Автор: Аксанди Елена Ильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Дельфин"
Населённый пункт: г. Муравленко
Наименование материала: Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе по обучение грамоте
Тема: "Волшебные звуки"
Раздел: дошкольное образование
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Г. МУРАВЛЕНКО
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дельфин»
Тема: «Волшебные звуки»
Непосредственная образовательная деятельность
в старшей группе
по обучение грамоте
Автор: Аксанди Елена Ильевна,
воспитатель высшей категории
Программное содержание:
1. Знакомство с действием звукового анализа и схемой звукового состава слова,
графической записью слогов.
2. Закрепить представление детей о слоге и об измерении слогов.
3. Воспитывать у детей дружеские качества, уметь сочувствовать, оказывать помощь в
экстремальной ситуации.
Материал.
Демонстрационный: картинка – схема «мак», фишки серого цвета. Фишки – игрушки.
Предметные картинки с изображением животных одно, двух, трех сложных слов.
Раздаточный: картинки – схемы «мак», тетради, простые карандаши.
Ход занятия.
1.
Знакомство со схемой звукового состава слова.
Восп.: Девочка Маша пошла в лес со своими друзьями. Маша заблудилась
в лесу и решила позвать своих друзей, покричать им.
- Какое слово она кричала? «АУ».
Кричала Маша, кричала, и вдруг из-под кустика выскочил Леший.
Леший: Ты что кричишь?
Маша: Я потерялась.
Леший: Я тебе помогу, выбраться из леса, если ответишь на все мои вопросы.
- Скажи, какое это слово «АУ», длинное ил короткое?
Маша задумалась, не знает ответа.
Восп.: Подскажите Маше, какое это слово длинное или короткое? (короткое).
Леший: Правильно, короткое слово. Какие звуки в этом коротком слове, сколько их и где они
живут?
Восп.: Маша опять не знает ответа.
Восп.: Ребята поможем Маше?
(Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук «ААУУ»,
предлагает детям вслушаться и произнести также).
Восп.: Послушайте и скажите, какой первый звук в слове «ААУ»?
- Правильно, первый звук в слове «АУ» – (А). Посмотрите, я нарисую для звука (А) домик
(на доске рисует квадрат).
- Послушайте и скажите, какой второй звук в слове «АУУ»?
- Правильно, звук (У). Я нарисую для звука (У) еще один домик (рисует рядом домик).
- В слове «АУ» два звука и я нарисовала для них два домика (два квадрата).
- Какой звук живет в первом домике? (Звук (А)).
- Какой звук живет во втором домике? (Звук (У)).
- Если я произношу звуки друг за другом плавно (ведет указкой под клеточками), то
прочитаю слово «АУ». Посмотрите внимательно, как я читаю: веду указкой под первым
домиком и произношу звук (А), когда перехожу ко второму домику, произношу звук (У)
«ААУУ».
Маша обращается к Лешему: В слове «АУ» два звука (А, У), живут они в домиках.
Леший: Правильно, идем со мной.
Физкультминутка.
Восп.: Пошли они дальше, и вышли на красивую поляну. Стали они собирать цветы. Лешему
очень понравился один цветок (воспитатель показывает картинку – схему слова «МАК»).
Леший: Как называется этот цветок, сколько звуков в слове, и как обозначается каждый звук?
Восп.: Маша совсем растерялась.
(Воспитатель обращается к детям, чтобы помочь Маше).
Восп.: Какой цветок нарисован? (мак).
- Что обозначают эти домики? (Домики для звуков)
- Правильно, эти домики для звуков слова «Мак» (Воспитатель медленно произносит слово
и одновременно ведет указкой под домиками, предлагает детям читать слово также).
2. Обучение звуковому анализу слова.
- Какой первый звук в слове «ммак»? (Звук (М)).
- В каком домике живет звук (М)? (В первом домике)
- Мы обозначаем звук (М) фишкой серого цвета (воспитатель показывает фишку и ставит
фишку в первый домик).
- Какой второй звук в слове «Маак»? (Звук (А)).
- В каком домике живет звук (А)? (Во втором домике).
- Мы обозначаем звук (А) фишкой серого цвета (воспитатель ставит фишку во второй
домик).
- Какой третий звук в слове «макк»? (Звук (К)).
- В каком домике живет звук (К)? (В третий домик).
- Мы обозначаем звук (К) фишкой серого цвета (Воспитатель ставит фишку в третий
домик).
- Сколько звуков в слове «мак»? (Три звука (М, А, К)).
- Чем обозначали каждый звук в слове? (Фишкой серого цвета).
(Повторное чтение слова «мак» с синхронным движением указки под схемой. Образец
чтения дает воспитатель, затем 2-3 ребенка читают слово у доски).
Маша обращается к Лешему: В слове «мак» три звука (М, А, К), обозначаются звуки фишкой
серого цвета.
Леший: Правильно. В моем лесу не только цветы растут, а живут и звери. Назови животных в
название, которых есть один, два и три слога. Дели слова (название ) на слоги, и графическая
слогов.
Восп.: Маша и этого ответа не знает.
(Воспитатель выставляет картинки с изображением животных поочередно: одно, двух,
трехсложных слов. Дети измеряют слова, используя способ прохлопывания, называют
количество слогов, записывают слоговую структуру графически).
Маша обращается к Лешему, показывает графические записи слогов:
В слове лис – один слог , в слове лиса – два слога , в слове лисята – три слога
, и т. д.
Леший: Молодец Маша. Ты ответила на все мои вопросы.
Восп.: Не успела, Маша оглянутся, Леший исчез, а из леса на поляну подходили все ее друзья и
кричали Маше в ответ слово?
Все вместе: «АУ!»
Восп.: Вот какое нужное слово «АУ». И вы ребята молодцы, помогли Маше ответить на все
вопросы.
Анализ занятия проводится во второй половине дня.