Напоминание

"Роль игры в жизни дошкольника"


Автор: Докторова Татьяна Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОП "Детский сад "Ромашка" комбинированного вида"
Населённый пункт: Город Ковылкино
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль игры в жизни дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль игры в жизни дошкольника.

«Игра — путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить».

А. М. Горький

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления

личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об

окружающей

жизни,

у

него

начинает

формироваться

определенное

отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки

правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности

дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и

физические

силы

ребенка;

его

внимание,

память,

воображение,

дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный,

свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка

вливается

живительный

поток

представлений,

понятий

об

окружающем мире», - так говорил В. А. Сухомлинский.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят

значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой,

более

высокой

стадии

развитии.

Этим

объясняются

огромные

воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей

деятельностью

дошкольника.

Особое

место

занимают

игры,

которые

создаются самими детьми. Эти игры называют творческими или сюжетно-

ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они

видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Подражание взрослым

в игре связано с работой воображения.

Игра — всегда импровизация. Игра — самостоятельная деятельность, в

которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет

едина цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и

переживания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива,

справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои

собственные.

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания,

полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение

и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и

рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и

говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более

понятным. Воплощение жизненных впечатлений в игре — процесс сложный.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой

воображения; необходимо найти себе роль, представить себе, как действует

человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение

проявляется и развивается также в поиске средств, для выполнения

задуманного, прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить

самолет, для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не

хватает, — изготовить самому. Так в игре развиваются творческие

способности будущего школьника. Интересные игры создают бодрое,

радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их

потребность в активно деятельности.

Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской

инициативе.

Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой,

трудовой и общественной деятельности взрослых. Например, игры в детский

сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры,

помимо

познавательного

назначения,

развивают

детскую

инициативу,

творчество, наблюдательность.

Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей,

например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности,

памяти, внимания, логического мышления.

Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру

выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей,

развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием

слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

Строительные

игры

кубиками,

специальными

строительными

материалами), развивают у детей конструктивные способности, служат

своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и

навыками.

Музыкальные игры. Музыкальные игрушки способствуют развитию

речевого дыхания, слуха.

Театральные

игрушки

(куклы

би-ба-бо,

пальчиковый

театр,

настольный театр) развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на

себя роль.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него

знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а

также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать,

формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что

видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре

воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр

помогает сохранить бодрое настроение.

Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и

ребятам доставляют огромную радость. Игра не пустая забава. Она

необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра

радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много

двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут

крепкими, сильными, ловкими и здоровыми.

Игра развивает у детей

сообразительность и фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно

жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

Игра – помощник нам, бесспорно,

Игре все возрасты покорны.



В раздел образования