Автор: Хайрутдинова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №364"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Проект по здоровьесбережению
Тема: "Профилактика нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №364» г. Перми
Проект
по здоровьесбережению дошкольников
«Профилактика нарушений осанки
у детей старшего дошкольного возраста»
для детей старшей группы
автор:
воспитатель Хайрутдинова Н.В.
Пермь, 2021г.
«Профилактика нарушений осанки
у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Создание в группе детского сада системы работы по профилактике и
предупреждению нарушений осанки у детей.
Задачи:
1.
Создать условия для организации работы по профилактике и предупреждению
нарушений осанки через организацию специальных мероприятий.
2.
Обозначить для родителей важность проблемы, познакомить с причинами
возникновения нарушений осанки, приемами укрепления мышц спины.
3.
Дать детям понятие о правильной осанке, познакомить с приемами укрепления
мышц опорно-двигательного аппарата.
4.
Повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей.
Болезни
позвоночника
–
одна
из
основных
причин
потери
трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации.
При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения,
затрудняется
деятельность
печени
и
кишечника,
снижаются
окислительные
процессы,
что
ведет
к
понижению
физической
и
умственной
работоспособности.
Дефекты
осанки
часто
вызывают
нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфофункциональные
изменения
в
позвоночнике,
ведущие
к
сколиозам,
кифозам
и
остеохондрозу. Формирование осанки у человека продолжается в течение
всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка
образуются
четыре
естественных
(физиологических)
изгиба
позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперед, грудной и
крестцово-копчиковый – выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый
кифоз формируется первым, еще на этапе внутриутробного развития.
Когда ребенок научится понимать и удерживать головку, появится
шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во
время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать,
становиться на ноги и ходить. Четкие, естественные изгибы позвоночника
образуются к 6-7 годам жизни ребенка.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной
системы.
При
этом
маленькие
дети
становятся
замкнутыми,
раздражительными,
капризными,
беспокойными,
чувствуют
себя
неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети
постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно
после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в
межлопаточной области. Поскольку на рост и формирование осанки
оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники
дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при
сидении, стоянии, ходьбе.
Важное значение имеют:
-своевременное правильное питание;
-свежий воздух;
-подбор мебели в соответствии с длиной тела;
-оптимальная освещенность;
-привычка правильно переносить тяжелые предметы;
-привычка правильно сидеть за столом;
-расслаблять мышцы тела;
-следить за собственной походкой.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является
правильное и своевременно начатое физическое воспитание.
Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны
входить в утреннюю гимнастику уже с 4-х лет. С этого же возраста
необходимо воспитывать навыки правильной осанки при сидении на стуле
и за столом.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне
мягкая постель. Матрац должен быть жестким и обязательно ровным,
таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка –
невысокой. Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет
дыхание. Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается
посредством многократного повторения правильного положения тела:
лежа, сидя, стоя.
С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и
самостоятельных занятий:
1.
Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный
или деревянный щит).
Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами,
лопатками
и
затылком.
Даются
различные
динамические
упражнения:
отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети
выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6
сек., расслабление – от 6 до 12 сек.
2.
Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком,
мелкой галькой, опилками),
Установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса
правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные
группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся
перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах;
ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом
положенный на голову предмет.
3.
Упражнения на координацию движений.
Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на
одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Упражнения для профилактики нарушения осанки у детей
Упражнение «Кошечка»
И.п. – Ребенок стоит на коленях и упирается
руками в пол.
1-выгибает спину (круглая спина), голова
опущена вниз;
2-прогибает спину, голова смотрит вверх.
Дозировка 6-8 раз.
Упражнение «Большая собака»
И.п. – Ноги выпрямлены,
1- нагнуться, достать руками пола
2- пытается переставлять руки вперед
3- вернуться в исходное положение.
Это упражнение развивает гибкость
позвоночника, тренируется поясничный отдел.
Дозировка – 4-6 раз.
Упражнение «Скручивание»
И.п. – лечь на спину, руки развести в стороны.
1-ноги, согнутые в коленях, поворачивает в одну
сторону, голову и руки – в другую.
2-выполнить то же самое в противоположную
сторону.
Дозировка 8-10 повторений. Это упражнение –
хорошая профилактика сколиоза.
Упражнение «Топорик»
И.п. – Гимнастическую палку или
скакалку держать сзади, ноги прямые.
1.
Наклон вперед, руки с палкой или скакалкой
поднимает вверх,
2.
И.п.
Дозировка 8-10 повторений.
Способствует укреплению мышц спины,
поддерживающих позвоночник.
Упражнение «Качалка»
И.п. – ребенок лежит на спине, ноги согнуты в
коленях. Обхватить их руками и катается по
коврику покачивающимися движениями вперед и
назад. Маленьким детям нужно помогать.
Упражнение нужно выполнять очень аккуратно!
Дозировка 6-8 раз.
А еще для красивой и правильной осанки можно ходить с книгой на голове, для
уверенности руки можно развести в стороны, приседать около стены. Спина
при этом должна быть прямой и скользить по стене, руки выпрямлены.
Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела,
развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают
сознательное отношение к своей осанке. Следует проводить и профилактику
плоскостопия, т.к. уплощение стопы нарушает скелета таза и позвоночника.
Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце
комплекса оздоровительной гимнастики.
Предварительная работа.
1. Рассматривание рисунков и фотографий в анатомических атласах.
2.Ознакомление с литературными произведениями: А. Барто «Я
расту», «Придумываю сны», «Мы с Тамарой санитары»; С.
Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Чудесные
таблетки», «Грипп»; отрывки из произведений про дядю Стёпу, в которых
отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей.
3.Использование дидактических игр: «Что было бы, если бы…», «Что ты
знаешь о…», «Полезная и вредная еда», «Подбери пару» и прочее.
4. Разучивание точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики.
Формы работы.
1. двигательная деятельность.
1) утренняя гимнастика;
2) самомассаж;
3) статические позы после сна;
4) физкультурные минутки;
5) положение по вертикали;
6) упражнения для осанки;
7) ходьба по тропе здоровья;
8) прогулки (ежедневные);
9) закаливающие и оздоровительные мероприятия;
10) спортивные игры и развлечения;
11) подвижные игры;
12) пальчиковые игры;
2. Игровая деятельность.
1) дидактические игры «Собери из частей», «Лото», «Правильно –
неправильно» и др.;
2) сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Семья» и др.
3. Коммуникативная деятельность.
1) словесные игры «Назови ласково», «Придумай предложение», «Назови по -
порядку» и др.;
2) речь с движением
4. Познавательно - исследовательская деятельность.
1) ситуативные беседы;
2) решение различных проблемных ситуаций;
3) проведение опытов и экспериментов.
5. Продуктивная деятельность.
1) рисование на темы «Зимние виды спорта», «Папа, мама, я – спортивная
семья» и др.
2) лепка на темы «Дети на зарядке», «Олимпийский факел» и др.
3) аппликация на темы «Медали для победителей» и др.
6. Совместная деятельность с детьми.
Беседы, рассматривание иллюстраций, схем, дидактические игры,
проигрывание различных ситуаций, игры в спортивном уголке, различные
самомассажи, зарядки, индивидуальная работа по физкультуре в группе и на
улице.
7. Партнерство с родителями.
1. Индивидуальные беседы с родителями.
2. Материалы по валеологии и ОБЖ в уголке для родителей.
3. Консультации для родителей «Здоровье детей в наших руках», «Проблема
детского ожирения», «Утренняя гимнастика», «О пользе прогулок» и др.
4. Сбор народных, знахарских рецептов в сундучок «Бабушкины рецепты».
5. Родительское собрание «Как вырастить наших детей здоровыми, сильными и
красивыми».
6. Папка – передвижка «Статические позы и упражнения для
красивой осанки».
7. Анкетирование родителей.
8. Привлечение родителей к совместной работе по формированию у детей
правильной осанки.
Оценка осанки
Простейший способ оценить свою осанку заключается в следующем.
Встаньте вплотную спиной к шкафу или стене. Сомкните стопы, смотрите
прямо вперед (голова должна касаться шкафа). Руки опущены. Если ваша
ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в
противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает
позвоночник вперед (лордоз).
При правильной осанке голова и туловище расположены на одной вертикали,
плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, рельеф шеи
(от козелка уха до края плеч) с обеих сторон симметричен, лопатки не
выпирают, физиологическая кривизна позвоночника нормально выражена,
грудь приподнята (слегка выпячена), живот втянут, ноги выпрямлены в
коленных и тазобедренных суставах, стопа без деформаций с хорошо видимой
выемкой со стороны внутреннего свода.
ПАМЯТКА
для родителей
по профилактике дефектов осанки, сколиозов и плоскостопия.
Отрицательное влияние
на формирование осанки оказывает неправильное
положение тела во время сна. Постель не должна быть чрезмерно мягкой, а
подушка высокой. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20-25
см., чтобы можно было спать с вытянутыми ногами. Правильная поза во время
сна обеспечивает прямое симметричное положение туловища. Для детей с
искривлением позвоночника матрац (волосяной, травяной, ватный) кладется
на щит из досок или фанеры. Перина, мягкие подушки, пуховики подкладывать
вместо жестокого матраца не рекомендуется.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. Во время
занятия за столом надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины, рук при
симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног. В
положении
сидя
дети
также
нередко
принимают
неправильную
позу.
Когда стол
или
стул
не
соответствует
росту,
они
вынуждены
сидеть
согнувшись. Если стол высок, то голова и левое плечо наклонены сильно
влево, а если низок, то наоборот,
левое плечо поднято, правое опущено.
Иногда дети сидят, значительно переместив плечи и все туловище по
отношению к тазу в сторону. В этом случае позвоночник наклонен как к тазу,
так и к линии плеч. Многие дети сидят в кресле, поджав под себя ноги, сильно
наклонившись в сторону. Это положение также может привести к искривлению
позвоночника.
А
как же
нужно
сидеть?Обратите внимание
на
основные ориентиры
правильности посадки. Спина должна касаться спинки стула, предплечья до
локтевого сустава лежат на столе, ноги - на перекладине или подставке, должны
быть согнуты в коленном суставе под тупым или прямым углом. Стол удобен
для занятий, если он на 2-3 см выше локтя ребенка, сидящего за этим столом.
Правильное расстояние от глаз ребенка до книги (тетради) проверить нетрудно:
поставив руку на локоть, ребенок кончиками пальцев должен коснуться виска.
Между грудью и столом должна
свободно проходить ладонь. Настольная
лампа должна быть достаточной мощности (40-50 ватт), но не слишком яркой и
находиться слева от ребенка и лишь в крайнем случае перед ним.
Целесообразно также оставить включенным общий источник света комнаты.
Кроме указанных причин, ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки
стоять на одной ноге. Очень часто можно видеть, как подружки долго стоят,
разговаривая, отставив ногу в сторону. Если отставляется постоянно одна и та
же нога и позвоночник соответственно часто принимает изогнутую форму,
появляется привычка
стоять неправильно и может образоваться сколиоз.
Поэтому стоя лучше равномерно распределять тяжесть тела на обе ноги или же,
если хочется отставить ногу, поочередно делать это левой и правой ногой.
Мальчики нередко стоят, опустив грудную клетку. В этом положении таз
выдвинут вперед, живот выпячен. Эта поза очень некрасива и способствует
нарушению осанки. Постоянно надо следить за тем, чтобы мышцы спины были
несколько напряжены, грудная клетка поднята, живот уплощен.
К сожалению, многие дети ходят, опустив голову. Такая походка не только
некрасива,
но и способствует увеличению грудного кифоза - появлению
сутулости.
Одежда
и
обувь
школьника
долины
быть
рассчитаны
на
усиленную
потребность детей в движении, на погоду и климат, должны быть удобными и
хорошо проницаемыми для тепла.
На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние
нижних конечностей,
в частности
плоскостопие. Для предупреждения
развития плоскостопия надо своевременно выявить и принять следующие
меры:
1. Не носить слишком тесную обувь и обувь на высоком каблуке.
2. Необходимо ограничить нагрузку на нижние конечности. Для уменьшения
де формации свода стопы полезно пользоваться супинаторами, постоянно
делать корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени,
3.Выполнять
общеразвивающие
упражнения,
упражнения
для
нижних
конечностей
(дозированная
ходьба,
бег,
приседания,
упражнения
для
укрепления мышц, сохраняющих свод стопы, дополнительно - специальные
упражнения: ходьба босиком по скошенному лугу, галечнику).
Важнейшее условие нормального физического развития детей - питание.
Пищевой рацион ребенка должен быть разнообразен и включать продукты
содержащие соли кальция, железа, магния (мясо, молоко, сливочное масло,
каши, горох, фасоль).Ежедневно и в достаточном количестве дети должны
получать фрукты, овощи, а если врач сочтет нужным,то и поливитамины.
Главным и действенным средством профилактики дефектов осанки является
физическое воспитание ребенка. Поэтому уже в раннем детстве физическое
воспитание (гимнастика, массаж, закаливание, игры) должно войти составным
компонентом в его воспитание.
Родителям необходимо освоить технику рекомендованных упражнений следить
за правильностью их выполнения ребенком.
Неправильный
выбор
упражнений,
неправильное
их
исполнение
не
способствуют выздоровлению и могут даже нанести серьезный ущерб
здоровью ребенка.
Заниматься надо регулярно, так как физические упражнения и другие
двигательные навыки могут быть хорошо усвоены ребенком и окажут
благоприятное влияние на его физическое развитие и состояние здоровья
только тогда, когда повторяются изо дня в день.
Первичная диагностика
Название
Кол-во детей
Процент дошкольников
В укреплении осанки
15
33,3%
В коррекции осанки
3
6,6%
Итоговая диагностика
Название
Кол-во детей
Процент дошкольников
В укреплении осанки
8
17,7%
В коррекции осанки
3
6,6%