Напоминание

Обобщающий урок по теме: "Особенности и художественные возможности хоровой музыки". 5 класс


Автор: Бабина Светлана Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8
Населённый пункт: г.Березники, Пермский край
Наименование материала: разработка урока музыки в 5 классе
Тема: Обобщающий урок по теме: "Особенности и художественные возможности хоровой музыки". 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад





Обобщающий урок по теме:
«Особенности и художественные возможности хоровой музыки». 5 класс
Цель урока:
Повторить и закрепить знания о хоровой музыке.
Задачи урока:
 формировать представления обучающихся о выразительности и изобразительности хоровой музыки.  научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства на основе вновь приобретённых знаний;  развитие интонационно-образного мышления, чувства ритма, совершенствование вокально-хоровых навыков; речевой активности; звуковысотного слуха; музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости и способности реагировать на музыку.  создание условий для реализации творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования при воплощении музыкальных образов и самооценке своих музыкально-творческих возможностей;  формирование чувства личной ответственности за результат совместной работы.
Формирование УУД:
 Личностные: развивать навыки личностно-оценочного суждения обучающихся о музыке, содержании литературного произведения.  Регулятивные: развивать умение постановки учебной задачи, прогнозирование результатов освоения темы урока, контроль выполнения задания, осознание уровня и качества усвоения материала по данной теме.  Познавательные: умение постановки и решения проблемы, формулирование цели, находить и использовать необходимую информацию, смысловое чтение, рефлексия;  Коммуникативные: навыки работы в группах, выслушивание мнения других, владение культурой речи, контроль и оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологическими и диалогическими формами речи.
ХОД УРОКА
I.
Организационный момент
. II.
Актуализация опорных знаний.

Учитель:
Я предлагаю начать наш урок с угадывания слов и заполнения клеточек кроссворда на доске по теме четверти.
Ключевые слова - ХОРОВАЯ музыка. 1.Коллектив, сообщество людей, исполняющих вместе вокальное произведение (
хор
). 2. Одинаковое исполнение одной мелодии, в унисон, одним голосом (
одноголосие
). 3. Большой коллектив музыкантов. (
Оркестр
). 4.Музыкальный спектакль, где разговорная речь заменяется пением. (
Опера
). 5.Мужской голос высокий -
тенор
, средний –
баритон
. 6.Пение, музыкальное занятие по постановке голоса. (
Вокал
). 7.Низкий голос в детском и женском хоре. (
Альт
). 1. Законченная музыкальная мысль, основной элемент в музыке. (
Мелодия
). 2. Кого воспевают в молитвах. (
Иисуса
). 3. Какой распев появился в храме, до нот, обозначающийся крюками, знамёнами. (
Знаменный
). 4. Как называют низкие мужские голоса в хоре? (
Басы
). 5. Жанр многочастного вокально-хорового произведения. (
Кантата
). 6. Струнный смычковый инструмент. (
Альт
).
III. Закрепление пройденного материала через задания и викторину из 5

произведений.
Работа с карточками памятками-подсказками по группам. Каждая их пяти групп отвечает на один из 5 вопросов, но в целом, благодаря анализу получается объёмный рассказ-описание музыкального произведения. 1.Что выражала музыка, какие интонации услышали? 2. О чём или о ком рассказывала музыкальное произведение? 3.Какой жанр хоровой музыки в произведении? Название. 4.Какой хор исполнял (по полу, возрасту, манере). 5.Какое музыкальное сопровождение использовалось? Если без сопровождения - a'cappella (акапелла). 1. Г.Свиридов «Поёт зима, аукает» слушание произведения, анализ Учащиеся 1группы: Музыка звучит взволнованно, громко, иногда зло и становится даже страшно. Музыка построена на звонких, тревожных интонациях. 2 группы: Произведение (и стихи и музыка) рисуют картину суровой зимы. Холод, метель, вьюга – всё по-своему «поёт», «аукает», играет свою злую симфонию. Суровому холоду противопоставлены «малые пташки», прижавшиеся у окна. Это – совсем другой образ, живой и тёплый, близкий чувствам самого поэта, в стихотворении – контраст. (Зима – весна) Хор выражает и шум ветра, и силу вьюги. 3 группы: Это одна из частей кантаты «Поёт зима, аукает» Г.В.Свиридова из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Композитор выбрал 10 стихов, и получилась многочастная кантата.
4 группы: Суровый зимний образ передан в низких партиях басов и теноров, а противоположный ему – мечтательный и тёплый – в высоких партиях сопрано и альтов смешанного хора, исполняющего произведение в академической манере. 5 группы: Хору помогали инструменты симфонического оркестра, отчётливо были слышны вначале струнные инструменты, передающие напряжение, затем медно-духовые инструменты и ударные. А «воробушки игривые» изображались деревянными духовыми инструментами. 2.«Богородице Дева радуйся» анализ Вопросы остаются теми же, но каждая группа отвечает на другой вопрос. Обобщённый ответ учащихся всех групп: Произведение звучит тихо, спокойно, умиротворённо, неторопливо. Это молитва, посвящённая Деве Марии – Богородице. Можно представить верующих православных людей в храме, исполняющих молитву на Рождество. Молитва по канонам православной церкви звучит акапелльно, т.е. без музыкального сопровождения. Исполняется мужским хором в православной церковной манере, где слышны и тенора, и басы и баритоны. 3.Народные песнопения – колядки «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин». Обобщённый ответ учащихся всех групп: детский эстрадный коллектив исполнил акапелльное произведение, как когда-то люди ходили в святочные вечера по дворам, пели и поздравляли с праздниками, сообщая о важных событиях, желали благополучие, здоровье, счастье, угощались дарами. Учитель: - Какие слова повторяются в каждом куплете? Учащиеся: - «Радуйся, радуйся земля! Сын Божий в свет родился». Исполнить вначале их, затем всю песню, стоя. 4.Народные шутливые колядки с ряженными в сопровождении музыкальных шумовых инструментов. 5. Песня «Новый год» младшая группа коллектива эстрадного творчества.
Подведение итогов урока.
У нас сегоднябыло 5 команд по 5 человек, 5 вопросов и я думаю, многие сегодня работали на «5», поднимите руки, кто поставил себе именно эту оценку.
выставление оценок.


Приложение :

Музыка может:
 выражать мысли, чувства, настроение, черты характера людей;  изображать явления природы, движение человека, техники и т.д;  рисовать картины природы, портреты людей.
С точки зрения манеры пения различают:
 академические хоры — поющие в академической манере (оперно-концертного) певческого тона;  народные хоры — поющие в народной манере;  церковные хоры – основная их деятельность — участие в церковных службах.  Эстрадно-хоровые коллективы;
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
 смешанный хор (состоит из женских и мужских голосов);  хор мальчиков и юношей;  мужской хор  женский хор  детский хор
К жанрам хоровой музыки относятся:
 хоровой концерт - крупное многочастное произведение с музыкальным сопровождением;  хоровая миниатюра – небольшая многоголосная пьеса для хора с музыкальным сопровождением или a’ cappella (без сопровождения);  кантата – многочастное произведение для певцов – солистов, хора и оркестра;  русская народная песня с сопровождением и a’ cappella  духовная музыка (молитва, стихира, величание и т.д.)

К музыкальному сопровождению относятся:
 симфонический оркестр;  оркестр народных инструментов;  оркестр эстрадной музыки или вокально - инструментальный ансамбль;
Карточка:
Что выражала хоровая музыка? Как она звучала? (главные интонации). Что или кого увидели. О чём или о ком рассказывала музыкальное произведение? Какой жанр хоровой музыки угадали в произведении? Название. Какой хор исполнял (по полу, возрасту, манере). Какое музыкальное сопровождение использовалось? Если без сопровождения - a'cappella (а капелла)


В раздел образования