Автор: Тарасова Анастасия Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДДТ № 3
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: статья
Тема: Формирование эстетических вкусов в коллективе
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №3
Статья
Формирование эстетических вкусов в народном коллективе
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
Тарасова А.С.
Иваново, 2022
Эстетические чувства людей играют огромную роль в их жизни.
Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь
человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самое
высокое духовное наслаждение.
Эстетическое
воспитание
-
процесс,
который
совершается
под
влиянием
самых
различных
жизненных
отношений
и
воздействий,
обладающих эстетическими свойствами. К задачам эстетического воспитания
необходимо
отнести
прежде
всего
развитие
у
каждого
школьника
способности
восприятия
эстетических
явлений
в
искусстве
действительности. Нужно научить детей видеть прекрасное и безобразное,
возвышенное и низкое, комическое и трагическое. Нужно, чтобы они все это
понимали и чувствовали и в той или иной форме выражали свое отношение к
этим явлениям. Воспитание такой способности на образцах подлинного
искусства, эстетических явлений жизни будет способствовать формированию
у детей высокого и требовательного художественного вкуса, умения глубоко
проникать в идейно-художественную сущность произведений искусства и
красоту действительности.
Перед руководителем фольклорного коллектива, особенно если это
коллектив детский, стоит задача не только научить участников правильно
петь, разбирать музыкальную грамоту и владеть инструментом, но также и
формировать и развивать у них правильные эстетические установки. Музыка
сама по себе является важным средством эстетического воспитания.
Пробуждая в людях самые различные чувства, от чувства простого
удовольствия
до
глубочайшего
нравственного
переживания,
музыка
помогает формированию идеалов и оказывает влияние на поведение.
Музыка,
пение
имеют
непосредственное
нравственно-воспитательное
значение, так как совместным переживанием возвышенных, героических,
лирических чувств объединяют и сплачивают людей в их духовном порыве.
Воспитательное влияние музыки тем сильнее, чем более развит у участников
слух, художественная требовательность к музыкальным произведениям, чем
чаще они вовлекаются в практическую исполнительскую деятельность, так
как именно она - важнейшее средство музыкального воспитания и развития.
С самого начального этапа занятий в фольклорном народном коллективе
руководителю необходимо развивать у участников музыкальный слух на
основе пения и прослушивания произведений в записи, рассказывать об
истории народной песни, о ведущих творческих коллективах, о различных
традициях исполнительства и т.д. Авторитет руководителя должен быть
направлен на формирование у участников коллектива полной, объемной
картины эстетических требований, существующих в фольклоре, которые в
свою очередь подтверждаются музыкальным материалом.
Эстетическое воспитание не может быть однобоко и заключаться только в
знакомстве с музыкальным творчеством. Знание национальных культурных
традиций, включающее в себя все виды искусства, такова должна быть цель
руководителя, поставившего перед собой задачу эстетического развития
участников коллектива.
Важно, чтобы эстетическое воспитание заняло в работе с народным
коллективом самостоятельно место, причем велось систематически и
целенаправлено.
Необходимо
приближать
участников
к
пониманию
настоящего искусства. Задача руководителя в том, чтобы припомощи
художественных произведений влиять на моральные убеждения участников
коллектива, и в том, чтобы расширить их кругозор, научить понимать
прекрасное в искусстве и в жизни, научить отличать художественное от
нехудожественного, талантливое от бездарного. Все это необходимо еще и
потому, что эстетическое, как и моральное, воспитание протекает не только
под влиянием учителя, наставника, но и во время самостоятельного общения
с искусством и людьми. Во всем этом человек должен разбираться
самостоятельно: моральное влияние искусства достигается главным образом
не от морализирования учителя или руководителя коллектива по поводу
художественных произведений, а самим высокоидейным произведением
искусства, правильно понимаемым человеком.
Систематически осуществляемое эстетическое воспитание расширяет
кругозор, укрепляет моральные убеждения, открывает богатейший мир
духовной и эмоциональной жизни.