженном динамизме, который

требует от исполнителя больших энергетических затрат, а также знаний и умений,

приобретенных у палки и на середине. Раздел «allegro» - концентрация всех

психофизических возможностей организма. Обычно его завершение совпадает с

окончанием урока в целом. Единым структурным звеном для построения любой

формы урока классического танца является комбинация из движений и элементов

определенного

класса,

исполняемая

под

соответствующее

ей

музыкальное

сопровождение.

Определением

формы

комбинации

можно

считать

логичное

целенаправленное соединение двух или нескольких движений в развитии,

имеющее временную и пространственную завершенность.

«Комбинации» по их назначению в уроке можно разделить на учебные и

танцевальные. Большую часть каждого из разделов урока составляют комбинации

учебно-тренировочной направленности, при помощи которых осуществляются

технические

задачи

различных

уровней

обучения.

Это

учебные

формы

комбинаций. Танцевальные формы «комбинаций», направленные на развитие

танцевальности и выразительности исполнения учебных заданий, конечной своей

целью имеют системное формирование и развитие навыков сценического

исполнения различных сольных и групповых форм. Исполнением «комбинаций»

этого вида обычно завершаются такие разделы урока, как экзерсис на середине

класса,

«allegro» и в женском классе - экзерсис на пальцах. Далее перейдем

непосредственно

к

теме

настоящей

работы

-

рассмотрению

структурных

принципов учебных «комбинаций». «Комбинации» этой формы всегда имеют

четкое построение, но не смотря на свою «строгость», обладают огромным

потенциалом вариативного развития их построений. Конкретизация учебных задач

в каждом отдельном случае составления «комбинации» делает ее не похожей на

другие комбинации урока, что придает своеобразие и всему уроку в целом.

Основным признаком формы учебной «комбинации» является наличие в основе ее

построения главного движения (их может быть сразу два, например, battement

tendu

et

battement

tendu

jete)

или направляющего принципа (для сложного

комбинирования).

В

силу того,

что главное

движение является центром

построения, оно должно занимать большую часть пространственно-временного

объема «комбинации». При этом предполагается его тщательная проработка путем

обязательного, неоднократного его повторения во всех возможных направлениях

движения (вперед, в сторону, назад или en dehors et en dedans).

2

Основное движение обычно сочетается в «комбинациях» с другими движениями и

элементами этого же класса, функцией которых является усиление учебной

направленности или эффективности основного движения. Чаще всего они имеют

общие признаки с основным движением (по характеру, темпо-ритму, координации

и т.д.), но могут и контрастировать с ним в тех же параметрах.

Последним составляющим элементом построения учебной «комбинации»

являются связующие движения, которые используются для более естественных и

гармоничных

переходов

от

движения

к

движению,

а

также

в

качестве

вспомогательных движений и приемов для исполнения основных движений. Их

роль в пропорциональном соотношении с другими, входящими в «комбинацию»

движениями,

минимальна.

Необходимо

также

упомянуть

о

танцевальных

элементах, проучивание которых является обязательным, начиная с третьего

класса. Использование в «комбинациях» этих элементов возможно лишь в строго

учебных формах данного класса и не должно носить отвлеченный характер. Отбор

движений для составления «комбинации» должен производиться целенаправленно,

а также связующие движения и элементы по их смысловому значению и форме

исполнения

должны

соответствовать

единому

учебному

уровню.

Целенаправленность, как основополагающий принцип комбинирования, является

ключом к выполнению учебных задач любой сложности.

При

составлении

«комбинации»

важно

также

соблюдение

второго

структурного принципа, имеющего формообразующее значение. Это принцип

единства музыкально-хореографического построения «комбинации», отражающий

тесную взаимосвязь временного, т.е. музыкального и пространственного, т.е.

хореографического построения.

Существенно,

что основой для

внешнего и внутреннего

построений

хореографической

«комбинации»

служат

конструктивные

закономерности

аналогичных музыкальных построений, которые по симметричности построения,

законченности фразировок, а также динамике темпо-ритмического развития

являются «прототипами» учебных хореографических форм - «комбинации» и

этюдов в уроках классического танца.

Не

случайно,

главной

задачей

музыкального

оформления

уроков

классического

танца является воспитание осознанного отношения

к

конструктивным особенностям музыкальных произведений - умения отличать

музыкальную фразу, предложение, период, ориентироваться в характере музыки,

ритмическом рисунке, динамике музыки.

Осознание конструктивной

основы музыкального произведения

и

соответствие

ее

структуре

танцевальных

движений

и

хореографических

построений помогает разобраться в общности смыслового значения музыки и

танца.

Отсутствие

понимания

этой

общности

неизбежно

приводит

к

ограниченности, иллюстративности и, в конечном счете, к формализму в

хореографическом исполнении.

В основе образования формы хореографической «комбинации» заложен

принцип музыкальной симметрии, проявляющийся в пространствеено-временной

завершенности

«комбинации»,

т.е.

ее

симметричности

в

музыкальном

и

хореографическом построении. Например, если на одну музыкальную фразу

2

укладывается лишь половина танцевальной фразы («комбинации»), то возможно

говорить только о симметрии во времени. Для симметричности пространственного

построения необходимо повторение музыкальной фразы для исполнения второй

части

хореографической

фразы,

необходимой

для

ее

пространственной

завершенности. Т.е. хореографическое построение «комбинации» также как и

музыкальное основано на принципе симметричности построения.

В зависимости от содержания учебных задач, а так же различий в

музыкальных раскладках движений, составляющих «комбинацию», ее объем

может варьироваться, однако ее начало и конец должны обязательно совпадать с

началом и концом музыкальной фразы, предложения, периода.

По форме построения учебные «комбинации» можно разделить на три

основные группы: одночастные,

двухчастные,

трехчастные.

Такое деление

обусловлено различным пропорциональным соотношением составляющих частей

внутри «комбинации», определяемое спецификой развития ее содержания.

Под содержанием «комбинации»

следует

понимать целенаправленную

разработку основного движения или принципа (в ложном комбинировании),

имеющую специфические черты развития в каждом отдельном случае, и в

конечном счете определяющую своеобразие формы построения «комбинации».

Если в течение одного самостоятельного музыкального периода содержание

«комбинации» получает полное разноплановое развитие (и во времени, и в

пространстве), то форму такой «комбинации» следует считать одночастной.

Для примера возьмем за основу «комбинации» музыкальный период 16

тактов

при

двухчетверном

музыкальном

размере

и

составим

учебную

«комбинацию» battement tendu для первого года обучения: правой ногой по семь

battement tendu (основной вид) в направлении вперед, в сторону и назад, каждый на

Ул

такта и с паузами в

Ул

такта перед сменой каждого последующего направления.

Затем тойже ногой два battement tendu pour le pied по II позиции, каждый на 2/4

такта и один double battement tendu pour le pied в том же направлении с переменой

ног на

Ул

такта с последующей паузой в

Ул

такта в конце «комбинации». В этой

«комбинации» главное движение, т.е. battement tendu получает полное развитие в

соответствии с учебными задачами первого года обучения, т.е. развивается по

следующим необходимым параметрам: координации - исполнение движения во

всех возможных направлениях; технике - исполнения основного движения

необходимое количество раз в каждом направлении, что соответствует уровню

энергетических затрат в этом классе, а также наличие разных по степени

сложности видов основного движения (battement tendu, et battement tendu pour le

pied, а также double battement tendu pour le pied); по темпо- ритму усложнения

ритмической структуры путем включения пауз (фиксация положений перед

сменой последующих направлений движения).

Такую

«комбинацию»

можно

считать

законченной

учебной,

хореографической формой как во времени, так и в пространстве, т.к. ее содержание

развивается

по

всем

необходимым

учебным

параметрам:

темпу-

ритму,

координации, техническому уровню.

2

В «комбинации», имеющую двухчастную форму, ее содержание развивается

как бы в два этапа. В этом случае каждая из частей имеет лишь относительную

самостоятельность, т.к. имеет завершенность только во времени (по музыкальной

фразировке и ритмическому рисунку), в то время как ее пространственное

(хореографическое) построение всегда предполагает после исполнения первой

части ее обязательное повторение, но уже в обратном направлении координации. В

данном случае вторичное повторение первой части нельзя считать буквальным, т.к.

оно продолжает развитие содержания «комбинации» через исполнение ее в

обратном ходе координации и с применением движений в обратных формах

исполнения. Построение «комбинации», состоящей из двух частей, объединенных

единым (сквозным) развитием, может определить как двухчастную форму, о

завершенности которой можно говорить лишь при условии неразрывного

исполнения обеих частей.

Для примера рассмотрим «комбинацию» battement tendu для первого года

обучения. Музыкальным оформлением возьмем также 16 тактовый музыкальный

период при двухчетвертном музыкальном размере. Как и в примере одночастной

«комбинации» «зерном» «комбинации» двухчастной формы остается battement

tendu, а его развитие - содержательной основой «комбинации». Изменится лишь

форма выражения учебного содержания. Схема порядка движений первой части

«комбинации» следующая: правой ногой по четыре battement tendu по V позиций

(основной вид) в направлении вперед и в сторону, каждый на

Ул

такта. Затем той

же ногой три battement tendu II позиции с переменой ног, каждый на 2/4 такта, с

последним движением опустить правую руку в подготовительное положение и на

последующие 2/4 такта вновь открыть руку на II позицию (т.е. исполнить

preparation рукой на II позицию) для исполнения второй части «комбинации», т.е.

повторение схемы первой в обратном направлении координации, и исполняя

battement tendu в направлении назад и в сторону. Двухчастная форма построения

«комбинаций» имеет небольшое применение в уроках классического танца. При

таком

построении

облегчен

процесс

запоминания

порядка

движений

в

«комбинации» (на уроках педагогом объясняется лишь схема первой части). Кроме

того, самостоятельное осмысление схем второй части в обратном порядке и с

применением обратных форм исполнения движений способствует развитию

творческих возможностей мышления учащихся в процессе урока.

Техническая

форма

«комбинации»

образуется

по

принципу

простого

прибавления к двухчастной форме еще одной - третьей части, равной по объему

одной из предыдущих частей. Такое формообразование имеет своей целью

усиление каких-либо учебных задач или функций основного движения в третьей

дополнительной части.

Например, «комбинациях» battement tendu et battement tendu jete у палки и на

середине

класса

третья

часть

используется

для

увеличения

количества

исполняемых

движений,

требующего

от

исполнителя

дополнительных

энергетических

затрат

с

целью

максимального

укрепления

и

воспитания

выносливости мышечно-связачного аппарата стопы.

Наиболее характерным является применение терехчастной формы для

составления «комбинаций» rond de jambe par terre, в последнюю часть которых

2

традиционно включаются движения и элементы, как бы продолжающие и

развивающие учебную направленность основного движения. К таким движениям

относятся: «обводки» - rond de jambe par terre на demi-plie en dehors et en dedans в

различных вариантах поз с перегибами корпуса вперед и назад, demi rond de jambe

et rond de jambe на 90° также с окончанием в большие позы на целой стопе и на

полупальцах en dehors et en dedans и, конечно же, различные виды port de bras и

растяжек на demi-plie et grand plie.

Временной объем «комбинаций» любой формы не является стабильным по

причине различий в продолжительности музыкальных раскладок движений в

младших, средних и старших классах (курсах).

Однако

для

точного

определения

тактового

объема

«комбинации»

необходимо учитывать и метрическую структуру музыкального оформления.

Важно, чтобы подбор музыкального сопровождения к «комбинации» всегда

производился в точном соответствии с характером, а также особенностями темпо-

ритмического

и

динамического

строения

главного

движения.

В

уроках

классического танца наибольшее применение имеют музыкальные примеры на 2/4,

4/4, %. Для движений легатированного характера, таких как demi-plie, grand- plie,

battement developpe, bettement tendu и т.д., наиболее применимы музыкальные

размеры

сопровождения

-

4/4

и

3

Л.

И

напротив,

для

четких,

резких,

акцентированных движений, к которым относятся bettement tendu, bettement tendu

jete,

bettement

frappe

и

т.д.,

наиболее

подходящим

будет

музыкальное

сопровождение на 2/4.

Разнообразие

метрических

построений

музыки

определяет

объем

«комбинаций» по количеству входящих в нее тактов, которое колеблица от 8 до 64

тактов в зависимости от применения определенного музыкального размера.

Пределы допустимых объемов «комбинаций» для каждой отдельной формы

построения следующие:

1.

Одночастная форма: от четырех до восьми тактов - муз./раз. 4/4; от восьми

до шестнадцати тактов - муз./раз. 2/4; от шестнадцати до тридцати двух

тактов при музыкальном размере %.

2.

Двухчастная форма: от восьми до шестнадцати тактов - муз./раз. 2/4; от

шестнадцати до тридцати двух тактов при музыкальном размере

3

А.

3.

Трехчастная форма: всевозможные варианты несимметричных объемов:

двенадцать тактов - муз./раз. 2/4; двадцать четыре такта - муз./раз. 2/4;

сорок восемь тактов при муз./раз.

3

А.

Приведенные выше варианты допустимых объемов «комбинаций», как уже

отмечалось выше, не являются стабильными и могут корректироваться педагог ом

в процессе изменения текущих учебных задач.

Далее

рассмотрим

различные

практические

подходы

или

способы

комбинирования движений в учебных «комбинациях». По сути, любой способ

комбинирования основан на приеме варьирования движений. Аналогично делению

варьирования на простое и сложное в трех ступенях его развития можно выделить

и три основных способа комбинирования движений, суть каждого из которых

определяется

степенью

сложности

развития

главного

движения

(«зерна

комбинации»).

2

1-

й способ комбинирования характеризуется неизменностью формы основного

движения на протяжении всей «комбинации». Этот способ в основе имеет

простейшее

сочетание

основного

движения

пропорциональном

его

преобладании) с другими движениями и элементами этого класса. Чаще всего

главное движение исполняется в своей основной учебной форме или виде при

неоднократном обязательном повторении его во всех возможных направлениях.

Применением связующих элементов минимально или совсем отсутствует. Темпо-

ритмическая основа «комбинации» может варьироваться (введение пауз между

движениями

или

пере

сменой

направлений

исполнения).

Этот

способ

комбинирования удобен для выполнения учебных программ первого класса, а так

же при проучивании новых движений в последующих классах. Примером такого

сочетания движений в «комбинациях» первого года обучения может быть

соединение bettement tendu, как основы «комбинации», с позами классического

танца носком в пол; или bettement fondu носком в пол на 45° во всех направлениях.

2-

й способ комбинирования предполагает своей основой овладение более

высоким уровнем исполнительства, а так же знания уже нескольких видов каждого

из движений экзерсиса у палки и на середине. При этом способе комбинирования

главное

движение

получает

развитие

(по

координации,

темпо-

ритму,

техническому уровню) через сочетание в «комбинации» нескольких видов,

проучиваемых в данном классе. При этом допускается сочетание основного

движения с другими, имеющими с ними общую учебную направленность и как бы

усиливающими функции основного движения. В пропорциональном соотношении

главное

движение

всегда

преобладает

над

второстепенными,

имеющими

вспомогательное значение.

В этом виде комбинирования также используется варьирование темпо-

ритмической основы «комбинации». Примером сочетания движений на основе

второго способа комбинирования может быть соединение bettement fondu в позах,

double bettement fondu и bettement fondu на 90° как основы комбинации, с plie

releve

et

plie

releve

c

demi

rond

jambe

en

dehors

et

en

dedans

как движений

вспомогательного

характера,

т.е.

второстепенных.

В

качестве

связующего

движения может быть использован поворот или полуповорот в V позиции на полу

пальцах. Аналогично, в «комбинации» rond de jambe en lair основной вид движения

в сочетании с его разновидностями: rond de jambe en lair с окончанием на demi-plie

и double rond de jambe en lair как основа «комбинации», может сочетаться с tombe-

coupe в сторону на 45°, подчеркивающим акцентированность главного движения.

Комбинирование второго способа находит широкое применение в составлении

«комбинаций» для средних классов, его использование для комбинирования

движений в старших классах.

3-

й способ комбинирования самый сложный, т.к. его смысловым стержнем

является варьирование «по принципу». В сложном комбинировании отбор

движений, а так же способы их сочетаний в «комбинации» производится на основе

какого-либо признака главного движения, т.е. принципа, которым может стать

пластический или ритмический рисунок движения, его характер или динамика.

Для наглядности можно взять за основу комбинацию rond de jambe par

2

terre на середине для старших классов, в которой принципом комбинирования

станет практический рисунок движения, т.е. круг. Рисунок круга как «зерно

комбинации» определит направленность подбора учебного материала к ней, т.е. в

нее могут быть включены движения, содержащие принцип кругового построения в

пластическом рисунке или направленности движения, это: rond de jambe par terre,

rond de jambe en lair, demi rond et rond de jambe на 45° и 90

u

, grand fouette c efface на

efface различные виды tours sur le cou-de-pied и tour с рабочей ногой на 45° вперед

или назад, tours в больших позах и т.д. кроме того, направление координации

соединения

движений

должно

производиться

также

по

рисунку

круга

в

направлениях en de hors или en dedans. В этой комбинации рабочей ногой будут

исполняться различные круговые

движения

и,

одновременно, вся

фигура

исполнителя будет проворачиваться вокруг своей оси по точкам класса в

направлении en de hors или dedans.

Основой третьего способа комбинирования может стать также и одна из

общих или конкретных учебных задач. Например, развитие танцевальности,

широты

и

выразительности

исполнения

посредством

характерных

для

сценического исполнения движений с использованием танцевальных элементов и

отдельных движений образной пластики. Подбор учебных движений для такой

«комбинации» производится по принципу их соответствия поставленным задачам,

т.е. это должны быть яркие, выразительные по форме движения в сценических

вариантах исполнения с широкой амплитудой пластического рисунка, с ярко

выраженным динамизмом внутреннего построения.

Принципом соединения

движений в такой «комбинации» будет применение всевозможных сценических

переходов от движения к движению, а также своеобразных «подходов» или

приемов сценического исполнения основных движений. Отличительной чертой

комбинирования «по принципу» является сочетание в «комбинации» самых разных

движений, однако в строгом их подчинении единому принципу развития.

С помощью третьего способа комбинирования могут быть составлены

некоторые формы учебных «комбинаций» с узкой учебной направленностью

(выработка техничности исполнения мелких движений или развитие виртуозности

ращений), а также танцевальных «комбинаций», завершающих экзерсис на

середине класса или раздел «Allegro». Обычно сложное комбинирование удачно

сочетается с учебными задачами старших классов, когда проучены многие

движения классического танца в их законченных формах и различных видах, когда

наработаны навыки технического исполнения и свободного координирования

движений.

В

этом

случае

сложные

формы

комбинирования

помогают

естественному переходу от учебных форм исполнительства к их завершенным,

сценическим формам и вариантам.

Переходя от общего к частному, следует остановиться на рассмотрении

некоторых принципов внутреннего структурного развития формы.

Хореографическая «комбинация» как завершенная форма, характеризующая

двумя «точками устойчивости» в начале и в конце «комбинации», обладает и

собственной драматургией, выраженной в ее динамическом построении. Динамика

развития содержания «комбинации» различна для каждой оттдельной

2

формы построения. Единым драматургическим признаком является наличие в

любой из этих форм собственной кульминационной точки, которая служит

ориентиром в построении траектории динамического развития.

Если временно объем «комбинации» определить как самостоятельный

музыкальный период, то типичное местонахождение кульминации будет ближе к

концу музыкального периода, приблизительно около начала его последней

четверти или трети. Кульминация во втором предложении периода содействует

большему

единству

динамического

развития

комбинации,

создавая

рост

напряжения.

Однако,

иногда

кульминация

достигается

в

заключение

«комбинации»,

например,

в

комбинированных

заданиях

раздела

«Allegro».возможно также наличие двух кульминационных точек , что характерно

для более ровного динамического развития двухчастной формы. Траектория

динамического развития выстраивается как бы по неровной дуге, сначала в

направлении кульминационной точки вверх, затем, опускаясь вниз, к финальной

точки «комбинации». Такое развитие обусловлено принципом постепенного

нарастания или развития от простого к сложному. Принцип контрастного

сопоставления (относительно сочетания частей формы или отдельных движений

«комбинации»

между

собой)

также

способствует

нагнетанию

внутреннего

напряжения.

Контрастное, а значит более ритмичное сочетание мелких и крупных

разнохарактерных частей формы, делает ее развитие более динамичным. А

сопоставление по этому принципу движений «комбинации» выгодно оттеняет

особенности каждого движения (по темпу-ритму, координации, характеру, технике

исполнения), придавая им большую рельефность и выразительность. Благодаря

использованию

принципа

контраста,

музыкально-хореографическое

решение

«комбинации» обретает собственный, присущий только ей ритм динамического

развития.

Как известно, понятие «ритма» можно трактовать как в узком, так и в

широком смысле. В музыкальном прочтении ритм неизменно связан с выделением

в группах звуков акцентируемых звуков, т.е. с метром. Однако различной

относительной «тяжестью» обладают не только доли такта, но и целые такты.

Наиболее важным фактором различного сочетания «легких» и «тяжелых» тактов

является смена гармонии. Например, гармония, сменяющаяся по двутактам, *

часто делает нечетные такты «тяжелыми», а четные - «легкими» (обычно для

вальсов); смены гармонии в каждом такте чаще дают обратное соотношение

«легких»

и

«тяжелых»

тактов.

Аналогично

и

движения,

составляющие

«комбинацию», можно условно обозначить как более «легкие» и «тяжелые», имея

в виду динамическую схему, т.е. различие в объеме энергетических затрат,

необходимых для исполнения. Движения, требующие наибольшего напряжения от

исполнителя, должны совпадать с «тяжелыми» тактами музыкального периода или

точки наивысшего напряжения в динамической схеме движения - с сильными

акцентированными долями тактов.

Форма

«комбинации»

формируется

двойным,

т.е.

музыкальным

и

хореографическим

развитием.

Поэтому

крайне

важно,

чтобы

музыкальное

сопровождение было адекватно ее хореографическому решению, включая оба

метода аккомпанемента:

иллюстративный и импровизационный. Единство

музыкально-хореографического построения «комбинации» помогает ясно увидеть

ее содержательную сторону и способствует ее точному использования в решении

учебных задач урока.

Критерием соблюдения всех основных принципов построения «комбинации»

является ее логичность. Это понятие означает пропорциональность в соотношении

содержательных и формообразующих признаков «комбинации». Логическую

комбинацию отличает ясность и последовательность в развитии ее содержания и

формы, выраженные в ее внешней завершенности и внутренней насыщенности,

естественная гармоничность переходов от движения к движению и от одной части

«комбинации» к другой.



В раздел образования