Автор: Клепцова Елена Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ СОШ№4
Населённый пункт: г. Куйбышева Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Инновационные образовательные технологии на уроках физики в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование
Инновационные образовательные технологии на уроках физики
в условиях реализации ФГОС
Тема "Физика в работе конструктора – механика"
Цель мероприятия:
активизация познавательной деятельности учащихся,
расширение их кругозора, развитие их творческих способностей,
формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества.
Ход работы Слайд 1
Ведущий (под музыку «Зодиак»)
Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук.
Добрый день! На прошлой встрече мы выбрали с вами интересную и очень важную тему в
жизни человека.
Слайд2
Физика в работе конструктора - механика
Сегодня на нашем форуме принимают участие школы города и района.
Всем известно, что конструктор - механик - это специалист, компетентный во многих областях: таких
как: материаловедение, электротехника, медицина, строительство, физика, химия и многие другие.
Слайд 3
Ты можешь стать умнее тремя путями:
Путём опыта – это самый горький путь;
Путём подражания – это самый лёгкий путь;
Путём размышления – это самый благородный путь.
Древняя китайская пословица
Многие величайшие достижения в области науки и техники непосредственно связаны с физикой. В
один ряд с прекрасными творениями человеческого разума и умелых человеческих рук, известными
как “семь чудес света” можно поставить следующие четыре величайшие достижения XX века,
Слайд 4
связанные с физикой и техникой:
1.
Открытие атомной энергии.
2.
Освоение космоса.
3.
Создание лазера.
4.
Возникновение кибернетики и электронно-вычислительной техники.
Слайд 5
С физикой связаны и множество других замечательных открытий и изобретений
(хронология открытий демонстрируется показом слайдов под музыку). Слайд 6 – слайд 19
Слайд 20 Кто же является творцом всех этих достижений и открытий?
Человек
Именно он расширял границы знаний об окружающем мире шаг за шагом раскрывая все новые и
новые тайны природы, ее законы, он своим кропотливым и плодотворным трудом, пытливым умом --
много сделал для прогресса науки и техники. Открытия ученых физиков служат толчком для
изобретателей, инженеров. Но чтобы понимать и выполнять точные приборы нужны чертежи и
выполнить их можно используя чертежные инструменты. Об этом нам расскажет кадет 6 класса Тема
выступления «История чертежа»
(выступление)
В повседневной жизни мы наблюдаем падение тел. Но летят ли они свободно. И о характеристике
свободного падения расскажет нам Шипилова Дарья ученица 7 класса
(выступление)
Великий Архимед конструктор и механик древности, возбужденно и ликуя воскликнул «Эврика!» о
своем открытии. О таком открытии расскажут учащиеся 7 класса
(выступление)
Физики могут ее называть аппарат Тэта, учащийся 7 класса ее называет «Воздушная пушка» и
расскажет нам о ней
(выступление)
Мир физики необъятен! В окружающей природе, и даже внутри нас – повсюду происходят
физические процессы.
Физика все время развивается, помогает нам лучше понимать природу, обогащает нас,
увеличивает способность человека использовать на благо все достижения науки. О новых
достижениях человечества вы узнаете из доклада учащихся 7 класса
Звучит музыка.
Люди увлеченные конструированием, моделированием, созданием нового. Такие люди и выбирают в
профессии направление конструктора - механика. У них есть свой кодекс. Который мы должны
расшифровать.
(раздаются пазлы, выполняют работу)
КОДЕКС КОНСТРУКТОРА - МЕХАНИКА:
1.Быть профессионалом в своем деле.
2.Любить свою профессию, свое дело.
3.Целеустремленность.
4.Ответственность.
5.Трудолюбие.
6.Теоретическая подготовка.
7.настойчивость и внимательность.
7.Аккуратность.
8.Владение ситуацией.
9.Соблюдение правил техники безопасности.
Труд конструктора — механика не видим, но результат всегда ощутим и в мирное время, и в великую
отечественную войну. 9 мая мы отмечали знаменательную дату - 71 год Победы советского народа в
Великой Отечественной войне. Победа стала возможной только благодаря единству и сплоченности
всех и каждого: вся наша огромная страна работала на Победу: солдаты сражались на фронте, а
крепкий тыл создавали им старики, женщины, дети. Каждый, как мог, приближал день ВЕЛИКОЙ
ПОБЕДЫ! Свой вклад в общее дело внесли ученые-физики: теоретики, конструкторы, инженеры,
проектировщики, которые сделали все возможное, а порой и невозможное, чтобы наши воины смогли
не просто на равных сражаться на фронтах Великой Отечественной, но и превосходить беспощадного
врага в технической мощи.
(презентация о достижениях военной техники в ВОВ, фоном звучит песня «Журавли»)
Суммировать вклад отечественной физики и техники в дело Победы над фашистской Германией
помогает высказывание академика Сергя Ивановича Вавилова: "Советская техническая физика ... с
честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на
подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях
маскировки…» За научные исследования, способствующие укреплению военной и хозяйственной
мощи нашей Родины, выполненные в период Великой Отечественной войны, свыше 500 ученых
награждены Государственными премиями.
В знак благодарности, уважения к людям завоевавшим мирное небо для нас. Мы выполним
конструкторскую работу ввиде оригами «Журавлик счастья» И можно сказать т. к. счастье, то это мир
– добро – надежда – спокойствие.
Проведет мастер - класс кадет учащийся 5 класса
(выполняют работу)
7) Заключительное слово учителя.
Слайд 24
Подводя итоги нашего мероприятия, я хочу напомнить вам, что великий английский физик И.Ньютон
в 23 года открыл закон всемирного тяготения, а в 27 лет стал профессором Кембриджского
университета.
Известный
французский
ученый
Луи
Лагранж
в
18
лет
получил
первые
самостоятельные результаты в математических исследованиях, а в 19 лет стал профессором
Артиллерийской школы. Знаменитый советский физик Лев Давидович Ландау в 14 лет становится
студентом физико-математического Бакинского университета. Ребята, а вы только начинаете свое
путешествие в мастерство, в науку, в жизнь, в творчество. Хочется надеяться, что сегодняшнее
мероприятие разбудит у вас жажду новых открытий, ведь как писал Р.Фейнман “ Нам необыкновенно
повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия”.
(Выбор новой темы Слайд 25)
Дерзайте!
Беритесь за большие дела, если вы боретесь всерьез.
Большие открытия не всякому по плечу, но кто не решается пробовать, наверняка ничего не откроет.
Список используемой литературы:
1.
Храмов Ю.А. Физики. – М.: Наука, 1983.
2.
Дягилев Ф.М. Из истории физики и ее творцов. – М.: Просвещение. 1986.
3.
Республиканский научно-методический журнал. Физика в Казахстанской школе.
Любитель живет надеждами; профессионал работает. (Гарсон Кейнин.)
Механика — самая благородная и, главное, самая полезная из наук… (Леонардо да Винчи)
То, что сегодня наука, – завтра техника. Теллер Эдвард