Автор: Докторова Татьяна Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОП "Детский сад "Ромашка" комбинированного вида"
Населённый пункт: Город Ковылкино
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль игры в жизни дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Роль игры в жизни дошкольника.
«Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить».
А. М. Горький
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления
личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об
окружающей
жизни,
у
него
начинает
формироваться
определенное
отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки
правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности
дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и
физические
силы
ребенка;
его
внимание,
память,
воображение,
дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный,
свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка
вливается
живительный
поток
представлений,
понятий
об
окружающем мире», - так говорил В. А. Сухомлинский.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят
значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой,
более
высокой
стадии
развитии.
Этим
объясняются
огромные
воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей
деятельностью
дошкольника.
Особое
место
занимают
игры,
которые
создаются самими детьми. Эти игры называют творческими или сюжетно-
ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они
видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Подражание взрослым
в игре связано с работой воображения.
Игра — всегда импровизация. Игра — самостоятельная деятельность, в
которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет
едина цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и
переживания.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива,
справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои
собственные.
Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания,
полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение
и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и
рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и
говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более
понятным. Воплощение жизненных впечатлений в игре — процесс сложный.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой
воображения; необходимо найти себе роль, представить себе, как действует
человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение
проявляется и развивается также в поиске средств, для выполнения
задуманного, прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить
самолет, для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не
хватает, — изготовить самому. Так в игре развиваются творческие
способности будущего школьника. Интересные игры создают бодрое,
радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их
потребность в активно деятельности.
Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской
инициативе.
Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой,
трудовой и общественной деятельности взрослых. Например, игры в детский
сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры,
помимо
познавательного
назначения,
развивают
детскую
инициативу,
творчество, наблюдательность.
Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей,
например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности,
памяти, внимания, логического мышления.
Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру
выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей,
развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием
слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.
Строительные
игры
(с
кубиками,
специальными
строительными
материалами), развивают у детей конструктивные способности, служат
своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и
навыками.
Музыкальные игры. Музыкальные игрушки способствуют развитию
речевого дыхания, слуха.
Театральные
игрушки
(куклы
би-ба-бо,
пальчиковый
театр,
настольный театр) развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на
себя роль.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него
знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а
также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать,
формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что
видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре
воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр
помогает сохранить бодрое настроение.
Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и
ребятам доставляют огромную радость. Игра не пустая забава. Она
необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра
радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много
двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут
крепкими, сильными, ловкими и здоровыми.
Игра развивает у детей
сообразительность и фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно
жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
Игра – помощник нам, бесспорно,
Игре все возрасты покорны.