Автор: Матвеева Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиала Республиканского СРЦН "Глазовский ДДИ"
Населённый пункт: г.Глазов, Удмуртия
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Плещется синее море..."
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия по программе дополнительного образования
«Волшебные узоры».
Тема: «Плещется синее море…»
Аппликация обрывная.
Цель занятия: создание гармоничной композиции в сине-голубом цвете,
обрывая придавать бумаге вид волн.
Задачи занятия:
Образовательные:
- формировать умение изготавливать аппликацию нетрадиционным способом
– обрывание;
- расширять представления о море и его обитателях.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность при работе с клеем;
- воспитывать желание создавать красивую, оригинальную поделку;
- воспитывать взаимопомощь.
Оборудование
и
материалы:
аудиозапись
шума
моря,
музыка
для
релаксации;
иллюстрации
с
изображением
моря;
памятка
«Правила
безопасной работы с клеем; 2 конверта с письмом; образец работы; белый
картон (для выполнения аппликации); цветная бумага синего, голубого и
желтого цвета; салфетки; коврики для работы с клеем.
Предварительная работа: просмотр видеоматериала: презентация «Море и
морские обитатели», чтение сказки Пушкина А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Давайте встанет в круг.
Представьте себе зимний морозный день на прогулке. Мороз щиплет вас за
щечки.
У вас замерзли носик и ушки. Потрите их. Вам стало тепло
и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и
радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на
протяжении всего занятия.
-Присаживайтесь за рабочие столы.
2. Гимнастика для глаз
-Какое время года? (зима)
-Какие осадки бывают зимой? (снег)
-Сейчас мы с вами проведём гимнастику для глаз, будем наблюдать за
снежинками.
«Зимняя физминутка для глаз» видеозапись
3. Введение в тему
Посмотрите нам с утра пришло письмо. Давайте прочитаем. Кто же нам
написал?
Загадка. Хвост её пышный,
Огромный плавник,
Глазки чернее смолы.
Тот кто её поймает,
Желания свои осуществляет.
Эта рыбка не проста,
К нам из сказки приплыла. (
Золотая рыбка)
Чтение письма от Золотой рыбки
Здравствуйте, ребята! Я, Золотая рыбка, прошу у вас помощи. Злая ведьма
заколдовала дом, где живу я и другие морские обитатели. Теперь море
становится все меньше и уже не такое глубокое. Помогите нам спасти наш
дом, наше море! А где живёт рыбка? (в море)
-Поможем, ребята, золотой рыбке. (Да)
-Мы будем делать аппликацию море, будем обрывать кусочки цветной
бумаги и клеить на картон. У каждого будет свое море. И мы поможем снять
колдовство и прогнать ведьму.
-Давайте отправимся на море посмотрим картины и послушаем шум моря.
-Что изображено на картинах? (море)
-Какое оно? (синее, глубокое) (рассматривание картин).
-Прослушайте музыку моря, что вы услышите, что представите?
Море бывает разным,
Черным бывает и красным.
Бывает море веселым,
Чаще бывает соленым.
А я люблю синее море
С ласковой, нежной волною.
Люблю, как рыба, плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться.
-Когда море спокойное оно бывает голубого цвета. Посмотрите ( показ
голубого цвета).
-А когда оно сердится, ветер гоняет по морю, оно становится синим.
Посмотрите ( показ синего цвета).
-Мы будем использовать в работе голубой цвет и немного синего цвета, для
придания гармоничности работы.
4.Основная часть
-Для работы с бумагой и клеем нам нужно, чтобы хорошо работали
пальчики. Для этого, проведем пальчиковую гимнастику и вспомним, кто
живёт в море.
Пальчиковая гимнастика
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка
Рыбка, рыбка, озорница,
Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать
Медленно сжимают ладони
Рыбка спину изогнула
Снова изображают, как плывёт рыбка
Крошку хлебную взяла
Делают хватательное движение обеими руками
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Снова «плывут».
«
Черепаха»
Черепашка в пруд ползёт,
Домик на себе везёт.
Ты быстрей, быстрей ползи,
Домик весело вези.
Подушечками пальцев и нижней стороной ладони прикасаться к столу,
образуя полушария. Вытянуть указательный палец с упором на стол и
подтянуть им вперёд весь «домик» черепашки.
«Осьминожки»
Плыли, плыли осьминожки
Резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулака
Опустились на дорожку
Поставить пальцы подушечками на колени
Быстро-быстро побежали
Пальцы бегают по коленям
И три ножки потеряли
Но зато осталось пять –
На слово «пять» показать раскрытые ладони
Можно все пересчитать!
«Краб»
В синем море краб идёт
Ладони тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы направить вниз,
переплести (лапки краба), раздвинуть ладони. Большие пальцы обеих рук
направить к себе (голова краба).
Быстро лапками гребёт
Быстрыми движениями пальцев показывают, как краб гребёт лапками.
Тихо краб идёт по дну,
Ищет он себе еду.
Краб идёт на лапках-пальчиках сначала в одну сторону, затем в другую.
Никого он не глотает, только всех вокруг пугает.
-Кто живеёт в море?(рыбы, черепахи, крабы, осьминоги)
Практическая часть
Показ образца.
«Обрывная аппликация» – это отдельный вид аппликации. В обрывной
аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а
отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Техника обрывной аппликации
очень
похожа
на
разукрашивание.
Здесь
тоже
нужно
заполнить
определенным цветом каждую часть рисунка. Кусочки бумаги просто
отрываются руками и приклеиваются к основе. Получается своего рода
мозаика. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий, для
вас - настоящий простор для творчества!
А теперь посмотрите, как мы будем делать море. Берем бумагу синего цвета
и отрываем кусочки или длинные полоски. Полоски будут волнами.
Намазываем полоски клеем, белую сторону, и приклеиваем в нижнюю часть
листа.
Повторение правил техники безопасности и охраны труда при работе с
клеем (ответы детей, ссылка на памятку по ТБ).
Во время самостоятельной работы детей звучит тихая мелодия (релакс.
музыка). (Оказание дифференцированной, индивидуальной помощи педагога
при необходимости, призыв детей к взаимопомощи)
Этапы последовательности изготовления поделки:
1. Каждому ребенку выдается белый картон с контуром моря и волны
2. Взять цветную бумагу (голубую, синюю).
3. Нарвать цветную бумагу на мелкие кусочки.
4. Аккуратно нанести клей с помощью клей - карандаша на картинку.
5. Приклеивать кусочки бумаги по контуру
-Работайте с клеем аккуратно, используйте салфетки.
- Сочетайте цвета так, чтобы у каждого
море получилось красивым,
оригинальным.
Физкультминутка
- Ребята, кто живёт в море? (рыбы, дельфины, раки, крабы, кальмары …)
- А что растёт в море? (морские растения)
А ещё в море живут симпатичные медузы.
Девочка надевают на запястье кольцо-резиночку, сшитое из розовой и белой
органзы.
- И растут красивые морские водоросли. Они очень полезные, они помогают
морским животным дышать.
Надевают кольца- резиночки, сшитые из атласных развевающихся ленточек.
- Я буду большая медуза. Вот какая.
Дети и воспитатель встают на носочки, поднимают руки вверх.
- А вы будете маленькие медузы и водоросли. Вот какие.
Дети приседают, касаются пола руками.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется, волны шумят,
Морские фигурки купаться хотят.
- Превращайтесь поскорее в маленькие медузы и полезные водоросли.
Слушайте морскую музыку и танцуйте вместе со мной так, как вам
подсказывает музыка, как вам хочется.
(Звучит музыка Сен-Санса "Аквариум", дети двигаются в соответствии с
музыкой, вживаясь в роль морских обитателей).
-Вот получилось море и такая большая волна. А чего не хватает нам в
аппликации? (рыбки)
Приклеивается рыбка на волну. Тело и хвост
оформляется – в виде обрывной аппликации, используется жёлтая цветная
бумага).
5. Итог занятия
-Посмотрите, какое море у нас у каждого получилось. Мы добавим каждый
свое море и море вновь станет таким же глубоким и бескрайним. Мы смогли
помочь Золотой рыбке и всем жителям моря. Ведьма не сможет навредить
морю, потому, что нас много, мы все вместе, мы помогаем друг другу и
становимся сильнее. Письмо от Золотой рыбки. Спасибо, ребята, за помощь.
Анализ работы, итог занятия:
- Ребята, где мы сегодня были? ( на море)
-А кому сегодня помогли? (золотой рыбке, морю, жителям моря)
-Какую аппликацию вы делали? (обрывную аппликацию)
Рефлексия.
1.Что было самым интересным?
2. Всё ли у вас получилось?
3.Были ли трудности? В чём?