Напоминание

Формирование эстетических вкусов в коллективе


Автор: Тарасова Анастасия Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДДТ № 3
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: статья
Тема: Формирование эстетических вкусов в коллективе
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №3

Статья

Формирование эстетических вкусов в народном коллективе

Автор-составитель:

Педагог дополнительного образования

Тарасова А.С.

Иваново, 2022

Эстетические чувства людей играют огромную роль в их жизни.

Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь

человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самое

высокое духовное наслаждение.

Эстетическое

воспитание

-

процесс,

который

совершается

под

влиянием

самых

различных

жизненных

отношений

и

воздействий,

обладающих эстетическими свойствами. К задачам эстетического воспитания

необходимо

отнести

прежде

всего

развитие

у

каждого

школьника

способности

восприятия

эстетических

явлений

в

искусстве

действительности. Нужно научить детей видеть прекрасное и безобразное,

возвышенное и низкое, комическое и трагическое. Нужно, чтобы они все это

понимали и чувствовали и в той или иной форме выражали свое отношение к

этим явлениям. Воспитание такой способности на образцах подлинного

искусства, эстетических явлений жизни будет способствовать формированию

у детей высокого и требовательного художественного вкуса, умения глубоко

проникать в идейно-художественную сущность произведений искусства и

красоту действительности.

Перед руководителем фольклорного коллектива, особенно если это

коллектив детский, стоит задача не только научить участников правильно

петь, разбирать музыкальную грамоту и владеть инструментом, но также и

формировать и развивать у них правильные эстетические установки. Музыка

сама по себе является важным средством эстетического воспитания.

Пробуждая в людях самые различные чувства, от чувства простого

удовольствия

до

глубочайшего

нравственного

переживания,

музыка

помогает формированию идеалов и оказывает влияние на поведение.

Музыка,

пение

имеют

непосредственное

нравственно-воспитательное

значение, так как совместным переживанием возвышенных, героических,

лирических чувств объединяют и сплачивают людей в их духовном порыве.

Воспитательное влияние музыки тем сильнее, чем более развит у участников

слух, художественная требовательность к музыкальным произведениям, чем

чаще они вовлекаются в практическую исполнительскую деятельность, так

как именно она - важнейшее средство музыкального воспитания и развития.

С самого начального этапа занятий в фольклорном народном коллективе

руководителю необходимо развивать у участников музыкальный слух на

основе пения и прослушивания произведений в записи, рассказывать об

истории народной песни, о ведущих творческих коллективах, о различных

традициях исполнительства и т.д. Авторитет руководителя должен быть

направлен на формирование у участников коллектива полной, объемной

картины эстетических требований, существующих в фольклоре, которые в

свою очередь подтверждаются музыкальным материалом.

Эстетическое воспитание не может быть однобоко и заключаться только в

знакомстве с музыкальным творчеством. Знание национальных культурных

традиций, включающее в себя все виды искусства, такова должна быть цель

руководителя, поставившего перед собой задачу эстетического развития

участников коллектива.

Важно, чтобы эстетическое воспитание заняло в работе с народным

коллективом самостоятельно место, причем велось систематически и

целенаправлено.

Необходимо

приближать

участников

к

пониманию

настоящего искусства. Задача руководителя в том, чтобы припомощи

художественных произведений влиять на моральные убеждения участников

коллектива, и в том, чтобы расширить их кругозор, научить понимать

прекрасное в искусстве и в жизни, научить отличать художественное от

нехудожественного, талантливое от бездарного. Все это необходимо еще и

потому, что эстетическое, как и моральное, воспитание протекает не только

под влиянием учителя, наставника, но и во время самостоятельного общения

с искусством и людьми. Во всем этом человек должен разбираться

самостоятельно: моральное влияние искусства достигается главным образом

не от морализирования учителя или руководителя коллектива по поводу

художественных произведений, а самим высокоидейным произведением

искусства, правильно понимаемым человеком.

Систематически осуществляемое эстетическое воспитание расширяет

кругозор, укрепляет моральные убеждения, открывает богатейший мир

духовной и эмоциональной жизни.



В раздел образования