Напоминание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Автор: Хоменчук Наталия Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад № 496
Населённый пункт: Свердловская область, город Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Хоменчук Наталия Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 496

Екатеринбург

Аннотация

В

данной

статье

рассматривается

вопрос

психолого-педагогического

сопровождения

семьи,

воспитывающей

ребенка

с

ограниченными

возможностями здоровья. Данная проблема является весьма актуальной.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, коррекционная работа,

комплексный подход, речевое развитие.

В последние годы в детском саду увеличивается количество детей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Большая ответственность

ложится на сотрудников детских садов - воспитателей, логопедов, психологов -

по работе с такими детьми и их родителями (законными представителями).

Ранее родителям отводилась пассивная роль в педагогическом процессе.

Взаимодействие в основном строилось на понимании и знании педагогов о

том, как нужно воспитывать, обучать, развивать ребенка с ОВЗ. У большинства

родителей не было специальных знаний по воспитанию и обучению такого

ребенка, они были не способны самостоятельно выявлять и справляться с

проблемой ребенка с ОВЗ.

Родители, столкнувшиеся с проблемами ребенка, испытывают множество

трудностей социального, соматического, педагогического и психологического

характера. А в некоторых случаях желание заниматься собственным ребенком

и вовсе отсутствует. Некоторые родители считают такие занятия попусту

потраченным

временем,

не

видят

перспектив

развития

собственного

особенного ребенка.

В настоящее время нужны более актуальные, интересные формы

активизации и образования родителей, которые бы стали популярными и

востребованными. Педагоги понимают, что возникла острая необходимость

отхода от устаревших форм, штампов в работе не только с детьми, но и с

родителями.

Кроме этого, в нашем

городе есть психологические центры,

общественные организации, объединяющие родителей детей с ОВЗ, куда бы

они могли обратиться за психологической помощью, поддержкой или

специальной литературой.

Еще в ХIХ веке психологи (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков,

И.В.Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на

состояние своего особого ребенка.

В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными

возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных

задач государственной политики не только в области образования, но и в

области демографического и социально-экономического развития РФ. (Письмо

Минобрнауки России от 18.04.2008 г). В настоящее время становится

актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям.

Своевременное

оказание

необходимой

психолого-педагогической

помощи в дошкольный период позволяет провести коррекцию недостатков

ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию.

Психологическая помощь детям с ОВЗ является одним из важных звеньев в

системе их реабилитации, здоровьесбережении.

Дети с ОВЗ интегрированы в группы с нормально развивающимися

детьми, где они имеют возможность общаться со сверстниками. Коррекционная

помощь

по

заявлению

родителей

и

заключению

Психолого-медико-

педагогической комиссии оказывается в нашем саду логопедами и психологом.

В детском саду создана предметно-развивающая среда, способствующая

развитию инклюзивных форм обучения детей с ОВЗ. На индивидуальных и

подгрупповых

занятиях

для

познавательного

и

речевого

развития

используются артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика,

развивающие

и

дидактические

игры,

раскрываются

лексические

темы;

используются игры, развивающие память, логическое мышление, внимание.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

Ребенок получает квалифицированную помощь логопеда, психолога,

направленную на индивидуальное развитие, успешную адаптацию в социуме;

Содержание

психолого-педагогического

сопровождения

реализуется

через

основные

направления,

включающие

комплексную

диагностику,

развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение

родителей (законных представителей)

Задачи:

Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе

деятельности детей и взрослых;

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными

возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).

Просвещение

и

консультирование

педагогов

детского

сада.

Психологические занятия для детей.

Комплексы

для

детей,

направленные

на

коррекционную

работу,

развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Мероприятия с родителями и детьми («Новый год», «8 марта», «День

матери», «23 февраля», «День Победы»).

Разработка

рекомендаций,

определение

нагрузки

с

учетом

психофизических особенностей ребенка с ОВЗ.

В нашей работе с детьми с ОВЗ и их родителями мы опираемся на:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре

стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи;

2. Гуманно-личностный подход – всестороннее уважение и любовь к

ребенку,

формирование позитивного настроения каждого ребенка, его

представления о себе (необходимо, чтобы он слышал слова одобрения и

поддержки, проживал ситуацию успеха).

3.Комплексный подход – психологическую помощь можно рассматривать

только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем,

музыкальным руководителем, физическим руководителем, родителями.

4. Деятельностный подход – психологическая помощь осуществляется с

учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности).

Необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является

личностно-значимым для ребенка.

5. Конфиденциальность – вся информация, полученная о ребенке и его

семье, не распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения

родителей или законных представителей ребенка.

6. Обеспечение комфортных, безопасных условий.

Методы и формы работы с детьми:

Сказкотерапия. Здесь проводится коррекционная, психологическая,

развивающая работа. Сказку может рассказывать взрослый; это может быть

групповое рассказывание, где рассказчиками является группа детей, либо один

ребенок.

Для

этого

может

быть

использован

материал

книжные

иллюстрации, сказки из фланели, пальчиковый театр.

Игротерапия. В процессе игры формируется активное взаимодействие

ребенка

с

окружающим

миром,

развиваются

его

интеллектуальные,

эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в

целом.

Сюжетноролевые игры способствуют формированию коммуникативных

отношений со сверстниками и взрослыми.

Основной задачей данных методов работы является коррекция

звукопроизношения, автоматизация отдельных звуков, коммуникация ребенка.

Формы и методы работы с родителями:

Анкетирование родителей.

Консультирование – индивидуальный подход к каждой семье, имеющей

«особого» ребенка.

Дни открытых дверей – родители посещают детский сад, вместе с

ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Мастер-классы – родители учатся применять полученные знания на

практике.

Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с

целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.

Использование информационных стендов для родителей.

Тематические

выставки

(литературы,

фото,

детских

работ),

доска

объявлений.

Виртуальное общение с родителями через Интернет, использование

сотовой связи.

Организация выставок книг, различных поделок, книжек-малышек.

Размещение информации на сайте учреждения;

Разработка памяток с рекомендациями;

Информирование родителей о других учреждениях, оказывающих

помощь детям с ОВЗ:

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными

возможностями здоровья «Талисман»

ГБОУ “ Речевой центр»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской

области (ГБУЗ СО «СОКПБ»)

Ассоциация «Особые люди»

Свердловская

региональная

общественная «Солнечные

дети»

организация инвалидов

Ассоциация “ Я Особенный»

«Центр

психолого-педагогической,

медицинской

и социальной

помощи «ЛАДО».

Некоторые

родители основную роль в преодолении отклонений в

развитии отводят медикаментозному лечению. Медикаментозное лечение

является эффективным лишь при качественной коррекционной работе и

правильном семейном воспитании.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах

деятельности

(рисование,

лепка,

спортивные

игры,

театрализованная

деятельность, создание книжки-малышки и др.) способствует

развитию

партнерских отношений.

Конечной целью комплексной, системной работы с семьей коллектив

детского сада считает создание позитивных ценностно – смысловых установок

в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную

коррекцию звукопроизношения и полноценное развитие его личности в

дошкольный период.

Многие родители хотят научиться психологически и педагогически

грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут

использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне.

Познакомить родителей с основными положениями, подходами в воспитании

детей, взаимодействовать с ними просто необходимо. Сопровождение семьи

«особого ребёнка» в нашем детском саду - это комплекс педагогических,

коррекционных, психологических технологий развития, поддержки и помощи

семье, которые представляют собой организованное тесное взаимодействие

сопровождающих (специалисты детского сада, воспитатели, администрация

МБДОУ) и сопровождаемых (дети с ОВЗ, их родители или законные

представители).

Литература

1. А. С. Пугачев «Коррекционное обучение». Журнал «Молодой ученый» №

12 за 2012 г.

2. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 "О создании условий

для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

и детьми-инвалидами».

3.В.М.Бехтерев

«Основы

общей

рефлексологии»

Государственное

издательство. Москва,1928г. Ленинград.

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня

2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей".



В раздел образования