Автор: Гладких Наталья Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ОКОУ "Пенская школа - интернат"
Населённый пункт: Курчатовского района Курской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: общешкольный урок "Учитель - это звучит гордо".
Раздел: начальное образование
Общешкольный урок: «Международный день учителя»
Цели:
Знакомство детей с историей возникновения профессии учитель, историей
возникновения школ;
воспитывать уважение к профессии учителя, чувство благодарности за его
нелегкий труд;
показать трудолюбие, доброту, терпение учителей;
познакомить учащихся с особенностями профессии «педагог»;
повысить престиж профессии учителя;
активизировать мотивацию обучения учащихся; развивать их творческие
способности, смекалку, ловкость; способствовать сплочению коллектива класса;
корректировать речь, эмоционально – волевую сферу воспитанников;
воспитывать чувство дружбы и толерантности у учащихся.
Задачи:
познакомить детей историей возникновения школы, учителей, учеников;
развивать коммуникативные способности, творческие способности, речь;
расширить кругозор.
Оборудование:
проектор, компьютер, презентация, таблички с надписями, реквизиты
для сценки, плакаты, посвященные, Дню учителя.
Ход урока:
Слайд 1.
1-й ведущий.
Дорогие!
2-й ведущий.
Милые!
3-й ведущий.
Любимые наши учителя! Мы рады приветствовать Вас!
1-й ведущий.
Октябрь, как в детстве красит позолотой.
Края небес, леса и даль полей.
К нам снова сквозь всечасные заботы
Приходит светлый день учителей.
2-й ведущий.
Вот и прошел самый трудный месяц для учителей – сентябрь. Все влились в
работу – и учителя, и дети. И в начале второго месяца осени, все учителя во
всех странах празднуют профессиональный праздник День Учителя.
3-й ведущий. Слайд 2
Ещё со времён Советского Союза, День учителя праздновали в первое
воскресенье октября. После распада СССР даты празднований немного
изменились – в Латвии, Беларуси, Казахстане, Украине, Кыргызстане и
Азербайджане День Учителя празднуют по – старому – в первое воскресенье
октября. А в России, Литве, Эстонии, Молдове и других странах День
Учителя отмечают по всемирному календарю – 5 октября.
1-й ведущий. Слайд 3
И все же – День учителя – два слова…
Но сколько в них любви и доброты,
И мудрости, с которою готовы
Они растить в нас знанья, как цветы!
2- й ведущий.
Дорогие учителя!
Мы поздравляем Вас сегодня,
Желаем, много лет прожить.
Вы с нами, словно в преисподней,
Мы Вас хотим благодарить!
За труд нелегкий Ваш спасибо,
За знанья и за доброту,
Вы, близкий друг, товарищ,
Ибо несёте нас на высоту!
Дорогу к звёздам открывая,
Не обижаясь на детей…
Мы много Вам сейчас желаем –
Счастливых лет, счастливых дней!
3-й ведущий.
Школа и учитель – эти два слова тесно связаны.
1-й ведущий. Слайд 4
На самой ранней стадии развития человечества уже учили детей. Правда, те
учителя не имели никакого понятия о грамоте, но с ранних лет они обучали
детей жить по тем правилам, которые были приняты в той или иной общине.
От знания этих правил часто зависела жизнь ребенка. Особо учили детей
сложным правилам приветствия: в одних племенах было принято при виде
чужака садиться на корточки в знак миролюбия, в других — снимать
головные уборы, кстати, этот обычай дошел до наших дней у многих
народов. Были племена, в которых при встрече терлись носами или
протягивали руку открытой ладонью вверх, что также свидетельствовало о
добрых намерениях. Сегодня мы часто при встрече с добрым знакомым
обмениваемся дружеским поцелуем, а ведь раньше у многих племен поцелуй
считался одной из форм людоедства и был строго запрещен.
2 - ведущий:
Когда проходило раннее детство, мальчики познавали искусство охоты и
ведения войны, а девочки должны были обучиться прясть, шить одежду,
готовить пищу. После этого дети «сдавали» экзамен — обряд инициации.
Шли годы, века, и стали появляться школы, чем-то уже напоминавшие
современные. Сведения о первых школах мы находим в истории Древнего
Востока.
Шумеры. Об этом давно исчезнувшем народе узнали только в XIX веке.
Жили шумеры в низовьях рек Тигра и Евфрата и создали высокую культуру.
Они умели многое: орошали поля, пряли и ткали, ковали из меди и бронзы
орудия труда, знали гончарное искусство. За 3000 лет до н. э. шумеры уже
имели письменность, владели основными правилами алгебры и даже умели
извлекать квадратный корень из любого числа. Были у них и школы, которые
назывались «домами табличек», потому что посещавшие их ученики писали
на глиняных табличках, читали и учились по ним.
3 - ведущий: Слайд 5
Обучение было растянуто на много лет. Те, кто оканчивал «дома табличек»,
становились начальниками работ в мастерских, на строительстве, при
возделывании земель. Без таких школ не было бы у этого древнего народа
высокой культуры: шумеры умели не только читать, умножать и делить, но и
писать стихи, сочинять музыку, они знали астрономию и многое, многое
другое.
1 - ведущий:
И в другом государстве, в древнем Египте тоже были школы. И учиться в них
было совсем не просто! А выглядела школа так: во дворе храма сидели
ученики, мальчишки, а перед ними стоял учитель. Ученики сидели на
плетеных циновках, у каждого плетеная сумка, в которой дощечка с
углублениями для черной и красной краски, пенал с кистями, сосудик для
воды и островки — глиняные таблички для письма (на папирусе разрешалось
писать только старшеклассниками). Учитель диктовал, а ученики писали на
своих табличках.
2 - ведущий: Слайд 6
А в Древней Греции школьный день начинался со стихов. Учитель читал их,
а ученики повторяли. Продолжалось это до тех пор, пока все не заучат
наизусть достаточно большой отрывок или даже целое произведение.
В школе существовали свои правила: «Громко не говори, не клади ногу на
ногу, встань, когда входит «старший». В программу обучения кроме письма и
чтения входили еще семь свободных искусств. На первом этапе изучались
грамматика, риторика, диалектика, а на втором — арифметика, геометрия,
музыка и астрономия. Большое внимание уделялось физическим
упражнениям.
Первая школа в Древней Греции называлась Пифагорейская школа в честь
ученого Пифагора, который ее и создал.
3 - ведущий: Слайд 7
В древней Индии образование было семейно-школьное. Была идея, согласно
которой каждый человек должен развивать свои умственные , нравственные
и физические качества.
Слайд 8.
В Средние века основное образование дети получали в семье. Дома ребенок
узнавал об окружающем его мире, получал профессиональную подготовку,
т.е. осваивал умения и навыки, необходимые для труда и общения. Самыми
первыми учебными заведениями Средневековья были церковные и
монастырские школы. Обучение в них было платным и велось на латинском
языке. Посещать такую школу могли только дети богатых людей. Здесь их
учили чтению и письму, простейшему счету, основам христианского
вероучения и церковному пению.
1 - ведущий: Слайд 9.
В Древней Руси школы появились еще в Домонгольское время. После
принятия христианства (988 г.) князь Владимир приказал отдавать «на
книжное учение» детей «лучших людей».
Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных
лиц. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам
христианского вероучения и счету. В Древней Руси были школы и высшего
типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. В таких
школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика,
знакомились с историческими, географическими и естественнонаучными
сочинениями.
2 - ведущий: Слайд 10.
Прошло много веков, но школы продолжают работать, в них учителя
продолжают учить детей.
1 ученик:
В городах больших и сёлах
По утрам звенит звонок,
И спешат ребята в школу –
Начинается урок.
2 ученик:
На учителя пытливо
Смотрит столько разных глаз!
Отвечает терпеливо
Он на сто вопросов в час!
1-й вед. «Почему заходит солнце?»
2-й вед. «Где ночует бегемот?»
3-й вед. «Слон когда-нибудь смеётся?»
4-й вед. «Дождик от чего идёт?»
3-й ученик:
Если трудно – он поможет,
Непонятно – объяснит.
Драчунов вихрастых тоже
Очень быстро примирит.
4-й ученик:
Нет, учитель – не волшебник,
Просто должен много знать.
Не ленитесь же учебник
Тоже чаще открывать.
Как вы думаете, а какими людьми должны были быть учителя?
(Ответы детей)
Конечно же, они обязательно должны любить детей и не представлять своей
жизни без этой профессии.
Послушайте шуточную притчу об учителе.
Слайд 11.
Шуточная притча об Учителе:
Когда родился новый учитель, к его
колыбели спустились три феи. И сказала
первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому
что рядом с тобой всегда будут дети».
Вторая фея произнесла: «Ты будешь,
красив мыслями и душой, потому что нет
более благородного призвания, чем дарить
свое сердце детям».
Третья фея предрекла: «Ты будешь,
бессмертен, потому что ты продолжишь
свою жизнь в своих учениках».
Но тут к колыбели спустилась четвертая
фея, злая, и мрачным голосом проверещала:
Но ты вечно будешь проверять тетради,
рабочий день твой будет 8 часов до обеда и 8
часов после, все мысли твои будут в школе и
только о школе, и никогда ты не
успокоишься. Так что выбирай, пока не
поздно!
Учитель сказал: «Поздно, эта фея всегда
является слишком поздно, и те учителя,
которые решили связать свою жизнь со
школой, с детьми, никогда не изменят этой
прекрасной профессии».
Сценка про школу. Слайды 12, 13, 14
Класс. В классе перемена. За партой Петров и Иванов.
Петров собирает вещи в портфель.
Иванов:
Ты куда это?
Петров:
Я с алгебры уйду! Меня спросят, а я не готов.
Иванов:
Да брось ты! Спрашивают тех, у кого на лице написано «Я не готов!».
Петров:
Вот видишь!
Иванов:
Так надо сделать так, как будто ты готов! Аутотренинг!
Петров:
Что?
Иванов:
Самовнушение! Повторяй за мной: У меня к алгебре все готово!
Петров:
У меня к алгебре все готово
Иванов:
Я выполнил домашнее задание!
Петров:
Я выполнил домашнее задание
Иванов:
Все три задачи и пять упражнений!
Петров:
Все три задачи и пять упражнений!
За аутотренингом они не заметили, как вошел в класс учитель.
Учитель: Петров, что я слышу, ты готов к уроку?!! Иди к доске.
Петров уверенно идет к доске.
Петров:
У меня к алгебре все готово! Я выполнил домашнее задание! Все три
задачи и пять упражнений!
Учитель:
Ну, напиши на доске упражнение 87
Петров:
Я выполнил домашнее задание! Все три задачи и пять упражнений!
Учитель:
Ничего не понимаю! Покажи тетрадь!
Петров несет тетрадь. Учитель смотрит.
Учитель:
Петров, Петров! А как уверенно шел... Два! Садись.
Петров и Иванов выходят из школы. На лице Петрова
предчувствие беды.
Петров:
Эх, дома спросят: - «Как в школе?» - И мне, «кранты».
Иванов:
Нужен аутотренинг. Повторяй за мной: У меня по алгебре все отлично!
И по физике хорошо! Стекло на перемене разбилось само!
Ученик: Слайд 15.
Учительское Сердце, ну с чем его сравнить?
С Галактикой космической, которой нет границ?
А может с Солнцем, ярким, что дарит людям свет?
С пучиною морскою, что дремлет сотни лет?
Нет, сравнивать не будем! А скажем мы: «Стучи!
Учительское Сердце – Надейся, Верь, Люби!»
Ученик:
Можете ли вы себе представить, что происходит с сердцем педагога, ведь у
него оно особенное.
Оно состоит из множества долек, которые рвутся на части из-за нас , и
сегодня мы соединим все его частички в одно большое, крепкое и
счастливое сердце.
Слайд 16.
Итак, первая частичка вашего сердца - преданность.
О сколько раз твердили миру,
Что все профессии нужны,
Что каждая из них прекрасна,
Мы только выбирать должны.
Хочешь сытым быть всегда,
На повара учись тогда!
Портной профессия приличная,
Одет всегда будешь отлично ты!
Если нравятся машины,
Становись водителем!
Хочешь о себе забыть,
становись учителем!
Ученик: Слайд 17.
Следующая частичка вашего сердца – талант.
Из года в год наши дорогие педагоги находятся в поиске чего- то нового,
необычного. Чтобы наш с вами дом был ещё краше и уютнее, тем самым они
демонстрируют свой талант .
Пусть не покидает вас никогда желание творить и побуждать к творчеству,
Пусть каждый ваш день приносит нам, вашим детям, счастье познания.
Дорогие учителя, согласитесь, что, обучая нас, вы учитесь сами, помогаете
нам совершенствоваться и сами совершенствуетесь. А вдохновение часто
черпаете в своих учениках и радуетесь их таланту.
А таких талантливых ребят очень много в нашей школе.
И это поздравление звучит для вас.
2.
А теперь предлагаем прослушать мечты наших учеников.
Ученики исполняют частушки:
Если б я был педагогом,
Я бы не был очень строгим!
Отменил бы, как нагрузку
Математику и русский!
Ввёл бы я урок веселья,
День прикола, День безделья!
И вручал бы по порядку
За ответы шоколадку!
Если б я был педагогом,
То помог бы в жизни многим!
Я бы двойки всем исправил,
А себе шестерки ставил!
Если б я был педагогом,
Я б у школьного порога
Надевал «прикид» крутой!
То один, а то другой!
Я отвел бы на уроки
Пять минуток только сроку!
А потом бы мы балдели:
Перемена – две недели!
Но учителем, наверно,
Очень трудно в жизни стать!
Говорят: мечтать не вредно!
Вредно в жизни не мечтать!
Ученик: Слайд 18.
Невозможно представить наших педагогов без такой частички в сердце как
доброта.
( Появляется частичка сердца доброта ).
Без неё мы не могли бы и вовсе узнать, что такое Мир счастливого детства.
Да, что тут скроешь. Если мы на самом деле бываем дерзкими, озорными,
непослушными. Иногда мы говорим с вами на разных языках. Но вы своей
добротой принимаете нас такими - какие мы есть на самом деле.
Спасибо вам за доброту и за терпение,
за ваши знания, за ваш нелегкий труд,
за ваши помыслы и чистые стремления,
которые в сердцах ваших живут.
Ученик: Слайд 19.
Следующая частичка вашего сердца – верность.
(Появляется долька сердца верность).
Я напомню, что наши педагоги постоянно повышают свою квалификацию,
участвуют в конкурсах. Этим, дорогие наши, вы демонстрируйте свой опыт,
свои знания, своё мастерство. У нас есть будущее, так как у вас есть
беспредельная верность своему делу.
Ваш труд нелёгок , с этим мы не спорим ,
И от души хотим вам пожелать :
Вы не старейте и не знайте горя ,
Всегда вперёд желаем вам шагать .
Ученик: Слайд 20.
завершающая частичка вашего сердца - отзывчивость.
- Эта частичка сердца принадлежит педагогам, которые готовы отозваться на
зов каждого, кому необходима помощь.
Ученик: Слайд 2.
Ну вот, друзья. Мы и соединили все частички вашего сердца в одно живое,
большое, золотое сердце.
Ученик:
- Это ваше сердце,
Дорогие наши педагоги!
И если оно здесь. Рядом с нами, то значит, вы нам его дарите, отдаёте
навсегда.
И мы с большой гордостью, принимаем его.
Заверяем, что ясный свет ваших сердец мы будем беречь, и нести в себе всю
жизнь и что ваш труд и доверие мы постараемся оправдать.
- Слава сердцу педагога на века!
Обучать - нелегкая задача,
Научить - задачка посложней.
Только тот учитель настоящий,
Кто легко справляется и с ней.
Он, конечно, без сомненья мастер.
Он, конечно, чудо-педагог!
Тот, кто не приемлет лжи и фальши,
Тот, кто в жизни каждому помог.
В нем живет так много разных судеб,
А эмоций - просто миллион!
Потому, играя и рискуя,
В класс заходит как по трапу он.
И ведет как штурман корабельный
свой фрегат по знания волнам,
Царствует легко и безраздельно
Он наперекор судьбы ветрам.
Он наук известных всех ревнитель,
В его сердце целый мир живет.
Он простой, он наш учитель,
Заслуживший славу и почет!
А теперь, ребята и уважаемые гости, предлагаю вам посмотреть и
отгадать, об учителях какого предмета идёт речь?
Он учит буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, Родину любить.
(Учителя начальных классов) Слайд 22.
Они в речи ошибку мгновенно услышат,
Они много читают и грамотно пишут,
Диктант они любой написали бы на «пять».
Что они за учителя, попробуйте сказать?
(Учителя русского языка) Слайд 23.
Учитель компьютером этот владеет,
Работать на нем, вычислять он умеет.
Программу составит, запишет дискету.
Что он за учитель, вы знаете, дети?
(Учитель информатики) Слайд 24.
Любую задачу учитель решит,
и круг от квадрата легко отличит,
Длиннющий пример сосчитает в уме.
Что он за учитель, скажите-ка мне?
(Учитель математики) Слайд 25.
С учителем нам интересно всегда:
Расскажет про реки и все города,
На карте отыщет любой материк.
Узнал ты его, говори, ученик?
(Учитель биологии, географии) Слайд 26.
Этот учитель на пианино играет,
Музыку с песнями сам сочиняет,
Чудно поет он, скажу, не тая.
Что он за учитель, ответьте, друзья?
(Учитель музыки) Слайд 27.
В шкафу у учителя кисточек масса,
Альбомы, мольберты и разные краски.
Он сам мог художником быть бы вполне.
Что он за учитель, скажите вы мне?
(Учитель рисования или ИЗО) Слайд 28.
Предмет, конечно очень важен,
И учитель наш отважен.
Всех нас в социум введёт
И скучать нам не даёт.
(Учитель СБО) Слайд 29.
Учитель не пишет – учитель творит,
Он клеит и целый урок мастерит.
Поделка красивая вышла вполне.
Что он за учитель, ответите мне?
(Учителя трудового обучения) Слайд 30.
В корзину мяч она легко забивает,
Всегда в волейбол и баскетбол с нами играет,
Её в эстафетах не сыщешь быстрее.
Что она за учитель?
Ответьте скорее.
(Учитель физкультуры) Слайд 30.
1 Ведущий: Слайды 31 – 49.
Молодцы, вы много знаете о своих учителях!
Ученица:
«УЧИТЕЛЮ» М. Садовский
Учитель, дни жизни своей, как один.
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают,
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
из робких смешных первоклашек.
Ученик:
Не смейте забывать Учителей!
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!
Ведущий:
«Профессия учитель – сложная, трудоёмкая, но самая необходимая на
земле!»
Учитель:
Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной.
Учитель – это гораздо больше, чем профессия. Учитель – это состояние души
и желание передавать свой опыт другим людям.
Один французский философ говорил: «Счастье людей заключается в том,
чтобы любить и делать то, что они должны делать».
На этом наш урок, посвящённый самой почётной профессии «Педагог»
подходит к концу. В заключении хочется сказать вам, дорогие наши учителя:
1 ведущий:
Поклон вам всем, УЧИТЕЛЯ России
За ваш большой, нелёгкий труд.
2 ведущий:
За всех детей, что вы взрастили
И тех, что скоро подрастут.
3 ведущий:
За то, что вы душой красивы,
За то, что каждый в вас влюблён.
1 ведущий:
Спасибо вам, УЧИТЕЛЯ России,
И низкий, до земли поклон.
Мы поздравляем всех наших дорогих педагогов с праздником! И желаем
хороших и талантливых учеников!
Ученик:
Дорогие наши педагоги
Мы желаем вам счастья всем,
Вы во всём нам помочь готовы,
Ободрить, приласкать и согреть,
Чтобы были всегда вы здоровы,
И в душе вам хотелось бы петь.
Чтобы вы улыбались чаще,
Не было бы у вас проблем
Дорогие педагоги наши,
В жизни светлых желаем дней.
Спасибо за внимание, до свидания.