Автор: Первушина Татьяна Петровна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБУ ОМК "Алые паруса"
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Программа занятий по вязанию крючком и спицами"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
Объединение молодежных клубов «Алые паруса»
городского округа город фа Республики Башкортостан
Программа
занятий по вязанию крючком и спицами
Автор программы -
Первушина Татьяна Петровна,
педагог МЦ «Эврика»
Уфа-2022
Структура программы:
1.
Паспорт программы (краткое содержание): автор программы, руководитель программы, на-
звание проводящей организации, исполнители программы, место проведения, география и
возраст участников, количество участников, условия участия в программе, период реализа-
ции (сроки проведения), кадровое обеспечение, объем нагрузки руководителя\участников,
цели, задачи, методическое оснащение, этапы и критерии мониторинга эффективности реа-
лизации программы.……………………..………….…….с. 3
2.
Введение……………………………………………..…………..……………………...….…....с. 4
3.
Пояснительная записка (содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами)………………………………………………………………...……с. 4
4.
История программы…………………………………………………………..…………...........с. 5
5.
Новизна………………………………………………………………………..…………...........с. 5
6.
Ресурсное обеспечение (материально-техническое оснащение, кадровое, методическое, ин-
формационное, финансовое обеспечение)……………………………………………....…с. 5
7.
Методы и механизмы реализации……………..………………..…………..………………....с. 6
8.
Этапы реализации………………………………………………………………………..…......с. 6
9.
План реализации программы (с указанием наименования мероприятий, сроков и длительно-
сти их проведения, места проведения, ответственных исполнителей)..………...с. 6
10. Управление и контроль за реализацией программы……………………...……………….....с.10
11. Ожидаемые результаты…………………………………………………………………….…с. 10
12. Подведение итогов (оценка эффективности реализации)…………………………..…....…с. 10
13. Список литературы ………..……………………………………………...............................с. 11
14. Приложения……………………………………………………………………………….......с. 12
Приложение № 1 «Немного из истории вязания»…...………………………………...….....с. 12
Приложение № 2 «Инструктаж по технике безопасности и правила поведения при работе с
крючком»………………………………………………………………………………...….…с. 13
Приложение № 3 «Зарядка для вязальщиц».………………………………..…………...….с. 14
Приложение № 4 «Терминология».…………………………………………………....…..…с. 14
2
1. Паспорт программы
Название программы: Программа занятий по вязанию крючком и спицами.
Краткое содержание: Программа вязания является художественно - эстетической, по
функциональному предназначению - прикладной, по форме организации - групповой, по времени
реализации рассчитана на 3 года занятий, носит практико-ориентированный характер и
направлена на овладение занимающимися основными приёмами вязания крючком и спицами.
Автор программы: Первушина Т.П., педагог МЦ «Эврика».
Руководитель программы: Габдрахманов Э.Т., директор МБУ ОМК «Алые паруса».
Название проводящей организации: Муниципальное бюджетное учреждение Объединение
молодежных клубов «Алые паруса» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
(далее по тексту – Объединение).
Исполнитель программы: Первушина Т.П.
Место проведения: МЦ «Эврика».
География и возраст участников: В реализации программы задействована молодежь,
проживающая в г. Уфе, преимущественно в Ленинском районе. Возраст участников: 14-35 лет
Количество участников: 15 человек.
Условия участия в программе: возраст от 14 до 35 лет, регулярное посещение занятий,
активное участие в мероприятия Объединения.
Период реализации (сроки проведения): 2022-2024 годы.
Кадровое обеспечение: Первушина Т.П., педагог МЦ «Эврика».
Объем нагрузки руководителя, исполнителей, участников: Габдрахманов Э.Т. -
1 час/неделю, Первушина Т.П.-9 часов/неделю, воспитанники-9 часов/неделю.
Цель: создание условий для самореализации воспитанников в творчестве, воплощения в
художественной работе собственной индивидуальности.
Задачи: научить выполнять основные приемы вязания; сформировать технические навыки
и приемы выполнения вязаных изделий; прививать интерес к истокам народного творчества;
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до
конца.
Методическое оснащение:
Для успешного проведения занятий необходимо иметь учебно-методический материал. К
нему относятся: журналы и книги по вязанию, выставка изделий педагогов и воспитанников,
таблицы с образцами ниток, узоров вязания, показом приемов техники вязания, фотографии и
рисунки моделей, чертежи, выкройки изделий.
Этапы и критерии мониторинга эффективности реализации программы:
В соответствии со сроками реализации, программа делится на три этапа (три года). Виды и
формы контроля знаний, умений и навыков воспитанников
Входной контроль - собеседование, анкетирование.
Текущий контроль - проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы
в форме «вопрос - ответ», самостоятельная работа, беседы с элементами викторины.
Периодический - проверка степени усвоения материала по разделу.
Итоговый - проверка степени усвоения материала по окончанию соответствующего
года занятий.
3
2. Введение
Настоящая программа разработана с целью решения задач, определенных Федеральным
законом «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ,
Законом Республики Башкортостан «О молодежной политике в Республике Башкортостан» от
12 ноября 1991 года № ВС-9\74, Законом Республики Башкортостан “О поддержке деятельности
подростковых, молодежных клубов и центров” от 31 октября 1996 года № 53-з, Законом
Республики Башкортостан «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан» от 23 марта 1998 года
№ 151-з; муниципальной программой «Развитие молодежной политики в городском округе город
Уфа Республики Башкортостан».
Основной объект воздействия в программе - подростки и молодежь в возрасте от 14 до 35
лет.
3. Пояснительная записка
Программа вязания является художественно - эстетической, по функциональному
предназначению - прикладной, по форме организации - групповой, по времени реализации
рассчитана на 3 года занятий, носит практико-ориентированный характер и направлена на
овладение занимающимися основными приёмами вязания крючком и спицами.
Программа опирается на определённые научные принципы:
•
гуманизации;
•
демократизации;
•
дифференциации и индивидуализации;
•
развития.
В обучении используются разнообразные методы: объяснительно - иллюстративный,
рассказ, беседа, работа с журналами и со схемами, демонстрация, практические упражнения.
Актуальность. В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной
и исторической самобытности России, национальных традиций народов. Декоративно -
прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя
национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения
культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискажённом виде
характер духовно - художественного постижения мира. В связи с этим данная Программа весьма
актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет социальный заказ на
формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых
прежде всего творческих, бытовых, семейных, гражданских, ориентиров, без которых невозможно
органическое существование человека в окружающем мире.
Педагогическая целесообразность данной Программы заключается в том, что она
отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение
основных разделов Программы способствует развитию таких качеств как воображение,
аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды,
бытовой культуры.
Знакомство воспитанников в процессе занятий с основными видами декоративно-
прикладного и народного творчества позволяет воспитывать в них определённую культуру
восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие
готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог
культур разных эпох и народов мира.
Цель программы: создание условий для самореализации воспитанников в творчестве,
воплощения в художественной работе собственной индивидуальности.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- научить выполнять основные приемы вязания;
- сформировать технические навыки и приемы выполнения вязаных изделий;
- прививать интерес к истокам народного творчества;
4
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое
дело до конца.
4. История программы
Вязание известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых
занятий рукодельниц всего мира. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной
жизни вещей можно изготовить, умея вязать. С помощью вязания можно буквально одеться с
головы до ног и совершенно изменить облик своего дома. Пряжа, спицы и крючок способны
поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые или обновляя изделия, делая их более
модными.
Занятия по данной Программе проводятся с 1996 года. Меняется мода, изменяются
пристрастия молодежи, появляются новые модные аксессуары и элементы декора, но остается
неизменным желание человека изменять и украшать пространство вокруг себя. Творческой
реализации в полной мере способствует представленная программа.
5. Новизна.
Вязание - один из самых распространённых видов декоративного искусства. Это не просто
изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота. В нашу эпоху всеобщей
«мобильности» вязание не обошло стороной новую нишу моды: огромный выбор чехольчиков для
мобильных телефонов осуществит мечту самой капризной модницы.
Отличительной особенностью
данной Программы является то, что на основе минимальных
полученных знаний воспитанники включаются в творческую деятельность и уже имеют
возможность самостоятельно изготавливать маленькие сувениры и игрушки, простые вязаные
изделия.
6. Ресурсное обеспечение
Материально-техническое оснащение: Материальной базой и средством, используемым
для достижения целей настоящей Программы, выступает помещение Объединения, в том числе
мебель для проведения занятий, а также личные книги, журналы и методические пособия.
Кадровое обеспечение: Первушина Т.П., педагог МЦ «Эврика».
Методическое обеспечение:
Занятия по данному курсу состоят из теоретической и практической частей, причём
большее количество времени занимает практическая часть.
Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и хорошо проветриваемым, с
хорошим естественным и искусственным освещением. При высоком расположении светильников
нужны настольные лампы с металлическими колпаками, защищающими глаза от прямых лучей
света. Свет должен падать на руки с левой стороны.
Столы могут быть рассчитаны на двух и более человек, но должны быть расставлены так,
чтобы воспитанники могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель мог подойти к
каждому воспитаннику.
В помещении должен быть стол для руководителя, доска для черчения, шкаф для хранения
незаконченных изделий, пряжи, методических пособий, застеклённые стенды для оформления
выставки работ воспитанников, гладильная доска, утюг, весы для взвешивания пряжи.
Желательно иметь небольшой стенд, обтянутый холстом, к которому легко прикреплять
образцы из методического фонда, используемые в качестве наглядных пособий при объяснении
руководителя, а также выполненные воспитанниками изделия с целью их просмотра и
обсуждения.
В помещении для проведения занятий должно быть не только удобно, но и приятно
работать. Поэтому размещению оборудования, оформлению витрин, окон занавесями, расстановке
цветов надо уделить особое внимание.
Для успешного проведения занятий необходимо иметь учебно-методический материал. К
нему относятся: выставка изделий педагога и воспитанников, таблицы с образцами ниток, узоров
вязания, показом приемов техники вязания, фотографии и рисунки моделей, чертежи, выкройки
5
изделий, журналы и книги по вязанию. Образцы вязания должны быть выполнены эстетично из
светлых, ярких ниток.
Методические пособия необходимо периодически обновлять и пополнять.
Рекомендуется иметь набор образцов вязания для ознакомления с ними воспитанников.
Нитки и инструменты для выполнения работ воспитанники приобретают самостоятельно.
Руководителю также необходимо иметь запасные инструменты и нитки. При необходимости они
могут служить наглядным материалом на занятиях, а также использоваться воспитанниками.
Для занятий в кружке надо иметь также дополнительное оборудование: штопальные иглы,
ножницы, сантиметровую ленту, а также общую тетрадь в клетку, тетрадь для рисования, линейку,
карандаши и др.
Информационное обеспечение: печатная продукция (объявления в учебных заведениях,
приглашения
на
мероприятия),
информационные
листовки
на
досках
объявлений,
информирование в социальных сетях.
Финансовое обеспечение: оплата коммунальных расходов и заработной платы педагога,
ремонт помещения, приобретение хозяйственного инвентаря производится за счет бюджета
Объединения.
Дополнительные источники финансирования: родительские средства, личные средства
участников.
7. Методы и механизмы реализации
На занятиях, как правило, используются в сочетании различные методы - словесные,
наглядные, практические. К словесным методам относятся: рассказ, беседа, объяснение.
Наглядные - это демонстрация, показ; практические - упражнения, выполнение работ.
Реализуется программа в течение трех лет через тематические планы, разработанные на
каждый год занятий.
8. Этапы реализации
I
этап
-
Подготовительный.
Реализация
данной
Программы
начинается
с
просветительской и организационно - методической работы, набора на занятия в кружок,
желающих регулярно заниматься и участвовать в реализации данной Программы. Далее
проводится собеседование и анкетирование.
II этап - Основной. Проводится в соответствии с тематическими планами занятий на
каждый год.
III этап - Заключительный. На этом этапе предполагается демонстрация умений и
навыков,
полученных
воспитанниками
на
занятиях
по
вязанию
крючком
и
спицами,
анализируются результаты и подводятся итоги.
9. План реализации программы
Программа реализуется в течение 3 лет по соответствующим тематическим планам занятий.
Тематический план первого года занятий
№
Разделы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
2
3
4
5
Введение
Основные приемы вязания крючком
Способы вязания крючком
Узоры для вязания крючком.
Готовые изделия
6
96
60
72
90
6
24
15
18
9
0
72
45
54
81
Всего
324
72
252
6
Содержание программы первого года занятий
(Вязание крючком)
№
Разделы и темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
2
3
4
5
1
2
Раздел 1. Введение.
Структура и история Объединения. Обзор программы 1-го
года занятий. Знакомство с группой. Внесение данных о
воспитанниках в журнал педагога. Игры на знакомство.
Инструктаж по технике безопасности. Правила подготовки к
вязанию. Инструменты и материалы (выбор пряжи, крючков).
6
3
3
6
3
3
0
0
0
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел 2. Основные приемы вязания.
Первая воздушная петля. Вязание цепочки.
Соединительные столбики.
Столбики без накида
Столбики без накида и воздушные петли.
Убавление и прибавление столбиков без накида.
Столбики с накидом.
Столбики с двумя, тремя накидами.
Столбики разной высоты.
96
15
15
15
15
15
15
15
15
24
3
3
3
3
3
3
3
3
72
9
9
9
9
9
9
9
9
1
2
3
4
5
Раздел 3. Способы вязания крючком.
Вязание прямого полотна.
Вязание по спирали.
Вязание по кругу, правило круга.
Вязание прямоугольника и овала.
Неравномерные прибавки по кругу.
60
12
12
12
12
12
15
3
3
3
3
3
45
9
9
9
9
9
1
2
3
4
5
6
Раздел 4. Узоры для вязания крючком.
Выпуклые и вогнутые столбики.
Пышные столбики.
Столбики без накида за дальнюю и ближнюю полупетлю.
Вязание разными цветами.
Простейшая салфетка.
Кисти. Бахрома.
72
12
12
12
12
12
12
18
3
3
3
3
3
3
54
9
9
9
9
9
9
1
2
3
Раздел 5. Готовые изделия.
Закладки для книг, прихватки.
Шарф.
Чехольчик для телефона.
90
30
30
30
9
3
3
3
81
27
27
27
Прогнозируемые результаты
К концу первого года занятий воспитанники должны:
- свободно владеть инструментом вязания - крючком, уметь правильно подбирать крючок к
ниткам;
- знать большинство приемов вязания;
- знать, условные знаки, уметь читать схемы;
- уметь вязать простейшие изделия.
7
Тематический план второго года занятий
№
Разделы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
2
3
4
5
Введение.
Основные приемы вязания спицами
Способы вязания спицами
Узоры для вязания спицами.
Готовые изделия.
6
63
72
60
123
6
21
18
15
12
0
42
54
45
111
Всего
324
72
252
Содержание программы второго года занятий
(Вязание спицами)
№
Разделы и темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
2
3
4
5
1
2
Раздел 1. Введение.
Обзор программы 2-го года занятий. Инструменты и
материалы.
Инструктаж по технике безопасности. Обзор литературы по
вязанию.
6
3
3
6
3
3
0
0
0
1
2
3
4
5
6
7
Раздел 2. Основные приемы вязания.
Набор петель начального ряда.
Лицевые петли. Кромочные петли. Платочная вязка. Закрытие
петель.
Изнаночные петли. Чулочная вязка. Трикотажные швы.
Узоры из лицевых и изнаночных петель.
Резинки 1х1 и 2х2.
Накид и воздушная петля.
Убавление и прибавление петель в полотне.
63
9
9
9
9
9
9
9
21
3
3
3
3
3
3
3
42
6
6
6
6
6
6
6
1
2
3
4
5
6
Раздел 3. Способы вязания спицами.
Вязание прямого полотна.
Вязание по кругу и вязание круга
Вязание треугольного полотна.
Вязание из центра круга.
Вязание косы.
Вязание шишечек.
72
12
12
12
12
12
12
18
3
3
3
3
3
3
54
9
9
9
9
9
9
1
2
3
4
5
Раздел 4. Узоры для вязания спицами.
Основные узоры: рис, жемчуг, шахматка.
Вязание разными цветами- жаккард.
Узоры со смещением петель, косы.
Английская резинка.
Ажурные узоры.
60
12
12
12
12
12
15
3
3
3
3
3
45
9
9
9
9
9
1
2
3
4
Раздел 5. Готовые изделия.
Вязание шарфиков.
Вязание шапки, берета.
Вязание носков.
Вязание варежек.
123
30
33
30
30
12
3
3
3
3
111
27
30
27
27
Прогнозируемые результаты
К концу второго года занятий воспитанники должны:
- свободно владеть спицами, уметь правильно подбирать спицы к ниткам;
8
- знать большинство приемов вязания;
- уметь вязать изделия средней сложности – шапочку, берет, носки, варежки, шарфики
и т. д.
- свободно читать схемы вязания.
Тематический план третьего года занятий
№
Разделы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
2
Вязание одежды.
Вязание игрушек и бижутерии.
279
45
35
15
244
30
Всего
324
50
274
Содержание программы третьего года занятий
(Вязание крючком и спицами)
№
Разделы и темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Раздел 1. Вязание моделей одежды.
Построение основной выкройки:
- снятие мерок;
- построение чертежа спинки в масштабе 1:4
- построение чертежа полочки
- построение чертежа рукава
Построение выкройки юбки:
- построение чертежа прямой юбки
Вязание горизонтальных и вертикальных вытачек.
Проработка карманов, петель, пуговиц.
Проработка вырезов горловины
Проработка воротников
Вязаный крючком жилет без застежки
Вязание изделий регланом.
Вязание изделий с круглой кокеткой.
Вязаная юбка плиссе.
279
12
3
3
3
3
3
3
3
21
21
21
50
75
30
43
35
4
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
6
6
6
2
244
8
2
2
2
2
2
2
2
18
18
18
47
69
24
41
1
2
3
4
5
,Раздел 2. Вязание игрушек и сувениров
Вязание цветов, листьев.
Приемы вязания с бусами.
Чехольчик для телефона, связанный на спицах.
Кошелек и сумка, связанные крючком.
Декоративные вязаные панно для оформления интерьера.
45
9
9
9
9
9
15
3
3
3
3
3
30
6
6
6
6
6
Прогнозируемые результаты.
К концу третьего года занятий воспитанники должны:
- уметь выполнять, а может быть, и создавать нестандартные изделия, удовлетворяющие
требованиям моды и индивидуального вкуса;
- уметь оформлять интерьер вязаными изделиями;
- знать секреты аккуратной обработки вязаных изделий.
9
10. Управление и контроль над реализацией программы
Контроль за реализацией программы осуществляется отделом культуры и молодежной
политики Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики
Башкортостан в лице начальника отдела Усмановой Гульназ Мидхатовны.
Управление реализацией программы осуществляет директор Объединения Габдрахманов
Эдуард Талгатович.
11. Ожидаемые результаты
Результаты реализации данной программы анализируются в конце каждого года занятий.
К концу первого года занятий воспитанники должны:
- свободно владеть инструментом вязания - крючком, уметь правильно подбирать крючок к
ниткам;
- знать большинство приемов вязания;
- знать, условные знаки, уметь читать схемы;
- уметь вязать простейшие изделия.
К концу второго года занятий воспитанники должны:
- свободно владеть спицами, уметь правильно подбирать спицы к ниткам;
- знать большинство приемов вязания;
- уметь вязать изделия средней сложности - шапочку, берет, носки, варежки, шарфики
и т. д.
- свободно читать схемы вязания.
К концу третьего года занятий воспитанники должны:
- уметь выполнять, а может быть, и создавать нестандартные изделия, удовлетворяющие
требованиям моды и индивидуального вкуса;
- уметь оформлять интерьер вязаными изделиями;
- знать секреты аккуратной обработки вязаных изделий.
12. Подведение итогов (оценка эффективности реализации)
Оценка эффективности реализации программы производится в различных формах.
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков воспитанников
Входной контроль - собеседование, анкетирование.
Текущий контроль - проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в
форме «вопрос - ответ», самостоятельная работа, беседы с элементами викторины.
Периодический - проверка степени усвоения материала по разделу.
Итоговый - проверка степени усвоения материала по окончанию соответствующего года
занятий.
10
13. Список литературы
1.
Агапова, И. Мягкие игрушки на любой вкус [Текст]: методическое пособие / И. Агапова, М.
Давыдова. - М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2007. - 160 с.
2.
Андрукович, М. Вечера с вязанием.[Книга]: / М. Андрукович. - Минск «Хэлтон», 2001. - 180с.
1.
Берестов, А. Чудесный клубок. [Книга]: / А. Берестов. Свердловск Средне-Уральское книжное
издательство, 1999.-124с.
3.
Величкина, Е. Вяжите сами. [Книга]: / Под ред. Е. Величкина. - М.: ФАБР, 1993. - 175с.
4.
Иванченко, В. Занятия в системе дополнительного образования детей [Текст]: методическое
пособие / В. Иванченко. - Ростов н / Д: Изд-во «Учитель», 2007. - 370 с.
2.
Киреева, Л. Для тех, кто вяжет [Книга]: / Л. Киреева. - С-Пб., 1993. - 160 с.
7.
Ковалева, О. Вязание крючком. Коллекция узоров. Рипол классик. [Книга]: / О. Ковалева. -
Ростов н / Д: Владис; 2007. - 300 с.
3.
Кудряшова, Н. О цвете в одежде. [Книга]: / Н. Кудряшова. - Школа и производство. - 2002. -
41с.
4.
Лютикова, Н.Узорное вязание. [Текст]: /Н. Лютикова. - Архангельск, 2000. - 150 с.
5.
Максимова, М. Быстрый крючок. [Книга]: / М. Максимова. - ЗАО «ЭКСМО». 1999. - 180 с.
6.
Малашкина, Л. Рукоделие. [Текст]: / Л. Малашкина. – С- Пб, «ДИАМАНТ».1996. - 220 с.
7.
Матюхина, Ю. Вязание крючком. Красивые вещи своими руками [Книга]: / Ю. Матюхина. -
Ростов н / Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2009. - 200 с.
8.
Ракова, С. Вязание крючком. [Книга]: / С. Ракова. - Ярославль «Академия развития». 2002. –
360 с.
9.
Рогалева, Е. Внеклассная работа по технологии. [Книга]: / Е.Рогалева. - Изд. 2-е, испр. и доп. -
Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. - 160 с.
10.
Сысоева, Т. Шерстяные солнышки [Книга]: / Т. Сысоева. - Каргополь, 2005.- 122с.
11.
Тарасенко, С. Вязаная игрушка - 2-е издание - Мн.: [Текст]: С. Тарасенко. - Полымя, 2000. -
270 с.
12.
Терешкович, Т.Учимся вязать крючком. [Книга]: / Т. Терешкович. - Минск «Хэлтон», 2000. -
190 с.
13.
Ханашевич, Д. Подружки – рукодельницы [Книга]: / Д. Ханашевич. - М., 1994. – 360 с.
11
14. Приложения
Приложение 1
Немного из истории вязания
Ручное вязание - один из древнейших видов декоративно - прикладного искусства, возраст
которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники - бедуины.
Попав
в
Европу,
искусство
вязания
оставалось
поначалу
привилегией
мужчин.
Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние
вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма
доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее
смышленых мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.
Веками отточённое мастерство вязание крючком актуально и по сей день. Владение им даёт
возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную
индивидуальность.
По мнению эксперта в области взания крючком и мировой путешественницы Анни Поттер
(Annie Potter) - «Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно
было известно как ‘crochet lace’ во Франции и ‘chain lace’ в Англии». Она рассказывает, что в 1916
Волтер Эдмунд Рот (Walter Edmund Roth) посетил индейцев из Индийской Гвианы и нашел у них
примеры настоящего вязания. Другой исследователь, Лиза Палудан (Lis Paludan) из Дании,
ограничившая
свой
поиск
истоков
вязания
крючком
территорией
Европы,
выдвинула
3 интересные теории.
Первая: Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на
запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты к другим странам
средиземноморья.
Вторая: Самые первые сведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где
первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные
крючком.
Третья: в Китае первыми известными образцами были объемные куклы, связанные
крючком.
В заключении Палудан говорит, что «нет убедительных доказательств того, насколько
старым является искусство вязания крючком, и откуда оно берет свое начало. Невозможно найти
доказательства вязания крючком в Европе до 1800 г. Многие источники утверждают, что вязание
крючком было известно еще раньше, в 1500 г. в Италии под названием “монашеская работа”
(nun’s work) или “монашеские кружева” (nun’s lace), где монахини вязали церковный текстиль». В
её исследовании приводятся примеры плетения кружев и что-то типа кружевной ленты, многие из
которых были сохранены. Но, тем не менее “все указывает на то, что вязание крючком еще в 16
веке не было известно в Италии под каким либо именем”.
Вышивка дала рождение вязанию крючком
Исследователи говорят о том, что вязание крючком, вероятно, происходит непосредственно
от Китайского рукоделия - очень древней формы вышивки известной в Турции, Индии, Персии и
Северной Африке, которая достигла территории Европы в 18-м веке, и которую называли
«tambouring». Эта методика состояла в том, что ткань, называемую фоновой, упруго натягивали на
основу. Рабочую нить держали под тканью. Иглой с крючком пронизывали ткань и, захватывая
петли рабочей нити, протягивали вверх через ткань. Пока петля находилась все еще на крючке,
крючок вставляли вдоль чуть дальше и создавали другую петлю рабочей нити, которую
пронизывали через первую петлю, для создания цепочки. Крючки были тонкими как швейные
иглы, так что работы должны были выполняться очень тонкой нитью.
В конце 18 века, «tambouring» превратился в то, что на французском называют “вязание в
воздухе”, когда от фоновой ткани отказались, и стежки делались друг на друге. Вязание крючком
начало развиваться в Европе в начале 19 века, получив мощный импульс от Мадмуазель Рейго де
ла Бранкардьери (Mlle.Riego de la Branchardiere), более известной своей способностью превращать
12
старомодной иглой образцы кружев в вязанные крючком модели, которые можно было легко
повторить. Она опубликовала много книг со схемами, чтобы миллионы женщин имели
возможность их копировать.
Из истории возникновения филейного вязания известно лишь то, что ручное филейное
плетение сеток и вышивание по ним распространены с глубокой старины. Техника плетения
филейных сеток заимствована из древних видов плетения рыболовных сетей. В настоящее время
филейное вязание - это своего рода имитация филейно - гипюрной вышивки, которая выполнялась
на специально сплетенной сетке и была очень популярна в довоенное время наряду с
традиционной вышивкой. различные узоры, от простых геометрических до сложных предметных
композиций за счет контраста между плотными и прозрачными участками полотна.
Приложение 2
Инструктаж по техники безопасности и правила поведения
при работе с крючком и спицами
1. На столе не должно быть посторонних предметов. Рабочее место содержат в чистоте и порядке.
2. Крючки и спицы должны быть хорошо отшлифованы и храниться в специальной упаковке.
3. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами
вперёд с сомкнутыми лезвиями.
4. Не пользоваться ржавыми иглами и булавами - они могут порвать изделие, сломаться. Иглы и
булавки хранить в коробочке с крышкой.
5. Влажно-тепловую обработку проводить в отведённом месте, утюг ставить на специальную
подставку.
6. Следить за исправностью утюга, за тем, чтобы шнур его не попадал под подошву утюга, не
перекручивался. После работы утюг сразу же выключать из электросети. Шнур можно наматывать
на ручку утюга только после того, как он полностью охладится. Хранить утюг в вертикальном
положении.
7. Не прикасаться к выключателю света мокрыми руками.
8. Выполнять работу внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела и разговоры.
13
Приложение 3
Зарядка для вязальщиц
Гимнастика для глаз
Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 – 7 раз.
1. Вертикальные движения глазами вверх (считать до трёх), вниз (считать до трёх).
2. Горизонтальные движения глазами вправо, влево.
3. Круговые движения глазами с начала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
4. Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.
Укрепление вестибулярного аппарата
Упражнение выполняется сидя.
1. Наклоны головы вперёд и назад до касания затылком спины.
2. Повороты головы вправо и влево до упора.
3. Круговые движения головой в трёх положениях: голова прямо, голова наклонена вперёд, голова
запрокинута назад.
Профилактика нарушений осанки
1. Исходное положение - стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину.
Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы
правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и
вытянуть вперёд. Повторить упражнение, начиная с левой руки.
2. Приседание с мелким предметом на голове с разными исходными положениями рук (вверх,
вперёд, согнуты в локтях, за головой).
Приложение 4
Терминология
ГИПЮРНОЕ ВЯЗАНИЕ - полотно, составленное из нескольких связанных крючком фигур.
КИСТИ - нити определённой длины для отделки краёв изделий.
МЕЛАНЖ - вязание из нитей разного цвета одновременно.
МЕШКОВИНА - внутренняя часть вязаного кармана.
МОТИВ - определённая комбинация из столбиков и петель, ритмично повторяющаяся в узоре.
ОКАТ - верхняя закругленная часть рукава.
ОРНАМЕНТ - рисунок, связанный нитями нескольких цветов.
ПАСМА - длинная кисть или моток пряжи.
ПРОЙМА - вырез по спине к переду от плечевых до боковых срезов для соединения рукава с
лифом.
РАППОРТ - узор или часть узора, элементы и полосы которого при вязании повторяются.
РАЧИЙ ШАГ - столбики без накида, связанные крючком по лицевой стороне работы (или в
обратную сторону).
УЗОР - декоративная вязка на основном полотне.
14